Следователь по делам несовершеннолетних

Все ответы в статье: "Следователь по делам несовершеннолетних" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Производство по уголовным делам о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, за исключением изъятий, установленных гл. 50 Уголовно-процессуального кодекса. Эти специальные правила применяются по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста.

В частности, уголовное дело о преступлении, совершенном несовершеннолетним в соучастии с взрослыми лицами, по возможности должно быть выделено в отдельное производство (ст. 422 Уголовно-процессуального кодекса).

По делам о преступлениях несовершеннолетних предусмотрены некоторые особенности в предмете доказывания. Согласно ст. 421 Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства наряду с доказыванием обстоятельств, входящих в общий предмет доказывания, устанавливаются:

  1. возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
  2. условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности;
  3. влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

УПК предусматривает особый порядок применения в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых мер процессуального принуждения.

При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения к нему такой меры пресечения, как отдача под присмотр.

Задержание несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также применение к нему меры пресечения в виде заключения под стражу производится в случаях совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления.

О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого незамедлительно извещаются родители или другие его законные представители.

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения.

УПК предусматривает специальные правила для допроса несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого. Допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

По делам несовершеннолетних в ходе досудебного производства и в судебном разбирательстве участвуют их законные представители, которые допускаются к участию в деле по постановлению следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Законный представитель имеет право:

  1. знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  2. присутствовать при предъявлении обвинения;
  3. участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также, с разрешения следователя, в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;
  4. знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;
  5. заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора;
  6. представлять доказательства;
  7. по окончании расследования знакомиться со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

Следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому для ознакомления тех материалов дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным.

Законный представитель может быть отстранен от участия в деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

В судебном разбирательстве законный представитель несовершеннолетнего имеет право:

  1. заявлять ходатайства и отводы;
  2. давать показания;
  3. представлять доказательства;
  4. участвовать в прениях сторон;
  5. приносить жалобы на действия и решения суда;
  6. участвовать в заседании суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

УПК предусматривает специальное основание прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетних с применением к ним принудительных мер воспитательного характера. Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.

Суд, получив после окончания предварительного расследования уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом, вправе прекратить его и применить в отношении несовершеннолетнего обвиняемого принудительные меры воспитательного воздействия.

При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего суд наряду с общими вопросами обязан решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания, условного осуждения либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия суд, по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела руководителю следственного органа или начальнику органа дознания.

Читайте так же:  Какие справки нужны чтобы поменять права

Следователь по делам несовершеннолетних

4. Профилактическая деятельность следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних

Для разработки профилактических рекомендаций следователь должен выявить круг лиц, виновных в ненадлежащем воспитании или оказывавших вредное воздействие на подростка и установить обстоятельства, помешавшие удержать его от совершения преступления.

Дневники производственной, преддипломной, летней практики студента

В последние годы все чаще дети и подростки становятся объектами похищения и перепродажи в притоны разврата (интим — клубы, стриптиз-шоу, публичные дома и подобные заведения).

Организация расследования дел о преступлениях несовершеннолетних

Целью данной работы является изучение процессуальных особенностей расследования преступлений. Также следует учитывать, что методики расследования преступлений разрабатываются применительно к видовым криминалистическим характеристикам преступлений, которые в основном определяются объектом посягательства.

Несовершеннолетний как субъект преступления выделяется в первую очередь психофизиологическими особенностями, к числу которых относят повышенную эмоциональность, неустойчивость поведения, незрелость мышления как результат недостаточного опыта и знаний, склонность к подражанию и фантазии, самовнушение и др.

Особенности предварительного расследования по делам несовершеннолетних

Общая характеристика производства по уголовным делам в отношении, специфика предварительного расследования. Прекращение уголовного преследования в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Характеристика производства, предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Криминалистическая характеристика преступности несовершеннолетних, методика расследования преступлений. Личностные особенности данной категории несовершеннолетних; причины и условия преступного поведения, пути повышения эффективности его предупреждения.

Квалифицирующие признаки, особенности расследования преступлений и доказывания вины по статье «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности».

По делам несовершеннолетних

Мне 15 лет из-за частых прогулов в школе, меня и моего отца вызывают в органы по делам несовершеннолетних, я из-за ссоры с отцом и матерью отца ушла до родителей моей мамы, какие возможны последствия? 17.12.2014

Куда и как можно пожаловаться на действия инспектора по делам. Абсолютно не соответствует занимаемой должности.

Производство по делам несовершеннолетних

Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, при наличии оснований, указанных в статьях 91, 96 и 122 настоящего Кодекса.(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1970 г.- Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1970, N 22, ст. 442)

К несовершеннолетним, кроме мер пресечения, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, может применяться отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к, воспитывающимся в закрытых детских учреждениях, — отдача под надзор администрации этих учреждений.

Производство предварительного следствия по делам несовершеннолетних

При производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях наряду с доказыванием обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК, необходимо выяснить:

Если имеются данные об умственной отсталости несовершеннолетнего, то проверяется, мог ли он полностью осознавать значение своих действий.

Организационные основы расследования

Следователю по делам несовершеннолетних целесообразно:

1) иметь отдельный кабинет, так как присутствие посторонних отвлекает подростков, усиливает их застенчивость, мешает откровенной беседе, нередко приводит к неполноте и сбивчивости при даче показаний; 2) иметь комплекты фотографий, журналов, буклетов по тематике, интересующей молодежь (музыка, спорт, мода, автомо- тодело и др.), которые могут способствовать установлению психологического контакта; 3) изучить литературу по педагогике, общей и подростковой психологии; 4) завести и постоянно пополнять картотеку, отражая в ней: номера телефонов должностных лиц (руководителей, воспитателей, работников отделов кадров и др.), учебных заведений и организаций, где учатся или работают несовершеннолетние; данные о квалифицированных педагогах, психологах, детских психиатрах, которые могут быть привлечены к расследованию в качестве специалистов; адвокатах, специализирующихся по делам о преступлениях несовершеннолетних; о должностных лицах инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей.

Она должна быть обусловлена тем, что для работы с подростками необходимо: а) знать криминалистические характеристики преступлений несовершеннолетних; б) быть осведомленным о таких преступлениях, совершенных в данном районе, в том числе нераскрытых; в) хорошо знать нормы, регламентирующие производство по делам о преступлениях несовершеннолетних; г) иметь необходимые знания в педагогике и подростковой психологии; д) регулярно повышать квалификацию, обобщая следственную практику по делам о преступлениях несовершеннолетних и участвуя в специализированных семинарах.

Специализация способствует контактам с работниками инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, учебно-воспитательных и других организаций, положительно сказывается на профилактической работе.

1) точное установление возраста несовершеннолетнего обвиняемого (по метрическому свидетельству, паспорту или по запрошенному ответу с места регистрации рождения);

2) выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего: а) состава семьи (если семья неполная, то в силу каких причин и как давно); б) материально-бытовых условий, в том числе наличия у подростка имущества, самостоятельного заработка, его размера, отношения родителей к просьбам подростка о приобретении вещей и предоставлении денег на карманные расходы; в) отношения родителей либо лиц, их заменяющих, к воспитанию детей; методов воспитания и контроля; данных о родителях, их образовательном и культурном уровне, месте работы и должности, взаимоотношениях друг с другом, наличии в семье случаев пьянства, употребления наркотиков, аморального поведения, ссор, драк, жестокого обращения с подростком;

3) установление причин безнадзорности, если таковые имеются (безразличное отношение родителей к воспитанию детей, отсутствие контроля за поведением, болезнь родителей, занятость по работе, длительные командировки и др.);

4) выяснение условий жизни и воспитания в детском доме, школе-интернате (если подросток воспитывался в этих учреждениях), в том числе, с чем поступил, кем определен в данное учреждение;

5) установление отношений несовершеннолетнего по месту учебы или работы: а) где учится или работает (в качестве кого), менялось ли место учебы (работы), сколько раз, по какой причине, где ранее учился (работал); б) каковы отношения к учебе (производственной деятельности), успеваемость; в) каковы отношения со старшими товарищами, наставниками, мастерами, учителями, воспитателями; есть ли в школе, на производстве источники отрицательного влияния, случаются ли конфликты, если да, то каковы их причины и последствия; г) если подросток не учится (не работает), то по какой причине, как давно; известно ли это семье, комиссии или инспекции по делам несовершеннолетних, каковы причины несвоевременного определения на учебу или трудоустройства;

Читайте так же:  Как принудить иностранца выполнять свои обязанности: советы и рекомендации

6) изучение ближайшего окружения подростка, в процессе которого определяются: а) круг знакомых по учебе, работе, досугу; б) наличие среди знакомых ранее судимых, лиц, ведущих аморальный образ жизни; в) участие в неформальных досуговых группах, в которых формируются или усугубляются антиобщественные взгляды; состав и время возникновения этих групп; характер «проведения досуга, места сбора друзей, приятелей и др.; г) источники приобретения алкогольных напитков, наркотиков, дурманящих веществ (если таковые употреблялись);

7) изучение поведения несовершеннолетних, при котором устанавливаются: а) характер, манера поведения в различной обстановке; степень проявления возрастных особенностей психики; потребности; круг интересов, привычки, увлечения, любимые книги, герои; склонность к праздности; пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм; занятие проституцией; состояние здоровья; б) совершение ранее других правонарушений (каких именно, когда, чем закончилось дело, обсуждались ли проступки — в инспекциях или комиссиях по делам несовершеннолетних либо по месту учебы, работы); в) доставлялся ли в органы милиции, если да, то сколько раз, когда, по какой причине;

8) установление психофизического состояния подростка: а) наличия значительной задержки в развитии; б) умственной отсталости, не связанной с психическим заболеванием (значительное отставание от нормального развития, свойственного данному возрасту), и ее уровня; в) душевной болезни;

9) уточнение некоторых элементов состава преступления (совершение незначительных правонарушений из озорства; отсутст- вне состава преступления в иных случаях, например, в случаях переманивания голубей, взятия без разрешения велосипеда для прогулки, мелкой кражи деталей для моделирования);

10) при совершении группового преступления несовершеннолетних установление: а) конкретной роли в преступлении каждого участника группы; б) процесса формирования группы (когда, кем сформирована, кто руководит, состав, место сбора, намерения и др.); в) других преступлений, совершенных участниками группы; г) наличия взрослых подстрекателей; д) причин, по которым деятельность группы не была пресечена;

11) установление причин рецидива (в случае совершения подростком повторного преступления);

12) выявление взрослых подстрекателей, пособников и соисполнителей;

13) установление наличия со стороны родителей или других лиц заранее не обещанного укрывательства, недонесения, обещаний скупить краденное, фактов вовлечения в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, в пьянство, потребление наркотиков, посещение притонов, распространение порнографических предметов;

14) установление аналогичных нераскрытых преступлений, совершенных в данной местности;

15) установление причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Особенности отдельных следственных действий

Осмотр места происшествия и обыск

1. Совершение преступления несовершеннолетними:

а) характерное место происшествия дела, признаки (школьный буфет, учебный класс, кабинет, торговая точка вблизи школы, интерната и др.);

необходимо б) характер похищенного: конфеты, печенье, варенье, вино, спортивные и фототовары, радио-, видео-, звукозаписывающая аппаратура, электрофоны, пластинки, магнитофонные кассеты, зажигалки, карты, юношеские книги, модные журналы, календари, фотографии певцов и актеров, джинсы, куртки, майки с эмблемами и др.; в) способ совершения преступления: несколько различных попыток проникнуть в помещение; использование для проникновения в помещение небольших по размеру отверстий; неухищренные приемы взлома и открытия запоров, как следствие отсутствия профессиональных навыков; г) признаки совершения озорных или циничных действий (надписи, особенно нецензурные, расположенные на небольшой высоте, бессмысленная порча товаров, следы мочи и др.); д) признаки совершения действий с подражанием персонажам детективных книг и кинофильмов (специфические надписи, знаки и др.); е) непринятие или примитивность мер по сокрытию следов; ж) небольшие по размеру следы рук, ног, зубов; следы обуви, которую, как правило, часто носят подростки (кеды и др.); з) характер забытых или брошенных вещей (размер, фасон).

2. Некоторые данные о несовершеннолетнем преступнике: а) признаки привычек (окурки, пустые бутылки из-под спиртных напитков, следы употребления наркотических или дурманящих веществ, многочисленные следы слюны); б) признаки проявления жестокости, садизма (особенно при совершении преступлений против жизни, здоровья и личной собственности граждан).

При подготовке к обыску целесообразно помимо сведений о расположении комнат в квартире (доме) попытаться получить информацию о наличии у семьИ в которой проживает несовершеннолетний, подвала, сарая, погреба, чердака, гаража, садового участка с домиком, дачи, бани, а также расположенных поблизости (брошенных или недостроенных) построек, так как в этих помещениях подростки нередко хранят похищенное, орудия преступления, предметы, вещества, запрещенные к пользованию.

2. Рекомендуется проводить обыск не только в жилище несовершеннолетнего, но и по месту учебы или работы, где подростки часто хранят те или иные вещи (в шкафах для рабочей одежды, тумбочках, инструментальных ящиках).

Видео (кликните для воспроизведения).

3. В ходе обыска необходимо пристально следить за эмоциональными реакциями несовершеннолетнего на действия обыскивающих, так как подростки обладают меньшей, чем взрослые, выдержкой, большей впечатлительностью и эмоциональной неустойчивостью. Поэтому в таких случаях больше вероятность того, что своим повышенным волнением в момент приближения обыскивающего к месту хранения искомых предметов обыскиваемый обычно облегчит задачу следователя. Обеспечить тщательное наблюдение за реакциями обыскиваемого легче при проведении обыска не одним, а несколькими лицами, например двумя следователями или следователем и работником милиции.

4. При обыске полезно обращать внимание не только на отыскиваемые объекты (например, похищенные вещи или орудия преступления), но также и на иные предметы, способные в дальнейшем облегчить расследование. В частности, ими могут быть: а) одежда и обувь, которые были на несовершеннолетнем в момент преступления; б) предметы, дающие представление о связях подростка (дневники, записные книжки, переписка, фотографии, вещи, взятые у товарищей и др.); в) предметы, свидетельствующие об увлечениях, интересах подростка (фотографии актеров, певцов, буклеты, журналы, календари, пластинки, магнитофонные записи, инструменты, звукозаписывающая и фотоаппаратура, книги, предметы коллекций, наркотики и приспособления для их потребления, предметы порнографического характера и др.); г) предметы, дающие представление об условиях жизни и материальном положении подростка (достаточное количество носильных вещей, личная библиотека, предметы досуга, постоянное место для занятий и отдыха и др.).

Читайте так же:  Срок давности административного штрафа: что нужно знать?

Уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, как правило, возбуждаются следователем органов внутренних дел.
При планировании расследования необходимо учесть: • характер совершенного преступления, личность несовершеннолетнего и его.

Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних осуществляется в общем порядке с соблюдением специальных правил, которые дополняют и развивают общие нормы и содержат дополнительные гарантии прав несовершеннолетних.

Обязанности инспектора по делам несовершеннолетних в полиции

Согласно последним статистическим данным, наблюдается снижение возрастного порога при совершении первичных преступлений. Чтобы уменьшить долю детских противозаконных деяний, уполномоченным отделом полиции ведется профилактика преступности. Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо ОВД, осуществляющее надзор за детьми и подростками, которые оказались под пристальным вниманием после совершения различных проступков.

Расшифровка ПДН

Аббревиатура ПДН расшифровывается как «подразделение по делам несовершеннолетних». Оно является контролирующим органом, сотрудники которого обязаны бороться с детской преступностью, предупреждать совершение неправомерных деяний и проводить профилактические разъяснения.

Если несовершеннолетний гражданин оказывается виноватым в случившемся нарушении, то информация об этом передается в военкомат, учебное заведение, где он обучается, а также в ВУЗ при поступлении.

Инспекторы проводят разъяснительные работы, учитывая психологию каждого несовершеннолетнего. Поэтому эти должности чаще занимают женщины, ведь у них лучше (по-матерински) получается расположить к себе оступившихся подростков. При работе с ними необходимо последовательно приводить убеждения и четко соблюдать правовые аспекты.

У кандидатов в сотрудники ОДН профильное образование должно быть юридическим, но всегда приветствуется наличие еще и психолого-педагогического образования. Такие инспекторы быстрее находят общий язык с детьми и их родителями.

Основные функции

Деятельность ПДН направлена на пресечение всех видов преступлений и выявление обстоятельств, которые привели к совершению противоправного деяния несовершеннолетним гражданином. Инспектор в своей работе опирается на следующие законы:

  • № 3-ФЗ от 07.02.2011 г.;
  • № 120-ФЗ от 24.06.1999 г.;
  • главы № 14, 20 УК РФ;
  • статьи № 73, 420, 421, 432 УПК РФ;
  • статьи № 183, 187-190 УИК РФ;
  • статьи № 5, 20 КоАП РФ.

Кроме вышеуказанных нормативно-правовых актов, инспектор применяет дополнительно внутренние документы и инструкции, где прописывается деятельность каждого подразделения полиции.

Вместе с контролирующими функциями ОДН уполномочен заниматься правовой защитой подростков. Если есть необходимость, может проводиться реабилитация малолетних преступников и их родителей.

Инспекторы ПДН осуществляют профилактические работы с несовершеннолетними гражданами, которые:

  • употребляют наркотические и психотропные вещества;
  • нарушили закон;
  • освободились от уголовной ответственности;
  • проходят в роли обвиняемых, но не заключенные под стражу;
  • вышли из специализированных учреждений и нуждаются в помощи и реабилитации;
  • получили условный срок;
  • выполняют исправительные работы.

Инспекторы ПДН должны взаимодействовать с родителями, не выполняющими свои прямые обязанности по воспитанию или негативно влияющими на детей. Сотрудники отделов по делам несовершеннолетних содействуют поиску подростков, которые разыскиваются за факт совершения преступления.

Работа инспекторов

Законодательством установлены должностные обязанности работников ОДН. Кроме работы с обращениями граждан, такой работник занимается:

  • проведением профилактических бесед с детьми и членами их семей;
  • разъяснением статей КоАП и УК РФ, по которым взрослые привлекаются к ответственности по факту жестокого обращения с несовершеннолетними и лишаются родительских прав;
  • чтением лекций о толерантности и уважении учащимся старших классов;
  • выдачей направления к психологу или наркологу;
  • изъятием детей из неблагополучных семей и помещением их в приюты;
  • ведением учета подростков, которые не учатся или самовольно покидают образовательные учреждения, употребляют алкоголь, токсические вещества, участвуют в драках, кражах и т.д.

Минимальный срок нахождения на профилактическом учете составляет 6 месяцев. Если по истечении этого срока видно, что подросток исправился, то учет прекращается.

Специалисты обязаны планировать свою деятельность с учетом рабочего времени и особенностей поднадзорного участка. Они должны осуществлять сбор информации, проводить ее анализ и прогнозировать возможность совершения правонарушений. Инспекторы обязаны реагировать на поступающие звонки, заявления, проверять их и своевременно предоставлять отчеты о проделанной работе.

Требования при трудоустройстве

Не у каждого человека получится работать в подразделении по делам несовершеннолетних из-за множества спорных моментов и нюансов. К кандидатам на должность инспектора предъявляются следующие требования:

  • наличие профильного образования;
  • российское гражданство;
  • обладание военным билетом;
  • неимение судимости;
  • отсутствие близких родственников с судимостью.

Занять свободную вакансию сложно. Претенденту необходимо хорошо разбираться в правовой и социальной области. Будущий инспектор ПДН должен уметь нестандартно подходить к детям, проявлять гибкость, слушать и слышать каждого ребенка.

За службу в полиции государство хорошо поощряет. Кроме высокой заработной платы, сотрудники получают надбавку за стаж. Им предоставляется льготный санаторный отдых, бесплатное обмундирование и медицинские гарантии.

Взаимодействие ПДН и органов опеки

Комиссия ПДН тесно сотрудничает с работниками административных и образовательных учреждений, которые расположены в одном районе. Вместе они занимаются разработкой комплекса профилактических мер, ведут контроль за воспитанниками специализированных закрытых приемников.

Полицейские помогают сотрудникам органов опеки справляться с трудными детьми, оставшимися без родителей. С ними проводится профилактическая и разъяснительная работа.

ОДН выявляет организаторов молодежных группировок, которые занимаются антиобщественной деятельностью и агитируют других несовершеннолетних совершать такие же действия. Инспекторы устанавливают неблагонадежных лиц, приучающих несовершеннолетних к наркотическим или одурманивающим средствам. Принимают участие в рейдах по пресечению распития алкогольных напитков молодежью, осуществляют борьбу с распространением запрещенных веществ в подростковой среде.

Права следователей по делам несовершеннолетних

Сотрудники ОДН вправе:

  • вызывать на диалог подростков и их родителей/ опекунов по поводу совершенного правонарушения;
  • посещать неблагополучные семьи и проводить беседы с детьми и их законными представителями;
  • направлять запросы по несовершеннолетним в различные учреждения;
  • доставлять и задерживать правонарушителей в ОВД в течение 3 часов, проводить досмотр при необходимости;
  • ставить на учет ребенка, если он систематически поступает противозаконно;
  • контролировать деятельность трудных подростков, чтобы предупредить отягчающие поступки;
  • участвовать в рассмотрении материалов о совершенном преступлении и антиобщественной деятельности несовершеннолетнего лица.
Читайте так же:  Ответственность за нарушения законодательства о выборах: какие санкции грозят нарушителям?

Инспектор может предложить соответствующему органу или учреждению применить ту или иную меру воздействия в отношении правонарушителя. Также в полномочия инспектора входит право вносить предложение о том, как устранить причины и условия, которые способствовали совершению преступления. Руководство учреждения или органа должно в течение месяца оповестить инспектора ПДН о принятых мерах.

Всегда ли прав инспектор ПДН

Полицейские из отдела по делам несовершеннолетних хоть и являются представителями правоохранительных органов, но и их действия могут вызывать сомнения относительно их законности.

Пример № 1. Одноклассники Орлова возмущались тем, как он себя ведет. Они собрались в классе и с ним поговорили. После школы Орлов рассказал родителям о проведенной воспитательной беседе. Следующим днем они посетили школу и провели опрос детей в присутствии учителя. Ответы учеников заносились в блокнот. Спустя несколько дней пришел инспектор ПДН и провел допрос одноклассников Орлова, на котором присутствовал классный руководитель. О действиях полицейского учащиеся доложили своим родителям, а те написали жалобу в правоохранительный орган.

В соответствии со ст. 425 УПК РФ, если проводится допрос несовершеннолетнего лица, то обязательно должен присутствовать педагог либо психолог. В прокуратуре не увидели нарушений со стороны инспектора ПДН и признали его действия законными.

Пример № 2. Маму 12-летней девочки пригласили в ОДН. Она расспросила дочь о причинах вызова и узнала, что они с подругой не заплатили за упаковку чипсов, взяв их и убежав. Мама сомневается, как поступить правильно, сознаться в правонарушении или отрицать его совершение.

Сначала ей следует точно узнать, по какому поводу инспектор захотел с ней пообщаться, поскольку речь может пойти совсем о другом. Кроме того, неоплата товара предполагает лишь административную ответственность. Девочке всего 12 лет, а к наказанию привлекаются лица старше 14-летнего возраста. Лучший вариант в подобной ситуации — сознаться в правонарушении и послушать профилактическую беседу.

Пример № 3. На городских праздничных мероприятиях несовершеннолетний Петров гулял в компании своих друзей. Когда они выходили из парковой зоны, к группе подошла инспектор ПДН. Она увидела у одного молодого человека банку пива и обвинила всех в употреблении алкогольной продукции. Инспектор их всех отправила в больницу для прохождения освидетельствования. В компании только Петров был младше 18 лет. У сотрудника ОДН не было права направлять на процедуру Петрова, не получив прежде согласия его родителей. Они оспорили неправомочные действия инспектора.

Порядок обжалования действий инспектора ПДН

В случае неудовлетворительной работы полицейского на имя его непосредственного руководителя необходимо подать жалобу. Следующей инстанцией является прокуратура. Также в течение 10 дней с момента составления протокола можно направить жалобу в суд.

Бывают ситуации, когда инспектор ПДН не среагировал на поступившее заявление и не стал ничего предпринимать. Например, мать школьника позвонила ему и пожаловалась, что ее сыну поступают угрозы об избиении.

До того, как подать жалобу, женщине надо удостовериться, что ее заявление зарегистрировали в полиции. Если дело приняли к производству, а инспектор ничего не сделал, то надо идти в прокуратуру или к непосредственному начальству полицейского.

Как заводят дела на несовершеннолетних детей

Когда поступает жалоба на подростковое правонарушение, работник инспекции действует следующим образом:

  1. Заводит учетную карточку или дело.
  2. Выслушивает потерпевшего и подозреваемого.
  3. Собирает материалы по совершенному преступлению.
  4. Составляет акт об условиях проживания нарушителя.
  5. Запрашивает данные о проводимых работах с несовершеннолетним и его родителями.
  6. Подшивает характеристику, сведения об увлечениях подростка и способах проведения досуга.
  7. Подготавливает заключение о проведенной проверке.

Инициировать постановку несовершеннолетнего на учет вправе работник детского учреждения, потерпевший, родитель пострадавшего ребенка, сотрудник госорганизации. Но окончательно решить о необходимости учета может только специальная комиссия.

Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников.

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии, как правило, проводится по схеме:

· наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления наркотиков и др.;

· ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей;

· личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы на будущее;

Допрос – это следственное действие, заключающееся в получении и фиксации показаний лица об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Вопросы следователя:

4) что предпринял?

5) как действовал?

Практика показывает, что каждому допросу несовершеннолетнего должна предшествовать тщательная подготовка. Здесь важно выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем дружит, как он работает или учится. Важно определить уровень его развития, способности, круг его интересов, а также особенности характера.

Следует помнить, что в подростковом возрасте отмечаются снижение порога возбудимости центральной нервной системы, ослабление в ней процессов торможения и преобладание процессов возбуждения, неадекватность и дезинтегрированность реакций подростка на воздействие внешних раздражителей, повышенный интерес к событиям жизни, стремление к участию в них, различная самооценка своих сил и возможностей. Все это имеет место на фоне повышенной эмоциональности. Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовершеннолетнего.

При этом важна психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возникает сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта и т. п. Поэтому следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия.

Читайте так же:  Добровольный отказ от пенсии по старости

При допросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностями, характерными для этого следственного действия, следует учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом несовершеннолетних. В частности, допросы маленьких детей в ряде случаев целесообразно заменить беседой или опросом малолетнего с целью быстрого получения информации о личности преступника и т. п. Следует учитывать, что дети при восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментарно. Однако у детей вместо жизненного опыта есть воображение, помогающее им хорошо воспринимать предметы и события, близкие их интересам.

У большинства детей от 11 до 15 лет отмечаются широкие познавательные процессы, рост самосознания, стремление общаться с людьми, проявление чувства долга и ответственности. Эти качества в целом способствуют запечатлеванию и воспроизведению информации. У несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет в целом действуют психические закономерности, характерные уже для взрослого человека, однако у отдельных юношей и девушек этого возраста отмечаются неправильные нравственные оценки наряду с повышенным стремлением к независимости.

В.Л. Васильев выделяет 5 этапов допроса несовершеннолетнего:

1. следователь в устной форме получает от несовершеннолетнего допрашиваемого его анкетные данные. Здесь главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого.

2. Вступление в психологический контакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса. На этой стадии темой беседы являются обычные для существа дела вопросы, они, как правило, касаются биографии допрашиваемого, его учебы, досуга, увлечений и т. д. При этом оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, позы, мимика и в отдельных случаях основная аргументация.

3. В главной части допроса следователю необходимо получить от допрашиваемого основную информацию по делу, и это, как правило, удается при хорошо организованном допросе.

4. Затем следователь сопоставляет полученную на допросе с уже имеющейся у него по делу информацией и пытается устранить противоречия, неясность, неточности и т. д.

5. И уже на заключительном этапе допроса следователь различными способами заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.

На допросе следователь должен избрать такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя.

Наибольшую общественную опасность по делам несовершеннолетних представляют групповые и много эпизодные преступления. Следователю при расследовании данных преступлений важно выделить организатора — «главаря» преступной группировки. Важно помнить, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов таких группировок и нередко их вину берут на себя.

Известно, что организаторами преступных групп несовершеннолетних, как правило, выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию юноши, которые уже привлекались к уголовной и административной ответственности, будучи опытнее и физически сильнее остальных. Бравируя своим «уголовным прошлым», превосходством в физической силе, «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их. Поэтому следователю необходимо добыть доказательства в отношении лидера.

От выбора места и обстановки во многом зависит успешность проводимого допроса. С допрашиваемым недопустимо панибратское поведение, необходимо дать понять несовершеннолетнему, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию и что от его правдивости и честности зависит его будущее. Обстановка допроса не должна быть и запугивающей: между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие важность происходящего отношения.

Расспрашивая несовершеннолетнего об условиях жизни семьи, об учебе в школе, ПТУ, о работе, об отношении членов семьи и друзей к нему и т. д., следователю нужно вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения в семье близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере психологического контакта, а соответственно и к затруднению при допросе. В случае признания вины несовершеннолетним должны выясняться обстоятельства, объективно свидетельствующие о совершенном допрашиваемым преступлении. Определяя в групповом преступлении роль каждого из соучастников, следует позаботиться о доказательствах, которые могли бы объективно осветить поведение всех членов группы. Важно знать судьбу добытых преступным путем предметов и орудий преступления, если они применялись, а также рассказывал ли кому-нибудь о случившемся допрашиваемый.

Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего без учета возрастных особенностей его личности может отрицательно сказаться на результатах. В связи с этим следователю необходимо изучить индивидуальные особенности несовершеннолетнего, его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение к совершенному преступлению, к соучастникам, потерпевшим, свидетелям. Знание этих качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Очная ставка – это следственное действие, которое проводится при наличии существенных противоречий в показаниях двух ранее допрошенных лиц с целью установления истины по спорным обстоятельствам дела.

Источники


  1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  2. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
  4. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
  5. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
Следователь по делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here