Проблемы трудоустройства выпускников

Все ответы в статье: "Проблемы трудоустройства выпускников" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Пути решения проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов

Профессиональное самоопределение молодых специалистов

В современном мире очень часто у молодежи возникают проблемы с самоопределением. Как в плане будущей профессии, так и в жизненных целях в целом. Что касается профессионального самоопределения, то этот процесс происходит длительное время, зачатки его зачастую формируются в детском возрасте, когда дети начинают в игровой форме познавать мир профессий. На протяжении этого периода происходит не только профессиональное и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. Но когда современная молодежь встает перед выбором профессии, то на этот выбор влияет множество других факторов.

Первым фактором является родительское давление. Когда подростки начинают задумываться, кем бы они хотели быть, родители помогают им в выборе профессии. Это правильно. Но иногда помощь перерастает в давление, которое может даже помешать определению будущей личности. Второй фактор — это социальное давление. Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, большее значение придает условиям жизни, что вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. И в будущем многие юноши и девушки предполагают иметь столь же, если не более благоприятные условия жизни. С этими же мерками они подходят и к профессии. Кем сейчас модно быть? «Я хотела бы стать учителем, но учителя мало зарабатывают, поэтому я пойду учиться на менеджера, юриста или бухгалтера» (из результатов анкетирования девочки, окончившей школу и стоявшей перед нелегким выбором профессии).

Встречаются и другие мотивации: «Это одни из наиболее распространенных профессий на данный момент», «Такая мода», «Это престижные специальности» и т.д. Часто друзья и подруги идут учиться на такие же специальности, и это тоже влияет на профессиональное самоопределение личности. Мы живем в современном мире, где детям во время формирования будущей профессии, предоставляются множество тестов на профориентацию, а также работы с психологами, но даже это не всегда способствует профессиональному определению подростка, а иногда даже, запутывает [20].

Современное российское общество находится в состоянии перемен. Социально-политические и экономические изменения затронули все его сферы. Высшая школа как источник интеллектуального и духовного потенциала страны, высококвалифицированных специалистов тоже не может не меняться. Излишняя централизация и недостатки планирования подготовки кадров, чрезмерное дробление специальностей привели к несоответствию профессионально-квалификационной структуры кадров потребностям современного общества. С отменой государственного распределения выпускники вузов лишились гарантированных рабочих мест и минимальной социальной защиты. Это подрывает трудовую мотивацию, негативно сказывается на ценностных ориентациях молодежи. Высшее образование, профессионализм не обеспечивают материального благополучия, высокого социального статуса [50; 57-70].

Трудоустройство выпускников вузов, профессиональный рост молодых специалистов — проблема, от решения которой зависит будущее России. Они — интеллектуальный потенциал для развития общества. Ситуация 90-х годов создает новое поколение, формируя его особые черты, установки и ценности. Включенность молодых специалистов в новую социальную структуру, поиск своего места в обществе создает необходимость нового социологического взгляда на проблему их профессионального самоопределения [42].

Что касается исследований в нашей стране, посвященных изучению профессионального самоопределения, то, начиная, с 60-х годов проблема профессионального самоопределения рассматривалась отечественными социологами в основном на этапе выбора профессии. Под руководством Шубкина В.Н. было начато широкомасштабное изучение динамики профессиональных ориентаций выпускников школ сибирского региона, их намерений относительно избрания профессии и путей ее получения, характера реального продолжения образования и трудоустройства. Шубкиным В.Н. и Филипповым Ф.Р. были разработаны вопросы прогнозирования личных планов молодежи, профессиональных склонностей, территориальных и социальных передвижек в связи с выбором профессии [44].

Проблема профессионального самоопределения неразрывно связана с понятием трудовой мотивации, среди исследований которой выделяется капитальное исследование «Человек и его работа» (1967), выполненное в Ленинграде под руководством В.А. Ядова. В работе подняты вопросы, связанные с профориентацией, в том числе с изучением профессиональных склонностей, научным описанием профессий. Второй этап этого исследования, проведенный через 14 лет, позволил оценить постепенное изменение отношения к труду в относительно стабильных условиях в разных группах работников, в частности инженеров и молодежи [49; 142-151].

В 1973-74 гг. в 6 регионах Советского Союза и в 1977-78 гг. в 13 городах РСФСР и Прибалтийских республиках под руководством Института социологических исследований АН СССР был осуществлен проект, результаты которого отражены в работе «Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества» (1978). Исследование подтвердило гипотезу о приоритете социальной ориентации по отношению к профессиональной (сначала — выбор социального положения, затем — конкретной профессии и специальности). Отдельно сопоставлялись ценностные ориентации студенчества. В ходе исследования были проанализированы взаимосвязи между социальными, половозрастными, образовательными, профессионально-квалификационными характеристиками, семейным положением опрошенных и их ориентациями на образование.

В первой половине 80-х годов в различных регионах были проведены крупные исследования по проблемам подготовки молодежи к трудовой деятельности, профессиональной ориентации и адаптации молодых специалистов в трудовом коллективе, структуры их жизненных планов [41; 173-174].

В частности, Головаха Е.И. раскрыл взаимосвязь жизненных целей, ожиданий, их влияние на повышение эффективности профориентации. Были проведены попытки сравнительного анализа социальных перемещений в социалистических странах, престижа профессий и ориентаций на образование [36].

В эти же годы поднимаются и проблемы формирования специалиста в вузе. С точки зрения профессионального самоопределения представляет интерес работа Смирновой Е.Э. «Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием» (1984) . Она выделила ряд функций специалиста с высшим образованием: исследовательская, критическая, инженерная, организационная, информационная, воспитательная, прогностическая, контрольная, техническая [37].

Со второй половины 80-х диапазон исследуемых проблем постепенно расширяется, в него включаются проблемы мобильности работающей молодежи, ее профессионально-квалификационного роста, отношения к труду и удовлетворенности трудом, жизненных и ценностных ориентаций. [40; 38].

Говоря о последних исследованиях, проводившихся в данной области, необходимо отметить, следующие результаты:

1). Ожидания молодых специалистов от будущей работы изменились за время их обучения в вузе. Поступающие в технические вузы меньше других ждали от своей профессии творческих возможностей, но больше, чем другие надеялись на материальное благополучие и создание профессиональной карьеры. Выпускники специальностей естественнонаучного профиля более других ориентировались при выборе профессии на свои способности и интересы, надеялись на творческие возможности и общественное признание. В целом, при поступлении в вуз большинство молодых людей руководствовались своими интересами, способностями. Будущее материальное благополучие для них в то время не были все-таки самым важным.

Читайте так же:  Мошенники на юле перевод денег на карту

2) Выпускники различного профиля обучения находятся в разном положении на современном рынке труда и имеют различную мотивацию труда. Большая часть выпускников технических вузов не удовлетворена полученной специальностью, с трудом находит работу, сложнее адаптируется, особенно в отличии от «гуманитариев». Почти 2/3 последних удовлетворены своим выбором, это, по-видимому, говорит о том, что они более вдумчиво подходили к выбору профессии, а также, что сейчас гуманитарные специальности находятся, так сказать, на «гребне волны».

Для выпускников технических вузов по сравнению с другими наименьшее значение имеет творческий аспект в работе, а наибольшее — работа в хороших условиях и заработная плата, то есть больше внимания они уделяют инструментальным аспектам труда. Гуманитарии больше уделяют внимание содержанию работы, им важно более полно реализовать себя в труде. На последнее место отодвигается для них служебное продвижение и стремление работать в хороших условиях. Среди этой группы больше всего тех, кто готов уделять работе дополнительное время, заниматься интересной работой в ущерб материальному вознаграждению, то есть эта группа более других удовлетворена содержательными аспектами своей работы. Выпускники естественнонаучных специальностей имеют наименьший из трех групп показатель значимости материального фактора и наибольший — значимости профессионализма, общественного признания и построения карьеры [39; 427]

3) Существует несоответствие между объективными требованиями, предъявляемыми обществом к современным специалистам и их жизненными планами и ориентациями, их качествами как будущих работников высококвалифицированного умственного труда. Треть опрошенных молодых специалистов определенно не хотела бы работать по специальности, полученной в вузе. Причины работы не по специальности: 27% выпускников вузов отметили материальные соображения, по 24% — отсутствие работы по специальности и разочарование в ней, 17% — не устроил режим работы, 15% — неправильное распределение, 14% — отсутствие спроса на специалистов данного профиля.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что профессиональное самоопределение это длительный процесс, зачатки которого формируются с детства и к которому необходимо подойти с полной серьезностью, потому как поспешный, необдуманный выбор профессии подростком приводит к профессиональной неудовлетворенности в будущем, что может стать причиной серьезных внутренних противоречий.

Результаты последних исследований показывают, что за последние годы для молодых людей увеличилась значимость материального фактора. Но в тоже время не уменьшилась важность хороших условий труда, сохранения времени и энергии для досуга и увеличилась значимость общественного признания и творческих моментов в работе. Это, по-видимому, говорит о том, что нынешнее поколение специалистов стремится к более высокому уровню жизни и готово для его достижения немало поработать, одновременно стараясь самореализоваться в работе.

Заключение

Подводя итог всей проделанной работы, можно сказать, что проблема трудоустройства выпускников ВУЗов, а так же неудовлетворенность молодых специалистов своими рабочими местами является актуальной и имеет место быть в современном российском обществе.

По результатам проведенного, социологического исследования, можно отметить как положительные так и отрицательные стороны российского молодежного рынка труда. Так, приятным моментом является то, что большинство респондентов, ответили, что смогли реализовать себя в сфере, совпадающей с их специализацией. Положительным моментом и является то, что больше половины участников опроса, считают, что в Краснодарском крае, в Краснодаре в частности, есть все возможности для реализации своего потенциала, как отвечали некоторые : «Если ты способный и трудолюбивый, тебя обязательно заметят и оценят по достоинству». Но, конечно есть и такие респонденты, которые, считают что без связей и влиятельных знакомств, в «нашем коррумпированном обществе» выбиться в люди очень сложно. Потому как из результатов исследования видно, что большинство респондентов имеют свою нынешнюю работу благодаря знакомым, родственникам и их рекомендациям.

Что же касается гипотез, выдвинутых в программе исследования, то можно сказать, что они подтвердились. Так, в частности большинство респондентов, считают главной причиной, вызывающей трудности при трудоустройстве, отсутствие практического опыта работы. И речь в данном случае идет не конкретно об опыте в той сфере, в которой хочет себя попробовать молодой специалист, а об опыте в целом, потому как многие выпускники пребывают в растерянности после пяти лет обучения в ВУЗе, им бывает трудно адаптироваться в новом месте, брать на себя ответственность, налаживать коммуникации. А как отметили наши респонденты, возможности работать и получить хоть какой-то опыт в студенческие годы им не удавалось, потому что учеба требовала больших временных затрат.

Так же в ходе исследования выяснилось, что молодым людям бывает нелегко трудоустроиться по причине завышенных требований и ожиданий по отношению к будущей работе, в частности к зарплате. Ведь молодые специалисты, успешно окончившие престижные ВУЗы, востребованные специальности, да еще с красным дипломом, просто недоумевают, почему им предлагают столь низкую заработную плату? Отсюда возникает проблема неудовлетворенности рабочим местом, как следствие приводит к безработице среди молодых специалистов. Такое явление, конечно, присутствует, но среди опрошенных респондентов, большинство все-таки более адекватно оценивает себя. Некоторые опрошенные даже считают основной причиной молодежной безработицы амбиции и лень «Молодежь совсем разленилась, думают, если диплом с пятерками, им будут платить деньги не за что». Один из респондентов в качестве напутствия выпускникам высказался так: «Терпение, терпение и еще раз терпение, не думайте что вам кто-то, что-то должен, это вы из кожи должны вон лезть, что бы вас заметили. Я вот, вообще, 1,5 года практически бесплатно работал»

Так же, одной из задач данного исследования, было выяснение основных критериев при поиске работы, и тем параметрам, которым молодые люди в большей степени отдают приоритет. Что примечательно, на первое место все как один поставили такой показатель, как интерес к работе, возможность развиваться и реализовать свой потенциал, вторым критерием стал дружный коллектив и приятная психологическая атмосфера, а заработную плату большинство поставили нс третье место.

Еще одним важным моментов исследования является вопрос о том, какую роль в трудоустройстве молодых специалистов, играет учебное заведение, в котором они обучались и уровень полученного ими образования, и о том какие имеют место быть в процессе обучения, которые в последствии, вызывают проблемы при трудоустройстве? И здесь следует отметить, то, что мнения всех респондентов по этому вопросу сошлись. Абсолютно все участники опроса, считают, что в ВУЗах не хватает практических занятий, что основное время отводится на теоретическую подготовка, которая впоследствии оказывается беспомощной, так как для работодателя в первую очередь важно умение применить знания на практике, чему ВУЗ, к сожалению уделяет недостаточного внимания.

Читайте так же:  Социальная помощь студентам бюджетникам

Эффективным решением может стать комплексная программа адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к «проблемным» вузам и специальностям.

Важнейшими ее направлениями должны стать:

Область управления студенческой занятостью:

Обучение студентов процессу трудоустройства, широкое информирование о возможностях трудоустройства, профессионального роста и развития для студентов. Важным моментом является стимулирование активности самих студентов через их участие в развивающей их деятельности (общественных организациях, деловых играх и пр.).

Принятие мер по расширению потенциального объема спроса на работника-студента (как стажера, так и полноценного работника) с разработкой системы стимулирования работодателя (налоговые льготы, частичная компенсация затрат на дообучение работника, совместные проекты по решению внутренних задач предприятий и пр.).

Содействие в разработке приемлемых форм сотрудничества студента и работодателя с необходимым учетом интересов и прав обеих сторон.

Область организации учебного процесса

Придание гибкости учебной программе и учебному расписанию.

Сотрудничество по линии «вуз-государство-работодатель» в адаптации учебной программы к требованиям вуза (прохождение стажировки на предприятиях, производственный заказ на подготовку работников, участие практиков в разработке и реализации учебных планов и пр.)

Способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

К тому же, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:

Выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого можно, например, ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину — «Планирование профессиональной карьеры»);

Выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

Вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет говорить о конкретных улучшениях проблемы безработицы выпускников

Не стоит пренебрегать проблемой трудоустройства выпускников, ведь это довольно опасный вопрос для современного российского общества. Что как не безработица, не неуверенность в своем будущем может привести к последующим девиациям молодежи.

Эта проблема требует объединения усилий по всей вертикали власти: как в плане организации учебы, так и в плане организации студенческой и послевузовской занятости. Нет смысла ждать и верить, что все образуется само собой, здесь нужны серьезные вмешательства в законодательный процесс, иначе российские вузы так и будут ежегодно поставлять тысячи безработных.

Проблемы трудоустройства выпускников (стр. 2 из 3)

В Нижегородской области имеются примеры эффективного сотрудничества системы высшего профессионального образования и промышленных предприятий по подготовке специалистов широкого профиля в соответствии с требованиями рыночной экономики, расширения целевой контрактной подготовки, внесения изменений, согласованных с работодателями, в учебный план. Особо здесь следует отметить ОАО «Заволжский моторный завод», развивающий свой учебный центр и вкладывающий средства в развитие молодых кадров, ОАО «Нижфарм», ОАО «Нижегородский масложировой комбинат».

В целях обеспечения качественного образования и привлечения молодых специалистов в учреждения образования и здравоохранения Нижегородской области в 2006 году в области начата реализация программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения» на 2006-2020 годы (утверждена Законом Нижегородской области от 3 мая 2006 года № 38-З). На сегодняшний день участниками программы являются 200 молодых специалистов, которые с 1 сентября приступили к работе в учреждених образования и здравоохранения сельских районов области. С целью их закрепления на рабочих местах на условиях льготного и долговременного кредита им выделено благоустроенное жилье и автомобили.

В связи с обозначенными проблемами закономерно встает вопрос о роли в их решении службы занятости населения, о совершенствовании взаимодействия со всеми субъектами рынка труда (рис. 5).

Служба занятости, являясь активным субъектом рынка труда, участвует в решении проблем трудоустройства молодежи, в т. ч. выпускников вузов. Можно выделить 4 основных аспекта деятельности Нижегородской областной службы занятости населения в этом направлении:

1. Корректировка объемов и профилей обучения в профессиональных учебных заведениях.

2. Развитие и совершенствование системы профориентации.

3. Мониторинг обращения выпускников профессиональных учебных заведений, информирование о ситуации на рынке труда, о востребованных и перспективных профессиях.

4. Содействие в создании центров трудоустройства в вузах и выработка оптимальных схем сотрудничества с ними.

Рис. 5. Роль службы занятости в решении проблем трудоустройства выпускников вузов

Прежде всего, служба занятости стремится имеющимися возможностями воздействовать на устранение дисбаланса спроса-предложения на выпускников вузов. Но наши заключения по объемам и профилям подготовки кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда в отсутствии нормативно закрепленных полномочий имеют скорее рекомендательный характер и, как показывает практика, не всегда берутся во внимание Министерством образования и науки РФ. И это одна из причин того, что за последние годы неоправданно расширилась сеть вузов, их филиалов и представительств.

Принимая во внимание подвижность и неустойчивость спроса-предложения не только в профессионально-квалификационном разрезе, но и в изменении требований работодателей к личности молодого специалиста, нужно учесть множество не только объективных факторов – экономических, социальных, демографических, но и субъективных – выбор самих выпускников школ и их родителей.

Читайте так же:  Со скольки лет можно делать маммографию

В сложившейся ситуации одним из способов содействия занятости выпускников являются центры трудоустройства при вузах, созданные не без содействия службы занятости. Именно эти структуры призваны наладить взаимодействие между вузами и предприятиями различных отраслей экономики, в том числе через своих выпускников, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда. В качестве положительного примера можно привести деятельность центра трудоустройства при Нижегородском государственном университете. ННГУ относится к числу крупных (более 10 000 студентов) вузов, имеющих большое число факультетов, кафедр. Университет успешно осуществляет подготовку конкурентоспособных специалистов по широкому спектру специальностей. Задачи центра трудоустройства при ННГУ концентрируются в двух основных направлениях: тактические задачи, относящиеся к непосредственному содействию трудоустройству выпускников, временной занятости студентов и их адаптации к рынку труда, и стратегические, нацеленные на решение проблемы эффективного трудоустройства выпускников.

Таким образом, тенденции, складывающиеся на региональных рынках труда, и перспективы их развития требуют качественного обновления системы профессионального образования, особенно в части формирования новых профессиональных стандартов обучения, увязанных с потребностями рынка труда и перспективами экономического развития региона.

Особую значимость сегодня приобретает ранняя профориентационная работа с молодежью, прежде всего, в школах (линия 1 на рисунке 5). В практику работы службы занятости прочно вошли услуги превентивного характера для всего населения, а особенно для школьников. При этом зачастую в сельской местности служба занятости является единственной структурой, способной оказать помощь школьникам в выборе профессионального пути, в т. ч. и в выборе вуза при нацеленности на высшее образование. Со школьниками проводятся профориентационные беседы, деловые игры, ярмарки образовательных услуг.

Для учащихся и выпускников вузов (линия 2) вводится в учебный процесс курс «Стратегия трудоустройства». Вошли в практику такие мероприятия, как «День выпускника», групповые занятия «Ищу работу». Регулярно проводятся ярмарки вакансий, рабочих и учебных мест, телеярмарки вакансий, дни карьеры в профессиональных учебных заведениях. Существенно повысить эффективность этих направлений деятельности удалось благодаря созданию Молодежных информационных агентств.

В 2003 г. службой занятости было создано Молодежное информационное агентство (МИА) при центре занятости Советского района г. Н. Новгорода, явившееся новым ресурсом для молодежи на рынке труда. Основная задача агентства – это информирование и содействие в трудоустройстве молодежи на вакантные места на предприятиях всех форм собственности. Кроме того, МИА взяло на себя задачу координации деятельности структур по содействию трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений, проведения профессиональной ориентации, оказания психологической поддержки молодежи.

За три года работы в агентство обратилось около 12000 человек. Из них молодежи в возрасте от 18 до 22 лет 7800 человек – студенты вузов, что составляет 65% от числа обратившихся, а также 1600 человек – выпускников вузов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках реализации российско-британского проекта «Экономическое оздоровление и создание рабочих мест» в текущем году было открыто еще 3 МИА – в Балахнинском, Городецком и Павловском районах. Молодежь обращается в МИА охотнее, чем непосредственно в центры занятости. Информационные превентивные услуги стало получать гораздо большее количество молодых людей, особенно студентов и выпускников вузов.

МИА взаимодействует с существующими центрами трудоустройства при вузах: ведутся обмен опытом, разработка проектов, обеспечение методическими материалами.

Служба занятости Нижегородской области ежегодно проводит мониторинг обращающихся выпускников высшего, среднего и начального проф-образования. Данные мониторинга публикуются в СМИ, обсуждаются на совместных мероприятиях службы занятости и социальных партнеров с целью информирования и принятия совместных усилий для устранения диспропорции между структурой вакансий и структурой профессий, которые получают выпускники вузов.

В рамках реализации российско-британского проекта мы убедились, что современная молодежь не стремится в бизнес. Интересные данные приводит М. Агранович в «Российской газете»: в то время как, например, в Китае каждый третий молодой человек задумывается о создании своей фирмы, в России к этому стремятся лишь несколько процентов. Мотивация на предпринимательство в рамках семинаров «Начни свой бизнес», содействие молодежи в самозанятости стали достаточно действенным инструментом в руках специалистов службы занятости. А публикации в прессе об успехах открывших свое дело, в т.ч. молодых людях, заставляют задуматься многих.

Важное значение для решения проблем трудоустройства выпускников вузов имеют установившиеся партнерские связи службы занятости с работодателями. По заявкам работодателей служба занятости (линия 3) осуществляет подбор персонала из числа молодых специалистов, устраивает гарантированные собеседования, а в рамках ярмарок вакансий – презентацию молодых специалистов (как правило, почти все трудоустраиваются, а многие получают по несколько предложений от разных работодателей).

Эффективности работы центров занятости способствуют: договора о совместной деятельности с учебными заведениями по трудоустройству выпускников, формирование программ подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики района, создание и деятельность областной и районных межведомственных комиссий по содействию развитию персонала на производстве, обсуждение вопросов подготовки кадров на заседаниях координационных комитетов, партнерских советах, поддержка в решении данных проблем со стороны областной Ассоциации промышленников и предпринимателей и др.

Для решения задач балансирования потребностей рынка труда и трудоустройства выпускников вузов считаем необходимым наделить полномочиями корректировать объемы и профили обучения созданную для этих целей межведомственную группу, куда бы вошли и служба занятости, и маркетинговые службы сферы образования. Существующий в настоящее время рекомендательный характер со стороны службы занятости не дает должного эффекта.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов и пути их преодоления

Филиал Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой, Россия

Проблемы трудоустройства выпускников вузов и пути их преодоления.

Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности, и просто полученное рабочее место по окончании вуза, независимо от того, соответствует ли оно квалификации, и трудоустройство на престижную денежную работу, без учета профильности полученного образования. Каждое из этих определений появляется, когда о трудоустройстве выпускника говорят либо сами выпускники, либо выпускающие кафедры, либо службы занятости, либо работодатели или кадровые агентства. Однако все это многообразие на сегодняшний день не позволяет увидеть всю многогранность понятия, а соответственно — найти эффективные пути решения проблемы трудоустройства выпускников вызов.

Читайте так же:  Тесты, которые применяются на собеседовании при приеме на работу

Вузы не всегда в своей образовательной политике, в организации учебного процесса учитывают необходимость подготовки своих выпускников к трудоустройству после вуза. Работа студентов во время учебы вузами рассматривается как неизбежное зло, которое лишь отвлекает студентов от получения качественных знаний. Увязать вторичную занятость с получением практического опыта по будущей специальности удается далеко немногим вузам. В последнее время работодателей стали интересовать оценки в дипломе, темы дипломных работ. Поэтому подобные службы ищут выпускника, сумевшего успешно освоить учебную программу вуза. А наряду с этим, это должен быть человек с активной жизненной позицией, успевший во время учебы в вузе проработать по получаемой специальности и добиться заметных результатов.

В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.

Среди требований, предъявляемых к молодым специалистам, выделяются не только фундаментализация их знаний, но и способность к инновациям, расширению сферы деятельности, готовность к постоянному самообучению.

Новые повышенные требования предъявляются работодателями к управленческому персоналу:

— обладание знаниями о новых технологиях,

— способность пользоваться сложными процедурами принятия решений,

— готовность к риску,

— высокая степень гибкости,

— умение работать с различными системами мотивации,

— знание людей для выбора сотрудников,

— умение руководить людьми и т.д.

Кроме того, во многих случаях найма молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы, хотя в некоторых областях, например, на управленческих позициях, просто необходим определенный опыт работы, и выпускники, не обладающие им, не могут занять соответствующее место в компании. Но вместе с позитивными факторами, влияющими на конкурентоспособность молодых специалистов, имеется ряд объективных характеристик, предопределяющих настороженное отношение к ним со стороны работодателей. К их числу можно отнести:

— недостаточность или отсутствие профессионального опыта в сочетании с завышенными требованиями к условиям и оплате труда;

— неопределенность трудовых и профессиональных интересов;

— социальная и психологическая нестабильность и другие.

Существует несколько путей решения этого вопроса:

Первый — это самостоятельный поиск работы. Что необходимо сделать студенту для того, чтобы его пригласили на работу в компанию? Прежде всего, необходимо составить грамотное резюме, в котором подробно осветить все вопросы, связанные с трудовой деятельностью. Это может быть и участие в краткосрочных проектах. Рассказывая о своей трудовой деятельности, необходимо не просто указать период работы, а подробно описать характер работы, уровень принятия управленческих решений. Также можно рассказать об итогах работы. Подготовленное резюме самостоятельно направляется во все компании, у которых имеется или же может иметься потребность в специалистах данного направления.

Вторым способом, которым могут воспользоваться студенты, — это обращение в службу занятости вуза или агентства, которые занимаются специальными программами по трудоустройству выпускников.

Третий вариант для соискателей-студентов — это ярмарки вакансий или дни карьеры. Интерес работодателей к ним растет с каждым годом. К сожалению, можно констатировать тот факт, что ярмарки вакансий или дни карьеры не носят постоянный характер и как следствие не способствуют развитию связей вуз—компания.

Среди способов поиска работы можно также назвать личные связи и деловые контакты, а также трудоустройство через знакомых и друзей, которые могут порекомендовать студента потенциальному работодателю.

Успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах.

Проблемы трудоустройства выпускников (стр. 1 из 3)

В. И. Мармышев

Зам. начальника Управления – начальник отдела профобучения и профориентации УФГСЗН по Нижегородской области

Н. Л. Потёмина

Главный специалист подразделения НИР УФГСЗН по Нижегородской области, г. Нижний Новгород

Общеизвестно, что одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. Как отмечают ряд экспертов, в связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительной изолированностью региональных рынков труда данная проблема в перспективе будет только обостряться. В особой степени это относится к высшей школе. Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в целом по стране около 30% выпускников вузов работают не по специальности. На переподготовку специалистов тратится ежегодно до 250 млрд. рублей/

Вместе с тем в 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, одним из важных положений которой является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы. В этой связи проблемы качества подготовки специалистов высшей квалификации и их дальнейшее трудоустройство приобретают особое значение.

Нижегородская область – один из ведущих в России образовательных центров, включающий 17 государственных высших учебных заведений (5 университетов, 6 академий, 6 институтов), 19 филиалов и 20 негосударственных вузов.

Как и в целом в стране, количество студентов в вузах региона постоянно растет, с 1999 г. по 2005 г. число поступающих на все формы обучения увеличилось в 1, 6 раза (в 2005 году на 3,6%) (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности выпускников государственных и негосударственных вузов (тыс. чел.)

На начало 2004/2005 учебного года численность студентов, обучающихся в вузах Нижегородской области, составляла 161,8 тыс., из них студентов государственных вузов – 152,4 тыс. (94,2% от общего количества обучающихся).

Число студентов вузов на 10 тыс. населения Нижегородской области в 2005 году составило 528 человек, из них обучающихся на бюджетной основе 178 человек, что соответствует уровню, определенному российским законодательством.

А по удельному весу студентов в общей численности молодежи 17-25 лет (32,51%) мы даже превосходим показатели ПФО и среднероссийские.

Распределение студентов по отделениям в государственных и негосударственных вузах приведено в таблице 1.

При этом следует отметить, что, как и в других регионах России, подготовка специалистов в коммерческих вузах была ориентирована в основном на экономические специальности – 36%, юриспруденцию – 22%, менеджмент – 22%. Распределение студентов негосударственных вузов по отраслевым группам (прием 2005 г.) отражено на рисунке 2.

Читайте так же:  Налог при мене недвижимости менее 3 лет

Распределение студентов по отделениям

Вузы Отделения
дневное вечернее заочное
Государственные 46,3% 6,9% 46,8%
Негосударственные 40,1% 7,0% 52,5%

Рис. 2. Распределение студентов государственных вузов по отраслевым группам (%)

Причины «перепроизводства» общего количества выпускаемых специалистов безотносительно к востребованным профессиям и специальностям чаще кроются в недостаточном контроле над процессом открытия и содержания работы негосударственных образовательных учреждений. Распределение студентов государственных вузов по отраслевым группам (прием 2005 г.) отражено на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение студентов негосударственных вузов по отраслевым группам (%)

По сравнению с 1995 годом заметно возросла подготовка специалистов по гуманитарно-социальным, естественнонаучным и инженерно-техничес-ким специальностям, а также специальностям в области образования, культуры и искусства, экономики и управления, сельского и рыбного хозяйства. В то же время сократилась на 2,7% численность обучающихся специальностям в области здравоохранения.

Вместе с тем отмечается интересный факт: увеличение масштабов обучения в вузах области ведет к сокращению занятости выпускников по полученным специальностям. По итогам проведенных исследований, реализуют свои профессиональные возможности по избранной специальности менее половины выпускников. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (около 45%), либо регистрируются в качестве безработных (ежегодно от 6 до 8%). При этом большинство организаций всех секторов экономики испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров.

Доля молодежи в общей численности безработных граждан области в течение последних 5 лет стабильно колеблется в пределах 20-25%, из них более 60% – молодые люди в возрасте 18-24 лет.

К факторам, усугубляющим в настоящее время проблемы занятости молодежи, можно отнести: низкий уровень заработной платы молодых специалистов; бесперспективность решения их социальных потребностей, прежде всего, возможности приобретения жилья; отсутствие практических навыков и недостаточная квалификация, несоответствие профиля полученной профессии, специальности потребностям рынка труда; превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату и недостаточная информированность о тенденциях на рынке труда и навыков поведения на нем.

Тот факт, что молодой человек начинает свой трудовой путь со статуса безработного, требует глубокого осмысления и адекватных мер. Каждый
5-й выпускник вуза, получивший статус безработного, для дальнейшего трудоустройства прошел профессиональное обучение по направлению службы занятости.

Динамика обращений выпускников вузов в службу занятости отражена на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика обращений выпускников вузов
в службу занятости (чел.)

Профессиональный состав выпускников вузов 2005 г., обратившихся в службу занятости, отражен в таблице 2.

Профессия Доля среди выпускников, %
Инженер 37,0
Экономист 15,0
Преподаватель 14,0
Юристконсульт 9,0
Менеджер 8,7
Врач 7,5

Как видно из таблицы 2, среди выпускников нижегородских вузов, зарегистрированных в качестве безработных, 37% – инженеры, 15% – экономисты, бухгалтеры, 14% – учителя. При этом, по мнению студентов, по-прежнему самыми престижными профессиями считаются профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера. Таким образом, одной из ключевых проблем трудоустройства молодежи является отсутствие четких механизмов, регулирующих взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг.

В современных условиях особое значение приобретает проблема качества образования. Оно должно оцениваться не только степенью усвоения образовательных программ, но и их востребованностью, успешной реализацией полученных профессиональных знаний на практике. По мнению В. Сенашенко, Г. Ткач, качество образования воспринимается как всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности и ее результатов. Трудно достичь результатов в условиях, когда вуз напрямую не заинтересован в реализации своего продукта – качественном трудоустройстве своих выпускников по полученной специальности. В то же время динамичный переход на производство новых видов продукции приводит к ограничению потребностей рынка труда в одних профессиях и повышению спроса на новые с более высокими требованиями к уровню профессиональной подготовки кадров.

По мнению Скачкова Ю. П., Данилова А. М., Гарькиной И. А. [6], на смену традиционному подходу в образовании должен прийти более широкий стратегический подход – личностно-ориентированный. Студент должен не только иметь знания и уметь их применять в выбранной сфере будущей деятельности, но и быть личностью, способной решать поставленные жизнью задачи: исследовательские, проектные, организационные, предпринимательские и т. д. Должна быть сформирована и готовность студента к самообразованию.

Существенное значение имеет выбор каждым вузом правильной долгосрочной стратегии подготовки специалистов. Обоснованный выбор такой стратегии позволяет своевременно изменять как спектр, так и количество выпускаемых специалистов по различным специальностям подготовки, вводить в программы подготовки новые дисциплины и технологии обучения и, как следствие, уверенно чувствовать себя в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг. Похолков Ю. в своей статье приводит 7 принципов университета инновационного типа, где отражает в пространстве критериальных оценок и такой важный критерий: востребованность и трудоустройство выпускников на предприятиях. Пока на практике среди оценок деятельности вуза редко используется данный критерий.

Видео (кликните для воспроизведения).

На всероссийской конференции, проведенной Комитетом по социально-трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов привел данные экономического мониторинга образования, проведенного по заданию Министерства образования и науки РФ. Развернутый опрос работодателей позволил выявить долю затрат на доучивание внутри предприятий. Эти расходы составили до 40% затрат на образование (частное, государственное). В других странах эта доля – 15-20%. Потери предприятий из-за того, что они изначально не участвуют в системе образования, но потом вынуждены вкладывать в доучивание, достигают сегодня значительных цифр. Со стороны предприятий нужны, таким образом, встречные шаги и участие и в формировании учебных планов, и в самом обучении.

Источники


  1. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.

  3. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  4. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.
  5. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.
Проблемы трудоустройства выпускников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here