Содержание
- 1 Правительство РФ предлагает систематизировать правовое положение и деятельность гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также оформление прав на объекты гаражного назначения
- 2 В Госдуму внесен законопроект, регулирующий порядок оформления прав на гаражи и деятельности гаражных объединений граждан
- 3 В Госдуму внесен законопроект о праве собственности на гаражи и гаражных объединениях
- 4 Минэкономразвития России подготовило проект закона о гаражах
- 5 Гаражные кооперативы: законодательство 2019 года
- 6 Правовое положение гаражно-строительных кооперативов
- 7 Гаражный кооператив
Правительство РФ предлагает систематизировать правовое положение и деятельность гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также оформление прав на объекты гаражного назначения
Проект регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием индивидуальных гаражей, коллективных гаражей, машино-мест, созданием гаражных кооперативов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц, связанных
с хранением транспортных средств, и устанавливает особенности возникновения прав граждан на созданные (создаваемые) индивидуальные гаражи, машино-места, предоставления земельных участков, на которых расположены индивидуальные гаражи, коллективные гаражи, а также особенности гражданско-правового положения гаражных кооперативов.
Оговаривается, что проект не регулирует правоотношения, связанные, в частности, с созданием и использованием гражданами и юридическими лицами гаражей:
являющихся объектами вспомогательного использования по отношению
к объектам индивидуального жилищного строительства, садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения, в том числе связанных с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств;
предназначенных для хранения техники и оборудования, необходимых для обеспечения деятельности государственных органов, их территориальных органов, органов местного самоуправления, организаций, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления, а также транспортных организаций;
находящихся в многоквартирных домах и объектах коммерческого назначения, а также подземных гаражей.
Проектом в числе прочего:
закрепляются понятия «индивидуальный гараж», «коллективный гараж», «некапитальный гараж», «машино-место» и др.;
устанавливается механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, определяется перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения;
устанавливается порядок размещения некапитальных гаражей на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
уточняется, что инвалиды имеют право на внеочередное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства индивидуального гаража или на использование земель или земельного участка для размещения некапитального гаража без предоставления земельного участка и установления сервитута, в порядке, установленном Земельным кодексом РФ;
субъектам РФ предоставляется право определять перечень документов, необходимых для приобретения гражданами прав на земельный участок, на котором расположен объект гаражного назначения.
Проект включает в себя ряд переходных положений.
В частности, предусматривается, что понятия «гаражный кооператив», «гаражный потребительский кооператив» и «гаражно-строительный кооператив» являются равнозначными.
Объекты недвижимости, являющиеся одноэтажными зданиями, сооружениями, помещениями в одноэтажном здании, в котором нет иных помещений, за исключением помещений, предназначенных для размещения транспортных средств и иных материальных ценностей, необходимых для эксплуатации транспортных средств, признаются индивидуальными гаражами.
Объекты недвижимости, предназначенные исключительно для размещения транспортного средства и являющиеся помещениями в зданиях, индивидуально-определенными частями здания или сооружения, которые не ограничены либо частично или полностью ограничены строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которых описаны в установленном законодательством
о государственном кадастровом учете порядке, являются машино-местами.
Объекты недвижимости, являющиеся зданиями, имеющими два и более этажа, состоящие из машино-мест и иных помещений, а также одноэтажными зданиями, состоящими из не имеющих между собой стен машино-мест, являются коллективными гаражами.
Собственнику машино-места принадлежит доля в праве собственности на имущество общего пользования в коллективном гараже, за исключением земельных участков общего пользования в границах территории гаражного назначения, пропорционально площади такого машино-места со дня регистрации права собственности на машино-место.
В Госдуму внесен законопроект, регулирующий порядок оформления прав на гаражи и деятельности гаражных объединений граждан
Разработка законопроекта связана с существующей проблемой оформления прав на объекты гаражного строительства, а также деятельности гаражных объединений, связанной с отсутствием комплексного нормативного правового регулирования вопросов участия данных объектов в гражданском обороте, правового положения гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также прав и обязанностей их членов. Зачастую владельцы не могут зарегистрировать свое право собственности на уже возведенный гараж, иной объект, предназначенный для стоянки и хранения транспортных средств. Законопроект предлагает комплексное решение этих проблем в специальном нормативном правовом акте.
Законопроектом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности товариществ собственников гаражей и гаражных кооперативов, товариществ собственников парковочных мест, а также определяются особенности осуществления права собственности на места, предназначенные для хранения транспортных средств.
Закрепляются понятия «гаражный комплекс», «гараж-стоянка», «гараж или гаражный бокс», «место хранения транспортного средства».
Устанавливается, что право собственности и иные вещные права на гаражи и машино-места подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, с учетом определенных законопроектом особенностей.
Предусматривается перечень общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам гаражей и машино-мест в гаражных комплексах, гаражах-стоянках, порядок осуществления прав на общее имущество.
Собственники гаражей и машино-мест реализуют правомочия по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом путем принятия в установленном порядке решений на их общем собрании.
Вводятся требования к созданию и деятельности гаражных кооперативов, товариществ собственников гаражей и машино-мест, к их органам управления, к их реорганизации и ликвидации, к правовому статусу членов данных объединений.
В Госдуму внесен законопроект о праве собственности на гаражи и гаражных объединениях
PHOTOLOGY1971 / Depositphotos.com |
Автором законодательной инициативы выступил Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Документ 1 направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением деятельности товариществ собственников гаражей и гаражных кооперативов, товариществ собственников парковочных мест, а также определение особенностей осуществления права собственности на места, предназначенные для хранения транспортных средств. В частности, он предусматривает:
- определение понятий «гараж», «гаражный комплекс», «машино-место»;
- установление порядка госрегистрации прав, кадастрового учета гаражей и мест хранения транспортных средств;
- особенности права собственности на общее имущество зданий и земельных участков, функционально предназначенных для хранения транспортных средств;
- положения о доле каждого собственника гаража или машино-места в праве собственности на общее имущество и перечня общего имущества собственников гаражей и основ его использования;
- формы объединения собственников гаражей или машино-мест (гаражный кооператив и гаражное товарищество);
- конкретизацию процесса создания гаражного кооператива и гаражного товарищества, их реорганизации и ликвидации, а также процедур принятия органами управления решений, определение прав и обязанностей членов объединений и т. д.
Каковы особенности отнесения машино-мест к объектам недвижимости? Узнайте из «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Обосновывая актуальность предлагаемого регулирования, разработчик инициативы отмечает, что в настоящее время законодательство не дает определения объекту, предназначенному для стоянки и хранения транспортных средств. В связи с этим часто владельцы не могут зарегистрировать свое право собственности на уже возведенный гараж, считает парламентарий. «Иногда, выплачивая немалые деньги при покупке стояночного места или гаража, человек на самом деле «платит за воздух». Особенно, если впоследствии выясняется, что при строительстве данного гаража были нарушены какие-то нормы или если он был построен на чужой земле», – поясняет он.
Предполагается, что принятие законопроекта поможет решить «гаражную проблему» и обеспечить владельцам гаражей и машино-мест защиту права собственности, а также возможность комфортного использования своих автомобилей.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 785806-7 «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Минэкономразвития России подготовило проект закона о гаражах
siebenla / Depositphotos.com |
На прошлой неделе Минэкономразвития России разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект, цель которого – комплексное и системное регулирование вопросов правового положения и деятельности гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также оформления прав на объекты гаражного назначения.
Как указывается в пояснительной записке к проекту 1 , отсутствие в настоящее время комплексного нормативного правового регулирования в данной сфере порождает целый ряд проблем, например, трудности с регистрацией права собственности членов гаражно-строительных кооперативов на объекты гаражного назначения и занимаемые ими земельные участки из-за отсутствия у них документов как о предоставлении земельных участков для строительства гаражей, так и на сами гаражи.
На решение этой и ряда других проблем и направлен рассматриваемый проект. Отметим некоторые из предлагаемых им нововведений.
Так, проектом вводятся понятия «индивидуальный гараж», «коллективный гараж», «некапитальный гараж». Кроме того, в документе дано определение понятия «гаражный кооператив». При этом предлагается считать понятия «гаражный кооператив», «гаражный потребительский кооператив» и «гаражно-строительный кооператив» равнозначными.
Предусмотрено, что использование индивидуальных гаражей, некапитальных гаражей и машино-мест для осуществления в них предпринимательской деятельности не допускается.
Проектом определен механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены возведенные еще до введения в действие Градостроительного кодекса индивидуальные гаражи, и перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами. Предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены коллективные гаражи, а также особенности приобретения и использования имущества общего пользования гаражного назначения.
Кроме того, планируется внести изменения в ряд законодательных актов, в частности в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» .
Так, в нем собираются закрепить, что государственный кадастровый учет здания коллективного гаража осуществляется на основании:
- разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства,
- технического плана здания коллективного гаража
- и правоустанавливающего документа на предоставленный гаражному кооперативу земельный участок, на котором расположен коллективный гараж.
При осуществлении государственного кадастрового учета коллективного гаража одновременно будет осуществляться государственный кадастровый учет всех расположенных в нем машино-мест и помещений, относящихся к имуществу общего пользования гаражного назначения. Государственная регистрация права собственности на здание коллективного гаража не осуществляется.
А госрегистрация права собственности гражданина или юридического лица, являющегося членом гаражного кооператива, на машино-место (за исключением случая, если машино-место является объектом долевого строительства) будет осуществляться на основании:
- справки этого гаражного кооператива о полной выплате таким гражданином паевого взноса за указанное машино-место
- и правоустанавливающего документа такого кооператива на земельный участок, на котором расположен данный коллективный гараж.
При отсутствии в ЕГРН сведений о машино-месте государственная регистрация права будет осуществляться одновременно с государственным кадастровым учетом такого объекта недвижимости.
В случае осуществления государственной регистрации права на индивидуальный гараж, сведения о котором содержатся в ЕГРН, представлять технический план соответствующего объекта недвижимости не придется. А если в ЕГРН зарегистрировано право на земельный участок, на котором расположен коллективный или индивидуальный гараж, не потребуется представлять правоустанавливающий документ на занятый указанным объектом недвижимости земельный участок.
Обратите внимание: на период до 1 января 2025 года планируется установить ряд особенностей в части:
- государственного кадастрового учета здания коллективного гаража, построенного до введения в действие Градостроительного кодекса РФ;
- государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права гражданина или юридического лица на машино-место, расположенное в таком коллективном гараже;
- государственного кадастрового учета и (или) госрегистрации права гражданина или юрлица на индивидуальный гараж (в том числе в гаражном кооперативе).
Также планируется обязать органы местного самоуправления поселений или городских округов до 1 января 2022 года проводить мероприятия, направленные на выявление правообладателей расположенных в границах соответствующих муниципальных образований индивидуальных гаражей и машино-мест, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН и оказывать содействие гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены индивидуальные или коллективные гаражи. Состав указанных мероприятий и порядок их осуществления, в случае принятия поправок, будут установлены законами субъектов Российской Федерации.
1 С текстом законопроекта «О гаражах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/07-18/00082136).
Гаражные кооперативы: законодательство 2019 года
Когда гражданин РФ становится владельцем гаража, он получает определённые имущественные права, которые определяют круг возможностей по управлению собственностью, а именно: способность завещать или дарить объект другому лицу и возможность продажи/обмена/сдачи в аренду. Также обладатель гаража обязан оплачивать соответствующие налоги. Обо всех аспектах законодательства, затрагивающих гаражные кооперативы по состоянию на 2019 год, расскажем ниже.
О законах, регулирующих гаражные кооперативы
Основной правоустанавливающий документ — Гражданский кодекс Российской Федерации. Отчасти может использоваться Закон «О кооперации в СССР» от 1988 года.
Однако из-за плохой проработки законодательства, касающегося гаражно-строительных кооперативов, возникает очень много неясностей при разборе спорных случаев, вследствие чего вердикты судей иногда носят субъективный характер.
Проблема заключается в том, что гаражно-строительный кооператив (ГСК) не является коммерческой организацией, а большинство действующих нормативных актов касаются преимущественно коммерческих структур.
Правовое положение гаражных кооперативов
Поскольку на сегодняшний день не существует отдельного комплекса законов, регулирующего ГСК, то из-за этого нет чёткого мнения юристов по данному вопросу. Иногда неопытные адвокаты оперируют законодательными актами, которые нельзя применять для гаражных кооперативов. Например, 123.2, 123.3. ГК РФ, хотя в них же прямым текстом говорится о том, что данный закон не распространяется на специализированные кооперативы (гаражные, кредитные и прочие).
Также ГСК нельзя признать саморегулирующими организациями и использовать законы, разработанные для подобных структур (п. 3 ст. 1 «Закона о некоммерческих организациях»).
Таким образом, и статус, и вся деятельность кооперативов зависит исключительно от содержания его устава с той оговоркой, что не должно быть противоречий с законодательными нормативными актами России.
Определение понятия ГСК: гаражный кооператив – структура, созданная добровольно резидентами РФ, направленная на обеспечение определённых условий для хранения автотехники и управление общим имуществом ГСК.
Как происходит регулирование отношений в кооперативах
Основной инструмент регулирования отношений между членами ГСК – общее собрание. Его функции:
- Разработка и принятие устава гаражного кооператива;
- Назначение и переизбрание председателя, который обязан заниматься организационными вопросами;
- Выборы членов правления ГСК (при необходимости);
- Формирование ревизионной группы;
- Решение текущих вопросов;
- Принятие новых членов, исключение старых участников.
С 2014 года в ГК РФ были внесены изменения: появилась глава 9.1 «Решение собраний», определяющая, какова должна быть численность участников ГСК, которые смогут принимать какие-либо решения во время их сбора. Это – не менее 50% от общего числа кооператоров. Во время голосований результатом считается то решение, которое набрало большинство голосов.
Справка. Ревизионная группа должна создаваться, когда у членов кооператива есть подозрение о том, что председатель или члены правления допустили неправомерные действия. Это касается управления финансами, общим имуществом и т.д.
Пробелы в законодательстве, и как ими пользуются недобропорядочные управленцы
Проблема ГСК в том, что при регистрации учреждений в налоговой инспекции устав кооператива, как правило, не проверяется, чем пользуются недобросовестные председатели с целью извлечения личной выгоды.
Например, были случаи, когда исключённые члены кооперативов теряли возможность пользоваться личным гаражом, что было зафиксировано в одной из статей устава. Некоторые председатели вносят в текст устава пункт, который запрещает проводить аудиторские проверки их деятельности — это допускает проведение ими различных финансовых махинаций.
С точки зрения участников ГСК, проблемы могут начаться при попытке, например, приватизировать участок с гаражом. Ведь при этом придётся брать соответствующую справку у председателя кооператива.
В России фиксируется множество случаев, когда правление кооператива начинает под разными предлогами вымогать деньги с дольщиков, желающих получить справки или другие дополнительные услуги. Отмечены различные случаи конфликтов, при которых в пределах одного кооператива фигурировало два председателя и даже больше.
Пример мошенничества на видео
Изменения в законодательстве (2019 год)
Одно из последних новшеств, касающихся владельцев гаражей, — это набор изменений в ФЗ 218 «О государственной регистрации недвижимости».
Если ранее собственник должен был доказывать свои права на владение имуществом в судебных инстанциях, то теперь процедура упростится, а обращение в суд не потребуется.
- Упрощение процесса подводки различных коммуникаций;
- Гараж признаётся нежилым помещением, которое можно свободно приватизировать, продать или застраховать;
- Появится возможность оформления ипотеки;
- Оформление собственности с фиксированной ценой (15-20 тыс. руб.), но для ветеранов – бесплатно.
- Будущий собственник должен собрать необходимый пакет бумаг: речь идёт о справках, подтверждающих его право на строение и участок;
- Следующий шаг – проведение кадастровой оценки, создание технического плана гаража, формирование комплекса документов для передачи в налоговые органы;
- Последний этап – оформление в отделении Росреестра. Также можно будет воспользоваться услугами МФЦ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При отсутствии проблем с документами процесс должен занимать в среднем около двух недель. Размер госпошлины за оформление гаража в собственность составит 2000 рублей.
Специалисты по недвижимости предполагают, что после введения данных правок стоимость земли несколько увеличится, в результате собственники гаражей будут иметь возможность выгодно продавать свое имущество, а общее развитие гаражной инфраструктуры значительно ускорится.
Несмотря на путаницу с правовыми актами и отсутствие адекватной правовой базы, касающейся ГСК, есть шанс, что в ближайшее время ситуация изменится. В настоящий момент большинство спорных ситуаций приходится решать в судах, причём отсутствие актуальных законов в значительной степени осложняет ход рассмотрения дел и сильно удлиняет процессы.
В результате, к сожалению, многие решения судей выглядят отнюдь не бесспорными, а владельцы гаражей очень часто попадают в неприятные ситуации, когда путаница с законами лишает их достаточно ценного имущества.
Правовое положение гаражно-строительных кооперативов
В настоящее время осуществляется активное строительство гаражей, оформляются права на них. И эти вопросы являются актуальными. Однако существуют проблемы, касающиеся трудностей оформления прав на объекты гаражного строительства, а также деятельности гаражных объединений. Эти проблемы связаны с отсутствием комплексного нормативного правового регулирования вопросов участия данных объектов в гражданском обороте, правового положения гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также прав и обязанностей их членов.
Законодательные нормы, касающиеся деятельности ГСК, содержатся в нескольких нормативно-правовых документах: в первую очередь, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) [1], частично — в Законе СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года № 8998-XI [9] (Не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся потребительской кооперации (Постановление Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 года № 3086-1 [10]), в части сельскохозяйственной кооперации (Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ [5]), в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ [6]), в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ [7]).
Однако, многие (в том числе и юристы) заблуждаются в отношении не только правового положения, но и правовой природы гаражно — строительных кооперативов, применяя нормы ГК РФ, а также Закона РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [8], регулирующие деятельность потребительских кооперативов к гаражным кооперативам, относя ГСК к разновидности потребительских кооперативов.
В соответствии со статьями 123.2, 123.3. ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В статье 2 Закона № 3085-1конкретно указано: «Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» не допускается».
Кроме того, возникает вопрос — может ли гаражный кооператив быть саморегулируемой организацией. Саморегулируемой считается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3], при условии ее соответствия всем установленным данным федеральным законом требованиям. Такое определение дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [4].
В свою очередь п. 3 ст. 1 Закона о некоммерческих организациях прямо устанавливает, что данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы, тем более не распространяется на гаражные кооперативы, гаражный строительный кооператив объединяет физических лиц и не может иметь статус саморегулируемой организации.
В рамках реформирования гражданского законодательства были унифицированы нормы, закрепляющие основы регулирования отношений в некоммерческих организациях, основанных на участии (членстве), содержащиеся в многочисленных нормативных актах. В результате в Гражданском кодексе РФ нашли закрепление общие положения, определяющие правовой статус корпоративных юридических лиц. Однако обновленные нормы не во всех случаях учитывают особенности некоммерческих организаций, специфику их деятельности и уже сложившиеся, эффективно применяемые на практике правила, содержащиеся в специальных законах. Это лишает логичности правовое регулирование в данной сфере и создает условия для возникновения спорных ситуаций. Отсутствие последовательности в правовой регламентации указанных объединений можно проследить на примере такой организационно-правовой формы некоммерческих организаций, как гаражный кооператив.
Согласно части 2 ст.14 Закона СССР «О кооперации в СССР» высшим органом управления кооператива является общее собрание, которое для руководства текущими делами избирает председателя, а в крупных кооперативах также правление. Каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера его имущественного взноса.
По смыслу части 3 данной статьи к исключительной компетенции общего собрания кооператива относится избрание председателя кооператива, правления и ревизионной комиссии, решение вопросов о приеме в члены кооператива, исключения из него, а также вопросы, связанные с выходом из кооператива. В статье 11 «Создание кооператива и его устав» Закона «О кооперации в СССР» указано: «Устав кооператива принимается общим собранием граждан, желающих учредить кооператив».
С внесением изменений в Гражданский кодекс РФ в 2014 году [2] включена глава 9.1. «Решение собраний». Это очень своевременные нормы, позволяющие принимать решение не «кучкой» заинтересованных лиц и в свою угоду, а учитывать голоса всех членов сообщества, т.е. на нашем примере – членов гаражного кооператива. Казалось бы, принят закон, но отдельные лица не желают его исполнять. И только потому, что не получится протащить удобные для председателя и его людей решения. На этот момент ссылается П. Крашенниников в своей статье «Высокая печать»: «Теперь правила четко сформулированы: должны собраться не менее 50 процентов от общего числа участников. Чтобы решение было принято, за него должно проголосовать большинство. Прописаны в законе и правила оформления протокола, и, самое главное, оспаривания решений собраний» [11]. Нормы данной главы четко сформулированы, положения о проведении конференций, заменяющих собрания, отсутствуют. Безусловно, председателю и правлению не выгодно проводить общие собрания, т.к. необходимо будет учесть голоса, мнения всех членов кооператива. Как правило, эти мнения не совпадают, т.к. членские взносы оседают в кармане председателя и прикормленных им членов правления.
При этом необходимо отметить, законодатель внес изменения в закон, появилась глава в ГК РФ, но почему до сих пор судебная практика по данным спорам не уменьшается, а увеличивается? Почему бы не указать более конкретно, что проведение общих собраний в коллективах касается всех без исключения кооперативов (жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов, садоводческих, огороднических, дачных кооперативов). А поскольку нет конкретных ссылок в ГК РФ на гаражные кооперативы, нет желания у указанных лиц – председателя кооператива исполнять закон.
Таким образом, поскольку в настоящее время нет специального закона, регулирующего деятельность гаражно-строительных кооперативов, постольку имеются все основания говорить о существовании некого правового вакуума в отношении подобных организаций. Правовое положение ГСК на сегодня определяется его Уставом в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. Однако в этом и состоит проблема, так как содержание Устава при регистрации в налоговой инспекции не проверяется и никто в него не вникает, а это позволяет отдельным не чистым на руку председателям включать нелепые положения, указанные выше, или исключать из Устава положения, необходимые для законной деятельности кооператива, например, исключение из Устава проведение независимой аудиторской проверки.
Указанные обстоятельства осложняют правоприменительную деятельность. В связи с этим представляется необходимым в рамках ГК РФ или специального закона, закрепляющих особенности правового статуса гаражных кооперативов, закрепить единообразные нормы, определяющие проведение общих собраний в кооперативе, момент и условия вступления лиц в кооператив, а также установить общую правовую регламентацию внесения ими взносов в имущество кооператива, выход членов из кооператива, ведение финансово – хозяйственной деятельности кооператива и другие положения. 13 апреля 2016 года в Госдуму внесен проект Федерального закона № 1043216-6 «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях». Как отмечается инициатором законопроекта, депутатом Госдумы П.В. Крашенинниковым, необходимость его принятия связана с существующими проблемами оформления прав на объекты гаражного строительства и деятельности гаражных объединений из-за отсутствия комплексного законодательного акта, регулирующего вопросы участия данных объектов в гражданском обороте, правового положения гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также прав и обязанностей их членов [12].
Принятие законопроекта снимет правовую неопределенность статуса гаражей, объединений их собственников, что послужит стимулом для развития гаражного строительства. Надеемся, что этот законопроект будет принят, поскольку только принятие конкретных норм или отдельного закона позволит избежать того хаоса, который существует сегодня в гаражных кооперативах.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. Часть первая //Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ // Российская газета. — 2013. — № 99 (6075). — С.11.
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»// Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 145.
4. Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»// Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 49. — Ст. 6076.
5. Федеральный закон от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 50. — Ст. 4870.
6. Федеральный закон от 08 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 20. — Ст. 2321.
7. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 16. — Ст. 1801.
8. Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»// Российская газета. — 1992. — № 139.
9. Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8998-XI // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1988. — № 22. — Ст. 355.
10. Постановление Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 г. № 3086-1// Ведомости СНД и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 30. — Ст. 1789.
11. Крашенниников П. Высокая печать// Российская газета. — 2013. — № 99 (6075). — С.1, 6.
Гаражный кооператив
В отличие от жилищных объединений, гаражно-потребительский кооператив имеет ряд особенностей, которые нужно учитывать ещё на этапе планирования.Как создать гаражный кооператив? Как построить гараж в ГСК? На эти вопросы ответим далее.
Что такое гаражный кооператив?
Гражданский Кодекс РФ (ст. 116) трактует потребительский кооператив как объединение граждан, созданный на добровольных началах в целях потребления каких-либо товаров и услуг.
Потребительский кооператив может быть 3 видов:
Гаражный кооператив ассоциируется у многих граждан с фильмом Э. Рязанова «Гараж». Именно здесь звучат понятия, характерные для такого объединения: собрание пайщиков, правление и пр. Всё это актуально и в наше время, но кое-какие моменты всё-таки изменились.
Понятие «гаражно-строительный кооператив» вошло в обиход граждан ещё в 1960 году после выхода Постановления Совмина РСФСР № 1475, разрешающего создание кооперативов по строительству и эксплуатации гаражей. Сам термин закрепился в советском законодательстве лишь в 1988 году с принятием Закона № 8998-XI «О кооперации в СССР».ГСК — это организация, созданная на основе добровольных паевых взносов участников с целью хранения личного транспорта. В задачи ГСК входит создание и обслуживание гаражей.
Гаражный кооператив подлежит обязательной государственной регистрации. Деятельность ГСК контролируется органами исполнительной власти.
Ключевым документом является Устав, принятый на общем собрании пайщиков. Построенные гаражи считаются коллективной собственностью всех членов кооператива.
Закон о гаражных кооперативах
В России не существует специального законодательного акта, регламентирующего деятельность гаражных кооперативов.
Информация о них косвенно представлена в таких нормативных актах, как:
В некоторых других законах регулируются смежные вопросы: налоговый режим, правила предоставления коммунальных услуг и др.
Как создать гаражный кооператив: поэтапная инструкция
В пошаговой инструкции расскажем об особенностях регистрации и функционирования ГСК.
Шаг 1 — создание инициативной группы
Решение о создании гаражного кооператива, оформленное документально, следует выносить совместно с инициативной группой, которая должна состоять из посвящённых и заинтересованных лиц, желающих получить свою долю в ГСК.В инициативную группу входят владеющие транспортными средствами люди. Минимальное количество участников – трое, включая председателя объединения.
Чтобы деятельность кооператива была эффективной, члены инициативной группы должны быть информированными, осведомлёнными в вопросах оформления документов; они обязаны чётко соблюдать требования финансовой отчётности, знать права и обязанности пайщиков.
Все решения группы протоколируются, далее собирается необходимая документация, разрабатывается проект.
Шаг 2 – утверждение Устава объединения
Устав гаражного кооператива с учётом российского законодательства- ключевой нормативный документ, без которого невозможно создание любого кооператива. В нём содержатся основные пункты, позволяющие решить спорные вопросы без помощи юристов.
Кратко представим самые важные пункты, которые следует обозначить в Уставе:
- Общие положения. Здесь указываются название союза, его юридический статус, адрес и направление деятельности. Следует обязательно отметить тот факт, что ГСК обладает всеми необходимыми атрибутами юрлица: штампами, печатями, бланками, открытыми счетами в банке.
- Цель и предмет деятельности. Здесь определяются причины и цель, побудившие инициативную группу к действиям по созданию гаражного кооператива. Следует непременно указать, что ГСК – объединение некоммерческое и главной целью его деятельности является предоставление всем участникам места, где они могут хранить свои транспортные средства.
Для ГСК действует упрощённая схема взимания налогов, согласно п. 4, ч. 2, ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Мы представили основные положения, которые должны содержаться в Уставе, но их количество можно увеличивать в зависимости от нюансов деятельности конкретного кооператива.
Шаг 3 — регистрация кооператива
С полным пакетом учредительной документации председатель ГСК отправляется в местную налоговую инспекцию, где регистрируется и ставится на учёт новое объединение. Но предварительно необходимо зарегистрировать расчётные счета в банке на каждого члена ГСК, а также на объединение в целом.
Пакет документов для налоговой службы содержит:- Устав ГСК (в 2 экземплярах);
- протокол собрания об учреждении ГСК;
- заявление, подтверждённое нотариусом, на оформление кооператива в форме Р11001;
- квитанцию об оплате госпошлины.
Документы возможно передать лично при посещении налоговой службы или через сайт ФНС России.
Обратите внимание! Согласно новым поправкам к закону, заверения нотариуса не требуется, если учредитель лично подаёт документы.
Если учредителей 2 или более, то они должны явиться в налоговую инспекцию в полном составе или заверить документы у нотариуса.
Шаг 4 – аренда земельного участка
Аренда участка под строительство гаражей согласовывается с администрацией местного самоуправления, далее подписывается договор аренды с правом дальнейшего продления. Договор аренды регистрируется в территориальной регистрационной палате.
Шаг 5 – договор с застройщиком
На этом этапе следует выбрать хорошую строительную компанию и заключить с подрядчиком договор на проектирование кооператива.
С прорабом обсуждаются все основные моменты и смета строительства. Члены ГСК вправе производить контроль над действиями застройщика.
По завершении работ следует оформить документацию по эксплуатации гаражного кооператива.
Шаг 5 — финальная регистрация кооператива
Порядок регистрации таков: председатель подаёт всю документацию по ГСК в орган регистрации и после прохождения процедуры гаражно-строительный кооператив допускается к эксплуатации.
Виды взносов
Взнос – обязательная финансовая составляющая членства в ГСК. В общем кооперативы и существуют только благодаря взносам; именно поэтому за просрочки предусматривается наказание, вплоть до исключения из объединения.
Размер взносов определяется на собраниях и составляет сумму, необходимую для постройки и содержания гаражных помещений.
Далее рассмотрим виды членских взносов ГСК:
Как стать членом ГСК?
Порядок процедуры представлен в Уставе. Процедура вступления в ГСК состоит из нескольких этапов:
- Заявление на имя председателя (рассматривается в течение 30 дней).
- Внесение различных взносов.
- Получение членской книжки гаражного кооператива.
- Регистрация пая.
Ели гараж достался в наследство, новоиспечённые собственники могут отказаться от членства в ГСК и получить компенсацию паевого платежа.
Необходимые для регистрации документы:
Росреестр рассматривает заявление и документы в течение 10 дней, после чего участник получает свидетельство о праве собственности.
Исключение из ГК возможно из-за игнорирования обязанностей члена кооператива. В Уставе прописываются причины, по которым участники могут быть исключены. В результате эти лица лишаются возможности пользования гаражом.
Перед принятием решения об исключении кандидата следует письменно известить его в сроки, установленные уставным документом. В обязательном порядке такому лицу выплачивается сумма паевого взноса и кооперативные выплаты.
Для выхода из кооператива в добровольном порядке лицо подаёт заявление на имя председателя, которое рассматривает совет правления организации.
Можно ли построить второй этаж в гараже в гаражном кооперативе?
Можно. При этом закон не предусматривает получение каких-либо разрешительных документов на возведение надстройки над гаражами, поэтому особых хлопот с этим не будет.Тем не менее, чтобы не возникло никаких спорных моментов, необходимо согласовать планируемое строительство с председателем ГСК.
Второй этаж в гараже не может быть предназначен для хранения автотранспорта.
Можно ли открыть автосервис в гаражном кооперативе?
Для оказания услуг по ремонту ТС члену гаражного кооператива необходимо:
В свою очередь, ГК обязаны:
- Обеспечить возможность доступа ТС на территорию гаражного кооператива в течение режима работы автомастерской.
- Обеспечить возможность подключения автосервиса к системам энерго-и водоснабжения, а также водоотведения.
Можно ли мыть машину?
Можно, если на территории обеспечен отвод сточных вод.
В завершение отметим, что процесс организации гаражного кооператива достаточно сложный. Много времени и сил потребуется на составление Устава, сбор и оформление документации, поэтому важно, чтобы среди участников ГК были юридически грамотные люди.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Но в случае отсутствия таковых, можно обратиться за помощью к юристу или доверить процедуру фирмам, оказывающим услуги по подготовке документов к регистрации, что позволит избежать ряда ошибок и упростит процедуру оформления.
Источники
Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.- Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
- История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.