Содержание
- 1 § 5. Проверка повода и основания для возбуждения уголовного дела, принятие решения
- 2 Сроки возбуждения уголовного дела, как узнать о возбуждении
- 3 Основания и порядок возбуждения уголовного дела
- 4 Проверка поводов для возбуждения уголовного дела
- 5 Выявление признаков преступлений, проверочные действия, возбуждение уголовного дела
§ 5. Проверка повода и основания для возбуждения уголовного дела, принятие решения
Как отмечено выше, стадия возбуждения уголовного дела представляет собою не одноразовое действие, проявляющееся в принятии решения о том, начинать или не начинать производство по конкретному делу, а комплекс действий.
Такая цель достигается прежде всего путем проверки (нередко ее называют предварительной или доследственной проверкой):
соответствия требованиям закона (доброкачественности) повода;
содержащихся в нем данных относительно наличия или отсутствия основания для принятия положительного решения о возбуждении уголовного дела;
а также наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих принятию такого решения.
Проверка может выразиться в истребовании справок и иных материалов, необходимых для принятия решения по поступившему сообщению о преступлении, в получении объяснений, выполнении оперативно-розыскных мероприятий, в организации проведения ревизий и документальных проверок, т.е. в совершении действий, как правило, непроцессуального характера.
Возможность производства предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством следственных действий на этой стадии сведена к минимуму — допускаются лишь осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК). Результаты процессуальных действий такого рода, естественно, должны оформляться по правилам, установленным в УПК для их производства и могут приобрести значение доказательств по делу.
Практически довольно часто предварительная проверка осуществляется с помощью оперативно-розыскных действий, выполняемых в соответствии с предписаниями Закона об оперативно-розыскной деятельности и издаваемых на его основе ведомственных нормативных актов*(232). Результаты этих действий должны оформляться в виде документов, о которых говорилось выше (см. § 3 данной главы учебника).
Особый порядок установлен для производства проверок сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации. Они могут быть осуществлены только органом дознания или следователем при наличии поручения прокурора (ч. 2 ст. 144 УПК). В ходе таких проверок допускается производство всех действий, которые разрешены для данной стадии судопроизводства. При этом на редакции, главных редакторов соответствующих средств массовой информации возложена обязанность передавать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Информация такого рода может быть не представлена, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (см. ту же часть ст. 144 УПК)*(233).
На все проверочные действия ч. 1 ст. 144 УПК отводит, как правило, не более трех суток. Прокурор, начальник следственного отдела и начальник органа дознания вправе продлить этот срок до десяти суток по ходатайству дознавателя или следователя, проверяющего сообщение о преступлении. В случаях, когда возникает необходимость в проведении ревизий и документальных проверок, он может быть продлен до 30 суток.
Решение прокурора или иного должностного лица о продлении срока проверки оформляется его резолюцией на тексте постановления, содержащего ходатайство о продлении срока (см., например, приложение 7 к ст. 476 УПК).
По результатам проверки может быть принято одно из следующих решений:
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.
При наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела и отсутствии обстоятельств, исключающих его, орган дознания, дознаватель, следователь с согласия прокурора либо непосредственно прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела, которое должно отвечать определенным требованиям. В нем отражаются:
время и место составления постановления;
должность, воинское, специальное звание либо классный чин, фамилия должностного лица, вынесшего постановление, точное наименование органа дознания (если постановление вынесено таким органом);
повод и основание (с указанием части статьи или статьи УК, предусматривающей признаки преступления, послужившие основанием для возбуждения дела);
фамилия и другие данные о лице, в отношении которого возбуждается дело (если дело возбуждается в отношении конкретного лица);
суть принятого решения, в том числе указание на дальнейшее направление дела.
Вынесенное органом дознания, дознавателем или следователем постановление о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К нему прилагаются все материалы до-следственной проверки сообщения о преступлении.
Прокурор, изучив постановление и материалы, тоже незамедлительно принимает решение о согласии с возбуждением дела (такое согласие оформляется резолюцией на тексте рассмотренного им постановления — см. приложения 13 и 14 к ст. 476 УПК). При несогласии он должен вынести одно из двух постановлений:
об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела (см. приложение 22 к ст. 476 УПК) либо
о возвращении материалов для дополнительной проверки.
О решении прокурора орган дознания, дознаватель или следователь в день его вынесения уведомляют заявителя, по сообщению которого производилась проверка, и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
В случае, когда уголовное дело возбуждается капитаном морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителем геологоразведочной партии или зимовки, удаленной от места расположения органов дознания, главой дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, прокурор срочно уведомляется указанным лицом о начатом расследовании. Вынесенное в таких условиях постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
При возбуждении уголовного дела в отношении лица, которое состоит или должно состоять на воинском учете, орган дознания, дознаватель или следователь в двухнедельный срок обязан информировать о принятом им решении военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.*(234)).
Производство по делам частного обвинения начинается по правилам, сформулированным в ст. 318 УПК. В соответствии с ними дело такого рода дело возбуждается путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем. Оно подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности (об особенностях производства по делам частного обвинения в суде см. ниже — в § 3 гл. 16 и § 11 гл. 17 учебника).
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится компетентным должностным лицом или органом в случае неустановления основания для возбуждения или в случае установления хотя бы одного обстоятельства, исключающего производство по делу. В нем, естественно, как и в других процессуальных документах, указываются сведения о том, где, когда и кем принято решение, а также мотивировка принятого решения.
О таком решении обязательно уведомляются заявитель, сообщивший о преступлении, и прокурор. Делается это путем направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если проверка сообщения о преступлении производилась в связи с тем, что оно было опубликовано каким-то средством массовой информации, то результаты проверки о том, что факт преступления не подтвердился, должны быть опубликованы (ч. 3 ст. 148 УПК).
В случаях, когда проверке подвергалось сообщение о том, что конкретное лицо совершило преступление, и оно не подтвердилось, прокурор, орган дознания и следователь должны рассмотреть вопрос об ответственности заявителя за заведомо ложный донос. При отказе в возбуждении уголовного дела прокурор, установив достаточные основания, может вынести постановление о возбуждении против конкретного лица дела об административном правонарушении. Такое право ему предоставлено Законом о прокуратуре (ст. 25).
Решение о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК) принимается чаще всего тогда, когда в ходе предварительной проверки, осуществляемой одним органом дознания, дознавателем или следователем, выясняется, что заявление или сообщение содержит данные о признаках преступления, расследование которого входит в компетенцию какого-то другого органа или должностного лица, либо преступления, преследуемого в порядке частного обвинения.
К примеру, при проверке заявления о разбойном нападении и причинении вреда здоровью работники милиции устанавливают, что потерпевший является должностным лицом Федеральной службы исполнения наказаний и что он подвергся нападению в связи с его служебной деятельностью. Предварительное расследование дел такого рода отнесено к компетенции следователей прокуратуры (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Поэтому собранные материалы без возбуждения уголовного дела могут быть направлены соответствующему прокурору, как иногда принято говорить — «по подследственности».
Решение об этом оформляется постановлением о передаче сообщения по подследственности (см. приложение 10 к ст. 476 УПК), адресуемым конкретному органу или должностному лицу. Аналогичным образом может поступить должностное лицо, производившее доследственную проверку сообщения о преступлении, в том случае, когда оно приходит к выводу, что деяние, о котором говорится в заявлении, должно преследоваться в порядке частного обвинения. Оно должно вынести постановление о передаче сообщения в суд (см. приложение 11 к ст. 476 УПК).
Сроки возбуждения уголовного дела, как узнать о возбуждении
В какие сроки возбуждают уголовные дела: принцип, механизм, особенности
Каждое преступление, совершенное одним или несколькими гражданами в общественной жизни подлежит рассмотрению и обсуждению с участием государственных органов в зале суда. Данная стадия считается завершающей в этом процессе, в результате каждый из участников получает по своим заслугам: виновный – наказание или оправдание, потерпевший – моральное удовлетворение и компенсацию причиненного вреда. Для того, как уголовное производство дойдет до судебной инстанции, ему предстоит пройти несколько этапов, на протяжении которых отрабатываются все материалы, выясняются обстоятельства, происходит сбор доказательств.
Самым первым этапом в непростой последовательности мероприятий считается возбуждение уголовного дела. Без этого решения факт совершения преступных действий не будет установлен. Сроки возбуждения уголовного дела предусмотрены для каждого преступления в зависимости от его степени тяжести и нанесенного ущерба.
Что представляет собой возбуждение уголовного дела
Под реализацией данного процесса понимают факт признания необходимости ведения уголовного производства, его начала с учетом всех обстоятельств дела (смягчающих, отягчающих). Он подкрепляется изданием официального документа – решения, где зафиксировано возбуждение уголовного дела в отношении подозреваемого. Случаются ситуации, когда человек длительное время находится в следственном изоляторе, а узнать возбуждено ли уголовное дело возможности нет. Он и его родственники обоснованно задаются вопросом: как узнать о возбуждении уголовного дела? Данные сведения являются конфиденциальными, получить их с помощью сети интернет или посредством телефонного звонка не получится. Для того, чтобы ориентироваться во времени после того, как органами правопорядка получено сообщение о преступлении, необходимо быть информационно грамотным – знать какие сроки возбуждения уголовного дела применяются в той или иной ситуации.
Распределение сроков по возбуждению уголовного производства
- принятое заявление о совершении преступных действий должно пройти проверку в течение 3 первых суток с момента его поступления в государственный орган;
- следователь или дознаватель могут направить руководителю своего учреждения ходатайство, где содержится просьба о продлении сроков проверки до 10 дней. Этот процесс может быть продлен, если требуется проведение каких-либо экспертиз, дополнительных проверок;
- если требуется документальная проверка или проведение ревизии, то прокуратура, получив ходатайство органов дознания или следствия, может продлить срок проверки до 30 суток.
Как узнать о возбуждении уголовного дела заявителю? Ответ на этот вопрос прост. После того, как прошел максимально возможный период рассмотрения заявления (30 дней), в соответствии со статьей 144, необходимо обратиться в отдел МВД, куда направлялось заявление, попросить о передаче данных сведений. Статья 145 УПК говорит об обязательствах следственных органов перед заявителями о своевременном информировании по результатам принятого решения. Если постановление о том, что уголовное производство возбуждено или в его реализации отказано, не вынесено в установленные сроки, то необходимо обратиться с жалобой о бездействии в прокуратуру.
Механизм принятия заявительных документов и их рассмотрение
Перед тем, как узнать о возбуждении уголовного дела в органах следствия или дознания, необходимо подождать законом установленных сроков для его рассмотрения. Осуществлять этот процесс правомочен только следователь, дознаватель или прокурор. Кто будет заниматься возбуждением дела, определяется видом преступления. Существует определенный механизм рассмотрения заявлений, принятия их к работе или заведения производства:
Так начинается работа по привлечению гражданина к уголовной ответственности после направления заявления о преступлении. Каждый человек, задействованный в этом процессе в качестве участника вправе выразить свое мнение и доказывать свою правоту законными способами.
Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.
Причины для возбуждения производства относительно гражданина
Ни для кого не секрет, что уголовное производство начинает свое действие с постановления, вынесенного правоохранительными органами. В нем фиксируют все обстоятельства, сроки, порядок ведения, а также необходимы основания для его возбуждения. Они служат основным критерием для начала ведения правозащитной деятельности, связанной с расследованием, допросами причастных лиц и свидетелей, передачей дела в судебные органы для рассмотрения.
В качестве правовых аспектов, дающих понимание о причинах для вынесения документа, свидетельствующего о возбуждении уголовного производства, выступают следующие основания:
Данные причины являются главными для возбуждения уголовных дел, все поступившие заявления тщательно проверяются, после чего, решается вопрос о целесообразности заведения дела.
Кто имеет право заводить уголовные дела по закону
Возбуждение производств после поступления в органы правопорядка заявительных документов от граждан, а также контроль и регулирование их сроков ложится на плечи определенного круга лиц, осуществляющих свою деятельность, согласно законодательству. К таким уполномоченным специалистам относятся:
- прокурор (он может ходатайствовать о возбуждении любого уголовного дела после изучения материалов дела и состава преступления, этот процесс не зависит от подследственности, так как у него в должностной инструкции имеется функция, предполагающая преследование уголовного характера);
- дознаватель (у данного органа имеется ограниченный круг обязанностей, входящих в его обязанности – обязателен порядок, предполагающий предварительный следственный процесс, в зависимости от подследственности). В результате проведенной работы, специалист может разработать одно из постановлений – предполагающее возбуждение уголовного процесса на определенной стадии или направление дела на предварительное следствие. Следственный орган в обязательном порядке уведомляет прокуратуру о решении вопроса;
- судья (у него данная функция тоже ограничена, так как для возбуждения дела необходим порядок частного обвинения и жалоба пострадавшего в результате преступной деятельности).
Эти специалисты правомочны принимать решения о возбуждении уголовных дел, контроле их сроков, порядках и механизмах их ведения. В большей степени приоритет в функциональных возможностях предоставлен прокурору.
Особенности установления сроков по возбуждению дел
В процессе рассмотрения поступивших заявлений граждан, органами правопорядка устанавливаются сроки, необходимые для решения вопроса о целесообразности заведения дела. Их течение начинается с момента регистрации документа в полиции, при его подаче для рассмотрения.
Существуют особенности при установлении сроков заведения производств:
- лицо, уполномоченное для ведения работы с заявительными документами, должно вынести постановление, отражающее дальнейшую судьбу требований граждан в течение 3 рабочих дней, при условии отсутствия факторов, препятствующих принятию законного решения;
- продление сроков регламентировано законом до 10 дней, если необходимо проведение экспертизы, осуществление дополнительного контроля и достоверности предоставленных сведений, а также проверок применения орудий совершения преступных деяний, опознание и процесс обследования человека при убийстве;
- до 30 дней увеличивают срок при необходимости осуществления розыскных мероприятий, обязательных для дальнейшей перспективы расследования.
Исходя из знания правовых основ и информированности по поводу возбуждения дел, их ведения, срокам, человек может легко ориентироваться в прогнозировании дальнейших собственных действий, оформлении дополнительных заявлений, если это требуется, а также быть уверенным в своей правоте и правдивости направленных сведений.
Задайте вопрос юристу онлайн, и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.
*все поля обязательны для заполнения
Бесплатная юридическая консультация по телефону
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Основания и порядок возбуждения уголовного дела
Поэтому закон четко определяет поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
Оперативное возбуждение способствует успешному расследованию. Своевременность действий и законность на этом этапе призваны обеспечивать защиту прав потерпевшего от противозаконного деяния.
Порядок возбуждения уголовного дела
Стадия возбуждения является первой в уголовном процессе. Согласно ст. 144 УПК РФ уполномоченные лица должны принять и проверить все сообщения о любых преступлениях.
Решение по нему принимают в течение 3 суток с момента поступления заявления. Быстрое реагирование правоохранительных органов на сообщения и принятие по ним решений имеет большое воспитательное значение.
Срок возбуждения уголовного дела возможно продлить до 10 дней по мотивированному ходатайству дознавателя и следователя. Если надо произвести документальные проверки, экспертизы, ревизии, различные исследования и оперативно-розыскные мероприятия то срок может быть до 30 суток.
Порядок возбуждения уголовного дела напрямую зависит от вида преследования и должностного положения подозреваемого. Также существуют отличия в полномочиях лиц, которые могут возбуждать такого рода дела.
Согласно ст. 50 Конституции РФ нарушение порядка влечет признание недействительными всех дальнейших процессуальных действий.
Уголовное дело должно возбуждаться по факту совершения противоправного действия и в отношении определенного человека. В последнем случае указываются деяния конкретного лица (к примеру, информация о злоупотреблении должностным положением, взятке и пр.).
Ст. 20 УПК РФ говорит, что уголовное преследование зависит от степени тяжести и характера преступления. Преследование может быть осуществлено в частном, частно-публичном и публичном порядках.
Особенности дел публичного обвинения
- следователь;
- руководитель следственного органа;
- дознаватель;
- орган дознания;
- капитаны речных, морских судов дальнего плавания;
- руководители зимовок и геологических разведочных партий;
- начальники сезонных полевых баз и антарктических станций;
- главы консульских учреждений и дипломатических представительств России.
Должностные компетентные лица должны принять все сообщения о преступлении. Но уголовные дела они могут возбуждать исключительно в пределах своей компетенции и только с согласия прокурора.
Это одна из новшеств Уголовно-процессуального кодекса в редакции от 01.09.2016. Данное правило введено с целью предотвращения беспричинного и противоправного возбуждения уголовного дела.
Указанные лица должны выносить постановление о возбуждении уголовного дела, где указываются:
Копия постановления сразу же должна быть направлена прокурору. Он решает возбуждать дело или нет. Его решение можно обжаловать в указанном законом порядке.
Поводы к возбуждению уголовного дела
Ст. 140 УПК выделяет всего 4 повода:
- Заявление о совершенном или готовящемся преступлении.
- Явка преступника с повинной.
- Сообщение о преступлении, полученное из других источников.
- Постановление прокурора о направлении материалов в соответствующие органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
Заявление о преступлении
Заявление о преступлении — часто встречающийся повод для возбуждения дела. Под ним понимается сообщение о преступлении независимо от того, пострадал заявитель или нет. Оно может быть сделано в двух видах: устном и письменном. Письменное заявление обязательно подписывается заявителем.
Устное заявление должно заносится в протокол, которые также подписывается заявителем и принявшим его лицом. Там содержатся сведения о заявителе и данные удостоверяющих личность документов.
Если устное сообщение было сделано во время следственного действия или судебного разбирательства, то оно сразу же заносится в соответствующие протокола.
Заявитель заранее предупреждается согласно ст. 306 УК РФ об уголовной ответственности за ложный донос. Это фиксируется в протоколе и закрепляется подписью заявителя. О преступлении можно сообщить анонимно.
Но это не является поводом к возбуждению дела. В такой ситуации возможны лишь проверки сведений, которые содержатся в анонимном заявлении.
Явка с повинной
Видео (кликните для воспроизведения). |
Явка с повинной должна обладать двумя обязательными признаками:
- добровольность;
- указание о своих преступных действиях.
Заявление можно сделать в устном и письменном виде. Устное заявление протоколируется согласно ч. 3 ст. 141 УПК.
Сообщение о преступлении
Сообщение о преступлении, полученное из других источников, — это различные сведения о противоправном деянии, которые были получены компетентными должностными лицами в ходе исполнения своих служебных обязанностей.
К этому виду поводов относятся сообщения, содержащиеся в разных СМИ и иных источниках, о преступлении, которые уже произошли или готовятся к совершению. Эти сообщения органам следствия, дознания и прокуратуры не адресуются. Но несмотря на это их работники обязаны проверить содержащиеся в них сведения.
Лицо, которое обнаружило признаки состава преступления, обязано составить рапорт об этом. В соответствии со ст. 143 УПК именно этот рапорт служит поводом для возбуждения уголовного дела.
Постановление прокурора
Постановление прокурора выступает поводом, которое способно возбудить уголовное дело, в случае выявления им преступных деяний в ходе прокурорско-надзорной деятельности. Сюда же относятся объяснения, акты, рапорты, которые были оформлены в результате личного наблюдения прокурора.
С момента приобретения статуса самостоятельного повода, которое предназначено для возбуждения дела, постановление прокурора стало юридическим фактом. С ним закон связывает возникновение у следователя, дознавателя юридической обязанности принять решение о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.
Данное постановление вызывает уголовно-процессуальные отношения. С его появлением начинается процессуальная деятельность по принятию решения о возбуждении дела и начинают исчисляться сроки.
Основания для возбуждения уголовного дела
Само понятие В УПК не раскрыто.
О нем содержится упоминание в ч. 2 ст. 144.
Во время определения основания для возбуждения дела следует учитывать:
- обстоятельства, о которых стало известно;
- уровень знаний об этом, то есть о вероятности совершения преступления.
Само понятие «основания возбуждения уголовного дела» подразумевает данные о событии и его признаках уголовно-правового характера. Как правило, это сведения об объективной стороне и объекте преступления.
Имеющиеся данные о преступлении следует рассматривать относительно их объема и характера. Если их достаточно и по ним можно определить вид наказания, то определенно возбуждается уголовное дело.
Вывод о сделанном преступлении, его квалификация в постановлении о возбуждении дела носят лишь предположительный характер. В дальнейшем они могут измениться.
При возбуждении уголовного дела обязательно следует проверить наличие обстоятельств, которые исключают возбуждение дела. Для их проверки иногда требуется производство следственного действия (например, экспертизы).
В этом случае уголовное дело возбуждается всегда. Таким образом, основания для возбуждения уголовного дела – это достаточные и необходимые данные о наличии признаков преступления и отсутствии тех обстоятельств, которые исключают производство по уголовному делу.
Отказ в возбуждении уголовного дела
Ст. 24 УПК перечисляет следующие основания для отказа:
- Отсутствие факта преступления.
- Отсутствие состава преступления.
- Истечение срока давности преследования.
- Смерть обвиняемого или подозреваемого. Исключение составляет производство по делу, которое нужно для реабилитации умершего человека.
- Отсутствие заявления от потерпевшего.
- Отсутствие заключения судьи о наличии признаков преступного деяния в действиях тех лиц, которые указанны в ч. 2 ст. 448 УПК.
Вместе с уголовным делом прекращается и уголовное преследование. Копия постановления об отказе в возбуждении дела должно быть направлено прокурору и заявителю в течение 24 часов со времени его вынесения.
При этом заявитель имеет право написать жалобу на отказ. Он может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суде согласно статьям 124-125 УПК.
Порядок возбуждения уголовного дела регулируется уголовно-процессуальным законодательством. В кодексе четко определены поводы и основания для возбуждения. Важным моментом является то, что все уголовные дела должны возбуждаться только с разрешения прокурора. Это призвано обеспечивать соблюдение прав граждан.
Проверка поводов для возбуждения уголовного дела
Будченко В., старший помощник прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара.
Практика применения нового УПК РФ выявила значительное количество существенных проблем. Одна из них, «перешедшая» из прежнего УПК РСФСР, состоит в отсутствии регулирования процедуры проверки поводов для возбуждения уголовного дела. Необходимость разрешения этого вопроса назрела давно.
Глава 19 УПК РФ не содержит никаких положений в части проверки поводов для возбуждения уголовного дела. При расследовании определенных видов преступлений в этом действительно нет необходимости, так как наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, очевидно с самого начала расследования (например, убийств, изнасилований, грабежей, разбойных нападений и др.). Однако расследование большей части преступлений связано с предварительным сбором и проверкой определенных сведений. Тем не менее законодатель в ст. 144 УПК ограничился только указанием сроков проверки и права органа дознания, дознавателя, следователя требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов. Этого явно недостаточно. Таким образом, название статьи — «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» — представляется более широким, нежели ее содержание. В ст. 145 УПК указано, что орган дознания, дознаватель, следователь принимают решения «по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», но порядок такого рассмотрения также не описывается.
С другой стороны, в повседневной деятельности правоохранительных органов сформировались определенные проверочные действия, достаточно хорошо всем известные. Это опрос, изъятие, проведение специальных исследований и (или) экспресс-анализов, контрольная закупка и некоторые другие. Участниками уголовного судопроизводства, в том числе со стороны защиты, не ставится под сомнение правомерность их существования. Однако, несмотря на всю их важность, протоколы таких действий составляются в произвольной форме и выполняют роль своеобразного «приложения» к рапорту об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УПК.
Такое положение дел негативно сказывается на обоснованности принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Большинство сторонников сохранения существующего содержания гл. 19 УПК ссылаются на то обстоятельство, что полномочия сотрудников правоохранительных органов, которые могут быть ими использованы при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, прописаны в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре», Федеральном законе от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и других нормативных актах. По нашему мнению, этот довод в значительной степени несостоятелен по следующим причинам:
а) упомянутые полномочия используются сотрудниками соответствующих правоохранительных органов по всем направлениям их деятельности, вне зависимости от их использования на стадии возбуждения уголовного дела;
б) в указанных законах описываются сами действия, но не порядок их совершения;
в) все вопросы уголовного судопроизводства согласно ст. 1 УПК РФ регулируются только Уголовно-процессуальным кодексом, как законом специального назначения, и международными нормами и договорами. К тому же полномочия сотрудников правоохранительных органов, разбросанные по различным нормативно-правовым актам, в определенной мере различаются между собой, что недопустимо с позиции единообразного понимания цели уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК) и способов ее достижения.
Обратим внимание и на то обстоятельство, что проверку поводов к возбуждению уголовного дела дознавателю, органу дознания, следователю надлежит проводить «в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 144 УПК). Однако описания самой компетенции указанных лиц применительно к стадии возбуждения уголовного дела в УПК нет. Налицо очевидный пробел в уголовно-процессуальном законодательстве.
Кроме того, некоторые доказательства, поступающие в распоряжение следователя и суда, могут быть получены до возбуждения уголовного дела, а в ходе предварительного расследования аналогичные доказательства путем проведения следственных действий получены быть уже не могут (например, результаты экспресс-анализов наркотических веществ на коже и в подногтевом содержимом торговца наркотиками и др.). В таких ситуациях наиболее отчетливо проявляется необходимость уголовно-процессуальной регламентации тех проверочных действий, результатами которых стало получение таких доказательств. В противном случае возможна постановка вопроса о признании указанных доказательств недопустимыми в соответствии с ч. 1 ст. 75 УПК, так как не определен порядок их получения на стадии возбуждения уголовного дела.
Последний довод в пользу предлагаемых нами мер — в позиции самого законодателя, который в п. 32 ст. 5 УПК предусматривает наряду со следственным и судебным также «иное действие, предусмотренное настоящим Кодексом». К числу таких действий вполне можно было бы отнести и проверочные.
После признания достаточной обоснованности проблемы и необходимости ее разрешения дальнейшее ее исследование должно включать в себя следующие аспекты:
- перечень самих проверочных действий и структуру соответствующих протоколов;
- описание тех общих правил, которыми необходимо руководствоваться при проведении проверочных действий и составлении их протоколов (по аналогии со ст. 166 УПК);
- возможность принудительного исполнения требований лица, осуществляющего проверку в порядке ст. 144 УПК;
- гарантии прав и законных интересов граждан и организаций на этой стадии уголовного процесса.
В рамках указанных направлений необходимо обобщить положительный опыт, а также типичные ошибки и допускаемые при проверках злоупотребления.
Соответствующие изменения и дополнения должны найти отражение в рамках гл. 19 УПК РФ, так как в этом случае в единстве будут находиться процессы проверки первичной информации о преступлении и принятие процессуального решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела.
Выявление признаков преступлений, проверочные действия, возбуждение уголовного дела
Признаки налогового преступления могут быть достаточно очевидны, носить явный характер, но могут и не выделяться на общем фоне правомерной деятельности.
К числу явных признаков следует отнести:
а) полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее до
кументальному отражению;
б) несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных —
учетным, учетных — отчетным;
§ 2. Выявление признаков преступлений, проверочные действия 753
в) наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправле
ния, подчистки, замена страниц и т. д.);
г) уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчет
ных);
д) инсценировка несчастного случая (пожар, затопление) или банкрот
ства.
К неявным признакам относятся всякого рода нарушения, которые могут трактоваться как отсутствие профессионализма, небрежность. К их числу относятся нарушения: правил ведения учета и отчетности, правил ведения кассовых операций, правил списания товаро-материальных ценностей, правил документооборота, технологической дисциплины.
Источниками первичной информации могут быть и лица определенной категории: продавцы, не участвующие в налоговом преступлении, не осознающие факт его совершения; очевидцы каких-либо криминальных или финансовых операций, не отдающие себе отчет в их сути (секретари, шоферы, работники охраны и др.); лица, замешанные в преступлении (контрагенты, пособники, поставщики, потребители); ревизоры, аудиторы, члены инвентаризационных комиссий, представители общественности и добровольные помощники органов дознания; налоговые инспекторы, представители внебюджетных фондов, сотрудники органов внутренних дел 1 .
Практика свидетельствует о том, что наиболее частыми поводами к возбуждению данной категории уголовных дел являются: непосредственное обнаружение налоговых преступлений органами внутренних дел, сообщения налоговых инспекторов; использование криминальной милицией информации указанного выше рода, получаемой из различных источников.
Проверка материалов, свидетельствующих о наличии признаков налоговых преступлений, осуществляется в основном подразделениями криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. В ходе таких проверок проводятся оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в соответствии с законодательством РФ (Закон об ОРД, ст. 36 НК РФ).
Для этапа проверочных действий характерны две типичные ситуации: 1) первичная информация получена негласным путем; 2) первичные данные поступили из открытых и официальных источников (документов налоговых инспекций, заключений аудиторных служб, актов контрольно-ревизионного управления (КРУ), от средств массовой информации).
1 Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (п. 2, 3) с 1 июля 2003 г. упразднена налоговая полиция (ФСНП). Вместо этого в центральном аппарате МВД России бьша создана Федеральная служба экономических и налоговых преступлений (ФСЭНП), в состав которой входили два главных управления: управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) и управление по налоговым преступлениям (ГУНП). В 2004 г. в связи с изменением структуры МВД России данные виды преступлений отошли к Департаменту экономической безопасности, в составе которого действуют оперативно-розыскные бюро по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в разных сферах экономики (банковской, предпринимательской и т. д.). На региональном и местном уровнях действуют отделы, отделения, группы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, введенные в состав криминальной милиции постановлением Правительства РФ от 24 июня 2003 г. № 302 «О подразделениях криминальной милиции».
Глава 49. Налоговые преступления
Для первой ситуации закономерна скрытая проверка: негласное наблюдение за передвижением и сбытом товарно-материальных ценностей, сырья, продукции, за технологическими процессами производства; изучение документооборота, осмотр помещений, транспорта, беседы с работниками, возможными свидетелями. На этой же стадии осуществляются запросы в криминалистические учеты и банки данных (о личностях, об аналогичных способах совершения преступлений и т. д.).
При получении информации из официальных источников проверка носит комбинированный характер. Основное внимание уделяется открытым (гласным) действиям. Однако то, что не удается выявить таким путем, стараются установить негласно.
Гласными действиями по рассматриваемым преступлениям, осуществляемыми до возбуждения уголовного дела, являются: ревизии, аудиторские проверки по заданию налоговой инспекции, криминальной милиции; запросы и проверки налоговой инспекции; осмотры помещений и документов сотрудниками криминальной милиции; получение образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем «контрольных закупок»; получение объяснений от должностных и материально ответственных лиц.
Существенная роль в ходе выполнения как гласных, так и негласных проверочных действий отводится специалистам. Такие специалисты, как бухгалтер, ревизор, аудитор, могут дать консультацию по вопросам: определения вида документа и его относимости к данному расследованию; установления того, кто из должностных лиц мог быть причастен к составлению конкретного документа; каким образом может быть истолкована собранная информация; в чем выражались отступления (и какие) от существующих правил и т. п.
Если в качестве проверочного действия осуществляется ревизия, то типичными вопросами являются: какова величина сокрытой части налогооблагаемой прибыли; какова сумма неуплаченного налога; каким образом скрывался налогооблагаемый доход; какова продолжительность выявленных налоговых правонарушений; что способствовало их совершению.
В ходе любого из перечисленных выше проверочных действий должны приниматься меры, обеспечивающие: сохранность документов, в особенности тех, которые предстоит изъять; подбор свободных образцов (прежде всего подписей должностных лиц); поиск всевозможных черновых записей; нейтрализацию противодействия следствию (проверке). Такое противодействие возможно в самых различных формах: уничтожение документов и вещественных доказательств, инсценировка несчастных случаев в отношении имущества или людей; утаивание партнеров по нелегальному бизнесу; прямые угрозы свидетелям, специалистам, инспекторам, сотрудникам криминальной милиции.
Информацию, собранную в ходе проверочных действий, оценивают с нескольких позиций:
а) ее относимость к целям и задачам расследования;
б) допустимость и целесообразность использования (в качестве доказа
тельной, в качестве ориентирующей);
в) достаточность полученных данных для возбуждения уголовного дела
и принятия процессуальных решений;
г) перспективы расследования.
С учетом того, что значительное число уголовных дел возбуждают на основании материалов проверок, осуществляемых органами налоговой
§ 2. Выявление признаков преступлений, проверочные действия 755
службы, целесообразно подробнее остановиться на рассмотрении этих материалов.
В соответствии со ст. 87—89 НК РФ сотрудники налоговых органов вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проводятся по месту нахождения налогового органа, выездные — по месту нахождения налогоплательщика (организации, предприятия, филиала и т. д.). Выездная проверка может продолжаться от одного до трех-четырех месяцев. В ходе таких проверок налоговый орган вправе проверять предоставленные налогоплательщиком документы, затребовать иные документы, получать объяснения налогоплательщика, собирать иные сведения, способствующие правильному исчислению налога. При выездной налоговой проверке уполномоченные лица вправе проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объекта налогообложения, изымать документы и предметы (ч. 4 ст. 89, ст. 90—94 НК РФ).
По результатам проверки составляется акт, к которому прилагается налоговая декларация и иные необходимые документы, а также объяснение налогоплательщика.
В результате проведенной налоговой проверки в структурные подразделения органов криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями должны быть направлены следующие документы:
а) письменное сообщение о фактах сокрытия доходов (прибыли или
иных объектов налогообложения) налогоплательщиком;
б) акт документальной проверки соблюдения налогового законодатель
ства и решение по нему начальника Госналогинспекции (с приложением
подлинных бухгалтерских документов, деклараций, истребованных и изъя
тых в ходе проверки документов (предметов));
в) документы о разъяснении налогоплательщику его прав, а также его
возражения и объяснения;
г) объяснения должностных лиц налогоплательщика, если они были да
ны;
д) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за
финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
е) протокол, постановление и иные документы о привлечении к адми
нистративной ответственности за неуплату налогов (если это имело место
ранее).
Собранные в ходе первичной проверки и направляемые из налогового органа материалы несут информацию лишь об объективной стороне, т. е. о механизме совершения налогового преступления, не позволяя получить представление о субъективной стороне.
Для того чтобы избежать,необоснованного возбуждения уголовного дела, следствию необходимо:
тщательно изучить все материалы проверки, проведенной налоговым органом, обратив особое внимание на то, указаны ли в акте проверки исследованные бухгалтерские документы, приложены ли необходимые документы к акту проверки;
изучить изъятые и представленные с актом проверки документы (воспользовавшись помощью специалиста: бухгалтера, аудитора, ревизора);
Глава 49. Налоговые преступления
ознакомиться с данными оперативно-розыскных действий, проведенных структурным подразделением по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями криминальной милиции;
получить объяснения у налогоплательщика (лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, и лиц, подписавших декларацию).
По результатам этих действий следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10175 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники
Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.
Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.- ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
- Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.