Содержание
§ 1. Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
Паспортная система – совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания.
Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органы внутренних дел. Но определенное участие в них принимают военкоматы, органы ЗАГСа, медицинские учреждения, принимающие участие в заполнении паспортов, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан.
Паспортная система включает в себя права, обязанности названных субъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу:
• заполнения и выдачи паспортов гражданам России;
• выдачи иностранцам видов на жительство;
• выдачи гражданам заграничных паспортов;
• контроля за соблюдением паспортного режима.
В настоящее время паспортизация и регистрация граждан решает четыре главные задачи:
1. Обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских счетов, получение лицензий, поступление в вуз, на государственную службу, участие в голосовании, использование авиационного и железнодорожного транспорта и т. д.).
По российскому праву многие права и даже обязанности могут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего идентифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истинность сведений о гражданине, которые он сам о себе сообщает, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются или используются важные права (вступление в брак, прием на работу и т. д.).
2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава проживающего на определенной территории населения (для образования избирательных округов и проч.).
3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т. п.
4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курортных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режимами. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечивают рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции.
Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели паспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также – способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.
Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «Положение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета», ряд приказов и инструкций МВД. Вопросы выдачи основного документа иностранным гражданам и лицам без гражданства, их регистрации регулируются еще и актами СССР, и актами субъектов Федерации.
Система названных актов закрепляет в России паспортный режим, то есть совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основу паспортной системы. Для ее существования необходимы также организационные (система компетентных органов, служб, организаций), материально-технические условия и деятельность субъектов во исполнение соответствующих правил.
Паспортный режим – часть общего административного режима страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от таких специальных административно-правовых режимов, как режимы закрытого административно-территориального образования, чрезвычайного положения, пограничной зоны.
В решении вопросов реализации гражданами России права на свободу передвижения большую роль играют многочисленные постановления, определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судов. В этой главе приведены некоторые из них. Использованные в главе судебные правоположения свидетельствуют о том, что суды решительно выступают против любых необоснованных ограничений этого конституционного права не только подзаконными актами, но и федеральными законами и законами субъектов Федерации. Судебная практика в немалой степени способствует либерализации российского паспортного режима. Она направлена на устранение тех ограничений прав граждан, которые связаны с существовавшим в СССР в условиях тоталитаризма отношением к паспортизации, регистрации граждан как средствам контроля за ними.
Паспортная система в РФ
Специальные административные статусы индивидуальных субъектов
Специальным административно-правовым статусом наделены следующие группы субъектов:
1. Члены административных коллективов. Административным коллективом признается личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их права и обязанности регулируются административным правом. Различают следующие статусы членов административных коллективов: обучающиеся (студенты, аспиранты, учащиеся техникумов); сотрудники правоохранительных органов; военнослужащие.
2. Субъекты административной опеки: дети-сироты, безработные, «чернобыльцы», беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, многодетные родители, больные диабетом, туберкулезом и другие.
Беженцы – лица, не являющиеся гражданами РФ, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны. Их статус определяется федеральным законом «О беженцах».
Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования. Их статус определяется федеральным законом «О вынужденных переселенцах».
Для получения статуса беженца или вынужденного переселенца необходимо обратиться в территориальный орган миграционной службы Министерства внутренних дел РФ. Получение указанного статуса оформляется путем выдачи удостоверения , срок действия которого составляет для беженцев – 3 года, для вынужденных переселенцев – 5 лет.
3. Жители территорий с особыми административно-правовыми режимами. Такие режимы могут быть постоянными и временными. Временные : режимы военного и чрезвычайного положения, режим карантина и др. Постоянные : пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и особо охраняемых природных территорий.
Режим ЗАТО устанавливается и регулируется Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» и Положением о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (утв. Постановлением Правительства РФ № 693 от 11 июня 1996г.)
4. Субъекты разрешительной системы : водители, лица, допущенные к государственной тайне, лицензиаты и др.
5. Государственные и муниципальные служащие.
6. Индивидуальные предприниматели.
7. Лица, совершившие правонарушения.
Паспортная система – это совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов и правила регистрационного учета.
Указанные вопросы регулируются: Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ, ФЗ «О гражданстве РФ», Положением о паспорте гражданина РФ, утв. постановлением Правительства РФ, Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также рядом приказов и инструкций МВД России и др. актами.
Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим его личность. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.
В паспорт вносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. В нем производятся отметки о регистрации по месту жительства, об отношении к воинской обязанности, о регистрации и расторжении брака, о детях, не достигших 14-летнего возраста, о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на ее территории, о выдаче загран. паспортов.
По желанию гражданина в паспорте могут производиться отметки о его группе крови и резус-факторе, а также об ИНН.
Запрещается вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина РФ. Внесение подобных сведений или отметок делает паспорт недействительным.
Срок действия паспорта:
от 14 лет – до 20 лет; от 20 лет – до 45 лет; от 45 лет – бессрочно.
Замена паспорта производится в случаях:
• достижения определенного возраста;
• непригодности паспорта для использования вследствие износа или повреждения;
• обнаружения неточности или ошибочности произведенных записей.
Документы должны быть сданы в ОВД для получения или замены паспорта не позднее 30 дней после наступления указанных обстоятельств.
Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательство РФ.
Регистрационный учет граждан делится на регистрацию по месту жительства и регистрацию по месту пребывания.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан в течение 7 дней обратиться в ОВД для регистрации по месту жительства, представив документ, удостоверяющий личность, заявление, документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение.
При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить уведомление по прежнему месту жительства.
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться в ОВД и зарегистрироваться по месту пребывания.
Регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. При этом выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания.
| | следующая лекция ==> | |
Индивидуальные субъекты административного права | | | Административно-правовые гарантии прав граждан. Под гарантиями административно-правового статуса граждан принято понимать комплекс экономических, политических |
Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 955 ; Нарушение авторских прав? ;
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Паспортный режим в Российской Федерации
Читайте также:
|
Видео (кликните для воспроизведения). |
К основаниям снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства закон относит изменение места жительства; призыв на военную службу; осуждение к лишению свободы; признание безвестно отсутствующим; смерть или объявление решением суда умершим; выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением; обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации.
Дата добавления: 2015-09-02 ; просмотров: 76 | Нарушение авторских прав
2. Паспортно-регистрационный режим, его виды
В соответствии с принятым в 1993г. Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» четко установлено, что это право граждан России может быть ограничено только в соответствии с федеральными законами:
в пограничной зоне;
в закрытых административно-территориальных образованиях;
в зонах экономического бедствия;
на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
на территориях, где введены режимы особого, чрезвычайного и военного положения.
Соответственно можно различать общий и специальные паспортно-регистрационные режимы.
Дадим первоначально характеристику общего паспортно-регистрационного режима и затем на примере закрытого административного-территориального образования рассмотрим специальный режим.
Признанные ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Протокола №4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963г. свобода граждан на передвижение внутри страны и право покидать свою страну и возвращаться в нее нарушались в нашей стране на протяжении десятилетий. Между тем, не обладая данным правом, личность не может реализовать свои неотъемлемые права человека, в частности на труд, свободу творчества, право собственности, право на основание семьи и др. Еще до принятия Конституции РФ вступил в действие Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993г.
В Законе различаются место жительства гражданина и место его пребывания. Согласно ст. 2 Закона место жительства характеризуется постоянным или преимущественным проживанием, место пребывания — временным (гостиница, дом отдыха, больница, пансионат и т.д.).
Прибыв на новое место жительства, гражданин обязан в течение семи дней обратиться в органы регистрационного учета граждан, входящие в органы внутренних дел (ст. 4), с заявлением в установленной форме, предъявив паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Гражданин предъявляет также документ, являющийся основанием для его вселения в жилое помещение, — ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ, удостоверяющий личность, или его заверенную копию (ст. 6 Закона). Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию.
Рассматриваемое право может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно — территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, а также на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8 Закона).
Реализация указанного Закона требовала конкретизации процедур и разработки новых видов документов при регистрации. Однако данные требования Закона на протяжении 1993 — 1994 гг. ни Минюстом, ни МВД России не были выполнены. В итоге сложившаяся ситуация приобрела характер бюрократического блокирования этой важнейшей конституционной свободы. Это нарушение было прекращено Конституционным Судом РФ, вынесшим 25 апреля 1995 г. Постановление по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой, касающееся соблюдения установленного порядка вселения граждан в жилое помещение, включая и правила прописки.
В Постановлении нормативные акты о прописке были определены как недействующие. Было также указано, что ст. 27 Конституции является непосредственно действующей и каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Указанное Постановление форсировало принятие соответствующего управленческого акта, и 17 июля 1995 г. Постановлением Правительства РФ были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Данные Правила содержат общие положения, регулирующие регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания, снятие граждан с регистрационного учета. Правила определяют особый порядок регистрации определенных категорий граждан, в том числе военнослужащих, граждан, чьи условия работы связаны с постоянным передвижением, временных переселенцев. Особая форма регистрации определена для беженцев, которые, как и вынужденные переселенцы, должны предъявить при регистрации не только документы, удостоверяющие личность, но и удостоверение о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, выданное в установленном порядке Федеральной миграционной службой России или ее территориальными органами.
Согласно ст. 1 Правил регистрационный учет устанавливается с целью обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане, прибывшие к месту пребывания на срок свыше 10 дней, обязаны в трехдневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке этих граждан (ст. 9, 12).
Министерством внутренних дел разработаны новые формы заявлений, свидетельств, удостоверяющих регистрацию граждан. За нарушение правил регистрации наступает административная ответственность.
Закон и принятые Правила предоставляют гражданам право обжаловать действие или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, а также юридических и физических лиц, нарушающих рассматриваемое право. Гражданин может обратится в суд или в вышестоящий орган, которому подчиняются указание лица или организации.
Конституционный Суд РФ, защищая избирательные права временных переселенцев, указал на недопустимость нарушения права на свободу передвижения.
На обязательность защиты данного права ориентировал суды Пленум Верховного Суда Российской Федерации, указав на необходимость соблюдения установленного законодательством регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Таким образом, введение регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ говорит о преодолении прежнего режима прописки и возвращении личности важнейшей конституционной свободы. В то же время регистрация не является основанием ограничения или реализации права на жилище, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г.
Отступление от данного порядка возможно в случаях, указанных в законе. Рассмотрим положения Закона РФ от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно — территориальном образовании» и принятого на основании его Постановление Правительства РФ от 26 июня 1998г. №655 «Об утверждении положения об обеспечении особого режима в закрытом административно — территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации».
Въезд и проживание граждан на территории закрытого образования ограничиваются в соответствии с условиями особого режима. Разрешается производить регистрацию граждан согласно законодательству РФ. Въезд граждан для постоянного проживания или временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается с органом федеральной службы безопасности. При необходимости ознакомления въезжающих граждан со сведениями, составляющими государственную тайну, или в случае их допуска на территорию объекта на указанных граждан в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, оформляется допуск к государственной тайне.
Гражданину может быть отказано в допуске по основаниям, указанным в Законе РФ «О государственной тайне».
Руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемом данным Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта.
Для постоянного проживания на территории закрытого образования разрешается въезд следующим гражданам: а) лица, заключившие трудовой договор с администрацией объекта или организациями — юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования; б) военнослужащие, проходящие службу в воинских частях, расположенных на территории закрытого образования; в) сотрудники органов внутренних дел, обеспечивающие охрану правопорядка и противопожарную безопасность на территории закрытого образования; г) члены семей и родственники указанных граждан; д) лица, постоянно проживающие в населенных пунктах, входящих в состав закрытого образования.
Въезд граждан, не проживающих постоянно на территории закрытого образования, но заключивших трудовой договор с администрацией объекта или организациями — юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования, разрешается в порядке, установленном инструкцией о пропускном режиме. Въезд граждан для воссоединения семей может разрешаться в установленном порядке при наличии близких родственников, постоянно проживающих на территории закрытого образования. Наличие собственности на территории закрытого образования может служить основанием для въезда и проживания владельца при условии оформления допуска в установленном порядке. Въезд граждан, не имеющих допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, на территорию закрытого образования в случае производственной необходимости или для удовлетворения социально — культурных и иных потребностей жителей осуществляется на основании разрешения начальника объекта и руководителя органа местного самоуправления закрытого образования с предварительным уведомлением органа федеральной службы безопасности, а на территорию объекта — на основании разрешения начальника объекта в сопровождении представителей, назначаемых начальником объекта.
Въезд на территорию закрытого образования иностранных граждан осуществляется по решению Министерства обороны РФ, согласованному с Федеральной службой безопасности РФ или территориальным органом безопасности по месту нахождения закрытого образования.
Граждане, утратившие производственную связь с объектом или организацией — юридическим лицом, расположенной на территории закрытого образования, могут быть переселены в соответствии с законодательством РФ за пределы закрытого образования.
Таким образом, мы видим, что специальная паспортно-регистрационная система, накладывает больше ограничений по сравнению с общей.
Паспортный режим в российской федерации
Часть 2 ст.27 Конституции России гласит: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию»[1, ст. 12]. Административно — правовые гарантии этого права установлены Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[6, ст. 5].
В соответствии с этим законом, 21 декабря 1997 года Президент России издал Указ, в п.1 которого сказано: «Ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка), являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за ее пределами».
Правовые акты и ряд постановлений Правительства России, приказы МВД РФ, УФМС РФ образуют административно-правовую основу реализации российскими гражданами права на свободу покидать страну и возвращаться в нее.
С одной стороны, все четыре вида заграничных паспортов, являются основными документами, удостоверяющими личность гражданина России за ее пределами, а с другой — документами на право выезда из России в любую страну мира.
Паспорт, выдаваемый гражданину на общих условия, принято называть общегражданским. Три других вида заграничных паспортов (дипломатический, служебный, паспорт моряка) являются специальными, так как связаны с работой лица. Представляется, что право на заграничный паспорт относится к числу тех прав, которые одновременно являются обязательными. Чтобы реализовать право на выезд из Российской Федерации, гражданин обязан получить заграничный паспорт. Выдача заграничного паспорта — необходимое условие свободного выезда гражданина России за ее пределы. А за получением выездной визы в другую страну он должен самостоятельно обратиться в дипломатическое представительство (консульское учреждение) этого государства в России.
Для оформления паспорта гражданин, достигший 18- летнего возраста, в заявлении установленного образца должен указать свои:
— фамилию, имя, отчество (в том числе, имевшиеся ранее);
— дату и место рождения;
— место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет.
Он должен также представить основной документ, удостоверяющий его личность, личные фотографии, документы об уплате государственной пошлины за оформление паспорта и об оплате стоимости бланка паспорта.
Гражданин России также вправе подать заявление, представить все необходимые документы с целью получения заграничных паспортов на своих несовершеннолетних детей. В заявлении об оформлении паспорта гражданин России указывает на отсутствие обстоятельств, которые могли бы препятствовать ему покинуть Россию.[41, ст. 16]
До принятия решения о выдаче паспорта отделы (отделения или пункты) УФМС устанавливают, не имеется ли в отношении заявителя указанных в законе ограничений, по которому ему может быть временно отказано в выдаче паспорта[29, ст. 85].
Так, для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на день подачи заявления не призывается на военную службу, мужчины в возрасте от 18-ти до 27 лет представляют военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву либо соответствующую справку военного комиссариата по месту жительства.
Паспорт оформляется соответствующим ОУФМС в срок не более одного месяца со дня подачи гражданином заявления по месту жительства и четырех месяцев, если заявление подано по месту проживания. Одновременно во внутреннем паспорте (удостоверении личности) гражданина России делается отметка, свидетельствующая о выдаче ему заграничного паспорта. Гражданин должен сам получить свой паспорт и расписаться в нем в присутствии сотрудника ФМС, оформившего паспорт.
При наличии обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих выезда из России, срок оформления паспорта со дня подачи заявления не должен превышать трех рабочих дней [37, ст. 67]
Основанием для срочного рассмотрения заявления может являться:
— письмо органа здравоохранения, подтверждающее необходимость срочной поездки на лечение за границу;
— телеграфное сообщение, поступившее из-за границы и заверенное в соответствии с законодательством государства проживания (пребывания), подтверждающее факт тяжелого заболевания или смерти близкого родственника или супруга.
Общегражданский заграничный паспорт выдается сроком на пять лет.
При этом не допускается оформление нового паспорта без изъятия ранее выданного, а в случае его утраты владельцем — без объявления утерянного паспорта недействительным. При невозможности дальнейшего использования паспорта до истечения пяти лет, из-за отсутствия свободных страниц для проставления иностранных виз, гражданину по его заявлению оформляется новый паспорт. До истечения пяти лет производится также обмен паспорта при изменении в установленном порядке фамилии, имени, отчества, а также при его порче или утрате.
Граждане обязаны бережно хранить паспорт. О его утрате гражданин должен незамедлительно заявить в ФМС, который для оформления нового паспорта выдает по его просьбе соответствующую справку.
В случае призыва на военную службу гражданин обязан сдать паспорт на хранение в орган, осуществляющий его выдачу. По окончании прохождения службы решение о возвращении паспорта принимается после дополнительного согласования с органами федеральной службы безопасности и проведения необходимых проверок.
Лица, у которых прекратились российское гражданство, обязаны сдать паспорта в соответствующий территориальный орган ФМС, а проживающие вне пределов России — в ее дипломатическое представительство или консульское учреждение в государстве, предоставившем им право на проживание.
Найденные паспорта и паспорта умерших сдаются в ТО ( ТП ) ФМС, а вне пределов Российской Федерации — в соответствующие дипломатические представительства или консульства учреждения Российской Федерации.
Право гражданина России покинуть ее может быть временно ограничено в случаях, установленных законом:
1. При допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне;
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин призван на военную службу — до окончания военной службы;
3. Гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4. Гражданин осужден за совершение преступления, — до отбытия наказания или до освобождения от наказания;
5. Лицо уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6. Гражданин сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Во всех случаях временного ограничения прав на выезд из России орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором указываются основания и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из России.
Отказ в праве на выезд может быть обжалован в вышестоящий орган внутренних дел или непосредственно в суд, а решение об ограничении этого права гражданин, обжалуется ими в Межведомственной комиссии по рассмотрению обращении граждан России [50, ст. 10].
Военнослужащие, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из России при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном постановлением Правительства России от 19 декабря 1997 года [18, ст. 7].
При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан России без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп.
Гражданин России, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить его безопасность и безопасность окружающих людей.
Заграничный паспорт дает гражданину право не только покинуть Россию, но и возвратиться обратно. В случае если гражданин России утратил заграничный паспорт, находясь в другой стране, ему выдается свидетельство на въезд (возвращение) в Россию.
В соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 года такое свидетельство обязано выдать гражданину по его письменному заявлению дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в соответствующей стране.
Свидетельство выдается на срок до 15 дней. На территории России оно может использоваться в качестве документа, удостоверяющего личность, но не более 10 дней со дня пересечения границы. В течении трех дней с момента прибытия к мету пребывания или жительства на родине гражданин обязан сдать его в организацию, выдавшую утерянный им паспорт.
Если при оформлении свидетельства будет выявлено, что оно выдается лицу, находящемуся в розыске, объявленном российскими правоохранительными органами, Министерство Иностранных Дел незамедлительно информирует об этом факте, а также о возможной дате и месте пересечения гражданином государственной границы России.
Прибывшие в пункт пропуска через государственную границу граждане Российской Федерации, утратившие документы на выезд в свою страну, могут быть задержаны на срок до 30 суток до установления личности.[20, ст. 6]
Источники
Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.- Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
- Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.