Содержание
- 1 Статья 23 ГК РФ. Предпринимательская деятельность гражданина
- 2 Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
- 3 Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации (ст.ст. 23 — 25)
- 4 Статья 23 о регистрации юридических лиц
- 5 Статья 23 о регистрации юридических лиц
- 6 Правовые последствия оставления в ЕГРЮЛ «брошенных» компаний
- 7 Отказ в государственной регистрации юридического лица
- 8 Ошибка в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании – основание для отказа?
Статья 23 ГК РФ. Предпринимательская деятельность гражданина
Новая редакция Ст. 23 ГК РФ
1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.
3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Комментарий к Ст. 23 ГК РФ
1. Возможность граждан свободно осуществлять предпринимательскую деятельность — одно из основных субъективных гражданских прав, составляющих правоспособность физических лиц. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК. Комментируемая норма под страхом указанных в п. 3 последствий предусматривает необходимость:
а) государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;
б) государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
2. Основное правило участия индивидуальных предпринимателей в имущественных отношениях — распространение на них (за некоторыми изъятиями) законодательства о коммерческих организациях.
Другой комментарий к Ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Действующий ГК включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (см. комментарий к ст. 2).
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. как индивидуальный предприниматель, с момента государственной регистрации в этом качестве. В силу п. 3 ст. 23 к предпринимательской деятельности граждан применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя является обязательным условием для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. С 1 января 2004 г. порядок ее осуществления регулируется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен: сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Данное ограничение не касается предоставления сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, адресованного непосредственно регистрирующему органу физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.
Содержащиеся в государственном реестре сведения об индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из реестра; копии документа (документов), имеющегося в реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Срок предоставления указанных сведений не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Предоставление сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом. Ее размер устанавливается Правительством РФ. В случаях и порядке, определенных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственном реестре сведения органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.
Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на срок не более чем пять лет. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Статья 22.3 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулирует порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
11 июня 2003 г. Президент РФ подписал Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно ст. 1 этого Закона фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К данной деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства вправе быть принятыми в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.
При осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве предпринимателем признается глава крестьянского, (фермерского) хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек (ст. 3 Закона).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Распоряжение имуществом хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой. По сделкам, совершенным главой в интересах фермерского хозяйства, последнее отвечает своим имуществом (ст. 8). Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что она заключена в личных интересах главы хозяйства. Гражданин в случае выхода из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом хозяйства заявления о выходе.
Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода из него.
Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию его членов признается один из его членов. В том случае, когда фермерское хозяйство создано одним гражданином, он и является главой хозяйства (ст. 16 Закона). В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой хозяйства другого его члена. Смена главы хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в хозяйстве (ст. 18 Закона). Основания и порядок прекращения фермерского хозяйства определены в гл. 8 Закона. Споры, возникающие в связи с прекращением крестьянского (фермерского) хозяйства, разрешаются в судебном порядке.
3. Не все индивидуальные предприниматели соблюдают требование о государственной регистрации. Исходя из этого обстоятельства, комментируемая статья предусматривает, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в частности норму о повышенной ответственности (независимо от вины) в предпринимательских отношениях за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (см. п. 3 ст. 401). Закон о защите прав потребителей возлагает на индивидуального предпринимателя, как и на коммерческую организацию, ряд дополнительных обязанностей по информированию потребителей, обеспечению безопасности товаров для жизни и здоровья в случае продажи товаров, выполнения работ и услуг и др.
Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 17 мая 2012 года
Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий, в котором раскрываются юридические понятия, содержащиеся в Законе. Авторы разъясняют практику применения норм Закона, анализируют все изменения, внесенные в Закон за последнее время, в том числе вступающие в силу в 2013 г., а также нормативные правовые акты, принятые на основе Закона, и соответствующие нормы смежного законодательства. В Комментарии исследуется судебная практика, связанная с комментируемым Законом, содержится много практических советов.
Комментарий будет полезен не только тем, кто начинает предпринимательскую деятельность, но и тем, кто уже ее осуществляет, поскольку, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, а знать и помнить необходимо не только о госрегистрации начала осуществления предпринимательской деятельности, но и о необходимости уведомлять налоговые органы о предстоящих изменениях в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, Комментарий предназначен для широкого круга лиц, в т.ч. руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, бухгалтеров, практикующих юристов и адвокатов.
При подготовке Комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 17 мая 2012 года.
Сокращения
8 августа 2001 года
N 129-ФЗ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 30.12.2008 N 315-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 23.12.2010 N 387-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 228-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 01.04.2012 N 27-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственные реестры
Глава III. Порядок государственной регистрации
Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц
Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц
Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества
Глава VII.1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации
Глава IX. Переходные и заключительные положения
Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации (ст.ст. 23 — 25)
Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации
> Отказ в государственной регистрации |
Содержание Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 23 о регистрации юридических лиц
Открытая общественная правовая информационная система
Задать вопрос юристу
- Главная ›
- Полезная литература ›
- Регистрация предприятий ›
- Действия в случае получения отказа в регистрации
Действия в случае получения отказа в регистрации
Как известно, далеко не всегда подача документов на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя заканчивается искомым результатом. Причины этому могут быть разными, но все их можно разделить на две категории по одному единственному признаку: законность отказа регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию на основании переданных ему документов.
Соответственно, и сценарии действий заявителей будут отличаться друг от друга в первую очередь в зависимости от оценки действий налоговых органов.
Если действия регистрирующего органа являются законными, то заявителю остается либо устранить обстоятельства, препятствующие государственной регистрации, либо, если это по каким-то причинам невозможно, вовсе отказаться от идеи добиться регистрации того или иного события.
Например, если допущены ошибки в заявлении, нужно переделать этот документ, изготовить его заново и подать его с остальными необходимыми документами заново.
Если же отказ регистрирующего органа противоречит закону, то есть два пути решения проблемы: обжаловать данные действия или попытаться подать документы повторно, учтя пусть и незаконные требования госоргана.
Данный выбор, безусловно, продиктован стремлением оптимизировать процесс получения результата. Действительно, нередки случаи, когда регистрирующие органы предъявляют пусть и необоснованные, но легко выполнимые требования, поэтому иногда куда проще в короткий срок исполнить их, снова подать документы и через шесть дней получить свидетельство о регистрации, чем длительное время обжаловать отказ.
Отказ в государственной регистрации можно обжаловать только в судебном порядке, на практике на рассмотрение заявления об обжаловании отказа в регистрации у судов первой инстанции обычно уходит от двух до пяти месяцев (хотя бывает и больше, но редко).
В случае признания судом отказа в регистрации незаконным данное решение суда подлежит немедленному исполнению, то есть вне зависимости от последующего его обжалования. Если же суд признает заявление об обжаловании отказа в регистрации необоснованным, то его можно будет обжаловать в нескольких инстанциях (апелляция, кассация, надзор), на что может уйти немало времени.
Именно из-за больших сроков обжалования решений государственных органов в большинстве случаев, когда заявители считают отказы в регистрации необоснованными, они не идут в суд, а подают документы заново с учетом полученного ранее отказа.
В то же время далеко не всегда у заявителей есть возможность дать налоговым органом то, что они необоснованно требуют. В таких случаях поход в суд является наиболее вероятным развитием событий, поэтому стоит разобраться, по каким признакам можно отличить законный отказ в регистрации от незаконного.
Решение об отказе в государственной регистрации принимается регистрирующим органом в срок, предусмотренный для государственной регистрации, и в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности).
Если заявителем не указан способ получения документов (или, проще говоря, если заявитель отправил документы о регистрации по почте или передал их через представителя), регистрирующий орган направляет решение об отказе в государственной регистрации по указанному заявителем почтовому адресу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 данной статьи. Это означает, что государственный орган обязан не просто принять решение об отказе, но и обосновать его письменно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 (в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации) или пунктом 4 статьи 22.1 (не утратила силу государственная регистрация индивидуального предпринимателя, подавшего новое заявление о регистрации, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью) Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (предоставление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);
и) получения в соответствии с требованиями закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.
Данный перечень оснований для отказа в государственной регистрации является закрытым, то есть любой отказ в регистрации по основанию, не указанному в приведенном перечне, будет являться незаконным.
К числу этих споров не относятся споры о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (пункт 5 постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Такие споры рассматриваются судами общей юрисдикции.
Таким образом, если отказ в регистрации связан с регистрацией коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, то обжаловать этот отказ нужно в арбитражный суд по месту нахождения регистрирующего органа.
Теперь рассмотрим, какие из оснований могут указываться регистрирующими органами в решениях по отказу в регистрации создания коммерческой организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На практике самым распространенным основанием для отказа является основание, указанное в подпункте «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ – непредставление предусмотренных законом документов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Тут следует отметить, что налоговые органы очень широко толкуют данную норму закона, по их мнению, любое, даже самое незначительное, несоответствие одного из представленных документов норме закона, подзаконному акту или даже неопубликованному локальному акту дает представителям данных органов принять решение об отказе в государственной регистрации в связи непредставлением необходимых документов. То есть несоответствие документа какому-либо требованию толкуется как его отсутствие.
С одной стороны некая логика в этом есть, а с другой – слишком вольное толкование установленных законом требований нередко приводит к необоснованным отказам.
Поэтому, увидев в решении ссылку на отсутствие документа, который был представлен налоговому органу и который указан в расписке о получении данным органом документов, представленных на регистрацию, нужно не удивляться, а поискать причину того, почему документ признан несоответствующим каким-либо требованиям.
Суть претензий налоговых органов к представленным документам (отсутствие той или иной информации, неправильное заполнение формы заявления и т.д.) обычно излагается в решении об отказе в регистрации, хотя бывает и так, что в решении просто указывается, что не представлен определенный документ.
В последнем случае можно получить разъяснения в самом налоговом органе через справочную его службу.
После того, как формальная причина вынесения решения об отказе в регистрации станет понятной, нужно попытаться соотнести эту причину с требованиями закона.
Нередко налоговые органы требуют предоставления документов, предоставление которых не предусмотрено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Самым распространенным таким требованием является связанное с предоставлением документов, подтверждающим возможность нахождения вновь создаваемого юридического лица в месте, указанном в заявлении о регистрации в качестве местонахождения этого лица.
Закон не содержит никаких требований на этот счет, но налоговые органы пытаются (причем безуспешно) таким способом бороться с регистрацией фирм-однодневок, а также с регистрацией юридических лиц в местах, где они на самом деле находиться не будут.
В некоторых регионах России сложилась такая (явно расходящаяся с законом) практика работы регистрирующих органов: при подаче заявления о создании юридического лица заявитель прилагает к заявлению так называемое «гарантийное письмо» от владельца помещения, в котором будет находиться данное юридическое лицо, и копию документа (документов), подтверждающего право владельца сдавать помещение в аренду или субаренду (свидетельство на право собственности, договор аренды и т.д.). Под «гарантийным письмом» понимается письменное обязательство владельца заключить с вновь создаваемым юридическим лицом договор аренды или субаренды определенного помещения.
Как сказано выше, практика эта незаконна, но бороться с ней рискуют немногие. Тем более что в последнее время регистрирующие органы стали более осторожными и не указывают прямо, что не был представлен документ, не предусмотренный законом, отказы в госрегистрации в подобных случаях делаются под самыми разными предлогами, а заявитель должен сам догадаться о том, чего от него хотят.
Поэтому часто при создании юридического лица его учредители предпочитают получить «гарантийное письмо» и приложить его к заявлению.
Но если по каким-то причинам получение такого документа вызывает существенные затруднения, заявителю остается только обжаловать решение об отказе в регистрации.
Если же присмотреться к основаниям для отказа, не связанным с непредставлением тех или иных документов, то для регистрации создания юридических лиц имеют значение только связанные с подписанием заявления неуполномоченным лицом и с несоответствием наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Для того чтобы избежать отказов по этим основаниям, необходимо тщательно готовить документы, подаваемые на регистрацию, но подробно об этом будет рассказано ниже.
Статья 23 о регистрации юридических лиц
Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
от 25 июля 2018 года N КЧ-4-7/14383
Федеральная налоговая служба в целях единообразного применения положений подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) поручает территориальным органам ФНС России при осуществлении своих полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, руководствоваться следующим.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.11.2017 N 309-КГ17-16400 по делу N А50-21681/2016 пришел к выводу, что введенные Федеральным законом N 67-ФЗ ограничения направлены на стабилизацию и защиту публичных интересов со стороны государства, обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в том числе, предотвращение создания и деятельности юридических лиц, созданных для недобросовестной деятельности, путем использования подставных физических лиц и представления иной недостоверной информации в регистрирующий орган.
В то же время в частях 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В связи с этим положения подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона не могут быть истолкованы как ограничивающие избирательные права граждан.
Таким образом, правовые основания для отказа государственной регистрации в связи с допуском такого отказа подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Закона отсутствуют в случае, когда внесение в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, связано с занятием гражданином выборной должности в органы государственной власти и местного самоуправления.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Правовые последствия оставления в ЕГРЮЛ «брошенных» компаний
Нередко владельцы бизнеса не задумываются о том, что некоторые проблемы их юридического лица, возникающие в отношениях с налоговыми органами, могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для самих этих владельцев в будущем. С 1 января 2016 года вступили в силу изменения, посвященные новым ограничениям на совершение регистрационных действий для участников и/или директоров с запятнанной репутацией перед ЕГРЮЛ.
Так в п.1 ст. 23 Закона о госрегистрации появился подпункт «ф», согласно которому налоговая может отказать в регистрации сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о руководителе при наличии следующих обстоятельств:
- Если лицо было участником ООО и владело не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного ООО, когда:
— ООО было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее и на момент исключения имело задолженность перед бюджетом, либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;
— в отношении ООО в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица или ФИО лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также в случае, если имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.
- Если лицо имело или имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица:
Судебная практика подтверждает эту позицию (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу N А60-38067/2016, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А50-21681/2016).
Таким образом, если лицо собирается вести бизнес в качестве участника или директора юридических лиц в дальнейшем, то необходимо следить за тем, чтобы с другими его юрлицами не было проблем в ЕГРЮЛ. Для этого рекомендуем:
— поддерживать в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе юридического лица и иметь своего представителя по его расположению;
— сдавать вовремя налоговую отчетность;
— следить за долгами юридического лица перед бюджетом и своевременно погашать их;
— не «забрасывать» недействующие юридические лица, а прибегать к процедуре официальной ликвидации;
— исполнять решение суда о ликвидации юридического лица.
Отказ в государственной регистрации юридического лица
Основания для отказа в регистрации юридического лица установлены законодательно (п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).
Часть из них связана с регистрационными документами и содержащимися в них сведениями. Так, вы получите отказ в регистрации ООО, если:
- не представите документы, необходимые для государственной регистрации. К примеру, решение о создании ООО;
- не будет соблюдена нотариальная форма представленных документов, установленная Законом;
- заявление о государственной регистрации организации будет подписано неуполномоченным лицом;
- ИФНС будет располагать информацией о том, что в документах, представленных на регистрацию, указаны недостоверные сведения об адресе регистрируемой организации;
- паспортные данные гражданина РФ, указанные в заявлении о регистрации, не будут соответствовать данным, полученным налоговиками от органов МВД РФ (п. 10 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828). Отметим, что эти сведения ИФНС при регистрации проверяет в обязательном порядке (Письмо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/171@ ).
Кроме того, препятствием для регистрации могут стать претензии налоговиков к лицам, указанным в заявлении на регистрацию. Компанию не зарегистрируют, если:
- учредителем регистрируемой организации выступает юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ );
- учредитель или участник (физлицо) регистрируемой коммерческой организации по решению суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока и этот срок еще не истек;
- лицо (не заявитель), имеющее право действовать от имени организации без доверенности (например, генеральный директор), дисквалифицировано, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек. Аналогично в регистрации откажут, если управляющим организации назначен дисквалифицированный ИП.
Также отказать в регистрации могут и по иным основаниям. В том числе, если:
- документы будут представлены в ненадлежащий налоговый орган. Зарегистрировать юридическое лицо можно только в определенном регистрирующем налоговом органе субъекта РФ. При этом исполнять надзорно-контрольные функции может и другая инспекция. К примеру, в Москве регистрацией юридических лиц занимается Межрайонная ИФНС N 46;
- наименование регистрируемой компании не будет соответствовать требованиям федерального законодательства. Так, в названии организации не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов власти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), официальные наименования иностранных государств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
- в течение срока, установленного для регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ в инспекцию поступит акт пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение налоговиками определенных регистрационных действий.
- несоблюдение требований к оформлению документов, подаваемых на регистрацию. То есть неправильное оформление заявления по форме Р11001 приведет к отказу в регистрации, даже если в нем будут указаны верные сведения;
- представление документов, содержащих недостоверные данные.
Так что начиная с октября оснований для отказа в регистрации юридического лица у налоговиков будет больше.
Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица
Получив решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, заявитель вправе его обжаловать. Жалобу можно подать в вышестоящий налоговый орган: УФНС или ФНС (п. 1,2 ст. 25.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). На это дается 3 месяца с даты, когда заявитель узнал об ущемлении своих прав регистрирующим налоговым органом или должен был узнать об этом (п. 2 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).
Если решить вопрос в досудебном порядке не получится, то заявитель может обратиться в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).
Ошибка в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании – основание для отказа?
Сегодня по всей России ежедневно создаются (регистрируются) сотни юридических лиц, в том числе и наиболее популярная и любимая нашими согражданами форма в виде общества с ограниченной ответственностью (ООО). С момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц субъект считается созданным, может осуществлять принадлежащие ему гражданские права и должен выполнять возложенные на него обязанности.
Однако на практике налоговые органы, на которые возложена обязанность регистрации юридических лиц, всеми доступными способами пытаются преградить новому юридическому лицу доступ к праву на осуществление деятельности.
Так, при обнаружении малейших, не являющихся юридически значимыми, недостатков в документах, поданных на государственную регистрацию юридического лица, в том числе в Заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании (далее – Заявление), налоговые органы отказывают в регистрации нового юридического лица. К примеру, одна из налоговых инспекций города Екатеринбурга недавно отказала в создании ООО по той причине, что в Заявлении в листе «М» была допущена малозначительная опечатка при указании кода ОКВЭД.
Привожу дословную выдержку из Решения об отказе в государственной регистрации юридического лица: «В соответствии с разделом 12 листа «Н» Заявления заявитель подтверждает, что сведения, содержащиеся в Заявлении, достоверны.
Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06 ноября 2001 года № 454-ст с 1 января 2003 г. принят и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее – Классификатор). В соответствии с листом «М» страницы 10 регистрируемое общество осуществляет такой вид экономической деятельности, как рекламная деятельность, которому, согласно Заявлению, соответствует код 70.40.
В соответствии с Классификатором рекламной деятельности соответствует код 74.40.
Учитывая изложенное, утверждение заявителя по разделу 12 страницы 11 Заявления не соответствует действительности, а заявление считается не представленным.
В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон) принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов».
То есть налоговый орган, увидев небольшую опечатку в Заявлении, посчитал представленные сведения недостоверными, а заявление не поданным.
В другом подобном примере был получен отказ в государственной регистрации ООО при создании на том основании, что, невнимательно заполнив Заявление, Заявитель пропустил пару пунктов, не указав в Заявлении в пункте 3.2 страницы 01 наименование органа (в нашем случае это был Директор) и, пропустив пункт 12 страницы 03, где должно было быть указано общее количество видов экономической деятельности, (в нашем случае их было 12). Налоговый орган, как и в предыдущем случае, посчитал, что при таких обстоятельствах Заявление считается не поданным, и, руководствуясь подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон № 129-ФЗ) принял решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных статьей 12 Закона № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
И таких примеров, когда налоговый орган отказывает в государственной регистрации из-за незначительных недостатков в заявлении, масса.
Подпункт а) пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, действительно, содержит такое основание для отказа в государственной регистрации, как непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Статья 12 Закона № 129-ФЗ содержит следующий перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Представление документов на государственную регистрацию юридического лица в налоговый орган подтверждается выдачей расписки, то есть документа, подтверждающего наименование и количество поданных документов. Однако, не смотря на то, что все документы, поименованные в вышеуказанном перечне, налоговым органом получены, расписка выдана, тем не менее, налоговый орган считает возможным отказывать в государственной регистрации на том основании, что в Заявлении имеются ошибки. Ошибка в Заявлении необоснованно приравнивается налоговиками к отсутствию Заявления как такового.
Однако такая практика, по меньшей мере, несправедлива, а, в сущности, далеко не всегда законна. Ведь фактически все документы считаются поданными, а ошибки, допущенные при заполнении Заявления, не указаны в Законе № 129-ФЗ как основание для отказа. Да, может быть, они и свидетельствуют о том, что указанные сведения не совсем достоверны, но это уже другой вопрос, и другая статья закона, предусматривающая иные правовые последствия.
Отказ в регистрации юридического лица при создании, в том числе и из-за наличия каких-либо неточностей в Заявлении, может быть обжалован в суд, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Судебная практика по данному вопросу складывается не совсем однозначно. Здесь исход дела будет зависеть от конкретной ситуации. В одних случаях суды, рассматривая заявления об оспаривании подобных отказов в государственной регистрации юридических лиц, встают на сторону заявителей и обязывают налоговые органы устранить допущенные нарушения. В других случаях суды признают отказы налоговых органов абсолютно обоснованными и законными.
Позиция судебных органов зависит от того, мог ли налоговый орган самостоятельно устранить выявленное несоответствие, проанализировав, в совокупности, весь пакет представленных документов. Так, в нашем первом примере опечатка в цифрах кода ОКВЭД могла быть устранена налоговой инспекцией, исходя из сопоставления текста Устава ООО, в котором были указаны виды деятельности, и листа «М» Заявления, из которого четко усматривается наименование точно такого же вида деятельности по ОКВЭД.
Во втором примере недостатки Заявления также могли быть устранены налоговым органом. Не смотря на то, что в пункте 3.2 страницы 01 отсутствовало наименование органа (Директор), оно присутствовало в Уставе, в Договоре о создании ООО, да и в самом Заявлении в листе «Е», где указываются подробные сведения об этом органе. Отсутствие общего количества видов экономической деятельности на странице 03 заявления также не должно было являться препятствием для государственной регистрации, поскольку в листе «М» заявления видно количество видов экономической деятельности.
Как справедливо указано в Определении Высшего арбитражного суда РФ от 13.11.2010 N ВАС-12101/10 по делу N А60-43906/2009-С10, «Сама концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. При применении законов все органы и должностные лица должны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Действия государственных и муниципальных органов должны быть направлены на обеспечение достижения гражданами и юридическими лицами того законного юридического результата, за которым они обращаются к этим органам.
Государственный или муниципальный орган, обнаружив явную ошибку (опечатку), допущенную при оформлении документов, обязан самостоятельно устранить ее, а при наличии сомнений обратиться за уточнением к заявителю, если в соответствии с законом не установлена иная процедура обеспечения прав заявителей.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, равно как любой другой государственный или муниципальный орган или должностное лицо, должны содействовать, а не препятствовать в реализации гражданами и юридическими лицами своих прав, в том числе и права на создание организации.
Следовательно, рамки административной процедуры регистрации юридических лиц, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом непосредственного действия прав и свобод человека, не должны исключать помощь должностных лиц регистрирующего органа лицу, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением о создании организации».
Проблема состоит еще и в том, что наши граждане попросту боятся идти в суд, считают лишним и утомительным доказывать свою правоту в судебных органах. Ведь судебный спор подразумевает финансовые и временные затраты. Некоторые заявители опасаются обращаться в суд из страха быть «взятым на заметку» налоговиками в будущем, боязни повышенного внимания со стороны налоговой инспекции.
Какой же может быть выход из данной ситуации, если судебный процесс для наших граждан утомителен и непривлекателен, а переплата государственной пошлины является несправедливой?
Если обратиться к схемам работы других государственных органов, например, к работе органов, занимающихся государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то можно увидеть, что данные органы наделены полномочиями приостанавливать государственную регистрацию на определенный срок (ст. 19 Федерального закона РФ Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). То есть, сторонам сделки предоставляется возможность устранить недостатки, исправить ошибки.
Интересным представляется также проведение параллели с работой арбитражных судов. Так, если исковое заявление подано в арбитражный суд нарушением предусмотренных требований, заявителю дается шанс устранить, исправить недостатки. Статьей 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрена возможность оставления искового заявления без движения. Цель – дать возможность истцу устранить допущенные нарушения в срок, установленный в определении арбитражного суда.
На основании проведенных примеров и сравнений закономерно возникает идея — может, имеет смысл внести некоторые изменения в Закон № 129-ФЗ? Возложить на наши налоговые органы обязанность при государственной регистрации уведомлять заявителей о выявленных недостатках и устанавливать разумный срок для их устранения? Это позволило бы избежать и излишних судебных споров, и ненужной переплаты государственной пошлины, да и сэкономило бы массу времени налоговым органам, заявителям и судам. Ну и, ко всему прочему, позволило бы избежать скопления дел об отказах на полках кабинетов налоговых органов.
Автор: И. В. Швецова магистр частного права, практикующий юрист, руководитель Юридического бюро «ЮРМАКСИМУМ»
Видео (кликните для воспроизведения). |
Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 2 (2) 2011 С. 5
Источники
Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.- Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
- Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.