Что значит вне рамок налоговой проверки

Все ответы в статье: "Что значит вне рамок налоговой проверки" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Запрос документов вне рамок проверки. Ответственность и защита

Теперь налоговики вправе истребовать у компании документы и другую информацию по конкретной сделке вне рамок проведения налоговой проверки. Однако от необоснованных запросов можно защититься.

С 30 июня 2013 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс 1 , которые позволяют контролерам, если у них есть обоснованная необходимость, истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или иных лиц вне рамок проведения налоговых проверок. На практике налоговики и ранее запрашивали у компаний как информацию, так и конкретные документы. Однако суды не поддерживали такие истребования, ссылаясь на отсутствие разрешающих норм в Налоговом кодексе 2 . Рассмотрим судебную практику и доводы, которые помогут фирме защитить свои права в новых условиях.

Проблемы применения ответственности

Налоговое законодательство предусматривает ответственность компании по смежным правонарушениям при непредставлении запрашиваемых документов вне рамок проведения налоговой проверки:

  • за несообщение сведений, которые, в соответствии с Налоговым кодексом, фирма должна передать контролерам 3 ;
  • за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах 4 .

При этом различается как сумма штрафа (5000 руб. в первом случае и 200 руб. во втором), так и порядок определения ответственности. В рамках статьи 129.1 Налогового кодекса неважно количество документов. Ответственность наступает за факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) требования. В рамках статьи 126 Налогового кодекса имеет значение количество представленных (несвоевременно представленных) документов.

Однако, чтобы применение ответственности было законным и обоснованным, налоговый орган должен точно указать фирме перечень истребуемых документов и список тех документов, которые были у него на момент запроса, но не были представлены по требованию. Первую информацию налоговики указывают в требовании о представлении документов. Вторую можно получить в рамках выездной налоговой проверки путем выемки документов 5 . В условиях же, когда запрос производится вне рамок какой-либо налоговой проверки, эта существенная для привлечения к ответственности информация остается недоступной контролерам, пока ее не раскроет сама фирма (например, представив документы с просрочкой). Таким образом, возникает проблема, решение которой сможет дать либо судебная практика, либо очередные поправки в Налоговый кодекс.

Как защититься?

При возникновении разногласий с контролерами по поводу представления документов вне рамок проведения налоговой проверки компания может руководствоваться следующими позициями:

1. Инспекторы обязаны обосновать свое требование, необходимость получения документов должна быть очевидно обоснованной. Законодательство дает фирме право не выполнять неправомерные требования проверяющих как не соответствующие Налоговому кодексу 6 . Следовательно, фирма, не исполняющая требование о представлении документов, явно не соответствующее закону, действует в рамках своего права, то есть правомерно и добросовестно. Арбитры в данной ситуации с большой долей вероятности встанут на сторону компании. Так, ФАС Дальневосточного округа указал 7 , что вне рамок проверки налоговики не вправе истребовать какие-либо документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, без соответствующего обоснования необходимости их получения. К аналогичным выводам пришел и ФАС Западно-Сибирского округа 8 .

2. Запрашиваемые документы должны относиться к конкретной сделке, указанной в требовании. Компания вправе представлять налоговикам только те документы, которые, по ее мнению, имеют отношение к деятельности контрагента или к конкретной сделке. Так, ФАС Поволжского округа рассматривал ситуацию 9 , когда инспекция затребовала у фирмы документы, не касающиеся ее взаимоотношений с контрагентом (конкретной сделки), а являющиеся внутренними документами (карточки бухгалтерских счетов, выписки из книги продаж, лицензия, договоры с субподрядчиками). Поскольку проверяющие не доказали, что запрошенные документы каким-либо образом связаны с деятельностью контрагента, данное обстоятельство послужило одним из оснований для признания решения о привлечении фирмы к ответственности недействительным 10 .

3. Требование о представлении документов должно быть исполнимым. При назначении срока для исполнения требования о представлении документов налоговики должны учитывать реальную возможность компании передать необходимое количество документов в установленный срок 11 . Судьи Северо-Западного округа рассматривали случай, когда фирма не смогла своевременно представить 18 748 документов в ходе выездной налоговой проверки. Инспекторы хотели привлечь ее к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса. Однако арбитры признали такое решение незаконным, сославшись на то, что у фирмы отсутствовала возможность представления копий всех документов в установленный ИФНС срок в связи с большим объемом технической работы по ксерокопированию при численности работников четыре человека 12 .

4. Представление документов непосредственно в суд не говорит о том, что их не было в ходе налоговой проверки. Фирма может представить истребуемые документы непосредственно в ходе судебного разбирательства. Так, суд кассационной инстанции отклонил доводы налоговиков о непредставлении фирмой документов в ходе проверки, поскольку, как было установлено, эти документы в требовании прямо поименованы не были, а содержалось лишь указание «представить другие документы, подтверждающие убыток» 13 .

Сноски:
1 Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ
2 пост. ФАС ПО от 17.01.2013 № Ф06-10424/12, от 28.04.2012 № Ф06-2701/12, от 26.05.2009 № А55-17265/2008, ФАС ЗСО от 12.05.2011 № Ф04-2381/11
3 ст. 129.1 НК РФ
4 ст. 126 НК РФ
5 ст. 93 НК РФ
6 п. 11 ст. 21 НК РФ
7 пост. ФАС ДО от 06.03.2012 № Ф03-306/12
8 пост. ФАС ЗСО от 12.05.2011 № Ф04-2381/11, от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14)
9 пост. ФАС ПО от 28.04.2012 № Ф06-2701/12
10 пост. ФАС ДО от 06.03.2012 № Ф03-306/2012, ФАС ЗСО от 29.12.2010 № А27-4698/2010, ФАС МО от 30.04.2009 № КА-А40/3266-09 по делу № А40-64682/08-99-198, ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09
11 пост. ФАС ДО от 19.12.2007 № Ф03-А51/07-2/5682
12 п. 2 ст. 109 НК РФ; пост. ФАС СЗО от 15.05.2008 № А42-488/2007
13 пост. ФАС СЗО от 27.07.2006 № А56-44532/2005

Читайте так же:  Штраф для ип за невыдачу кассового чека

В каких случаях истребование документов вне рамок налоговой проверки является обоснованным, а в каких – нет?

MorePixelsShutterstock / Shutterstock.com

Как рассказал советник государственной гражданской службы 2 класса, юрист по налоговым проверкам Андрей Быченя, в случае, когда налоговый орган выставил компании требования вне рамок налоговой проверки необходимо понять – налоговики исполняют функции налогового контроля или превышают свои полномочия?

Напомним, что требования налогового органа вне рамок налоговых проверок считаются законными, если они возникли по причине обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса).

«Исходя из данной нормы возникает два вопроса – как налоговый орган определяет «конкретную сделку», ведь реквизиты договора не всегда известны? И каким образом оценивается обоснованность необходимости получения документов? Особенно волнует вопрос – налогоплательщик должен знать об этой необходимости или это исключительно налоговики должны понимать, что такая необходимость существует и она обоснованна?» – отмечает эксперт.

Что нужно учитывать при подготовке документов на запрос налогового органа? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

По его словам, для разрешения вопросов при наличии такой неоднозначной нормы права обычно происходит обращение к судебной практике. Однако в данном случае ответов в ней найти не удастся, так как суды занимают прямо противоположную позицию. «Одни полагают, что налогоплательщику следует сообщить по какой причине у него истребуют документы. К примеру, суд Дальневосточного округа в марте текущего года постановил, что налоговый орган не может истребовать документы в ходе предпроверочного анализа с целью решения вопроса о включении налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок. Суд решил, что так как «предпроверочного анализа» главой 14 НК РФ не предусмотрено, соответственно, истребовать документы на этом основании налоговики не могут», – пояснил Андрей Быченя. В то же время, другие суды полагают, что уведомлять налогоплательщика, по какой причине у него истребуются документы, налоговики не обязаны, так как проверка документов является частью налогового контроля. Однако таких решений меньшинство.

«На наш взгляд такая позиция судов неправильная, так как в ст. 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика не исполнять неправомерные акты налоговых органов. В данном случае непонятно, каким образом можно реализовать данное право, понять законно выставлено требование или незаконно?», – говорит Андрей Быченя.

В качестве рекомендации он посоветовал компаниям, получившим подобные требования от налоговых органов не торопиться с представлением документом, а детально разобраться с каждым пунктом и оценить, какие риски существуют в случае не удовлетворения требования. Кроме того, компания сама может обратиться к налоговому органу для получения комментариев, ведь часто на основании недопонимания ситуации налоговым инспектором доначисляется крупная сумма налога. Этого можно избежать, предоставив налоговикам нюансы технологического процесса или другие аспекты производства.

Налоговикам предписано не требовать чрезмерного количества документов вне налоговой проверки

При решении вопроса об истребовании документов вне рамок проведения налоговых проверок инспекторам следует исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Запрашивать документы можно только в случае, если есть обоснованная необходимость. Данное разъяснение ФНС России разослала по нижестоящим налоговым органам письмом от 27.06.17 № ЕД-4-2/12216@ .

В Федеральной налоговой службе опасаются, что истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков.

Вообще, суды признают, что большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий инспекции незаконными. Вместе с тем, при решении вопроса о правомерности штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ за непредставление документов, суды учитывают следующее:

  • реальную необходимость истребования конкретных документов (разумность и обоснованность требований);
  • реальную возможность инспекторов изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов;
  • реальную возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме;
  • обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов; было ли принято решение инспекции по этому вопросу (и какое именно).

По итогам исследования перечисленных обстоятельств суды нередко снижают или вовсе отменяют штраф.

В связи с этим инспекторам нужно быть готовыми к тому, чтобы аргументированно ответить на вопросы вышестоящего налогового органа или суда, возникающие в связи с вышеуказанными обстоятельствами. Соответственно, прежде чем запросить пакет документов, контролерам следует убедиться в том, что запрос является обоснованным и целесообразным.

Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

Иногда налоговики вне рамок налоговой проверки хотят получить документы или информацию по определенной сделке. Сразу скажем, что налоговое законодательство (ст. 93.1 НК РФ) это разрешает. Разберемся, как выглядит данная процедура, что необходимо представить контролерам, а на что они претендовать не вправе.

Когда может прийти требование вне рамок налоговой проверки

Существует единственный законный повод для запрашивания документов за пределами налоговых проверок – закреплен он п. 2 ст. 93.1 и состоит в следующем: если у фискалов есть обоснованная необходимость получить документы (или информацию) по определенной сделке, они вправе запросить их у сторон этой сделки либо у иных лиц, которые о ней что-то знают.

Обратите внимание: требование необязательно должно касаться операций с вашим прямым контрагентом, с которым вы заключили договор (Письмо ФНС № СА-4-7/12693@ от 17.07.2015, Определение ВС РФ № 306-КГ14-1989 от 17.09.2014). Так, у вас могут запросить сведения об отгруженном товаре, даже если вы не контактировали напрямую с его производителем, попавшим в поле зрения контролеров, а приобрели этот товар у посредника.

В п. 1 ст. 93.1 говорится еще об одной возможности для истребования сведений. На этот раз речь идет о деятельности конкретного контрагента. Однако запрос в рамках данной нормы возможен только при проведении у него выездных или камеральных проверок.

Читайте так же:  Статья 159.5 УК РФ: информация о мошенничестве в сфере страхования

Как запрашиваются документы

Порядок проведения данной процедуры изложен в п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, а также в Письме ФНС от 27.07.2017 № ЕД-4-2/12216@. Перечислим основные правила:

  • Просить документы и информацию у вас может только та ИФНС, где вы состоите на учете. Однако «первоисточником» для такого запроса будет поручение, присланное другой инспекцией, которая непосредственно проводит контрольные процедуры (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
  • На основании этого поручения ваша ИФНС сформирует требование, где перечисляются сведения, позволяющие однозначно понять, о какой именно сделке идет речь (п. 4 ст. 93.1 НК РФ): стороны сделки, ее предмет, условия и др. (Письмо ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).
  • Требование (с обязательным приложением к нему копии поручения) ИФНС передает руководителю вашей компании или уполномоченному представителю одним из следующих способов: лично под расписку, в электронной форме по ТКС, заказным почтовым отправлением (п. 1 ст. 93, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

С формами поручения и требования можно ознакомиться в Приказе ФНС от 08. 05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Как ответить на требование

После того как вы получили запрос, у вас есть 10 дней, чтобы подготовить и отправить необходимые инспекторам документы, информацию или сообщить им, что вы не располагаете такими сведениями (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Ответ о том, что компания не располагает информацией

Даже если вы не знаете контрагента, о котором вас спрашивают, и не можете сообщить никакой «ценной» информации, отмалчиваться нельзя! Это будет расценено как неисполнение требования и влечет наложение штрафа по ст. 129.1 НК РФ — от 5 до 20 тыс. руб.

Может случиться и так, что для отработки запроса вам понадобится гораздо больше времени, нежели установлено НК РФ. Ведь сделкой может быть как отдельная хозяйственная операция, так и целый договор, по которому составлялись сотни первичных документов. Если вы не укладываетесь в отведенные 10 дней, необходимо об этом оповестить сотрудников ИФНС и ходатайствовать о продлении срока (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Ходатайство о продлении срока представления документов

Однако рассчитывать на то, что проверяющие гарантированно увеличат срок, нельзя: ведь это их право, но не обязанность.

Тем не менее практика показывает, что в большинстве случаев ИФНС увеличивает срок для исполнения требования, потому что главная задача контролеров – получить документы или информацию, а не оштрафовать компанию за просрочку.

Если вы не успеете вовремя собрать все бумаги и не предупредите об этом ИФНС, последует штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ — 10 тыс. руб. Такое же наказание предусмотрено, если вы откажетесь исполнять требование или подадите ложные сведения.

Ответ на запрос разрешается:

  • привезти в ИФНС лично;
  • отправить через представителя;
  • послать заказным отправлением;
  • передать в электронном виде по ТКС.

Документы на бумаге сдавайте в виде заверенных копий, а при передаче по ТКС – отправляйте их по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ). При этом строгих правил заверений бумажных копий документов, предоставляемых по требованиям фискалов, законом не предусмотрено. Однако есть ряд рекомендаций, данных Минфином в Письме от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142:

  • Если вы сдаете стопку документов, допустимо заверение каждого отдельного листа, так и заверение прошитой пачки в целом.
  • Что касается сшивания пачки, ее плотно скрепляют нитками, при этом важно, чтобы каждый документ можно было без труда прочитать и скопировать.
  • Листы пачки пронумеруйте, на ее обороте укажите общее количество листов в прошитой стопке, проставьте дату и подпись сотрудника (с расшифровкой), который занимался заверением.

Итак, существуют определенные правила предоставления документации, которую требуют налоговики. Однако не все, что они у нас спрашивают, законно.

Что может, а что не вправе делать инспекция

Ниже представлены основные права и обязанности, которыми должны руководствоваться проверяющие при составлении требований:

  • Налоговый кодекс позволяет контролерам истребовать документы именно о конкретной сделке (отдельной хозяйственной операции или договоре), но не в целом о деятельности – вашей или вашего партнера.

Т.е. если из требования неясно, какая именно сделка имеется в виду, вы вправе не предоставлять документы или информацию (Постановление АС ДВО от 21.03.17 № Ф03-712/2017). Но и отмалчиваться в данной ситуации не стоит. Следует пояснить, по каким причинам вы не можете исполнить требование.

Письмо об уточнении запроса

  • Из требования должно быть понятно, чем обоснован запрос документов (информации). Как правило, контролеры подходят к выполнению данного условия формально – указывают, что есть «обоснованная необходимость». При этом законодательство не разъясняет, когда необходимость считается обоснованной. Но, анализируя абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ, можно заключить, что обоснованность непосредственно связана с конкретным мероприятием налогового контроля.
  • Кроме этого, в обязательном порядке требование должно содержать указание на то, что документы (информация) нужны именно вне рамок проведения налоговых проверок (Постановление АС ЗСО от 13.06.17 № Ф04-1488/2017).

Как происходит подача документов по требованию ИФНС в 1С-WiseAdvice

Мы практикуем риск-ориентированный подход в обслуживании. То есть мы против бездумного представления документов по любому запросу налоговой. Напротив, мы осознаем и взвешиваем все последствия подачи или неподачи того или иного документа. Все наши действия направлены на то, чтобы максимально обезопасить нашего клиента, а заодно – не подставить его перед поставщиками и подрядчиками.

Запросы документов по сделкам нередко достаточно объемны, и это не противозаконно. Однако запрашивать что-либо произвольно – по принципу «все, что хочется» – недопустимо. При составлении запроса ИФНС должна исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации), не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

При принятии решения о законности привлечения компании к ответственности за непредставление каких-либо документов и/или информации по требованию, данные принципы будут являться основополагающими. Так, в случае направления компанией жалобы на действия ИФНС в вышестоящий налоговый орган, инспектор, составлявший запрос, будет обязан пояснить причины и необходимость истребования именно этих документов (информация). Его пояснения могут потребоваться также в суде.

Читайте так же:  Объекты коммунально бытового назначения: виды, назначение, особенности

В связи с этим по умолчанию принято считать, что инспектор осознанно подходит к формированию списка документов к истребованию. Но если есть основания полагать, что запрос составлен без соблюдения вышеизложенных принципов, возможно отстоять свое право не предоставлять все, что хочет видеть ИФНС (Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ (ред. от 06.09.2017).

Полезная бухгалтерия от 1С-WiseAdvice

В рамках бухгалтерского обслуживания специалисты компании 1C-WiseAdvice проводят глубокий анализ всех требований, приходящих клиенту из ИФНС, и дают подробные рекомендации по поводу того, какие документы и в каком объеме подавать.

А теперь – несколько советов, которые помогут вам в работе.

Существует ряд особенностей, на которые стоит обращать внимание при анализе требования, полученного в рамках ст. 2 ст. 93.1. Такой анализ может помочь снизить объем представляемых документов или информации, либо вовсе сведет на нет обязанность предоставлять что-либо:

TaxAlert: Арбитражный суд Московского округа поставил под сомнение законность действий налогового органа по истребованию у налогоплательщика вне рамок налоговой проверки на основании статьи 93.1 НК РФ документов (информации) за три календарных года, не относящихся к конкретным сделкам

представляем Вашему вниманию TaxAlert, содержащий краткий анализ Постановления Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2019 по делу № А40-211149/2018, согласно которому полномочия налоговых органов по истребованию у налогоплательщика документов вне рамок налоговых проверок не абсолютны, должны иметь правовое основание, документы (информация) могут быть истребованы у налогоплательщика лишь при наличии и доказанности налоговым органом «обоснованной необходимости».

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

Видео (кликните для воспроизведения).

Налогоплательщик обжаловал в судебном порядке требование о предоставлении документов (информации) вне рамок налоговой проверки, направленное ему налоговым органом в порядке статьи 93.1 НК РФ, которым у него истребовались информация и документы за три года, в частности:

  • расшифровки счетов бухгалтерского учета 60,62, 76, 90, 91;
  • расшифровка показателей «Нематериальные активы», «Основные средства», «Доходные вложения в материальные ценности», «Финансовые вложения», «Отложенные налоговые активы», «Прочие внеоборотные активы», «Запасы», «НДС по приобретенным ценностям»;
  • расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности на начало каждого из года с указанием ИНН контрагентов;
  • штатное расписание налогоплательщика;
  • налоговые регистры доходов и расходов и пр.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, применив формальный подход и руководствуясь статьями 23, 31, 88, 89, 93, 93.1 НК РФ, пришли к выводу о законности требования налогового органа, указав при этом, что в требовании содержатся необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какая информация (документы) запрашиваются, период, за который следует предоставить документы, налогоплательщик, в отношении которого запрошены документы, порядок направления требования инспекцией не нарушен, по форме и содержанию оспариваемое требование соответствует положениям действующего законодательства.

Налогоплательщик обжаловал состоявшие судебные акты в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа.

ВЫВОДЫ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Отменяя судебные акты нижестоящих судов и отправляя дело на новое рассмотрение суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам:

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Налоговое законодательство предусматривает право налоговых органов в случае возникновения вне рамок проведения налоговых проверок обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки, на истребование этих документов у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (пункт 2 статьи 93 НК РФ). Возможность истребования налоговым органом документов у третьего лица, которое располагает такими документами, соответствует принципам и целям налогового контроля.

Вместе с тем, это не означает, что налоговым органом может быть истребован любой объем документов безотносительно конкретных сделок налогоплательщика и за любой временной период, без обоснования необходимости их истребования и без учета разумности объема и периода истребуемых документов, на что и указал суд кассационной инстанции в анализируемом деле. На реальную необходимость истребования налоговыми органами конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований) указывалось и в Письме ФНС от 27.06.2017 г №ЕД-4-2/12216@.

Согласно положений пункта 2 статьи 93.1 НК РФ и принимая во внимание разъяснения Пленума ВАС РФ, описанных в пункте 27 Постановления №57 от 30.07.2013г., а также разъяснения Приказа ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7- 2/189@, которым утверждены формы документов, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий – при истребовании документов (информации) налоговый орган в своем требовании должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки обозначить идентификационные признаки конкретной сделки. Однако, в анализируемом деле эти условия налоговым органом также соблюдены не были.

Кроме того, из названия статьи 93.1 НК РФ, ее расположения в системе правовых норм, регулирующих налоговый контроль, а также буквального содержания ее законоположений следует, что предусмотренные этой статьей мероприятия налогового контроля, направлены исключительно на получение информации о деятельности конкретного налогоплательщика от третьих лиц – стороны по сделке с таким налогоплательщиком, иных лиц, располагающими документами и информацией о деятельности такого налогоплательщика. Положения статьи 93.1 НК РФ не предусматривают возможности истребования у налогоплательщика документов и информации непосредственно об его деятельности; такие контрольные мероприятия могут быть осуществлены налоговыми органами только в рамках проведения ими налоговой проверки и исключительно в соответствии с положениями статьей 89, 93 НК РФ.

Поэтому, реализация налоговыми органами права на истребование документов по конкретной сделке, предоставленного им пунктом 2 статьи 91.3 НК РФ, не должно поменять собой иные формы налогового контроля, предусмотренные статьями 82, 87 – 89, 93 НК РФ. Истребование налоговым органом документов за три года, притом без указания конкретных сделок, а напротив, с указанием предоставления налогоплательщиком данных его контрагентов, фактически означает подмену налогового контроля в форме выездной налоговой проверки, в рамках которой налоговым органом и должны быть истребованы документы за проверяемый период.

Иное истолкование положений пункта 2 статьи 93.1 НК РФ и истребование в рамках указанной нормы документов и информации, касающейся деятельности самого налогоплательщика, а не применительно к конкретной сделке и в отношении третьих лиц, приводит к неоправданному вмешательству налогового органа в деятельность налогоплательщика, в отношении которого не проводятся какие-либо мероприятия налогового контроля (предусмотренные законом), к возложению на него, неоправданных, чрезмерных и не предусмотренных 82, 89, 93, 93.1 НК РФ обязанностей.

Читайте так же:  Проверка бланка нотариального документа

В этой связи необходимо отметить, что направление налоговыми органами требований о предоставлении документов (информации) с объемом истребуемых документов за три года является обычной практикой последнего времени. При этом получение такого требования налогоплательщиком и истребование у него документов за период, охватываемый выездной проверкой, без привязки к конкретным контрагентам и сделкам, как правило, свидетельствует о том, что налоговым органом в отношении этого налогоплательщика готовится выездная налоговая проверка и инспекцией проводится предпроверочный анализ его деятельности, выявляются проблемные контрагенты, «слабые места» в учете и возможные нарушения законодательства о налогах и сборах и искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения.

Причем, нередко, требования о предоставлении документов (информации), направленные на получение налоговым органом от налогоплательщика информации и документов для целей предварительного налогового контроля, предшествующему непосредственной налоговой проверки, маскируются под вполне законные требования о предоставлении документов (информации) применительно к конкретным сделкам, в которых помимо непосредственно документов по сделке налоговым органом истребуются также и документы (информация), касающиеся деятельности самого налогоплательщика, а не конкретных сделок и третьих лиц.

Таким образом, исходя из анализируемого постановления кассационной инстанции суду первой инстанции (и последующим судебным инстанциям) в анализируемом деле фактически предстоит решить вопрос о том, осуществлялось ли истребование налоговым органом в соответствии со статьей 93.1 НК РФ документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговой проверки с целью предварительного (предпроверочного) анализа его деятельности в связи с той самой «обоснованной необходимостью» и «относительно конкретной сделки», о которых говорится в пункте 2 статьи 93.1 НК РФ, или нет, хотя, на наш взгляд, в данном случае является очевидным, что истребуемые налоговым органом данные не относятся к конкретным сделкам и/или деятельности проверяемых третьих лиц в том смысле, который им придает указанная статья, а касаются непосредственно деятельности самого налогоплательщика.

Представляется, что указанная выше практика налоговых органов по направлению подобных требования и сбор ими документов (информации) в целях осуществления подготовки к выездной налоговой проверки, то есть проведение мероприятий, прямо не предусмотренных НК РФ, не может осуществляться в рамках мероприятий по истребованию документов в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ, и она не основана на законе. Решение данного вопроса в пользу налогоплательщика позволит другим налогоплательщикам аргументированно и обоснованно возражать против аналогичных незаконных требований налоговых органов, в то время, как принятие иного решения будет свидетельствовать о возобладании в правоприменительной практике расширительного подхода к толкованию норм законодательства о налогах и сборах, регулирующих полномочия налоговых органов.

Специалисты Группы компаний «Налоговый щит» всегда готовы оказать Вам консультационную помощь и юридическую поддержку в налоговых спорах.

По всем вопросам, связанным с вопросами защиты прав налогоплательщиков и получением дополнительной информации, обращайтесь, пожалуйста, к:

Управляющему партнеру, директору
Брызгалину Владиславу по тел.: +7 495 642-16-00 или Написать письмо

Руководителю практики налогового консультирования и аудита
Новиковой Ольге по тел.: +7 495 642-16-00 или Написать письмо

Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок

Запросы вне рамок проверки — что это означает

Требования о представлении документов регулярно получают практически все налогоплательщики. Запрашиваемые сведения обычно касаются их самих или их контрагентов. Но бывает, что налоговая требует документы вне рамок налоговых проверок — не в связи с камеральными или выездными налоговыми мероприятиями.

У компаний и ИП, получивших такие запросы, могут возникнуть вопросы: что значит вне рамок проведения налоговых проверок? Насколько такие запросы правомерны? Что могут запросить? Какое наказание предусмотрено за отказ представить запрашиваемые бумаги и информацию?

Ответим сначала на первый вопрос: запросы вне рамок налоговых проверок — что это значит? То, что инспекторов интересует конкретная сделка с вашим контрагентом. Документы и сведения, связанные с этой сделкой, они вправе запрашивать не только при проведении налоговых проверок, но и в любое другое время.

На остальные вопросы ответим в следующих разделах.

Когда налоговики используют такое истребование документов

У налоговых органов есть право запрашивать документы и информацию по конкретным сделкам вне рамок проведения налоговых проверок при обоснованной необходимости (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Чтобы налогоплательщик смог исполнить требование о представлении документов/информации, инспекторы могут уточнить в запросе предмет договора (какие работы выполнены, какое имущество приобретено и т. д.), период его действия, а также указать, с каким контрагентом он заключен. Если специальных уточнений нет, от вас потребуются все документы по сделкам с данным контрагентом.

При такой неопределенности перечня запрашиваемых документов их список во многом формирует судебная практика:

Фактически контролеры могут направить вам запрос документов вне рамок проведения налоговых проверок по любым бумагам, составляемым сторонами при заключении и исполнении сделки.

Каким может быть запрос

Как выглядит требование вне рамок проведения налоговых проверок? Этот документ оформляется по специальной форме, утв. приказом ФНС России от 17.11.2018 № ММВ-7-2/628 (приложение 17).

Требование контролеры должны заполнить таким образом, чтобы из него налогоплательщик однозначно выяснил следующее:

  • По какой причине сформирован запрос. В требовании должна быть ссылка на ст. 93.1 НК РФ.
  • В рамках какой сделки необходимо представить информацию или документы.

Инспектору разрешено не указывать в требовании реквизиты конкретного договора, но приведенные в нем данные должны позволить налогоплательщику однозначно идентифицировать сделку.

Что инспекция требовать не вправе

Несмотря на то, что по ст. 93.1 НК РФ налоговики вправе запросить вне рамок налоговых проверок любые бумаги за любой период (в пределах срока их хранения), им не позволено требовать все документы подряд (письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@).

Читайте так же:  Риски продавца квартиры при аккредитиве

У инспекторов отсутствует право требовать вне рамок проверки документы непосредственно по вашей деятельности: запрашивать налоговые регистры, данные бухучета, внутрифирменные документы.

Просьба об уточнении требований

Запрос документов вне рамок налоговой проверки не всегда может быть понятен налогоплательщику. Если контролеры не указали в требовании сведения, позволяющие точно идентифицировать сделку, по которой запрашивается информация или документы, придется уточнять это дополнительно.

Для этого отправьте налоговикам заявление в произвольной форме, в котором изложите свою просьбу об уточнении запроса.

С заявлением не стоит затягивать, хотя сроки его оформления в НК РФ не установлены. Лучше отправить заявление в ИФНС сразу, как только вы поймете, что из-за неясностей в требовании вы не можете его исполнить.

Заявление не приостановит срок исполнения требования, поэтому вместе с ним лучше сразу отправить уведомление о невозможности выполнить требование в срок и просьбу об увеличении времени для подготовки сведений и документов (как это сделать, узнаете далее).

Просьба о продлении срока: варианты ответа на требование

Если в полученном от контролеров требовании запрашивается большой объем документов, который, по вашей оценке, представить в установленные законом сроки невозможно, незамедлительно информируйте об этом контролеров. Для этого оформите уведомление о невозможности выполнить требование в срок, форма которого приведена в приложении 1 к приказу ФНС России от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204.

Считаете, что документы вовремя представить невозможно по внутрифирменным причинам? Заполните уведомление по образцу:

Передать налоговикам документы вы не можете по той причине, что уже представили их по запросам иных органов (аудиторов или правоохранительных органов)? Оформите и отправьте контролерам тот же бланк уведомления, заполнив в нем второй информационный блок:

Не следует затягивать с отправкой уведомления. Сделайте это не позднее следующего дня после получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Возможно, что инспекторы откажут вам в просьбе о продлении срока. Закон не обязывает это делать, оставляя решение на их усмотрение. Но наличие уведомления может помочь вам в дальнейшем снизить размер штрафа в суде.

Как не ошибиться со сроками документов

У инспекторов при запросах документов и (или) информации вне рамок налоговых проверок большие полномочия: они вправе запросить любые бумаги за любой промежуток (в пределах срока их хранения).

Подсказку, в каких нормативных документах установлены требования к срокам хранения документов, смотрите на рисунке:

Документы с истекшим сроком хранения вы представлять не обязаны. Но предупредите налоговиков о том, что запрошенных бумаг у вас уже нет в связи с истечением срока их хранения.

Сколько дней дается для ответа

Период для подготовки и отправки в ИФНС запрашиваемой вне рамок проведения налоговых проверок информации зависит от того, каким способом получен запрос от контролеров:

Если эти сроки не соблюсти, у налогоплательщика могут возникнуть неприятности, о видах и размерах которых расскажем далее.

Получите больше информации о важных для налогоплательщиков сроках:

Размер наказания

Не представить в срок информацию по конкретной сделке налогоплательщик может по разным причинам. Он может такой информацией не располагать, забыть о полученном требовании или посчитать требования контролеров незаконными.

В письме ФНС от 27.06.2017 № СА-4-9/12220@ отмечено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой вне проведения налоговых проверок информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность по ст. 129.1 НК РФ:

Наказание этим не ограничивается: должностное лицо могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Возможен ли отказ в представлении документов?

У вас может не оказаться запрашиваемых контролерами документов и информации. К примеру, налоговики оправили вам требование о представлении документов по ошибке и с обозначенным контрагентом вы никогда не работали. Либо запрашиваемые документы были уничтожены в связи с истечением срока хранения.

В таком случае нельзя просто промолчать. Необходимо информировать инспекторов о факте отсутствия документов. Используйте форму уведомления из приказа ФНС России от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204.

Как оформлять отказы в разных жизненных ситуациях, помогут разобраться статьи:

Способы передачи документов

Специальный механизм отправки информации и документов по запросам контролеров вне рамок налоговых проверок в НК РФ не установлен. Можете сами решить, как их представить — на бумаге или электронно. Руководствоваться при этом нужно общим порядком:

Не забудьте вместе с запрашиваемыми бумагами направить в ИФНС сопроводительное письмо и опись. Эти дополнительные бумаги помогут доказать инспекции факт представления документов при повторном запросе с их стороны.

Возможны ли вне рамок проверки допросы и выемки?

Если налоговая требует документы вне рамок налоговых проверок, не исключены и иные контрольные процедуры:

Читайте также, о каких запретах не следует забывать хозяйствующим субъектам и обычным гражданам:

Инспекторы вправе направлять запросы документов и информации налогоплательщикам не только при проведении налоговых проверок, но и в другое время. Но запросить они вправе только данные по конкретной сделке и исключительно при наличии обоснованной необходимости. Если представить запрашиваемые документы вы своевременно не можете по причине их отсутствия или большого объема, нужно предупредить контролеров с помощью уведомления по специальной форме. Направить документы можно в обычном порядке — специальных правил для такого случая в законодательстве нет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Больше информации по теме — в рубрике «Налоговые проверки».

Источники


  1. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  2. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  3. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  4. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
  5. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
Что значит вне рамок налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here