Содержание
- 1 Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
- 2 Что такое непосредственное управление многоквартирным домом?
- 3 Как осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом в 2019 году
- 4 PRO новостройку +7 (499) 450-27-46 (Москва)
- 5 Плюсы и минусы непосредственного управления многоквартирным домом
- 6 Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 164 ЖК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ в часть 1 статьи 164 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.
1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
1.1. Утратила силу с 1 сентября 2014 г.
Информация об изменениях:
1.2. Утратила силу с 1 сентября 2014 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в часть 2 статьи 164 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
Об особенностях применения части 2 статьи 164 настоящего Кодекса в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 N 458-ФЗ
2. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Информация об изменениях:
Часть 2.1 изменена с 25 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ
2.1. Договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, и (или) о выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, и (или) о выполнении работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Что такое непосредственное управление многоквартирным домом?
Определить эффективность управления многоквартирными домами можно по тому, насколько безопасные и благоприятные условия созданы для проживания, насколько оптимально содержание общедомового имущества и пр.Если данными задачами занимаются сами жильцы, то им будет полезно ознакомится с таким понятием, как непосредственное управление многоквартирным домом.
Непосредственное управление – что это?
Среди множества вариантов ведения ЖКХ может быть непонятно, непосредственное управление многоквартирным домом что такое? Это отдельная форма управления, официально предусмотренная ЖК.
Подобный способ управления предполагает возможность самостоятельного заключения договоров с разного рода обслуживающими организациями вроде водоканала, городских электросетей или газовой компании и пр.
Непосредственный способ управления делает владельцев помещений ответственными за содержание общедомового имущества и за капитальный ремонт.
Согласно ЖК ст. 161, предназначением подобного управления МКД является обеспечение благоприятных и безопасных условий для жизни жильцов, а также бесперебойное предоставление услуг ЖКХ и надлежащее содержание общедомового имущества.
Обычно метод управления избирается на общедомовом собрании владельцев жилых помещений. Бывают такие способы домоуправления:- непосредственное управление;
- управление ТСЖ или жилкооперативом;
- управляющие компании.
Процедура избрания метода управления МКД осуществляется посредством общего собрания владельцев квартир. То решение, которое будет принято на общем собрании, станет обязательным для всех жильцов дома.
Минимальное число квартир
Процедура, как перейти на непосредственное управление, регулируется Жилищным Кодексом (ст. 164). Подобное руководство гарантирует полноценные и высококачественные условия проживания граждан в МКД.
Но на практике собственники сами взаимодействуют с обслуживающими организациями:
- Если в сооружении меньше 12 квартир, то их собственники могут не заключать дополнительные договора с организациями-подрядчиками, оказывающими услуги по поддержанию нормального содержания общедомовой собственности и по ремонтным работам.
- Если в домовладении больше 12 квартир, то ситуация осложняется. Чтобы одобрить решение о методе управления домом, на собрании нужно собрать голосов больше 50% от общего числа собственников. Только тогда решение будет иметь легитимность.
До скольких квартир в доме требуется, чтобы перейти на непосредственное домоуправление? ЖК регулирует данный вопрос.
Чтобы управлять МКД непосредственно, в нем должно быть 13-30 квартир. При этом домовладением руководят сами собственник или посредник. В последнем случае руководящее лицо может не проживать в МКД, делами которого он управляет.
Итак, 13-30 квартир – вот какие дома могут быть на непосредственном управлении. Подобное ограничение в количестве квартир позволяет привлечь всех жильцов к участию в общедомовых делах, собраниях, на которых также проще достигнуть какого-то компромисса с небольшим количеством собственников.
Плюсы и минусы подобного управления
Чтобы понять эффективность подобного управления, нужно реально оценить все плюсы и минусы самостоятельности. По данным на 2019 г, такая форма домоуправления считается одной из самых эффективных, поскольку жители сами участвуют в управлении и заключают договора с подрядчиками.
К основным преимуществам подобного руководства относятся:
Непосредственное домоуправление высокоэффективно лишь в случаях, когда жильцы имеют активную позицию. Но есть несколько негативных нюансов в подобном руководстве.
Одним из весомых минусов считается то, что всеми делами по руководству занимается конкретный круг собственников, причем совсем бесплатно. Если учесть, сколько забот и обязанностей прибавляет руководство МКД, безвозмездность подобной деятельности несколько несправедлива.
Мало того, если вдруг будет решено нанять консьержку или благоустроить двор, то финансовые траты лягут на согласных. Те же, кто не согласился с данными нововведениями, попросту могут не платить.
Также дома на непосредственном управлении лишены возможности участия в соцпрограммах вроде капремонта, обновления детской площадки и пр. А если в доме еще остались муниципальные квартиры, то наймодатели на собраниях имеют те же права, что и собственники жилья.
Как перейти
Многих привлекает непосредственный тип домоуправления, но не все понимают, как осуществляется переход на такое руководство.Чтобы обслуживаться по новому методу, нужно пройти определенную процедуру перехода:
- собрать инициативную группу;
- провести собрание собственников;
- выбрать обслуживающие организации.
Если на протяжении 12-месячного периода жильцы не реализую выбранный метод домоуправления, то городская администрация будет вынуждена самостоятельно назначить управляющую компанию.
Инициаторы
Чтобы протолкнуть какую-либо идею, в т. ч. сменить организацию управления домовладением, обязательно нужна инициатива. В любом многоквартирном доме всегда найдутся особенно активные граждане, которые готовы стать представителями остальных квартирных собственников.
Такие жильцы организуют координирующий центр, создают инициативную группу из владельцев жилья, разъясняют и агитируют, привлекая всех жильцов к данному мероприятию.
Для удобства лучше использовать для подачи информации специальные щиты для объявлений, которые имеются у каждого дома. Также стоит обойти с предложением всех жильцов в доме.
Обычно инициативная группа назначает по 1-2 человека на подъезд, которые будут заниматься организационной работой и в дальнейшем поддерживать деятельность непосредственного управления. Эти лица и доносят до остальных жильцов суть возникшего вопроса, время и дату проведения собрания и пр.
Назначить непосредственное управление можно только по воле собственников. Для этого проводится собрание с голосованием. На собрании должны собраться не меньше 50% владельцев квартир.
В процессе мероприятия обязательно ведется протокол собрания, который обладает четкой структурой. Это необходимая часть, поскольку устные договоренности между жильцами никакой силой не обладают.
На собрании обсуждается:
Составление и заключение официальных договоров считается одной из основных задач при смене способа управы
Заключение договоров
Многоквартирный дом не может считаться юридическим лицом или какой-то официальной организацией, а, значит, не обладает правом на ведение деловых отношений с организациями подрядчиков. Потому заключать договора на предоставление услуг приходится с каждым собственником по отдельности.
Чтобы упростить данный процесс, все собственники пишут на руководство доверенность, а руководящее лицо уже подписывает от их имени все договора и представляет интересы всех жильцов одновременно.
Чтобы заключить договорные отношения, понадобятся подтверждающие документы вроде протокола ОСС, техпаспорта дома, доверенности собственников на ответственное лицо и пр.
Особенности непосредственного управления
Когда на собрании ведется протокол, в нем обязательно указывается кто, как и что делает, чтобы поддерживать общедомовые владения в надлежащем состоянии. Здесь же уточняется, как начисляется ОДН.
Начисление общедомовых нужд производится ресурсоснабжающим подрядчиком. Весь объем ОДН распределяется между всеми жилыми объектами, согласно их площади.
Непосредственное управление имеет свои особенности:
Хоть НУ и примечательно для собственников, перспектив у данного способа управления мало. Дело в том, что таких малоквартирных домов (до 30 кв.) сегодня крайне мало. В городах активно сносятся маленькие дома и возводятся многоэтажки, что исключает возможность перехода на непосредственное управление.
Выход из НУ
Если со сменой управы все понятно, то что делать и как выйти из непосредственного управления домом. Процедура также производится посредством собрания всех собственников, где ведется протокол и решается вопрос о смене метода домового управления.
Непосредственное обслуживание помогает жильцам содержать дом в оптимальном виде. Домовладение также обслуживается подрядчиками, только все услуги и их стоимость прозрачны и находятся под контролем собственников.
Непосредственное домовое управление позволяет жильцам чувствовать защищенность и свободу от чиновничьего вмешательства и произвола управляющих компаний.
Но при такой форме управы необходимым условием является повышенная сознательность и принятие того, что качество жизненных условий зависит только от сплоченности и совместных действий всех жильцов МКД.
Как осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом в 2019 году
При выборе способа управления многоквартирным домом владельцы преследуют единственную цель: комфортное проживание наряду с оптимальными расходами.Почему жильцы все чаще останавливаются на непосредственном управлении, а не на назначении управляющего?
Законодательное регулирование вопроса
Ст. 164 Жилищного кодекса РФ гласит, что в основе заключенных договоров при подобном способе управления многоквартирным домом лежит решение владельцев квартир, принятое на общем собрании.
О взаимоотношениях с коммунальными службами (подача и отвод горячей и холодной воды, электричество, газ, отопление и т.д.) жильцы должны позаботиться самостоятельно.
Использование электронной формы документа предполагает, что гражданин разместит договор в соответствующей системе.
Последние изменения
При последнем изменении в жилищное законодательство была внесена норма, в соответствии с которой управляющая компания лишь частично отвечает за некачественно выполненные услуги.
Новая редакция ст. 157 ЖК РФ говорит о том, что наличие доказательств невозможности исправить ситуацию, позволяет уйти от ответственности. Проще говоря, с ржавой водой, как никто ничего не делал, так и не будет делать.
Отсутствие посредников при управлении многоквартирным домом предполагает, что жильцы будут самостоятельно заниматься:
- обслуживанием помещений общего значения;
- реконструкционными работами и текущими ремонтами;
- распределением денежных средств.
Для принятия решения по тому или иному вопросу, жильцы должны организовать коллективное собрание. Голосование может быть как заочным, так и очным. Таким же образом можно осуществить назначение доверенного лица, обязанностью которого будет представление интересов основного числа проживающих в доме.
В соответствии с российским законодательством, в состав ТСЖ может входить 1 жилой дом, несколько зданий или целый квартал. Подобная форма управления требует, чтобы решения принимались на коллективных собраниях, а во главе правления находился председатель.
Благоустройство прилегающей территории и текущие ремонты разрешается либо проводить самостоятельно, либо заключать трудовые соглашения с соответствующими бригадами или подрядными организациями.
Жилищный кооператив является еще одной формой управления многоквартирным домом. Организация представляет собой самостоятельное юридическое лицо, в составе с председателем и собственниками объектов недвижимости.
Среди особенностей подобного управления можно выделить:
- разрешение или запрет на аренду помещений общедомового назначения;
- индивидуальные правила подсчета голосов;
- нормативно-правовые акты не содержат никакой информации, касающейся порядка подобного управления, то есть жилищный кооператив может сам их придумать и включить в Устав.
Российские законы гласят, что собственники квартир могут самостоятельно выбирать и менять способ управления домом, являющимся местом их проживания. Но, если они так и не смогли прийти к единому мнению в течение 1 года, то вместо них это сделает орган местного самоуправления посредством проведения открытого конкурса.
Что это такое
Данное мероприятие преследует следующие цели:
Видео (кликните для воспроизведения). |
- сохранить имущество граждан;
- организовать безопасность;
- обеспечить доступность объектов, относящихся к общедомовым;
- защитить интересы жильцов;
- поддерживать в исправном состоянии приборы учета и инженерные коммуникации.
Любое важное или глобальное решение должно приниматься на общем собрании жильцов. Результаты излагаются в протоколе, который подписывает каждый собственник.
Для повышения оперативности можно создать специальный совет, который будет выполнять определенные функции:
- подготавливать общие собрания;
- контролировать исполнение принятых решений;
- представлять собственникам результат проделанной работы.
Председателем и членами совета могут быть только владельцы жилья в многоквартирном доме.
Преимущества и недостатки
Непосредственное управление предполагает следующие преимущества:
- Возможность самостоятельно решать, что делать со своим имуществом. Другие формы предполагают, что вопросы проведения ремонтных работ, распределения финансов и многие другие решаются контролирующей организацией.
- Наличие законных оснований для отказа от какого-либо коммунального ресурса.
- Индивидуальная ответственность за взаимоотношения с ресурсо-снабжающими организациями. То есть, если у одного из собственников ввиду каких-либо причин не получается оплатить расходы по коммуналке, то отключение водо-газо или теплоснабжения коснется именно его.
- Экономия на управлении, так как владельцам квартир не приходится платить управляющим компаниями или кооперативам.
Несмотря на большое количество положительных качеств, не обошлось и без недостатков. Жильцам дома, выбравшим непосредственное управление, приходится самостоятельно справляться с:
- ремонтными работами;
- благоустройством территории и содержанием дома в хорошем состоянии;
- проблемами управления и периодически возникающими конфликтами;
- отсутствием государственного финансирования на проведение капитального ремонта (соответственно, данный вид управления неприемлем для старого жилого фонда);
- регулярными тратами на составление договоров с коммунальными службами и другими компаниями (утепление и подготовка дома к холодному времени года и другие работы собственникам приходится выполнять за свой счет);
- неполадками и судебными разбирательствами с подрядными организациями;
- бесконечными организационными вопросами.
Порядок организации работ
Старт работы по системе непосредственного управления многоквартирным домом предполагает последовательное выполнение следующих действий:
- Создать группу инициаторов, энтузиастов или единомышленников. В первую очередь нужно выбрать по 1-2 представителя из каждого подъезда, готовых к решению организационных вопросов и выполнению новых условий работы. Инициативная группа должна переписать поименно всех проживающих в доме, объяснить им новый порядок работы, ознакомить с положительными сторонами, а также оповестить о месте и времени проведения первого общедомового собрания.
- Провести собрание. Жилищный кодекс требует, чтобы решение о выборе формы управления принималось только голосованием собственников. Голос гражданина равен количеству квадратных метров, которыми он владеет. Собрание необходимо для решения следующих вопросов:
- утверждение формы управления;
- выбор ответственных лиц, которые будут вести переговоры с обслуживающей компанией и другими органами;
- подписание договора на обслуживание.
Собрание должно завершиться оформлением соответствующего протокола, в котором расписывается каждый жилец, а также те, кто входит в совет или инициативную группу.
Чтобы заключить прямой договор, необходимо приготовить:
- протокол, в котором зафиксировано желание жильцов перейти на непосредственное управление;
- протокол, содержащий информацию о лице, ответственном за переговоры с организациями обслуживающего характера;
- технический паспорт дома;
- заявление-обращение к руководителю организации с просьбой заключить прямой договор;
- доверенности, заверенные нотариусом.
Такой же порядок распространяется на оформление любых других услуг, необходимых для содержания или ремонта дома (вывоз ТБО, обслуживание лифта и т.д.). При этом, если дом небольшой – число квартир не превышает 12 шт., то жильцы не обязаны пользоваться услугами подрядчика. Но, если это уже случившийся факт, то оплата услуг ложится на плечи собственников в равных частях.
Порядок и контроль финансирования
Индивидуальные договора исключают возможность применения коллективной ответственности. За потребленные общие коммунальные услуги при этом никто не отвечает.Распределение скопленных финансовых средств осуществляется собственниками. Они же выбирают подрядчиков, отслеживают добросовестность выполнения работ, соблюдение сроков и т.д.
Положительный момент состоит в том, что в отношении финансов все предельно прозрачно. Недостатки порой проявляются несогласованностью принимаемых решений.
О преимуществах и недостатках непосредственного управления многоквартирным домом рассказано в следующем видеосюжете:
PRO новостройку +7 (499) 450-27-46 (Москва)
Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение
Плюсы и минусы непосредственного управления многоквартирным домом
Многоквартирный дом требует особого отношения и управления. Серьезная забота о благоустроенности быта жильцов и комфортного проживания ведет к процветанию и благополучию многоэтажек. Кто занимается непосредственным управлением многоквартирных домов и в чем заключается такая деятельность? Ответы на такие вопросы должен знать каждый, живущий в многоэтажном доме.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46 . Это быстро и бесплатно !
Что такое непосредственное управление многоквартирным домом
По состоянию на 2017 год непосредственное управление может иметь место в домах, где квартир не больше 16. Все остальные многоэтажки современного типа с количеством квартир больше 16 управляются, согласно Жилищному кодексу РФ:
- жилищным кооперативом (ЖК);
- товариществом собственников жилья (ТСЖ);
- по договору с управляющей компанией (УК).
В 2015 году были внесены поправки в Жилищный кодекс (ФЗ № 225).
Обычно, при непосредственном управлении, жильцами выбирается один представитель (управляющий домом), который решает все вопросы по капитальному ремонту, водоснабжению, электро- и газоснабжению в соответствующих организациях. Управдом:
- представляет интересы жильцов;
- проводит собрания и информирует обо всех вопросах проживающих в доме;
- вопросы благоустройства территории так же относятся к его введению;
- сбор средств и другие организационные вопросы решаются сообща всеми жильцами, а ответственным за все мероприятия в итоге оказывается управдом.
Плюсы и минусы непосредственного управления многоэтажным домом рассмотрены в этом видео:
Какие достоинства и недостатки у непосредственной формы управления
По сравнению с ТСЖ, такая форма управления более открытая и не допускает перерасхода средств жильцов, которые доверяют свои деньги руководству товарищества.
Непосредственное управление дает возможность жильцам самим оплачивать все коммунальные и другие расходы и контролировать свой бюджет.
Плюсы непосредственного управления многоквартирным домом:
- Каждый собственник квартиры в доме перезаключает договор по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. С этого момента все расходы собственниками контролируются. Это позволяет исключит долги, которые может собрать, например, Управляющая компания.
- Каждый хозяин квартиры будет получать свой собственный счет, квитанцию об оплате, именно ту, которая отражает показания счетчиков. В отличие от, например ТСЖ, когда суммы платежей проходят через руководство товарищества, никто не припишет лишние рубли к оплатной квитанции.
- Задолженности по квартплатам одних жильцов никоим образом не отражается на других собственниках квартир. Каждый сам несет ответственность за свои платежи и расходы.
- Все вопросы по организации и благоустройстве общих помещений, лестничных пролетов и двора решаются вместе, сообща, а расходы делятся по согласованию поровну между жильцами.
- Что касается ремонтных работ относительно дома, то жильцы сами выбирают компанию, подписывают договор и принимают работу.
Общее собрание собственников как орган управления многоквартирным домом.
Есть ли минусы
Как перейти на непосредственное управление
Самое главное – желание. По ЖК РФ, каждый владелец квартир в доме должен быть согласен на такую форму управления.
Объекты управления и формы управления многоквартирным домом.
Собрание может быть очным и заочным. Если жители дома дружны и проявляют инициативу, то собрание состоится очно.
Если небольшой группе или одному лицу – собственнику квартиры в доме, приходит идея и желание превратить дом в непосредственно управляемый, то нужно:
- собрать подписи жильцов, которые поддерживают такую идею;
- организовать собрание (назначить дату, время и место сбора жильцов);
- обдумать ход собрания и составить план (регламент) встречи.
Какими полномочиями обладает совет в многоквартирном доме, а также председатель такого совета — читайте здесь.
На собрании должны решаться вопросы о:
- целесообразности перехода на непосредственное управление;
- в случае положительного решения важно выбрать управдома, который соответствовал бы необходимым требованиям наличия организаторских способностей, порядочности и умения решать вопросы вовремя и в любых инстанциях;
- обычно на выборы приглашается представитель местной администрации. Это законное решение – в большинстве случаев, выбранный на должность управляющего будет общаться непосредственно с представителями административных инстанций. К тому же, чаще всего, приглашенное лицо объясняет как управлять домом, организовывать людей и подыскивать компании по ЖКХ для дома.
Представитель администрации тоже голосует «за» или «против» претендента.
После собрания все должны подписать «Протокол собрания», составленный по стандартной форме. Обычно протоколы содержат:
- дату;
- номер;
- тему;
- план (регламент);
- кто выступал и что говорил (в кратце);
- кто и как голосовал;
- как окончилось голосование;
- чем закончилось собрание;
- какие постановления были вынесены на собрании;
- регламент – кто и чем будет заниматься, согласно решениям, принятым на собрании;
- Ф. И. О. проводящего собрание;
- подписи и расшифровки двоих-троих ведущих собрание и оформляющего протокол.
Как составить договор
На нескольких листах описаны:
- все действующие лица – жильцы, управляющая компания и лицо, уполномоченное ее представлять;
- все данные о многоквартирном доме (адрес, площадь, количество этажей, квартир, практически все, что написано в кадастровом и техпаспорте);
- перечислены термины, которые будут употребляться на протяжении всего документа;
- перечислены все имущество в доме, которое считается общим и действия относительно его благоустройств. Что входит в места общего пользования в многоквартирном доме — читайте тут;
- кто является высшим органов в процессе управления;
- четко прописано во второй части предмет договора;
- какие технические текущие ремонтные работы будут проводиться;
- какие профилактические сезонные ремонтные работы будут проводиться;
- уборка мусора и текущая уборка общих территорий, другие вопросы обеспечения гигиены и санитарного режима для комфорта проживающих в доме;
- третья часть содержит обязанности сторон, а так же их права;
- в четвертой части регламентируются вопросы платежей;
- ответственность сторон и условия расторжения договора содержатся в следующих частях;
- определяются вопросы времени и частоты проведения собраний;
- срок действия договора;
- дату и подписи сторон.
Непосредственное управление многоквартирным домом может быть очень качественным или, наоборот, вызывать недовольство жителей дома.
Как работает на практике непосредственная форма управления жильем — смотрите в этом видео:
Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
Это один из ключевых механизмов структурирования общежития граждан, который регулируется ст. 164 ЖК РФ.
Управление многоквартирными домами может осуществляться несколькими способами: непосредственно собственниками жилых помещений, посредством заключения договоров с УК, управление при создании ТСЖ. Каждый из указанных способов имеет как свои преимущества, так и недостатки. В чем же состоят плюсы, когда собственники предпочитают непосредственное управление?
Особенности управления малоквартирным домом, в котором меньше 12 квартир
Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений – это один из ключевых механизмов структурирования общежития граждан, который регулируется ст. 164 ЖК РФ. При этом утверждение подобного правового механизма происходит на общем собрании владельцев жилья в сооружениях многоквартирного типа.
Если обратиться к практике, то непосредственное управление собственниками жилья находит свое воплощение в большей степени в сельской местности, где как таковая серьезная многоквартирная застройка отсутствует. А если подобные сооружения и возведены, то количество помещений в них редко превышает 12 жилых квартир.
В подобных ситуациях от собственников жилых помещений не требуется заключать дополнительный договор со сторонними подрядчиками, которые будут осуществлять весь спектр услуг по содержанию и ремонту жилья.
Но в том случае, если в многоквартирном доме насчитывается более 12 квартир, то усложняется сама процедура принятия решения, даже если осуществляется непосредственное управление. В частности, чтобы одобрить решение необходимо собрать более 50 % голосов всех владельцев жилья. Только в этом случае подобные решения будут носить легитимный характер.
Заключение договоров с исполнителями услуг
Чтобы непосредственное управление собственниками жилья было воплощено на практике, согласно законодательным актам, требуется заключить договор с компаниями-подрядчиками, которые будут оказывать весь спектр услуг, направленных на содержание и ремонт недвижимого имущества. Это является одним из самых важных этапов, потому что, если договор не будет заключен, то напрашивается вывод сам собой – выбранный способ для управления жильем не оправдывает надежд всех без исключения владельцев жилых помещений в сооружениях многоквартирного типа.
Кроме того, если договор не будет подписан, то это будет прямым нарушением законодательства РФ. Так как правила и способы содержания недвижимого имущества, а также порядок проведения ремонта закрепляются Постановлением Правительства РФ под № 491. Иными словами, заключение договоров — это одно из ключевых требований законодателя, чтобы собственники могли осуществлять непосредственное управление жильем.
Предоставление коммунальных услуг при непосредственном управлении МКД собственниками помещений
Другим важным этапом, если осуществляется непосредственное управление собственниками жилых квартир, является заключение ресурсоснабжающих договоров. В частности, данная необходимость регламентируется Постановлением Правительства РФ под № 354. В данном нормативно-правовом акте содержатся основополагающие правила о том, как и в каком объеме должны поставляться коммунальные услуги от подрядчиков, если с ними заключен договор от лица собственников жилья при непосредственном управлении многоквартирными постройками.
Ключевая особенность ресурсоснабжающих компаний – предоставлять потребителям весь спектр коммунальных услуг в должном объеме и приемлемом качестве.
Если наблюдаются какие-либо перебои в электро-, газо-, водоснабжении, то ответственность за подобную халатность несет именно подрядчик коммунальных услуг, с которым заключен официальный договор от имени собственников жилья.
Кроме того, в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, а именно в пункте 42, указано, что лица, которые ответственны за поставку коммунальных услуг и иных ресурсов, несут непосредственную ответственность перед собственниками жилья, а если не будет осуществлена полноценная поставка полного спектра услуг, то лица будут отвечать перед законом РФ.
Отождествление договоров подряда и возмездного оказания услуг с договором управления
Предоставление тех или иных услуг со стороны подрядчиков могут осуществляться на различных основаниях. Иными словами, в каждом конкретном случае заключается уникальный договор, который содержит основные условия и порядок подобных действий со стороны ресурсоснабжающей компании.
Но, несмотря на это, в большинстве случаев собственники отождествляют между собой договор подряда и договор возмездного оказания услуг, что является серьезной ошибкой.
Указанные типы договоров имеют ключевые отличия, которые в первую очередь заключены в предмете самого соглашения между участниками. В случае возникновения судебных разбирательств, даже если подрядчик должен понести ответственность, суд может принять решение не в пользу собственников. Это связано с тем, что договор не будет содержать исчерпывающей информации о предмете соглашения, поэтому и трактовать документ можно в любом виде.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что отождествление договоров может стать детерминантой принятия судом решения не в пользу собственников многоквартирного дома, оспорить которое практически невозможно.
Заключение индивидуальных и публичных договоров собственниками
На собственников жилья в многоквартирных постройках возлагается обязанность заключать как индивидуальные, так и публичные договора при непосредственном управлении в подобных помещениях. В частности, данный вопрос затронут в ст. 162 ЖК РФ.
Индивидуальный договор собственника жилья в многоквартирном доме имеет типовую форму своего воплощения.
Ключевое условие, чтобы был заключен публичный договор собственниками жилья, — это присутствие второй стороны соглашения в виде коммерческой организации. Определение того, что представляет собой публичный договор, дано в ГК РФ, а именно ст. 426. Что касается законодательного порядка оформления такого типа договора, то он регламентирован ст. 445 указанного Кодекса.
Принятие решений и управляющий многоквартирного дома
Из-за того, что управляющей структурой постройки многоквартирного типа при непосредственном управлении владельцами жилых квартир признается общее собрание собственников недвижимости, то и полномочие по принятию решений возлагается на этот орган. Если обратиться к ст. 161.1 ЖК РФ, то в этой правовой норме указано, что собственники должны избрать Совет многоквартирного дома, в состав которого войдут сами владельцы жилья.
Следует отметить, что данный орган не подлежит государственной регистрации в органах МСУ или же иной структуре.
При этом количество лиц, которые будут входить в управляющий орган, устанавливается на общем собрании собственников. Из общего числа участников Совета выбирается уполномоченное лицо, которое и считается управляющим многоквартирного дома.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Главное полномочие Совета состоит не только в вынесении вопросов на общее собрание собственников, которые касаются ремонта, содержания, правил и распорядка пользования коллективным имуществом, но и в принятии решений, на основании высказанных пожеланий владельцев квартир.
Источники
20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.- Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
- Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.