Содержание
- 1 Минтруд России разъяснил вопросы проведения работодателем аттестации работников
- 2 Аттестация сотрудников персонала
- 3 Что необходимо знать об аттестации рабочих мест
- 4 С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда
- 5 Для чего нужна аттестация рабочих мест
- 6 Аттестация сотрудников, аттестация кадров что и зачем
- 7 Спецоценка: что нужно помнить кадровику
Минтруд России разъяснил вопросы проведения работодателем аттестации работников
ponomarenko / Depositphotos.com |
Минтруд России ответил на вопрос о соотношении положений ст. 81 Трудового кодекса в части аттестации работников и ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», далее – Закон № 238-ФЗ (письмо Минтруда России от 18 сентября 2019 г. № 14-3/В-742).
Напомним, что согласно ст. 11 Закона № 238-ФЗ в случае если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено данным законом, применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года. Исключение сделано для случаев, когда иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
В то же время ст. 81 ТК РФ устанавливает возможность проведения аттестации работников для подтверждения их квалификации в целях определения соответствия работников занимаемой должности. Порядок проведения таких аттестаций устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Многие специалисты в настоящее время полагают, что с 1 июля самостоятельное проведение работодателем аттестации, как это предусмотрено ст. 81 ТК РФ, невозможно и для этих целей работников необходимо отправлять в центры независимой оценки квалификаций.
В Минтруде России ответили, что с целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.
Организации, на которые не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аттестации отдельных категорий работников, самостоятельно, на уровне локальных нормативных актов, решают вопрос о процедуре проведения аттестации, определяют цели и задачи, категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, сроки и порядок ее проведения, состав аттестационной комиссии, перечень документов, необходимых для проведения аттестации и др.
В свою очередь независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта. Именно эту процедуру регулирует Закон № 238-ФЗ.
Сказанное позволяет заключить, что чиновники считают аттестацию, проводимую на основании ст. 81 ТК РФ, и независимую оценку квалификации различными процедурами, преследующими разные цели. И положения Закона № 238-ФЗ не распространяются на проведение аттестации работников и не лишают работодателя права проведения такой процедуры.
Вместе с тем Минтруд России отметил, что в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.
Также в ведомстве обратили внимание на то, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики, установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 1 июля 2019 года.
Аттестация сотрудников персонала
Для чего нужна аттестация персонала
Аттестация — это процедура проверки соответствия сотрудника занимаемой должности.
Во-первых, аттестация поможет определить профессиональный уровень сотрудников. Ее результаты покажут, каких специалистов не хватает, кого надо направить на обучение, какие новые должности ввести в штат и т. п.
Во-вторых, правильно организованная и проведенная аттестация персонала будет законным основанием для таких кадровых решений, как перевод и увольнение в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. первой ст. 81 ТК РФ). А кроме того, аттестация рабочих позволит контролировать результаты принятых решений.
В-четвертых, аттестация мест мотивирует сотрудников трудиться с полной отдачей. Зная о том, что предстоит проверка знаний, сотрудники стараются отличиться — повышают свою квалификацию, качественно выполняют задания, не нарушают трудовую дисциплину.
Обязана ли фирма проводить аттестацию персонала?
Для большинства фирм аттестация работников — дело добровольное. Однако есть сотрудники, которые по закону обязаны проходить аттестацию. Например, обязаны проходить аттестацию государственные служащие и сотрудники транспорта.
Категории сотрудников, для которых аттестация обязательна
Сотрудники | Основание |
Государственные служащие | Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ лО государственной гражданской службе РФ» |
Руководители федеральных государственных унитарных предприятий | Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ лО государственных и муниципальных унитарных предприятиях» |
Авиационный персонал и другие работники транспорта | Воздушный кодекс РФ; Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (утверждено приказом Минтранса России и Минтруда России от И марта 1994 г. № 13/11) |
Если по итогам аттестации вы планируете провести увольнение, принимайте во внимание не только результаты аттестации, но и другие факторы, влияющие на оценку сотрудника.
При рассмотрении дела о восстановлении на работе суд будет оценивать выводы аттестационной комиссии в совокупности с другими доказательствами по делу (показаниями свидетелей, характеристикой личности сотрудника, стажа его работы, семейных обстоятельств и т. п.). И если выяснится, что данные факторы не были учтены, сотрудник будет восстановлен на работе с оплатой времени вынужденного прогула.
Чем аттестация отличается от оценки персонала?
Аттестация, в отличие от обычной оценки персонала, — это формализованная и регулярная процедура. Кроме того, у аттестации и оценки совершенно разный юридический статус и разные последствия. По результатам оценки нельзя уволить сотрудника, а по итогам аттестации можно (п. 3 ч. первой ст. 81 ТК РФ). Однако увольнение будет правомерным лишь в том случае, если в фирме действует положение об аттестации, составленное и утвержденное по всем правилам трудового законодательства.
Как составить положение об аттестации
За основу этого документа можно взять Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утверждено постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. №470/267). При разработке положения придерживайтесь следующих правил:
- обязательно оговорите в положении, какие именно сотрудники подлежат аттестации. И помните, что аттестацию нельзя проводить для одного сотрудника, преследуя цель уволить его;
- Аттестация служащих должна проводиться периодически (скажем, один раз в три года). Если кроме очередных аттестаций вы планируете проводить и внеочередные, то четко определите основания, по которым будут назначаться такие аттестации (например, если принято решение об обучении персонала с целью повышения квалификации или открылся конкурс на замещение вакантной должности);
- если результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения сотрудника, в состав аттестационной комиссии должен входить член профсоюзного органа (ст. 82 ТК РФ). Разумеется, при отсутствии в фирме профсоюза не обязательно включать в комиссию представителя сотрудников. И все же, если он будет там присутствовать, это даст вам дополнительные аргументы в пользу вашей объективности;
Уволить сотрудника по результатам аттестации можно только в том случае, если его невозможно перевести с его согласия на другую работу (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). Если вы оформите увольнение, не предложив перед этим сотруднику перевод, суд может восстановить его на работе с оплатой времени вынужденного прогула.
- в положении об аттестации необходимо оговорить, по каким критериям вы будете оценивать сотрудников. Причем критерии должны быть одинаковыми для всех. Например, как сотрудники выполняют нормы труда, соблюдают ли они трудовую дисциплину, какие результаты показали на предыдущей аттестации;
- в положении нужно подробно описать всю процедуру аттестации. Аттестация кадров может проходить в форме собеседования, письменного экзамена или практического занятия. Обязательно конкретизируйте, как именно будет проходить аттестация в вашей фирме.
Положение об аттестации вводится в действие приказом генерального директора. После того как положение вступит в силу, с ним нужно знакомить под расписку всех работающих сотрудников и каждого нового сотрудника при приеме на работу. В типовой трудовой договор включите обязанность сотрудника проходить аттестацию. Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для сотрудников по проведению аттестации. Но вы можете освободить от нее, например, беременных женщин.
Процедура аттестации
Любая аттестация начинается с принятия решения о ее проведении. Такое решение принимает руководитель фирмы или сотрудник, в чьей компетенции находится назначение аттестации. Решение оформляется приказом. В него включается информация:
- о сроках (графике) и месте проведения аттестации;
- о круге сотрудников, подлежащих аттестации;
- о назначении аттестационной комиссии или о сроках ее формирования (назначения или избрания, если комиссия избирается);
- если аттестация внеочередная — об основаниях проведения аттестации.
Приказом также могут возлагаться обязанности на кадровую службу, руководителей подразделений по подготовке документов для проведения аттестации. Например, кадровая служба должна своевременно подготовить и передать в аттестационную комиссию сведения о том, кто из сотрудников и когда повышал квалификацию, аттестационные листы по предыдущей аттестации и т. п.
Аттестационная комиссия готовит материалы, необходимые для проведения аттестации (копии документов об образовании, стаже работы, должностные инструкции, характеристики и пр.). Сотрудников, которые будут проходить аттестацию, комиссия знакомит под расписку с подготовленными материалами и критериями оценки знаний, умений, навыков.
После всех необходимых приготовлений проводится сама аттестация в соответствии с положением об аттестации (с сотрудниками проводится собеседование, они выполняют письменные задания и т. п.).
Должен ли сотрудник присутствовать на заседании аттестационной комиссии?
Аттестация, как правило, проводится в присутствии сотрудника на заседании аттестационной комиссии. При этом могут не только обсуждаться представленные письменные материалы, но и задаваться вопросы по существу выполняемой работы. Если аттестация проводится в форме экзамена (устного, письменного, тестирования), сотрудник должен быть заранее ознакомлен с вопросами для подготовки к такому экзамену. Порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, кворум, порядок принятия решения, ознакомления с ним сотрудника должны быть установлены в положении об аттестации.
Затем комиссия на основании результатов аттестации выносит решение о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности. Мотивированное решение отражается в аттестационном листе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен под расписку. Сотрудникам должна быть предоставлена возможность выразить свое мнение о результатах аттестации, обжаловать их, если они не согласны с выводами комиссии.
По окончании аттестации все материалы предоставляются руководителю фирмы (иному уполномоченному лицу). После того как состоится итоговая аттестация, он принимает решение.
Сведения о результатах проведенной аттестации необходимо включить в личную карточку сотрудника (унифицированная форма № Т-2 утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
Перед аттестацией проверьте, на все ли должности в вашей фирме составлены должностные инструкции.
Если возникнет трудовой спор и у вас не окажется должностных инструкций, суд скорее всего признает результаты аттестации недействительными. Ведь нельзя сделать вывод о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности, не имея четких критериев оценки.
Как уволить сотрудника по результатам аттестации
Если аттестационная комиссия пришла к выводу о несоответствии сотрудника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, директор фирмы, с учетом других факторов, характеризующих сотрудника, может уволить его по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ. Но при этом нужно соблюдать следующие основные правила, на которые также указал Пленум Верховного суда РФ в пункте 31 постановления от 17 марта 2004 г. №2.
Во-первых, аттестация должна проводиться строго в порядке, предусмотренном федеральным законом или иным нормативным правовым актом, либо в порядке, закрепленном в локальном нормативном акте фирмы (положении об аттестации). Само собой, локальный акт должен соответствовать законодательству РФ, коллективным договорам, соглашениям.
Во-вторых, вы не вправе расторгнуть трудовой договор с сотрудником по названному основанию, если в отношении этого сотрудника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии сотрудника занимаемой должности.
После проведения аттестации были даны рекомендации уволить некоторых сотрудников. В какой форме мы должны предлагать им другую работу?
Предложение другой работы составляется в свободной текстовой форме. В нем перечисляются все имеющиеся вакантные должности, которые сотрудник может занимать согласно своей квалификации и состоянию здоровья. Отказ сотрудника от предложенных должностей может быть оформлен, например, в виде надписи на самом уведомлении (лот предложенной работы отказываюсь») или в виде заявления сотрудника. Если сотрудник отказывается получить уведомление либо отказывается от перевода в устной форме, это необходимо зафиксировать в соответствующем акте.
Помните, что, если вы увольняете по этому основанию членов профсоюза, вы должны предварительно получить письменное мотивированное мнение профсоюзного органа по этому вопросу (ст. 82 ТК PФ).
Что необходимо знать об аттестации рабочих мест
Материал для подписчиков издания «Новая бухгалтерия». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.
Новая бухгалтерия
Журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал состоит из четырех основных разделов: бухгалтерский учет, налоги, труд и заработная плата, право.
Периодичность выхода: 1 раз в месяц. Объем: 144 полосы.
С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда
В конце прошлого года законодатели приняли Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели. Кроме того, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со спецоценкой. В частности, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошел несчастный случай на производстве. Соответствующие поправки утверждены Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ.
Вводная часть
В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ (подробнее об этом читайте в материале «Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы»).
С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.
Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). В нем говорится, что спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
Кто должен проводить специальную оценку
Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.
Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.
Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ.
Какие рабочие места подлежат специальной оценке
Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.
Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.
Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.
Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см. «Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.
Как часто проводить спецоценку
По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.
Как начать специальную оценку
Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.
В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.
Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.
Проведение спецоценки и оформление ее результатов
Видео (кликните для воспроизведения). |
В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.
Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.
По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.
Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).
Где используются результаты специальной оценки
Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.
Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).
Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов
Для чего нужна аттестация рабочих мест
- Для чего нужна аттестация рабочих мест
- Как написать характеристику рабочего места
- Что такое сертификация рабочих мест
Аттестацию следует проводить с периодичностью не чаще чем один раз в год, не реже чем раз в три года. Это зависит от категории конкретного работника. Для ее организации требуются определенные затраты. Ведь необходимо оформить множество документов, создать и оплатить деятельность аттестационной комиссии. Нередко компании приглашают сотрудников аттестационного центра.
Правила проведения аттестации определяются конкретно для каждого предприятия, но руководствоваться при написании локального нормативного акта нужно утвержденными положениями № 470/267 от 05.10.1973 г.
Аттестация должна проводиться в виде тестов, рейтинговых оценок. Аттестационная комиссия готовит вопросы для работников в соответствии с трудовой функцией, прописанной в трудовом договоре, требуемой квалификацией, образованием для определенной должности.
Проводить аттестацию персонала компании следует тем работникам, у которых четко определены должностные обязанности. Включать в список аттестуемых нельзя специалистов, работающих в компании менее года, беременных женщин, женщин, имеющих детей до года, а также сотрудников, которым не требуется специальная квалификация для выполнения трудовой функции, к примеру, дворников, уборщиц и т.п.
В результате аттестации работодатель может сделать вывод о необходимости обучения персонала, если у работников не хватает специальных знаний по занимаемым должностям. Если сотрудник соответствует выполняемой трудовой функции, причем его знания и опыт работы позволяют работать на более высокой должности, то руководитель предприятия вправе повысить его. Тем самым специалист продвинется по карьерной лестнице.
Если по результатам аттестации работник показал свое несоответствие занимаемой должности, неподходящую квалификацию, то работодатель вправе в течение двух месяцев предложить ему другую работу. Если сотрудник не согласен с переводом, перемещением, то руководитель компании может уволить его по статье 81 Трудового Кодекса РФ.
Когда работник в результате проведения аттестации полностью соответствует выполняемой функции, работодатель должен оставить его на прежнем месте. Если существует необходимость, руководитель предприятия вправе изменить условия трудового договора. Ему разрешается изменить некоторые трудовые функции, оклад, надбавки, заключив дополнительное соглашение к договору. Причем это можно сделать только при согласии сотрудника.
Для работодателя аттестация необходима для того, чтобы определить эффективность, результативность работы каждого сотрудника, оценить деятельность каждого работника организации.
Аттестация сотрудников, аттестация кадров что и зачем
Аттестация сотрудников, аттестация кадров что и зачем
Этот раздел посвящен аттестации и оценке персонала, работающего у вас. Что же такое аттестация сотрудников? Все мы помним этот термин из наших школьных годов, а так же несколько раз упоминалась аттестация и во времена учебы в вузе. Помните что это такое? Это срез знаний, так сказать, экзамен по всему, что вы должны были выучить до нынешнего момента. На предприятии же аттестация кадров, это экзамен по всему, что вы должны знать и уметь для того, чтоб успешно и результативно выполнять задачи и функции на должности, которую вы занимаете.
Для чего проводят оценки персонала? Для того чтоб дать объективную оценку вашей квалификации по сравнению с другими специалистами этой организации. Понятно, что если вас взяли на работу, это значит, что вашей квалификации достаточно. Но, на ряду с вами работают еще несколько таких же специалистов, и аттестация позволяет понять у кого квалификация выше, у кого ниже именно по сравнению с такими же специалистами, работающими на этом же предприятии, к тому же в числовой форме.
Для чего нужна такая градация, и что нам даст такая оценка персонала? Прежде всего, хотелось бы заметить, что если есть несколько одинаковых специалистов, выполняющих на одном предприятии одни и те же функции, то почему они должны получать одинаковую заработную плату при их различном уровне квалификации (и потенциале)? Как вы понимаете, результаты аттестации, конечно же, будут влиять в будущем на систему расчета заработной платы.
К тому же результаты такой оценки квалификации и компетентности могут повлечь за собой даже увольнение (но это случается крайне редко, в случаях полного провала сотрудника на аттестации).
Так же очень полезны результаты аттестации кадров в планировании кадровых перемещений
Поскольку в ходе аттестации вырисовывается не только картина сотрудника как профессионала, но и картина личностных характеристик. Зачастую в аттестационные задания включены специальные разделы на выявление готовности сотрудника к руководящей должности, лидерских качеств и т.п. Вот прекрасный пример из жизни, как после аттестации сотрудников, из официантки (которых набрать было не проблема) после переведения на другую должность получился очень успешный менеджер по продажам (которых еще поискать нужно).
Таким образом, по результатам аттестации кадров формируется своего рода кадровый резерв
Мы понимаем, кто и кого может заменить, и кого ближайшее время необходимо повысить (в силу того, что специалист уже перерос свою должность, и если его не повысить, он просто уйдет), а кого нужно перевести на место, где он будет гораздо эффективнее, в силу склада своего характера.
При планировании аттестации и оценки персонала, и составлении аттестационных заданий, стоит учитывать специфику каждой специальности. И в наилучшем случае составлять задание по каждой должности с хорошим специалистом, разбирающимся в этой должности. Поскольку как не били бы мы профессиональны, качественные задание по аттестации мы можем создать лишь для персональщиков и кадровиков J. К тому же, специалист, который помогает вам составлять задания, должен присутствовать и на самой оценке сотрудников (по этой конкретной должности). Его оценка очень важна, и дает нам более профессиональный взгляд на знания и навыки сотрудника в этой специальности. Но не следует забывать и о том, что хороший сотрудник, это кроме знаний и навыков и личность! А вот в аттестации этих качеств наилучшим профессионалом должны быть вы.
И так, аттестация сотрудников это, своего рода, для них экзамен, по их профессиональным знаниям и умениям, а так же личностным качествам. Такая оценка персонала дает нам очень много плюсов. Эту оценку мы можем использовать в дальнейшем составлении системы мотивации сотрудников. И в перемещении наших кадров для повышения их эффективности. Аттестация кадров это довольно длинный и трудоемкий процесс, требующий усилий не только от вас, но и от других специалистов вашей компании. Но все эти усилия окупятся, в конце концов, если вы все сделаете правильно и с умом. Чего я вам и желаю!
Спецоценка: что нужно помнить кадровику
С 1 января 2014 года начал действовать Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Мероприятия по его реализации не могут не отразиться на деятельности кадровиков. О том, как изменятся и чем дополнятся функциональные обязанности кадровика в связи с действием закона, рассказывает представитель СРОО «Народная инспекция труда» Николай Орлов.
Организации, проводящие спецоценку условий труда
Если на предприятии не аттестованы рабочие места, то работодатель обязан организовать проведение спецоценки условий труда, которую необходимо выполнять раз в пять лет. Для этого на сайте Роструда из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, требуется выбрать эксперта для проведения СОУТ. От того, внесена организация, проводящая спецоценку, в реестр или нет, во многом зависит качество исследований. И нужно помнить, что даже если уже была проведена спецоценка или аттестация рабочего места, но условия труда изменились, то требуется внеплановая СОУТ.
Но прежде всего работодатель должен издать приказ, утверждающий состав специальной комиссии, которая несет ответственность за качество СОУТ. В состав комиссии должно быть включено нечетное количество лиц, в том числе специалист по охране труда, делегат от профсоюзной организации (если в организации есть профсоюз). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Состав и порядок деятельности комиссии необходимо утвердить приказом по организации. До начала спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ).
Очень часто вопросы спецоценки затрагивают интересы бухгалтерии. Главный бухгалтер очень следит за этим, поскольку результаты спецоценки в том числе влияют на составление отчетов в ФСС, ПФР. Поэтому, если есть возможность, можно согласовать вопрос включения в комиссию представителя бухгалтерии.
Поскольку сама по себе СОУТ имеет несколько размытые критерии, то какие-то факторы можно истолковать как вредные, а какие-то как допустимые. Такие спорные моменты необходимо заранее обговаривать с тем лицом, которое будет выполнять измерения и составлять заключение.
Результаты спецоценки работодатель имеет право оспорить, поскольку некоторые организации могут недостаточно качественно ее провести: завысить либо занизить класс вредности условий труда. Эти данные напрямую влияют на льготы организации, на затраты работодателя при осуществлении выплат в ФСС и ПФР. Для того чтобы результаты СОУТ были признаны недостоверными, необходимо провести экспертизу. Ее выполняют специалисты отдела социального партнерства департамента труда и занятости населения и дают заключение, которое используется в качестве доказательства в суде.
Границы ответственности кадровика
Несмотря на то, что в первую очередь закон № 426-ФЗ касается деятельности работников охраны труда, без кадровиков не обойтись. При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.
В частности, необходимо, чтобы в организации был выпущен локальный нормативный акт, который разграничивает обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового отдела, в котором следует отразить обязанности кадровиков в части спецоценки. Либо, если такое положение уже есть, внести в него соответствующие изменения.
И второй локальный нормативный акт, который надо принять, — это положение о персональных данных. В нем необходимо отразить вопросы обработки, хранения и безопасности персональных данных и указать ответственных за эти процессы лиц. Так, например, комиссия вместе с кадровиками решает, кто будет хранить сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах, о том, каким образом будут предоставляться льготы и компенсации. Информация, касающаяся спецоценки, — это персональные данные. Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение. Данные на электронном носителе необходимо защитить с помощью технических средств. В каких-то организациях эти обязанности могут быть отданы на откуп экономистов и бухгалтеров, в других этим будут заниматься кадровые подразделения. Именно поэтому я советую кадровикам принимать участие в обсуждении перечня обязанностей, во избежание разногласий в дальнейшем.
В составлении регламента проведения СОУТ требуется участие кадровика. Он совместно с инженером по охране труда должен предоставить сведения с учетом штатного расписания о количестве обследуемых рабочих мест и о том, какие именно это будут рабочие места. Если спецоценке подлежат места, находящиеся в разных цехах либо в разных отделах, то кадровик должен согласовать, в каком порядке будут проводиться исследования.
Также необходимо учитывать, что спецоценка проходит в два этапа: в теплый и холодный периоды. То есть постоянное присутствие эксперта на предприятии не требуется: он устанавливает наличие вредных факторов или их отсутствие и вторично появляется только в следующий период.
Спецоценка труда и деятельность кадровика
После проведения СОУТ возникает необходимость направления работников на первичный и периодический медосмотр, а также ознакомления имеющихся и вновь принимаемых работников с картой специальной оценки. Сотрудник обязан поставить подпись о том, что он ознакомлен. При проверке ГИТ обращает на это внимание. Законодательно рекомендуется ознакомить работников с картой спецоценки в тридцатидневный срок с момента проведения СОУТ. В этот срок не включается время нахождения работника на больничном, в отпуске и в командировке. Если работник отказывается ознакомиться с картой спецоценки, то необходимо составить об этом акт в присутствии комиссии. Все это входит в обязанности кадровика.
Кроме того, кадровик должен следить, категории каких работников в каких условиях работают. Например, недопустимо, чтобы во вредных или опасных условиях труда работала беременная женщина. Как правило, о таких ситуациях кадровики узнают одними из первых. Они обязаны незамедлительно обеспечить перевод беременной. Для этого требуется взять согласие на перевод у работника.
Также результаты спецоценки используются при учете рабочего времени и формирования графика сменности, установлении количества часов в смену. Предусмотрена возможность увеличения рабочей смены за счет предоставления денежной компенсации, что должно оформляться дополнительным соглашением. На отдельных предприятиях можно вести суммированный учет рабочего времени, но не более определенного количества часов, указанного законодательством, и в зависимости от класса вредности.
Обращаю внимание кадровиков, что изменилась ситуация с предоставлением дополнительного отпуска. Если он предусматривался за работу во вредных условиях класса 3.1, то сейчас с таким показателем предоставление дополнительного отпуска уже невозможно в соответствии с требованием ТК РФ. Но такой отпуск может быть предусмотрен на предприятии локальным нормативным актом (как поощрение работника).
Сегодня дополнительный отпуск не менее семи календарных дней предусматривается отдельным пунктом в трудовом договоре либо дополнительным соглашением за работу во вредных условиях с классом вредности 3.2 и выше. По законодательству работодатель обязан предоставить семь календарных дней дополнительного отпуска, но возможно и большее количество дней, если это предусмотрено дополнительным соглашением, межотраслевым соглашением или коллективным договором.
Дополнительные дни отпуска, которые предоставляются сверх того, что требует ТК РФ, могут быть заменены денежной компенсацией.
По некоторым профессиям существуют требования о предоставлении большего количества дней. Эксперты, проводящие СОУТ, в отчете обязательно отметят, что для работника, который трудится на определенном рабочем месте, дополнительный отпуск будет длиннее, и укажут норматив, который обуславливает это.
Если по каким-либо причинам аттестация или спецоценка условий труда 2015 года труда не проводились, то ПФР не назначит таким работникам досрочную пенсию. Также работник лишается права на досрочную пенсию, если в результате спецоценки условия труда были признаны вредными, но работодатель не перечислял взносы в ПФР.
Ответственность за непроведение спецоценки
За нарушение Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено несколько видов ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, имущественная и административная.
С 1 января 2015 года изменениями статьи 5.27 КоАП РФ ужесточается и дифференцируется система штрафов и санкций. Предусмотрен отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ и медицинских осмотров, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
С 2015 года за непроведение СОУТ штраф для руководителя составит 5–10 тысяч рублей, для организации — 60–80 тысяч рублей. Если в течение года со дня уплаты первого штрафа работодатель вновь допустил нарушение, связанное со спецоценкой, то санкции ужесточаются:
- для организации или ИП — штраф в сумме от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для должностного лица — штраф в сумме от 30 до 40 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Поскольку, как показывает практика, фактически осуществить в режиме реальной работы предприятия плановую и тем более внеплановую СОУТ на всех рабочих местах невозможно, а количество санкций увеличилось, год предстоит непростой. Рекомендую при проверке ГИТ не бояться вступать в диалог и обжаловать постановления. Как правило, половину постановлений ГИТ суды отменяют.
Источники
Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.- Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
- Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.