При смене в течение года исполнителя коммунальной услуги по отоплению корректировка размера платы за данную услугу производится каждым исполнителем коммунальной услуги
Сообщается, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме при оплате равномерно в течение календарного года корректируется в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем коммунальной услуги по отоплению.
Если в течение года произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за указанную коммунальную услугу, предоставленную в многоквартирном доме, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также в год корректировки, и применяемым таким исполнителем тарифов на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом Правил.
Корректировка размера платы за отопление при наличии распределителей
В этой статье речь пойдет о случаях и порядке проведения перерасчета размера платы за отопление по данным распределителей тепловой энергии.
Прежде всего стоит сказать, что из себя представляют эти распределители.
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее — Правила), распределитель — это устройство, которое используется в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Распределитель позволяет определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором он установлен, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению, во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, в которых установлены распределители.
Сегодня установка распределителей набирает популярность, так как по своей сути распределители фиксируют объем тепловой энергии, потребленной в отдельном помещении, но они отличаются от индивидуальных приборов учета, как таковых.
Установить распределители тепла можно в многоквартирных домах с вертикальной разводкой отопления, а стоимость таких приборов и их установка влечет гораздо меньших затрат, чем полноценные индивидуальные приборы учета.
Но, нужно знать, что расчет размера платы при наличии распределителей несколько отличается от расчета по индивидуальным приборам учета. И в первую очередь, стоит отметить, что по распределителям, как правило, не производится ежемесячные расчет размера платы за отопление, их показания учитываются один раз в год (или чаще, если такое решение принято на общем собрании собственниками, членами товарищества или кооператива) при корректировке размера платы за отопление.
Кроме того, корректировка размера платы производится лишь в рамках суммы, начисленной по показаниям общедомового прибора учета по всем квартирам, в которых установлены распределители. И площадь таких квартир должна быть более 50% от общей площади всех помещений в многоквартирном доме, согласно п. 42(1) Правил .
То есть, использование распределителей тепла совсем не означает для потребителя по факту оплату только за отопление, предоставленного в своем помещении, начисленная по общедомовому прибору учета сумма, все равно будет включать в себя тепловую энергию, потребляемую в местах общего пользования многоквартирного дома, а распределение платы производится только между потребителями в помещениях, которых установлены распределители, в том объеме тепловой энергии, которая на них пришлась согласно показаниям общедомового прибора учета.
Сама формула корректировки размера платы за отопление согласно распределителям немного запутанная, её не так просто понять, а тем более произвести правильно расчет, поэтому рассмотрим порядок проведения корректировки размера платы за отопление на примере:
Итак, формула №6 Приложения №2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, представляет из себя следующее:
Pi — размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в i-м оборудованном распределителями жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме за период, за который проводится корректировка;
k — количество оснащенных распределителями жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;
p — количество распределителей, установленных в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме;
mq.i — доля объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящаяся на q-й распределитель, установленный в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, в объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех оборудованных распределителями жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Значок Σ , используемый в формуле, означает – сумма определённых показателей.
Для более четкого понимания, наш пример расчета размера корректировки платы за отопление согласно данным распределителей будет приведен за период — 1 месяц.
ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:
Общие данные:
» Многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета. » Количество жилых помещений (квартир) в доме – 200. Нежилые помещения отсутствуют. » Количество квартир в доме, оборудованных распределителями – 120 (60% от общего числа квартир в многоквартирном доме). » Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, во всех квартирах, оборудованных распределителями, за расчетный период составил – 280 000 рублей. » Согласно переданным показаниям распределителей, количество тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, в квартирах, оборудованных распределителями, составляет – 165 Гкал.
Данные по квартире №1 на примере, которой производится корректировка:
В квартире установлены 2 распределителя тепла.
Данные (показания) 1 распределителя за расчётный период – 0,9 Гкал.
Данные (показания) 2 распределителя за расчетный период – 0,7 Гкал.
Размер платы за отопление, начисленной за расчетный период по данной квартире – 2 900 рублей.
РАСЧЕТ РАЗМЕРА КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАТЫ ПО КВАРТИРЕ №1:
Прежде всего рассчитаем показатель mq.i — то есть долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, которое пришлось на данную квартиру, в доле объема отопления, потребленного во всех квартирах, оборудованных распределителями.
Для этого разделим данные (показания) 1 и второго распределителя за расчетный период на общий объем тепловой энергии, потребленной во всех квартирах, оборудованных распределителями:
1) 0,9 Гкал / 165 Гкал = 0,0055 – доля объема по 1 распределителю
2) 0,7 Гкал / 165 Гкал = 0,0042 – доля объема по 2 распределителю
Затем складываем полученные результаты: 0,0055 + 0,0042 = 0,0097
Полученная цифра – это показатель mq.i в формуле расчета №6.
Теперь, когда все данные для расчета у нас уже есть, подставляем их в формулу и получаем следующее:
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, во всех квартирах, оборудованных распределителями, за расчетный период в размере — 280 000 рублей, умножаем на рассчитанную выше долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению для конкретной квартиры №1 – 0,0097, и отнимаем сумму, начисленную за отопление по этой квартире за расчетный месяц – 2900 рублей.
280 000 руб. х 0,0097 – 2900 руб. = — 184 рубля.
184 рубля – это сумма корректировки размера платы за отопление за расчетный период, которая подлежит счислению по данной квартире №1.
Следует отметить, что корректировка размера платы за отопление согласно данным распределителей, это не всегда счисление платы у потребителей. Формула расчета корректировки составлена таким образом, что если по некоторым квартирам производится счисление платы, то по другим квартирам производится доначисление в рамках показаний распределителей и большей доли объема потребления, чем в других квартирах.
Если при тех же общих данных мы изменим показания распределителей в большую сторону, то в итоге получим доначисление платы в определенном размере.
Данные по квартире №2 на примере, которой производится корректировка:
В квартире установлены 2 распределителя тепла.
Данные (показания) 1 распределителя за расчётный период – 1,3 Гкал.
Данные (показания) 2 распределителя за расчетный период – 1 Гкал.
Размер платы за отопление, начисленной за расчетный период по данной квартире – 2 900 рублей.
РАСЧЕТ РАЗМЕРА КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАТЫ ПО КВАРТИРЕ №2:
Прежде всего рассчитаем показатель mq.i — то есть долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, которое пришлось на данную квартиру, в доле объема отопления, потребленного во всех квартирах, оборудованных распределителями.
Для этого разделим данные (показания) 1 и второго распределителя за расчетный период на общий объем тепловой энергии, потребленной во всех квартирах, оборудованных распределителями:
1) 1,3 Гкал / 165 Гкал = 0,0079 – доля объема по 1 распределителю
2) 0,8 Гкал / 165 Гкал = 0,0048 – доля объема по 2 распределителю
Затем складываем полученные результаты: 0,0079 + 0,0048 = 0,0127
Полученная цифра – это показатель mq.i в формуле расчета №6.
Теперь, когда все данные для расчета у нас уже есть, подставляем их в формулу и получаем следующее:
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, во всех квартирах, оборудованных распределителями, за расчетный период в размере — 280 000 рублей, умножаем на рассчитанную выше долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению для конкретной квартиры №2 – 0,0127, и отнимаем сумму, начисленную за отопление по этой квартире за расчетный месяц – 2900 рублей.
280 000 руб. х 0,0127 – 2900 руб. = 656 рублей.
656 рублей – это сумма корректировки размера платы за отопление за расчетный период, которая подлежит доначислению по данной квартире.
Все данные для расчета размера корректировки платы согласно данным распределителей приведены в качестве примера, для того чтобы показать применение формулы №6 при счислении и доначислении платы.
Расчет корректировки платы за отопление
Cайты для управляющих компаний в рамках исполнения ПП РФ от 23.09.2010 №731. Узнать, что входит в стоимость Создание сайтов для ЖКХ →
× Добро пожаловать на форум!
Расскажите нам, и нашим пользователям, кто вы, что вам нравится, и почему вы стали пользователем этого сайта. Мы приветствуем всех новых участников и надеемся видеть Вас часто на нашем форуме!
Юрий
—>
Отошел
Новый участник
Сообщений: 5
Спасибо получено: 0
Юрий ответил в теме Расчет платы за отопление.
Отвечать и оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи.
Консультант ЖКХ
—>
Отошел
Администратор
Сообщений: 659
Спасибо получено: 172
Консультант ЖКХ ответил в теме Расчет платы за отопление.
Юрий пишет: Здравствуйте! В квитанции РСО указано что потребление тепла нежилого помещения 251м составляет- .0.68 Гкал ( по прибору учета ) Он у нас общий один на МКД. Правильно я понимаю что количество тепла взято пропорционально площади помещения ? Площадь дома 5000м2 т.е на весь дом получается затраты на тепло
Сложно сказать, как есть на самом деле, почему такой объем предъявлен.
Может и показания коллективного прибора учета 13,7 Гкл, а может это расчет только по индивидуальному потреблению, то есть объем, потребленный только в нежилом помещении, может ещё есть или будет объем тепловой энергии, потребленной в помещениях общего имущества собственников помещений.
Вам начисление платы за отопление производит только РСО или есть ещё управляющая компания или ТСЖ? За какой месяц предъявлен этот объем потребления тепловой энергии? Какие объемы предъявлялись раньше, в другие месяцы?
Отвечать и оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи.
Юрий
—>
Отошел
Новый участник
Сообщений: 5
Спасибо получено: 0
Юрий ответил в теме Расчет платы за отопление.
5100₽ из расчёта
20₽ за метр. РСО выставляет счёт первый месяц ноябрь. В счёте РСО нет расчёта мест общего пользования . Но в площадь 5000 входит 900м МОП.
Отвечать и оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи.
Консультант ЖКХ
—>
Отошел
Администратор
Сообщений: 659
Спасибо получено: 172
Консультант ЖКХ ответил в теме Расчет платы за отопление.
Юрий пишет: За это же помещение ТСЖ выставило
5100₽ из расчёта
20₽ за метр. РСО выставляет счёт первый месяц ноябрь. В счёте РСО нет расчёта мест общего пользования . Но в площадь 5000 входит 900м МОП.
5100₽ — это тоже за ноябрь предъявлено только ТСЖ?
Отвечать и оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи.
Юрий
—>
Отошел
Новый участник
Сообщений: 5
Спасибо получено: 0
Юрий ответил в теме Расчет платы за отопление.
Отвечать и оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи.
Юрий
—>
Отошел
Новый участник
Сообщений: 5
Спасибо получено: 0
Юрий ответил в теме Расчет платы за отопление.
Отвечать и оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи.
Консультант ЖКХ
—>
Отошел
Администратор
Сообщений: 659
Спасибо получено: 172
Консультант ЖКХ ответил в теме Расчет платы за отопление.
РСО по Вашему нежилому помещению на основании отдельного заключенного договора предъявляет оплату за потребление тепловой энергии в самом помещении, ТСЖ делает расчет тепловой энергии для МОП. Показания коллективного счетчика явно не 13,7 Гкл получается, а больше. ТСЖ, вероятно, предоставляет данные РСО для расчета Вам платы, поэтому запросите подробное разъяснение порядка начисления платы за ноябрь в Вашем ТСЖ, в том числе и показания общедомового прибора учета, и точные площади по всем помещениям, участвующим в расчете, и тариф на тепловую энергию, только имея эти сведения можно сделать вывод о правильности начисления платы за отопление.
Если ТСЖ не предоставить информацию, тогда напишите обращение в жилищную инспекцию по Вашему городу или району для проведения проверки правильности начисления платы за отопление по Вашему помещению за ноябрь 2019 года.
Видео (кликните для воспроизведения).
Отвечать и оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи.
Корректировка платы за отопление: как и когда проводить?
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 11
Согласно действующему на момент подготовки данной статьи законодательству применение прежних Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее — прежние Правила), при расчете платы за отопление возможно до 1 июля 2016 г. Поэтому вопросы, связанные с проведением корректировки платы за отопление, еще не потеряли своей актуальности. Рассмотрим некоторые из них.
Исходя из содержания прежних Правил можно прийти к выводу, что под корректировкой следует понимать изменение размера платы за отопление. В бухгалтерском учете исполнителя коммунальных услуг она должна найти отражение через записи по счету учета расчетов с потребителями.
В каких случаях проводится корректировка?
В прежних Правилах описаны три варианта расчета платы за отопление, корректировка подразумевается только в двух из них.
Первый вариант — когда в доме отсутствуют какие-либо приборы учета тепловой энергии. Плата рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию (формула 1 из Приложения 2 к прежним Правилам). Корректировка не проводится.
Вопрос: В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из нормативов потребления. Должен ли исполнитель проводить корректировку платы за отопление в этой ситуации?
В Письме от 12.11.2014 N 25263-ОД/04 Минстрой России указал следующее. Прежними Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится. Проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета. Таким образом, обязательными условиями проведения корректировки являются:
наличие ОПУ;
наличие сведений о совокупном объеме потребленной энергии на отопление по показаниям ОПУ за истекший год.
Использование формулы 1 при расчете платы в доме, оснащенном ОПУ, не является обстоятельством, исключающим проведение корректировки. Это утверждение подтверждается п. 22 прежних Правил, согласно которому при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в МКД несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний ОПУ. Кроме того, в силу п. 1 ст. 544 ГК РФ и пп. «а» п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при наличии в доме ОПУ объем коммунального ресурса определяется по его показаниям. Проведение корректировки обеспечивает тождественность обязательств собственников помещений перед исполнителем и исполнителя коммунальных услуг перед РСО.
Ключевой момент. Проведение корректировки платы за отопление обусловлено наличием ОПУ тепловой энергии.
Третий вариант — когда в доме установлен ОПУ и во всех или в некоторых помещениях есть ИПУ тепловой энергии. В этом случае плата за отопление рассчитывается по-разному в зависимости от наличия ИПУ. Если в помещении ИПУ нет, плата считается по нормативу потребления (формула 1), если счетчик установлен — по среднемесячному потреблению за прошлый год по показаниям ОПУ (формула 7). Исполнитель проводит корректировку ежегодно по формуле 10. Для этого необходимо выявить разницу между реальными обязательствами собственников всех помещений по оплате тепловой энергии (то есть платой за тепловую энергию за истекший год во всех помещениях по данным ОПУ с учетом тарифа на тепловую энергию) и суммарной начисленной за год платой (исходя из нормативов потребления и среднемесячного годового потребления). Эту разницу и предъявляют в виде корректировки собственнику каждого помещения пропорционально доле в праве собственности на общее имущество.
Обратим внимание, что при наличии в доме ОПУ в некоторые периоды он не может корректно фиксировать объем потребления тепловой энергии (выявлена неисправность, истек межповерочный период). Если эти обстоятельства подтверждены документами, они являются основанием для непроведения корректировки и нет возможности расчета платы исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год (Постановления АС ЗСО от 31.07.2015 N Ф04-21198/2015, от 18.03.2015 N Ф04-14747/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 N 17АП-8421/2015-АК).
Корректировка — обязанность или право исполнителя?
Как уже было сказано, оплате подлежит лишь фактически потребленная тепловая энергия. Если исполнитель коммунальных услуг получил плату за услуги, которые реально не были оказаны, с точки зрения гражданского законодательства он получил неосновательное обогащение, подлежащее возврату. С позиции законодательства об административных правонарушениях в непроведении корректировки можно усмотреть обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ). Кроме того, нельзя забывать, что с 28.12.2015 в ст. 157 ЖК РФ появится новая ч. 6, предусматривающая ответственность лица, виновного в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, в виде штрафа, если такое нарушение не было устранено до обращения и (или) внесения платы потребителем. То есть не проводить корректировку в пользу потребителей опасно с точки зрения возможных негативных последствий в виде штрафов.
С другой стороны, также необходимо проводить корректировку в свою пользу (когда потребителям доначисляется плата). Показательный пример — Определение ВС РФ от 23.07.2015 N 301-ЭС15-9859. Так, исполнитель коммунальных услуг обязан рассчитываться с РСО на основании данных ОПУ и не вправе ссылаться на то, что потребители ему вносят меньшие суммы. Риски, связанные с нереализацией обязанности по проведению корректировки размера платы, являются рисками ответчика и не могут служить обоснованием доводов о необоснованности произведенного истцом расчета процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из объемов, определенных по данным общедомового прибора учета. К моменту наступления срока исполнения обязательства по договорам с РСО за декабрь (не позднее 25 января следующего года) у исполнителя уже имелись необходимые данные и правовые основания для проведения корректировки по итогам года для целей расчета с РСО исходя из показаний ОПУ.
Таким образом, можно прийти к выводу, что проведение корректировки в пользу потребителей (уменьшение начисленной платы за отопление) является обязанностью исполнителя (ее непроведение нарушает права потребителей), а в свою пользу — правом, риски нереализации которого лежат полностью на самом исполнителе (права потребителей при непроведении корректировки не нарушаются, однако с таким правом исполнителя корреспондирует обязанность потребителей оплатить скорректированную плату за отопление).
В какие сроки проводится корректировка?
В прежних Правилах относительно сроков проведения корректировки использованы следующие формулировки: «исполнитель проводит корректировку один раз в год», «размер платы за отопление корректируется исполнителем один раз в год». Также в п. 27 прежних Правил предусмотрено: величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с пп. «г» п. 20, пп. «б» п. 21, п. п. 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее одного месяца после перерасчета.
Более конкретных указаний, кроме ежегодной периодичности проведения корректировки, нормативный документ не содержит. Поэтому на практике он трактуется по-разному. Точнее, существуют два варианта трактовки. Первый вариант: корректировка проводится за последовательные 12 календарных месяцев, следующих за вводом ОПУ в эксплуатацию либо за моментом начала предоставления коммунальных услуг конкретным исполнителем. За период менее 12 месяцев в общем случае корректировку проводить нельзя (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу N А26-9208/2013). Второй вариант: корректировку нужно проводить только по итогам календарного года, то есть с 1 января по 31 декабря (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 N 18АП-9833/2015).
Ключевой момент. Плата за отопление должна быть скорректирована незамедлительно после получения всех сведений, необходимых для перерасчета.
Если с периодичностью проведения корректировки более или менее понятно, то о сроках осуществления самого перерасчета по истечении рассматриваемых 12 месяцев в нормативном документе нет никаких указаний. К примеру, представители УК часто полагают, что перерасчет можно сделать в течение года с момента завершения периода перерасчета (то есть перерасчет платы за отопление за 2014 г. может быть сделан в любой из месяцев начиная с января и заканчивая декабрем 2015 г., значит, сумму корректировки за 2014 г. потребители могут увидеть самое позднее в платежном документе за январь 2016 г.). А вот Свердловский областной суд не согласен с таким подходом и требует, чтобы корректировка платы за отопление была произведена сразу по окончании периода, за который нужно сделать перерасчет, то есть сразу же после того, когда необходимые для корректировки сведения появятся у УК. Сама УК не может по своему усмотрению выбирать момент проведения перерасчета (см. Апелляционное определение от 20.06.2014 по делу N 33-7352/2014). Если УК не провела перерасчет в этот срок, потребитель может требовать с нее неустойку.
Также следует заметить, что на требования о проведении корректировки платы за отопление распространяется общий срок исковой давности (три года). Он отсчитывается с момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права (о том, что УК не провела корректировку) и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (исполнитель коммунальных услуг) (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Корректировка при смене исполнителя услуг
Необходимость проведения корректировок при смене исполнителя обусловлена тем, что прежний и новый исполнители не связаны никакими обязательствами, с РСО расчеты ведутся по фактическому потреблению, значит, непроведение корректировок может привести к возникновению неосновательного обогащения у той или иной стороны.
При этом следует понимать, что в условиях частой смены исполнителей проведение корректировок платы за отопление с учетом фактического объема потребления тепловой энергии расчет платы равномерно в течение всего календарного года исходя из норматива потребления или 1/12 фактического объема за прошлый год при наличии ОПУ теряет свой смысл. Кроме того, население позитивно воспринимает корректировки, которые приводят к уменьшению текущего платежа, в обратной ситуации гражданам видится нарушение их прав, значит, такие перерасчеты встретят сопротивление.
О направлении корректировки на иные цели
Получила широкое распространение практика направления сумм корректировки платы за отопление (с точки зрения собственников помещений — экономии) на цели, связанные с содержанием общего имущества (в резервные фонды ТСЖ, на текущий ремонт общего имущества и пр.). Если такое решение принимается общим собранием собственников помещений, то, не будучи оспоренным, оно является обязательным для исполнения.
Обратим особое внимание на несколько обстоятельств. Действительно, сумма корректировки, подлежащая выплате потребителям (зачету в счет оплаты услуг), пропорциональна доле в праве общей собственности на общее имущество. Поэтому явного противоречия в том, чтобы направлять «экономию по теплу» на содержание общего имущества, нет. Однако «узким» местом может быть направление сумм перерасчета на цели, связанные с капитальным ремонтом общего имущества, по двум причинам. Во-первых, в настоящее время капитальный ремонт финансируется только за счет фонда. Во-вторых, бремя расходов на капитальный ремонт несут только собственники помещений. Наниматели не обязаны оплачивать капитальный ремонт, тогда как именно наниматели вносят плату за отопление и вправе рассчитывать на получение сумм перерасчета. Именно этот момент может стать поводом для обжалования решения общего собрания, если, конечно, экономию решено использовать на проведение капитальных работ.
Ключевой момент. При принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения о направлении суммы корректировки платы за отопление на содержание и ремонт общего имущества следует обратить внимание на то, что наниматели помещений не обязаны оплачивать капитальный ремонт. Поэтому сумма корректировки может быть использована только на цели, связанные с содержанием и текущим ремонтом общего имущества.
Проведение корректировки платы за отопление допускается прежними Правилами лишь в случае, когда МКД оснащен ОПУ тепловой энергии. Путем корректировки плата за отопление для населения приводится в соответствие со стоимостью тепловой энергии, которую исполнитель коммунальных услуг обязан оплатить РСО. Проведение перерасчета в сторону уменьшения платы потребителей является обязанностью УК, однако формулировки нормативного акта не позволяют однозначно установить сроки ее исполнения. По решению общего собрания сумма корректировки может быть направлена на финансирование ремонтных работ.
Методические рекомендации по применению порядка расчета за тепловую энергию
Методические рекомендации по применению порядка расчета за тепловую энергию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».
1) 29 июня 2016 года Правительством РФ выпущено постановление № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее – постановление № 603).
Постановлением № 603 предусмотрено право субъекта Российской Федерации принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению, выбрав способ оплаты равномерно в течение календарного года (1/12) или в течение отопительного периода (1/7).
Выбранный способ оплаты коммунальной услуги по отоплению должен применяться как в расчетах между населением и управляющими организациями, так и в расчетах за поставленную тепловую энергию между управляющими и ресурсоснабжающими организациями.
Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября.
29 сентября 2016 года Правительством Москвы выпущено постановление № 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. № 41» (далее – постановление № 629-ПП), предусматривающее сохранение на территории города Москвы (за исключением территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) существующего порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению — равномерно в течение календарного года.
Таким образом, порядок расчетов за коммунальную услугу по отоплению в городе Москве (за исключением территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) остается неизменным.
2) Пунктом 25.1 Правил № 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
В указанном случае объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды должен определяться в следующем порядке:
— в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения № 2 к Правилам № 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил № 124 (подпункт «а» пункта 25 Правил № 124);
— в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения № 1 к Правилам № 306 (подпункт «б», «в» пункта 25.1 Правил № 124).
3) В соответствии с пунктом 2.4 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (в редакции постановления № 603) субъектам РФ предоставлено право применения до 1 января 2020 г. в расчетах коммунальной услуги по отоплению нормативов, рассчитанных исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, действующих по состоянию на 30 июня 2012 г.
В городе Москве данный норматив потребления тепловой энергии на отопление утвержден постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 года № 41 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий» (в новой редакции – «О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги»).
Постановлением № 629-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года № 41 в части уточнения порядка применения норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденного в приложении №4 к указанному постановлению:
— закреплено, что норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений 0,016 Гкал/кв.м, применяемый для расчетов с населением в случае отсутствия в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, выхода его из строя, утраты, установлен на месяц календарного года;
— установлено, что объем поставленной тепловой энергии для нужд отопления определяется в соответствии с Правилами № 124 в каждый месяц
календарного года как произведение объема поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления (0,016 Гкал/кв.м * 12/7) и коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию (или 7/12).
Таким образом, в случае отсутствия в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, выхода его из строя, утраты, расчеты по договору ресурсоснабжения за поставленную в целях отопления тепловую энергию должны будут производиться ежемесячно, исходя из объема тепловой энергии – 0,016 Гкал/кв.м.
Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2017 года.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
По требованию Мосжилинспекции жителям района Коптево провели корректировку платы за отопление
Объем тепловой энергии, предъявленный к оплате жителям, превышал фактический расход.
По обращению жителей дома 79, корпус 2 на улице Большая Академическая Мосжилинспекция проверила порядок расчета платы за услугу «отопление» в 2017-2018 гг.
В ходе проверки жилищные инспекторы установили, что дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который находится в работоспособном состоянии и состоит на коммерческом учете.
На основании его показаний ресурсоснабжающая организация ПАО «МОЭК» определяет объем поставленной тепловой энергии для нужд отопления.
При сравнительном анализе документации, представленной поставщиком энергоресурса и управляющей организации ООО «ЕВРОТРЭВЭЛ 1», Мосжилинспекция выявила, что размер платы, начисленной управляющей организацией жителям дома до вычета льгот, превышает фактический расход тепловой энергии, предъявленный ресурсоснабжающей организацией к оплате управляющей организации.
В частности, управляющая организация рассчитывала плату по среднемесячным показаниям предыдущего года -0,014Гкал на кв.м, фактически же на обогрев дома потребовался меньший объем -0,011 Гкал на кв.м. При этом по окончанию года корректировка платежей не была проведена.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (до 01.01.2019).
Мосжилинспекция обязала ООО «ЕВРОТРЭВЭЛ 1» скорректировать плату за услугу «отопление» исходя из показаний общедомового прибора учета.
В настоящее время жителям дома возвращено в общей сложности 168 тысяч 650 рублей.
О том, как начисляется плата за отопление, разъясняет МосОблЕИРЦ
Расчет платы за отопление в многоквартирных домах производится по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Начисление по отоплению исходит из двух главных показателей:
— объем коммунального ресурса, потребленного отдельной квартирой;
— количество энергии, израсходованной на общедомовое хозяйство.
Размер платы зависит от многих факторов, в том числе:
— наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета,
— периода оплаты за отопление,
— типа жилого дома,
— выбранной методики расчета.
Начисления за отопление могут производиться двумя способами: в отопительный период или в течение всего года.
Расчет по нормативам. В случае, если в многоквартирном доме отсутствуют общедомовые и индивидуальные приборы учета тепла и начисления производятся только в отопительный период, упрощенная формула для расчета выглядит так:
P = S x N x T.Площадь помещения (S) умножается на установленный норматив потребления тепловой энергии (N) и на тариф на тепловую энергию (T).
ОДПУ. Если в доме установлен общедомовый счетчик по отоплению, то расчет производится, как правило, в отопительный период согласно показаниям прибора учета.
Упрощенная формула расчета в этом случае такова: cумма к оплате P = количество потраченной тепловой энергии (V) делится на общую площадь дома (So) и умножается на площадь квартиры (Sкв) и на тариф (T).
ИПУ. С 1 января 2019 года вступили в силу изменения законодательства, которые закрепили за жителями право оплачивать отопление в квартирах согласно показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ).
Еще одно нововведение касается владельцев жилых помещений с автономным обогревом. Теперь они не обязаны оплачивать услуги центрального отопления, но по прежнему, как и другие жильцы многоквартирных домов, вносят плату за обогрев общедомовых площадей.
Видео (кликните для воспроизведения).
Тепло, идущее на общедомовые нужды. Количество тепла, потраченное на обогрев нежилых помещений в доме, определяется по общедомовым приборам учета (при их наличии) либо исходя из нормативов. Нормативы потребления ресурсов на общедомовые нужды утверждаются Министерством ЖКХ Московской области и распорядительными документами органов местного самоуправления. Размер платы за отопление на ОДН рассчитывается пропорционально площади занимаемого жилого помещения.
Рассчитать оплату за отопление можно на сайте Расчет ЖКХ. Уточнить подробности по оказанию услуги «отопление» можно у исполнителя услуги.
Источники
Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.
Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.
Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.