Сколько часов работают учителя в россии

Все ответы в статье: "Сколько часов работают учителя в россии" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Содержание

  • Минобрнауки России даны разъяснения о продолжительности и режиме рабочего времени педагогических работников организаций среднего профессионального образования

    Сообщается, в частности, что нормируемой частью рабочего времени по выполнению учебной работы для таких преподавателей является:

    — норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 720 часов в год (норма 18 часов педагогической работы за ставку заработной платы — в случае применения такой нормы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности), если фактическая учебная (преподавательская) нагрузка преподавателя соответствует этой норме;

    — фактический объем учебной работы в год (в неделю), который может быть менее или более 720 часов педагогической работы в год (18 часов в неделю) в зависимости от различных условий работы образовательной организации (количества часов по учебному плану образовательной организации, количества групп, направлений подготовки, преподаваемой дисциплины, укомплектованности персоналом и других обстоятельств).

    Исходя из этого, рабочее время каждого преподавателя может быть различным, зависящим от фактического объема учебной работы, то есть пропорционально уменьшаться — при ее уменьшении, и увеличиваться — при увеличении.

    При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

    При этом следует учитывать, что в организациях среднего профессионального образования преподавателям, норма часов учебной работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году.

    Сколько часов работают учителя в россии

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Учителю установлена учебная нагрузка 38 часов в неделю.
    Является ли правильной формулировка в дополнительном соглашении о том, что работнику устанавливается по занимаемой должности учебная нагрузка (нормируемая часть педагогической работы) в объеме 38 часов в неделю.
    Не противоречит ли данная формулировка ст. 333 ТК РФ?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Установление учителю трудовым договором (дополнительным соглашением к нему) 38 часов учебной (преподавательской) работы в неделю не соответствует требованиям трудового законодательства.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Панова Наталья

    Ответ прошел контроль качества

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Сколько часов работают учителя в россии

    Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени — и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

    номер 50, от 10 декабря 2019

    Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

    Новые версии ФГОС стали настоящем полем битвы. Один из недавних ее эпизодов — отрицательное заключение РАО, зафиксировавшее более 500 недостатков в проекте документа. Впрочем, публично данное заключение называется «единственным отрицательным». Говорит ли это на самом деле о высоком качестве проекта ФГОС или об административном безразличии к содержанию образования? Свою точку зрения по этому поводу высказал член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

    Смерть Михаила Щетинина потрясла всю педагогическую общественность и вызвала многочисленные отклики. В них, как это обычно бывает, когда дело касается талантливых людей, волна любви и признательности столкнулась с громкими высказываниями оппонентов и критиков. О том, как воистину народный педагог со своими сподвижниками смог на высоком уровне целостно соединить обучение, воспитание, социализацию и образование и вошел в историю — в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

    11 декабря исполняется 101 год со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. Драматичных периодов в жизни классика было немало. Один из них — пожалуй, наивысший по накалу — внимательно исследует литературовед Вячеслав Огрызко.

    Наши приложения

    «УГ Москва», №39 от 23 сентября 2008 года

    Продолжительность рабочего времени и режим работы педагога

    В минувшие летние каникулы в юридический отдел Московского городского комитета профсоюза поступало много вопросов о том, по какому графику учителя должны работать летом. Впрочем, этот вопрос для каникулярного периода традиционный. Для полного ответа на него нужно рассмотреть эту проблему в более широком контексте — продолжительности рабочего дня педагогических работников и особенностей режима рабочего времени и оплаты труда для отдельных категорий педагогов. Учительская газета

    36 часов — не норма, а максимум

    Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений регулируется статьями 92 и 333 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

    Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 №69, зарегистрированным в Минюсте 26 июля 2006 г., регистрационный №8110 (далее — Положение об особенностях режима рабочего времени).

    Читайте так же:  Где взять справку о переименовании улицы

    Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

    Однако в статье 333 ТК РФ наряду с указанием о продолжительности рабочего времени педагогических работников не более 36 часов в неделю имеется очень существенное уточнение. Там указано, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени определяется Правительством Российской Федерации.

    Следовательно, слова «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» — это не общеустановленная и не обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени. Это ее предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена для педагогического работника, занимающего одну должность (в зависимости от ее наименования и особенностей труда) или получающего одну ставку заработной платы.

    Каждой категории — своя норма часов

    С учетом этих условий постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее — постановление №191) педагогическим работникам установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.

    Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов педагогической работы в неделю, установлена для категорий педагогических работников, предусмотренных в пункте 1 приложения к постановлению №191. Норма часов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю либо 720 часов в год, зафиксирована для категорий работников, перечисленных в п.п. 2 и 3 приложения к этому постановлению. Например, 30-часовая продолжительность рабочего времени в неделю установлена для старших воспитателей всех образовательных учреждений, кроме дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования.

    Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена:

    — старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования;

    — методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;

    — мастерам производственного обучения;

    — инструкторам по труду образовательных учреждений;

    — преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

    — руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

    — работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

    — инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

    Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлена норма часов за ставку, — на основе ставок заработной платы.

    Для педагогических работников, предусмотренных в пункте 2 приложения к постановлению №191, то есть учителей, преподавателей (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой — лишь нормируемая часть рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.

    После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

    Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.

    Продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (сноски 3 и 4 приложения к постановлению №191).

    Помимо преподавательской нагрузки

    Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками.

    Должностные обязанности работников, ведущих педагогическую работу помимо преподавательской работы, конкретизированы в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.

    Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров преподавателей помимо учебных занятий не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных обстоятельств.

    При этом характер вышеназванной педагогической работы предусматривает, что ее выполнение, как правило, осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

    Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особом режиме рабочего времени, для дежурства учителей во время образовательного процесса. Педагогические работники привлекаются к дежурству по образовательному учреждению в рабочие дни не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания последнего учебного занятия.

    Так что же делать в каникулы?

    Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, установленного для обучающихся. Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, — для них рабочее время. Продолжительность их рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.

    Руководители образовательных учреждений, в том числе санаторно-лесных школ, школ-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

    В этот период учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как это определено в пункте 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени. При этом речь идет о рабочем времени, соответствующем установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.

    Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 этого Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ.

    Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, то есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

    За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

    Читайте так же:  Конкурс на должность судебного пристава

    Иной порядок работы в каникулярный период определен для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в связи с тем, что нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.

    В соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели этих образовательных учреждений привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.

    В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

    Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

    Ирина КОПАЕВА, главный правовой инспектор МГО профсоюза

    Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

    Приложение N 1
    к приказу Министерства
    образования и науки РФ
    от 22 декабря 2014 г. N 1601

    Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

    С изменениями и дополнениями от:

    29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

    1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

    2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

    2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

    педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

    старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

    мастерам производственного обучения;

    инструкторам по труду;

    методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

    тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

    руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

    преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

    инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

    2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

    2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

    2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

    инструкторам по физической культуре;

    воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

    2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

    2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

    2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

    учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

    преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

    педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

    тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

    логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

    учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

    преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

    2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

    Информация об изменениях:

    Пункт 1 изменен с 2 июня 2019 г. — Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234

    1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

    За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

    Читайте так же:  Как запросить справку 2 ндфл в налоговой

    2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 — 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

    3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

    4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

    * Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
    «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

    С изменениями и дополнениями от:

    29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

    В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

    1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

    2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).

    3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
    Регистрационный N 36204

    Пересмотрена продолжительность рабочего времени педагогов (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы). Учтены положения нового Закона об образовании и изменения, внесенные в ТК РФ.

    По-прежнему предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.

    Конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку зарплаты) зависит от должности и (или) специальности педагогического работника.

    Так, норма 20 ч в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, 24 ч — для музыкальных руководителей и концертмейстеров, 25 ч — для воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья, 30 ч — для инструкторов по физкультуре и т. д. Для школьных учителей норма не изменилась и составляет 18 ч в неделю.

    Впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
    Регистрационный N 36204

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 февраля 2015 г., в «Российской газете» от 11 марта 2015 г. N 49

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ Министерства просвещения РФ от 13 мая 2019 г. N 234

    Изменения вступают в силу с 2 июня 2019 г.

    Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. N 755

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Учебное время учителя

    Данный материал предназначен для учителей

    Вложение Размер
    rabochee_vremya_uchitelya.docx 26.71 КБ rabochee_vremya_uchitelya.docx 26.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    АБОЧЕЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ

    1. КАК РЕГУЛИРУЕТСЯ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЕЙ?

    2. ЧТО ВХОДИТ В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ?

    3. КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЗА СТАВКУ У УЧИТЕЛЯ?

    4. ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ В КАНИКУЛЫ?

    Периоды школьных каникул, если они не совпадают с очередным отпуском работника, являются для него обычными рабочими днями, во время которых он может выполнять организационную работу, подготовку к учебному процессу, оформление кабинета в пределах той учебной нагрузки, которая была установлена ему до начала каникул по тарификации.

    Читайте так же:  Льгота по фактическому месту проживания

    5. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МИНИМАЛЬНЫЙ И МАКСИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ?

    6. МОЖЕТ ЛИ У УЧИТЕЛЯ быТЬ НАГРУЗКА СВЕРХ 36 ЧАСОВ?

    Действующим законодательством не установлено ограничения объема учебной нагрузки (педагогической работы) педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.94 № 1008 с последующими изменениями, объем учебной нагрузки (педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении. Объем учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года и на следующий учебный год по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов.

    7. ДОЛЖНЫ ЛИ ОПЛАЧИВАТЬ ВРЕМЯ ЗАБАСТОВКИ И ПРОСТОЯ?

    8. ОБЯЗАНА ЛИ АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ?

    10. КАКИЕ ДОЛЖНОСТИ ОТНОСЯТСЯ К РАБОТНИКАМ С НЕНОРМИРОВАННЫМ РАБОЧИМ ДНЕМ, КОТОРЫМ МОЖЕТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК ДО 12 РАБОЧИХ ДНЕЙ?

    11. ИМЕЕТСЯ ЛИ КАКОЙ-ЛИБО ДОКУМЕНТ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО «ОКОН» В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ?

    Количество «окон» не регламентируется нормативными документами. Администрация должна принять все меры для оптимального использования рабочего времени педагогов, при этом «окна» не являются рабочим временем, поэтому не оплачиваются. В то же время в соответствии с письмом Министерства образования от 12.01.93 № 10/32-Т установлен перечень компенсационных доплат и повышений ставок заработной платы работников образовательных учреждений, согласно п. 2.8 которого женщинам за работу в образовательных учреждениях в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части с перерывом более двух часов, производится повышение ставки на 30%.

    12. ЕСЛИ В ШКОЛЕ ПЯТИДНЕВНАЯ УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ, ДОЛЖЕН ЛИ УЧИТЕЛЬ БЫТЬ В ШКОЛЕ В СУББОТУ?

    При пятидневной рабочей неделе присутствие учителей в школе в субботнье дни необязательно, если они не задействованы по плану общешкольных мероприятий или если это не запланировано личным планом учителя и классного руководителя.

    13. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРЕДЕЛ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ ПОЧАСОВОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА?

    В соответствии с п. 3 Перечня работ, которые не считаются совместительством (приложение к Положению об условиях работы по совместительству, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР. Минюста СССР. ВЦСПС от 09.03.89 № 81/604-К-3/6-84, с изменениями и дополнениями в редакции на 25.11.93), не считается работой, выполняемой по совместительству, педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год. Таким образом, максимальный объем учебной нагрузки в условиях почасовой оплаты труда в одном образовательном учреждении составляет 240 учебных часов в год. В случае превышения данного объема учебной нагрузки должна быть соответствующим образом оформлена работа по совместительству.

    Сколько зарабатывают учителя в разных странах и как число учеников влияет на успеваемость

    Сколько зарабатывают учителя в разных странах и как число учеников влияет на успеваемость

    11 декабря специалисты Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС презентовали доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов». Исследователи изучили целый ряд факторов, влияющих на образование, среди которых — структура педагогического корпуса и условия работы учителей.

    Дошкольное образование

    По результатам исследования воспитатели в дошкольных организациях стран, включенных в исследование, имеют сравнительно высокий уровень образования. Только в одной стране — Словакии — можно работать воспитателем в детском саду, получив полное среднее образование. В остальных странах требования к минимальной подготовке педагогов варьируются от среднего профессионального до магистратуры или её эквивалента.

    Причем это не зависит от уровня экономического развития страны: диплом магистра требуется и во Франции, и в Чили. В Австрии, как и в России, достаточно диплома о среднем профессиональном образовании. Наиболее распространенный минимальный уровень требований, предъявляемых к педагогу дошкольного образования, — диплом бакалавра.

    Соотношение воспитанников и педагогов широко варьируется по странам — от шести детей на одного воспитателя в Швеции до 24 в Мексике. Связь с уровнем экономического развития стран здесь авторы доклада не просматривают: в странах первой доходной группы (это страны, где подушевой ВВП больше 41 тысяч долларов) на одного воспитателя приходится больше детей, чем в странах второй доходной группы (подушевой ВВП — от 21 до 41 тысяч долларов).

    При этом исследователи учитывают, что в наиболее экономически развитых странах широко распространено наличие помощников воспитателей. А они при расчете этого показателя не учитываются. Например, в Соединенном Королевстве их 86% от штата воспитателей. Значительный штат помощников воспитателей в ряде стран существенно осложняет анализ соотношения детей и педагогов.

    Россия с показателем 11 воспитанников на одного преподавателя находится на уровне средних показателей стран своей доходной группы (наша страна входит во вторую доходную группу). Существенное влияние на это соотношение оказывает уровень образования педагогов. По мнению авторов исследования, очевидна тенденция к росту числа детей, приходящихся на одного педагога, по мере повышения уровня подготовки последних. Повышение нагрузки на воспитателей в экономически развитых странах компенсируется увеличением числа помощников воспитателей.

    В России, в подтверждение общей тенденции, сравнительно невысокие требования к подготовке педагогов дошкольного образования компенсируются малым количеством детей на одного воспитателя.

    Начальное и среднее образование

    Большинство учителей в дошкольных организациях и в школе — женщины. Эксперты подчеркивают, что особенно их доля велика в начальных классах. Постепенно она снижается на стадиях основного и полного среднего образования. На уровне высшего образования в большинстве стран, наоборот, доля мужчин-педагогов превышает долю женщин.

    Россия, по данным исследования, соответствует общей тенденции с одним отличием: на каждом уровне образования женщин среди педагогов больше, чем в среднем по другим странам.

    Нагрузка педагогов, отмечают эксперты, в международной статистике измеряется несколькими показателями: соотношение учащихся и преподавателей, численность учащихся в классе и объем академической нагрузки в часах. Анализ этих показателей позволил сформулировать определенные отличия в работе российских учителей от их зарубежных коллег с точки зрения нагрузки.

    В странах первой и второй доходных групп на одного преподавателя приходится меньше учеников, чем в менее экономически развитых странах. Россия по этому показателю — на уровне стран третьей доходной группы (подушевой ВВП до 21 тысяч долларов). Причем на всех ступенях образования. При этом важно отметить, что связь между соотношением учащихся и преподавателей и результатами, которые демонстрируют школьники в исследовании PISA, довольно слабая. Среди ведущих стран по результатам учащихся — Корея (8 учеников на 1 учителя) и Нидерланды (26 учеников). А среди стран с худшими показателями — Португалия (10 учеников на 1 учителя), Колумбия (27 учеников).

    Читайте так же:  Виды медицинских изделий росздравнадзора

    При этом эксперты обращают внимание на следующее обстоятельство: в целом ряде стран в среднем образовании, как и в дошкольном, развит институт ассистентов учителя, которые берут на себя значительную часть технической работы. Без учета ассистентов прямое сравнение нагрузки учителя на основе соотношения ученик/учитель не вполне корректно. Численность ассистентов колеблется от 1% (Бразилия) до 28% (Соединенное Королевство) от численности учителей.

    Еще один важный показатель, который анализируется в докладе, — академическая нагрузка. В расчете на год значение этого показателя широко варьируется по странам: от 592 в Финляндии до 1267 в Коста-Рике.

    В России наименьшее среди всех рассматриваемых стран количество часов академической нагрузки: всего 483 часа

    Авторы работы подчеркивают: в расчет берется только время, в течение которого учитель занимается непосредственно преподаванием в классе. Кроме того, на низкий уровень этого показателя в России влияет и то, что в нашей стране существенно более короткий учебный год.

    Академическая нагрузка учителя статистически значимо связана с результатами, которые демонстрируют школьники в исследовании PISA: чем она выше, тем ниже результаты учеников. Однако эксперты обращают внимание: эта связь отчетливо проявляется только после преодоления порога в 800 часов в год.

    Оплата труда учителей

    В международной статистике заработная плата преподавателей анализируется в абсолютном выражении и в сравнении с уровнем заработной платы работников с тем же уровнем образования.

    Абсолютную величину заработной платы в международной статистике рассчитывают:

    • в долларах по паритету покупательной способности (ППС);
    • она включает все налоги и сборы для обеспечения международной сопоставимости данных;
    • рассчитывается по уровням образования, что не позволяет рассчитать этот показатель по России из-за отсутствия части необходимых данных.

    Приведенные в этом разделе данные относятся к 2016 году и учителям, преподающим на уровне основного общего образования. Выбор этого уровня образования позволил экспертам обеспечить наибольшую сопоставимость данных.

    Как следует из доклада, средний размер заработной платы педагогов в развитых странах варьируется от 15,1 тысячи долларов ППС в Латвии до 108,7 тысячи долларов ППС в Люксембурге. Среднее значение по странам ОЭСР — 42,9 тысячи долларов ППС. По оценке Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС, сделанной на основе данных государственной статистики, заработная плата учителей в России, рассчитанная по международной методологии, составляла в 2016 году 23,3 тысячи долларов ППС. По этому показателю наша страна опережает три государства — члена ОЭСР: Литву, Латвию и Турцию.

    Исследователи ФИРО подчеркивают: уровень зарплаты учителей ожидаемо связан с уровнем экономического развития стран — коэффициент корреляции между средним размером зарплаты педагогов и ВВП на одного жителя составляет 0,87.

    Относительная заработная плата учителей

    В отличие от России, относительная зарплата учителей в международной статистике рассчитывается не по средней по территории, а в сравнении с заработной платой работников с тем же уровнем образования. При этом в некоторых странах — например, во Франции — уровень не дифференцирован в зависимости от места проживания. Это стимулирует учителей работать в сельской местности и в регионах, где стоимость жизни ниже, а зарплата как в столице.

    Соотношение ставок учителей и работников с тем же уровнем образования (относительная заработная плата) в странах ОЭСР колеблется от 1,7 в Мексике до 0,5 в Чехии. Среднее значение по странам ОЭСР составляет 0,9. Иными словами, средняя заработная плата учителей составляет 90% от средней заработной платы работников с тем же уровнем образования в стране. По оценке экспертов, относительная заработная плата учителей в России по международной методологии составляет 0,7.

    В ходе исследования была установлена определенная связь между уровнем экономического развития страны и относительной зарплатой педагогов: в более богатых странах она выше, то есть ближе к значениям средней зарплаты по стране для работников с тем же уровнем образования. Но эта связь выражена слабо: среди стран, в которых учителя получают больше, чем работники с сопоставимым уровнем образования, и Мексика, и Люксембург, и Южная Корея. А среди стран, имеющих низкие показатели, присутствуют и Норвегия, и Латвия.

    Взаимозависимости между относительной зарплатой учителей и учебных результатов школьников авторы исследования не нашли.

    Структура заработной платы учителей и критерии, на основе которых осуществляются дополнительные выплаты

    Как и в России, в большинстве стран мира оплата труда учителей включает доплаты и бонусы, причем не обязательно в денежной форме. В ряде стран в качестве дополнительного вознаграждения может выступать сокращение количества обязательных часов преподавания. В целом по странам ОЭСР дополнительные выплаты не превышают 25% от базовой зарплаты.

    Эксперты выделили три группы видов деятельности и характеристик педагогов, в связи с которыми предусмотрены дополнительные бонусы. В первой — неучебная деятельность и дополнительные обязанности. Например, участие в управлении школой или классное руководство. Во второй группе — квалификация, обучение и результативность. Тут учитываются успешное завершение программы повышения квалификации и выдающиеся достижения в преподавании. В третьей группе — условия преподавания и другие критерии. В частности, обучение студентов с особыми образовательными потребностями или, например, преподавание в неблагополучном, отдаленном или, наоборот, районе с высоким уровнем жизни.

    Доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов» подготовлен под руководством директора Центра мониторинга и статистики образования ФИРО, кандидата экономических наук Марка Аграновича. Он стал шестым в серии аналогичных документов. Он включает результаты анализа на основе международных индикаторов данных по 38 странам — членам ОЭСР и 9 странам-партнерам. Авторы рассмотрели статистические показатели образовательных систем развитых стран в увязке с социально-экономическими характеристиками и показателями эффективности образования.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Центр мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС представляет Россию в крупнейшей международной программе по статистике образования «Индикаторы образовательных систем» (Indicators of National Education System, INES). Она была запущена на рубеже 1980–90-х годов по инициативе стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Программа собирает и анализирует значительные объемы информации по национальным образовательным системам, переходу от образования к трудовой деятельности, а также по мобильности студентов и многому другому.

    Источники


    1. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

    2. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.

    3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
    4. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
    5. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
    Сколько часов работают учителя в россии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here