Для чего нужны методические рекомендации

Все ответы в статье: "Для чего нужны методические рекомендации" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Для чего нужны методические рекомендации

Составила старший методист

ЦРТДиЮ им. А.И. Андрианова

Методические рекомендации– это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

  • титульный лист;
  • аннотацию;
  • сведения об авторе (авторах);
  • пояснительную записку;
  • содержание;
  • список рекомендуемой литературы по данной теме;
  • приложения (при необходимости).

Титульный лист

Автор (авторы) разработки (ФИО, должность, педагогический стаж)

Название (с пометкой о виде методической продукции)

Как составить методические рекомендации
методическая разработка по теме

В помощь методисту

Вложение Размер
kak_sostavit_metodicheskie_.docx 21.1 КБ

Предварительный просмотр:

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

➢ сведения об авторе (авторах);

➢ список рекомендуемой литературы по данной теме;

➢ приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:

➢ название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

➢ фамилия, имя, отчество автора;

➢ название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

2. На втором листе вверху приводится аннотация , включающая лаконичные сведения о:

➢ сути рассматриваемых вопросов;

➢ предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

➢ источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

➢ возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

➢ Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

➢ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

➢ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

➢ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

➢ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:

➢ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

➢ дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

➢ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

➢ предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

➢ планы проведения конкретных дел, мероприятий;

➢ методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

➢ примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

➢ методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

➢ схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

➢ примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза .

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей.

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва.

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе ОД в системе ДОУ), сочетающее описание последовательности дей.

Приказ создан в целях координации ДОО, участие педагогического коллективав в реализации госудврственной политики в вопросах образования.

Приказ создан в целях координации ДОО, участником педагогического коллектива в реализации государственной политики в вопросах образования.

Как составить методические рекомендации

Составила старший методист

ЦРТДиЮ им. А.И. Андрианова

Методические рекомендации– это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Видео (кликните для воспроизведения).

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

  • титульный лист;
  • аннотацию;
  • сведения об авторе (авторах);
  • пояснительную записку;
  • содержание;
  • список рекомендуемой литературы по данной теме;
  • приложения (при необходимости).
Методические рекомендации

Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI . Белкин Р. С. . 2000 .

Смотреть что такое » в=»» других=»» методические=»» рекомендации»=»» словарях:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ — методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ — методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания; разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта образовательных учреждений,… … Профессиональное образование. Словарь

Методические рекомендации: Методические рекомендации по расчету двухставочного тарифа на тепловую энергию — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по расчету двухставочного тарифа на тепловую энергию: 2.1. Двухставочный тариф состоит из годовой платы за единицу (Гкал/ч, ккал/час) заявленной (абонированной) потребителем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методические рекомендации: Психологический отбор кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России. Методические рекомендации — Терминология Методические рекомендации: Психологический отбор кандидатов в пожарно технические образовательные учреждения МВД России. Методические рекомендации: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению объемов заготовки химических материалов для борьбы с зимней скользкостью покрытий автомобильных дорог — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению объемов заготовки химических материалов для борьбы с зимней скользкостью покрытий автомобильных дорог: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методические рекомендации: Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на транспорте — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на транспорте: Базовым моментом (t = 0) называется начало отсчета времени при осуществлении данной инновации. При расчете эффективности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методические рекомендации: Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысловых заболоченных районах Западной Сибири — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысловых заболоченных районах Западной Сибири: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению катионного пав-коллектора АНП-2 при строительстве асфальтобетонных покрытий — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению катионного пав коллектора АНП 2 при строительстве асфальтобетонных покрытий: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения геосинтетическим … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методические рекомендации: Методические рекомендации по повышению ровности асфальтобетонных покрытий, устраиваемых автоматизированными асфальтоукладчиками — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по повышению ровности асфальтобетонных покрытий, устраиваемых автоматизированными асфальтоукладчиками: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению в асфальтобетоне отсевов дробления магматических горных пород — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению в асфальтобетоне отсевов дробления магматических горных пород: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения геосинтетическим материалом… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методические рекомендации — для чего они нужны

Содержание статьи

  • Методические рекомендации — для чего они нужны
  • Как писать методику
  • Как оформлять аннотацию

Определение и цель методических рекомендаций

Методические рекомендации являются разновидностью методической продукции и особым типом структурированной информации, которая определяет порядок, акценты и логику изучения определенной темы, проведения мероприятия или занятия. Такие рекомендации включают в себя раскрытие частных методик, которые выработаны на основании положительного опыта.

Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов и образцов действий, которые применимы к конкретному мероприятию и виду деятельности. Таким образом, рекомендации такого типа позволяют проводить на должном уровне уроки и внеклассные занятия.

Применение методических рекомендаций

Методические рекомендации подразумевают составление подробных инструкций по ведению учебных тетрадей. Также они уточняют порядок проверки письменных работ учителем — критерии оценок, которые выставляет педагог, правила записей в классном журнале.

В методических рекомендациях содержится конкретный материал, который касается самого процесса ведения занятий. Благодаря учебной программе можно провести то количество занятий, которой отведено для конкретной темы, так, чтобы она была полностью раскрыта и усвоена учащимися.

Кроме того, методические рекомендации позволяют планировать домашние задания. Некоторые составляют рекомендации так, чтобы они содержали подробные планы проведения уроков. Это большая помощь педагогам, особенно тем, которые только начали работать по своей специальности.

Конечно, методические рекомендации не являются авторитарным документом, отступление от которого является серьезной ошибкой. Процесс воспитания и обучения является творческим, он постоянно изменяется и развивается.

Методические рекомендации позволяют планировать индивидуальные занятия. Их нужно разрабатывать с учетом способностей ученика. Возможно, что знакомство с учащимися побудит педагога составить для каждого из них индивидуальные занятия, в чем как раз помогут методические рекомендации. Поэтому можно сказать, что они являются фундаментом, на котором строится «здание урока». Его «архитектура» должна быть неповторима и индивидуальна, что позволит сделать процесс обучения по-настоящему эффективным. Это, несомненно, скажется на развитии учащихся.

Общие методические рекомендации по видам работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Составитель: Шепелева В.А., преподаватель дисциплины

«Современные образовательные технологии в области начального общего образования»

Содержание

Пояснительная записка
Подготовка конспекта
Составление таблицы
Составление аннотированной библиографии
Подготовка презентации
Подготовка к семинару
Написание эссе
Составление кроссворда
Подготовка доклада
Составление теста и эталона ответов
Написание рецензии
Разработка структуры портфолио
Подбор разработок занятий/уроков в начальной школе
Заполнение технологической карты урока

Пояснительная записка

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимого знания. Усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Методы самостоятельной работы студентов:

— наблюдение за единичными объектами (ребёнком, педагогом);

— учебное конструирование (урока, занятия);

— решение учебных и профессиональных задач;

— работа с различными источниками информации;

Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.

Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Методические рекомендации для обучающихся по аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе носят общий характер и адресованы студентам очной формы обучения.

Данные рекомендации содержат название вида самостоятельной работы, инструкцию по её выполнению, описание форм и критериев оценивания

Наличие положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида
самостоятельной работы необходимо для получения итоговой отметки по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу, студент должен найти время для ее выполнения. Преподаватель оставляет за собой право снижать оценку за несвоевременно сданные работы.

Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы у студента возникают вопросы, разрешить которые не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения дополнительных разъяснений.

Общие методические рекомендации по видам работ

Вид работы: Подготовка конспекта

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал.

В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему.

При этом имеется возможность дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников. Таким образом, конспект становится сборником необходимых материалов, куда студент вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам, выступлениям на методических советах, конференциях, семинарах и т.п.

Ниже приводим пример плана по самостоятельному изучению студентом теоретического материала и составлению конспекта:

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника(при его отсутствии УМК студента по дисциплине), дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, возможно «черновое» составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта, выделение главного цветом и т.д.

5. Составление конспекта.

6. Проверка своей работы на соответствие критериям.

Форма контроля и критерии оценки

«Отлично» Полнота использования учебного материала.

Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4.

Прослеживается чёткая логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

Присутствует необходимая наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.); аккуратность выполнения, читаемость конспекта (чёткость почерка).

Грамотность (терминологическая и орфографическая).

Самостоятельность при составлении.

«Хорошо» Частичное, но достаточное для понимания темы, использование учебного материала.

Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4.

Некоторые нарушения в логике изложения материала (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

Небольшие недостатки в использовании наглядности (наличие рисунков, символов, и пр.); аккуратность выполнения, читаемость конспекта (чёткость почерка).

Грамотность (терминологическая и орфографическая).

Самостоятельность при составлении.

«Удовлетворительно» Частичное, но достаточное для ознакомления с темой, использование учебного материала.

Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4.

Нарушения в логике изложения материала (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

Недостатки в использовании наглядности (наличие рисунков, символов, и пр.); небрежность выполнения, затруднение читаемости конспекта.

Наличие (до трёх) грамматических ошибок (терминологических и орфографических).

Самостоятельность при составлении.

«Неудовлетворительно» Частичное и недостаточное для понимания темы учебного материала.

Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4.

Отсутствуют схемы, не прослеживаются смысловые связи между понятиями.

Отсутствует наглядность, допущена небрежность выполнения, затруднена читаемость конспекта.

Допущены ошибки (более трёх) терминологические и орфографические.

Отсутствие самостоятельности при составлении.

Вид задания: Составление таблицы

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника (раздел УМК студента по дисциплине). Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.

Форма контроля и критерии оценки.

Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.

«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.

«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.

«Удовлетворительно» — в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями. «Неудовлетворительно» — таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.

Вид задания: Составление аннотированной библиографии по теме

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Аннотированная библиография – это список книг, статей и документы. Каждая ссылка сопровождается небольшим описывающим ее абзацем. Это аннотация.

При выполнении данного задания студент получает общее представление о литературных источниках, их правильном оформлении в список; что облегчает в дальнейшем подбор литературы по любому вопросу, а также предупреждает возможность ошибок в составлении списка используемых источников при выполнении курсовой работы и ВКР.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 257 | Нарушение авторских прав

Что такое методические рекомендации? Разработка, виды, назначение

Преподавательство — это не только обучение детей, но и регулярная подача отчетов о проделанной работе. Письменное планирование уроков и мероприятий.

Начинающему педагогу не просто разобраться со всей бумажной работой. Постоянно возникают вопросы по поводу правильного оформления документации. Затруднение вызывает и составление методических рекомендаций.

Как сделать документ правильно? Как его оформить? С чего начать работу над методическими рекомендациями? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Что такое методические рекомендации?

Методические рекомендации — руководство к действию для педагога. Основываясь на собственном опыте и трудах именитых ученых-методистов, преподаватель выбирает наиболее эффективные способы проведения занятий или мероприятий, которые использует в течение года.

Методическое пособие состоит из конкретных указаний, идей и советов, помогающих сориентироваться по ходу работы. В него включают планы уроков. Темы, которые надо разобрать в рамках занятий. Контрольные работы. Упражнения для самостоятельного изучения вопроса.

Методические рекомендации по проведению контрольных занятий и изучению теоретического курса описывают наиболее эффективные способы подачи материала и проверки знаний, заимствованные из научных трудов ведущих методистов. Но как правильно их составить? Какому плану следовать?

Составляющие методических рекомендаций

Составление рекомендаций — не такое сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Достаточно ознакомиться со структурой документов такого типа и рассмотреть несколько примеров, чтобы успешно справиться с заданием.

Классическое методическое пособие состоит из 7 частей:

  1. Титульного листа.
  2. Аннотации.
  3. Информации о личности автора или авторского коллектива.
  4. Пояснительной записки.
  5. Содержания.
  6. Списка книг, статей, сайтов, которые рекомендуются для ознакомления.
  7. Приложения с дополнительными материалами, если в нем есть необходимость.

Мы узнали, что такое методические рекомендации, и выяснили, из каких частей они состоят. Теперь перейдем к разбору основных пунктов.

Оформление титульного листа

На титульном листе должна отображаться следующая информация:

  • название учреждения, в котором вы работаете;
  • полное имя, фамилия и отчество составителя;
  • название работы, которое должно отражать, что это методическое пособие;
  • город, где выпущена брошюра;
  • год издания.

Если пособие создается для личного пользования, титульный лист оформлять необязательно.

Как составить аннотацию?

Аннотация должна в краткой форме отражать перечисленные ниже сведения:

  • описание содержания работы;
  • пометку о том, кому предназначено методическое пособие;
  • источники, на основе которых был составлен материал;
  • советы по использованию пособия для обучения или проведения мероприятий (в каких ситуациях можно применить издание);
  • подробные сведения о составителе (должность, место работы, уровень квалификации, наличие ученых степеней, телефон).

Подробно описывать, о чем работа, в аннотации не стоит, достаточно отразить суть.

Что входит в пояснительную записку?

Пояснительная записка должна давать подробные ответы на следующие вопросы:

  • Почему выбранная тема актуальна? Раскрывая этот пункт, стоит рассказать, почему вы решили посвятить работу конкретному вопросу. Привести статистические или научные факты, которые подтвердят актуальность темы.
  • Для какой цели создано пособие? Справиться с этим вопросом легко. Достаточно написать, кому и в каких ситуациях может пригодиться предоставленная информация.
  • Какого результата стоит ждать, если используешь данное пособие? Следует рассказать, какую пользу принесет работа с методическими рекомендациями.
  • Чем отличается пособие от остальных? Описать сильные стороны издания. Рассказать, чем оно лучше аналогов.

Что должно входить в содержание?

Содержание пособия не подчиняется определенным правилам, поэтому его состав преподаватель определяет самостоятельно.

Нам удалось выяснить, что такое методические рекомендации, и понять, как оформлять вводную часть работы. Теперь попробуем разобраться, какая информация может войти в содержание.

Основная часть работы должна занимать 70–75% от объема всего пособия, она может быть посвящена:

  • разработке классного часа или праздничного мероприятия;
  • одной или нескольким темам учебного курса;
  • решению вопросов о преподавании и воспитании;
  • плану проведения научно-исследовательской работы.

Обычно методические пособия имеют четкую структуру, которая помогает лучше воспринимать предоставленный материал. Составить работу можно по следующему плану:

  • Составьте пошаговую инструкцию, которая подскажет, какие действия стоит предпринять по заданной теме. Опирайтесь на личный опыт и специализированную литературу.
  • Дайте советы, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей, например, доступно объяснить материал по теме.
  • Обратите внимание на трудности, которые могут появиться в процессе работы. Расскажите, как справиться с ними или избежать.
  • Выделите в отдельную главу ошибки, которые совершают педагоги при подготовке темы или организации мероприятия.

Этот план — лишь рекомендация. Методические рекомендации по организации учебных занятий и мероприятий можно составлять в любой форме и менять содержание на свое усмотрение.

Что можно включить в блок «приложение»?

В приложение вносят материалы, которые по каким-либо причинам не вошли в блок основного содержания. К ним можно отнести:

  • вспомогательные таблицы, иллюстрирующие теоретический материал;
  • пошаговые планы проведения праздников, классных часов, занятий;
  • тестовые задания по темам, описанным в основном содержании;
  • любой фотоматериал, если он поможет в раскрытии главной темы пособия;
  • советы по анализу результатов тестов, контрольных работ, классных часов.

Если по ходу основного содержание есть упоминание о материалах из приложения, в круглых скобках рядом с предложением или в виде сноски внизу страницы рекомендуется указать, где искать нужную таблицу, фотографию или тест.

Разработка методических рекомендаций: как подготовиться?

Чтобы работа по составлению методических рекомендаций шла продуктивно, необходимо провести подготовительный этап, в который входят:

  • выбор актуальной и интересной для составителя пособия темы;
  • знакомство с литературными источниками, научными статьями и специализированными сайтами, посвященными выбранному вопросу;
  • составление рабочего плана;
  • отбор наиболее подходящего для пособия материала;
  • поиск интересных фактов, рекомендаций, фотографий, таблиц, которые помогут раскрыть тему;
  • составление содержания работы.

Вводная часть, в которую входят: аннотация, пояснительная записка, информация об авторах, не должна занимать больше 15% от всего объема работы. 75% пособия — основное содержание. Оставшиеся 10% приходятся на приложение, список литературы и заключение.

Список литературы нужно составлять в алфавитном порядке, опираясь на современные правила оформления научных работ.

Вы получили ответ на вопрос: «Что такое методические рекомендации?». Узнали, из каких частей состоит пособие. И как оформлять каждую из них.

Следуя рекомендация по проведению подготовительного этапа и основного блока работы, вы с легкостью создадите методическое пособие, которое будет превосходить свои аналоги.

Как составить методические рекомендации

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т. д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

Ø титульный лист;

Ø сведения об авторе (авторах);

Ø список рекомендуемой литературы по данной теме;

Ø приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:

Ø название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

Ø фамилия, имя, отчество автора;

Ø название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

Ø название города;

Ø год разработки.

2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

Ø сути рассматриваемых вопросов;

Ø предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);

Ø источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

Ø возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях могут быть использованы настоящие рекомендации).

Ø Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф. И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

Ø обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

Ø определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам; составить алгоритм подготовки и проведения мероприятия и т. п.);

Ø краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций;

Ø обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней оздоровительной работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

Ø описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

Ø дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т. д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

Ø вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

Ø предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

Ø планы проведения конкретных дел, мероприятий;

Ø практические задания;

Ø методики создания практических заданий;

Ø примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

Ø методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

Ø схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

Ø примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т. д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Источники


  1. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  2. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.

  3. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  4. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  5. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
Для чего нужны методические рекомендации
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Что произойдет, если залить бензин в дизельный двигатель: последствия и способы решения проблемы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here