Содержание
- 1 Энциклопедия решений. Содержание соглашения о проведении совместных торгов по Закону N 44-ФЗ. Полномочия и обязанности организатора совместных торгов
- 2 Совместные закупки — что это такое и по каким правилам они проводятся?
- 3 Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика
- 4 Совместный электронный аукцион по 44 фз
- 5 Совместные торги по 44-ФЗ: механизм проведения
- 6 Совместный аукцион в электронной форме по 44-ФЗ
- 7 Ход торгов по аукциону в соответствии с 44-ФЗ
Энциклопедия решений. Содержание соглашения о проведении совместных торгов по Закону N 44-ФЗ. Полномочия и обязанности организатора совместных торгов
Содержание соглашения о проведении совместных торгов по Закону N 44-ФЗ. Полномочия и обязанности организатора совместных торгов
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении 2 и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы (далее также — торги). Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных торгов определяются соглашением, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом N 44-ФЗ.
Правила проведения совместных конкурсов и аукционов (далее — Правила) утверждены на основании ч. 5 ст. 25 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088.
Соглашение о проведении совместных торгов (далее — соглашение) должно быть заключено до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее — документация) (п. 3 Правил).
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ соглашение должно содержать:
— информацию о сторонах соглашения (п. 1 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— идентификационный код закупки (п. 1.1 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные торги, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика (п. 2 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— начальные (максимальные) цены контрактов (далее — НМЦК) каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком (п. 3 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— права, обязанности и ответственность сторон соглашения (п. 4 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— информацию об организаторе совместных торгов, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения (п. 5 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии (п. 6 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытых торгах, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке (п. 7 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— примерные сроки проведения совместных торгов (п. 8 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов (п. 9 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— срок действия соглашения (п. 10 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— порядок рассмотрения споров (п. 11 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ);
— иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных торгов (п. 12 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ).
На наш взгляд, важнейшими условиями соглашения является условие об организаторе совместных торгов — лице, организующим и проводящим такие торги, и определение его полномочий. Таким лицом может являться уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в рамках централизации закупок в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ либо один из заказчиков (ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 5 Правил).
Полномочия, которые в обязательном порядке передаются организатору совместных торгов в соответствии с соглашением, и вытекающие из этого его обязанности определены ч. 3 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Правил. Согласно этим нормам в целях проведения совместных торгов их организатор:
— осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением (ч. 3 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, пп. «а» п. 6 Правил);
— разрабатывает и размещает в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытых торгах, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование НМЦК каждого заказчика (пп. «б» п. 6 Правил);
— предоставляет документацию заинтересованным лицам (пп. «в» п. 6 Правил);
— предоставляет разъяснения положений документации (пп. «г» п. 6 Правил);
— при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию (пп. «д» п. 6 Правил);
— осуществляет размещение в ЕИС в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом N 44-ФЗ при определении контрагента (пп. «е» п. 6 Правил);
— направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместных торгов, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Законом N 44-ФЗ случаях (пп. «ж» п. 6 Правил);
— осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением (пп. «з» п. 6 Правил).
Заметим, что ч. 4 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Правил императивно установлено, что стороны соглашения несут расходы на проведение совместных торгов пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК, в целях заключения которых проводятся совместные торги. Поскольку закон не предусматривает иного, соглашение о проведении совместных торгов в части регулирования вопроса о затратах на проведение таких торгов может только воспроизвести данную норму и установить порядок несения указанных затрат (п. 9 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ) и порядок их возмещения понесшим их участникам соглашения другими участниками.
Совместные закупки — что это такое и по каким правилам они проводятся?
При закупке двумя или несколькими заказчиками одной и той же продукции, они вправе проводить совместные электронные аукционы или конкурсы. В статье расскажем об особенностях такой закупки
При закупке двумя либо несколькими заказчиками одной и той же продукции они имеют право на проведение совместных электронных аукционов или конкурсов. Почему заказчики объединяются? Это экономически выгодно, поскольку крупная закупка будет более интересна потенциальным поставщикам, нежели контракт на незначительную сумму. Если же в процедуре будет участвовать значительное число участников, то они могут существенно снизить цену. В статье расскажем, как поставщикам принять в них участие и с какими особенностями придется столкнуться.
В соответствии со ст. 25 Закона № 44, разрешено проводить совместные электронные аукционы и конкурсы. Правительственным постановлением № 1088 от 28 ноября 2013 г. были утверждены Правила, которые четко регламентируют проведение совместных аукционов и конкурсов (далее – Правила).
Какие товары являются «одними и теми же» для совместных покупок?
После проведения анализа «Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в области закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных и государственных нужд», утвержденного Президиумом ВС России 28 июня 2017 года, можно сказать следующее.
В целях проведения двумя или более государственными заказчиками совместных торгов одними и теми же товарами называют товары, имеющие единые родовые признаки либо составляющие комплект подобных товаров.
В соответствии с Законом о контрактной системе (статья 25, часть 1), заказчиками был проведен совместный конкурс на закупку компьютерного и интерактивного оборудования: короткофокусных мультимедийных проекторов, интерактивных досок, документ-камер, настенных креплений для короткофокусных проекторов, многофункциональных устройств, интерактивных столов (учебных центров), ноутбуков, рабочих станций и систем голосования.
Антимонопольная служба признала действия заказчиков не соответствующими закону и противоречащими требованиям, содержащимся в Законе о контрактной системе (статье 25, части 1), так как закупаемые товары не включены в категорию «одни и те же товары».
При оспаривании решения антимонопольной службы заказчиками было указано, что указанные товары объединены в один лот, поскольку они имеют общее назначение и взаимосвязаны между собой технологически. Кроме того, в силу своих потребительских свойств и функциональных характеристик эти товары предназначаются для достижения общей цели – формирования заказчиками комплекса компьютерного и интерактивного оборудования, которое используется в учебном процессе.
Судом первой инстанции и апелляционным судом было отказано в удовлетворении требования.
В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 1, статья 25), при осуществлении закупки двумя или более заказчиками одних и тех же товаров (услуг, работ) такие заказчики имеют право проводить аукционы либо совместные конкурсы. Государственный контракт с победителем или победителями совместного конкурса (аукциона) заключает каждый заказчик.
Судами было отмечено, что при проведении аукционов и конкурсов эта норма позволяет обеспечить баланс между рациональным и эффективным использованием денежных средств, в том числе, дает возможность сократить издержки на проведение торгов, а также воспрепятствовать необоснованному ограничению количества участников закупок.
В контексте этой нормы, «одними и теми же товарами» надо считать товары, которые имеют единые родовые признаки (к примеру, классные доски, включая маркерные, меловые) либо составляющие комплект товаров (к примеру, «ученический стул-парта»). Между тем, товары, которые были заявлены в конкурсной документации заказчиками (ноутбуки, проекторы, интерактивные доски) не имеют единых родовых признаков.
Таким образом, если у заказчиков есть единая цель по оборудованию классов комплексами компьютерного и интерактивного оборудования, то это еще недостаточное основание для того, чтобы проводить совместный конкурс, предусмотренный Законом о контрактной системе (статья 25, часть 1).
Включение в состав единого лота объекта закупки товаров (услуг, работ) которые функционально и технологически не связаны между собой, является административным правонарушением, за совершение которого предусматривается ответственность в соответствии с КоАП Российской Федерации (часть 4.1, статья 7.30). То есть, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в размере 1 (одного) процента от НМЦК, но не меньше 10 тыс. руб. и не больше 50 тыс. руб.
Также необходимо отметить мнение Курганского УФАС, которое считает, что реализация права на проведение государственными заказчиками совместных закупок не может быть ограничена их территориальной принадлежностью при условии, что правила проведения закупки «одних и тех же товаров» были соблюдены. То есть, совместные закупки на поставку товаров (услуг, работ) заказчиками, которые расположены в районах, не имеющих общих границ, не является нарушением требований Закона о контрактной системе в области закупок товаров (услуг, работ) для обеспечения муниципальных и государственных нужд.
Основания для проведения совместной закупки
Заказчики проводят совместные закупки после того как заключили между собой специальное соглашение, в котором определяется порядок проведения аукциона либо конкурса и взаимные права и обязательства заказчиков.Соглашение заключается до того, как будет утверждена документация о закупке. Сторонами соглашения определяются их права, обязанности, ответственность. Кроме этого, ими определяются полномочия, переданные организатору аукциона либо совместного конкурса.
Кто организатор проведения совместной закупки, и каковы его обязанности
После подписания заказчиками соглашения они должны обеспечить внесение в план-график информации о наименовании организатора закупки. Организатором совместного аукциона (конкурса) являются уполномоченные учреждения или органы, если они наделены полномочиями в соответствии с Законом № 44 (статья 26). Эти обязанности также может выполнять один из заказчиков. Основное условие заключается в том, что заказчики передают им часть своих полномочий, которые касаются организации и проведения совместного аукциона (конкурса) (письмо МЭР № Д28и-2496 от 9 ноября 2016 г.). При этом уполномоченное учреждение либо орган, на который возложены полномочия лишь по определению поставщиков, могут быть стороной соглашения только как организатор проведения совместной закупки.
Если организатором проведения совместной закупки выступает уполномоченный орган, то распределение полномочий в соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 44 и заключенным соглашением не должно противоречить части 1 статьи 26 Закона № 44. Так, организатору нельзя предоставлять полномочия по обоснованию проведения госзакупок, определению условий государственного контракта и расчёту НМЦК. У организатора есть право привлекать на контрактной основе специализированные организации для выполнения функций по определению поставщика при проведении совместной закупки.
Комиссия по проведению совместных закупок
Организатором проведения совместной закупки утверждается состав комиссии, куда включаются представители заказчиков. С этой целью заказчики в адрес организатора направляют список кандидатур для включения в комиссию. Число представителей от каждого из заказчиков определяется объемом закупок организации в объеме совместной процедуры. Отметим, что заказчики имеют право предусмотреть в соглашении свой порядок, в соответствии с которым будет формироваться комиссия (Закон № 44, статья 25, часть 3).
Как проводится расчет НМЦК совместной закупки?
При проведении совместных закупок расчет и обоснование цены контракта каждый из заказчиков проводит самостоятельно. Получившиеся обоснование и расчет направляются организатору закупки. Затем им суммируются НМЦК всех заказчиков. Итоговая цена указывается в документации и извещении. При этом организатором включаются обоснования НМЦК каждого из заказчиков.
В соответствии с Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-22062/2017 от 15 февраля 2018 года, государственные заказчики не могут проводить совместные закупки у субъектов малого бизнеса в случае, если НМЦК более 20,0 млн. рублей.
Для каждого из тех государственных заказчиков, кто принимал участие в проведении совместной закупки, НМЦК была в пределах лимита, однако общая сумма составила больше 20,0 млн. рублей.
Арбитражный суд Северо-Западного округа принял следующее решение: поскольку победитель заключает государственные контракты со всеми госзаказчиками на общую сумму закупки, то в данном случае ее запрещено проводить у субъектов малого предпринимательства. При осуществлении совместной закупки под НМЦК следует понимать сумму НМЦК всех заказчиков. Раньше аналогичной позиции придерживались в Министерстве экономического развития РФ.
Как рассчитывается цена контракта, заключаемого с поставщиком?
По результатам проведения совместного аукциона или конкурса заказчик заключает контракт с победителем торгов по цене, которая пропорциональна доле НМЦК каждого из заказчиков в общей сумме максимальных (начальных) цен контрактов, для заключения которых была проведена совместная закупка.
Порядок обеспечения заявок при совместных закупках
При совместных закупках сумму обеспечения заявки участники должны перечислить на счет заказчиков, а не организатора (письмо МЭР Д28и-443 от 25 февраля 2015 г.).
В своем извещении организатор указывает размер обеспечения заявки и счет, на который участник должен перечислить денежные средства. Если с победителем не будет заключен контракт либо он не предоставит обеспечение, то обеспечение заявки останется у заказчиков пропорционально доле каждого из них. Поэтому извещение о совместной закупке (в части ее обеспечения) должно содержать реквизиты счетов каждого из заказчиков, но не организатора закупки (Закон № 44, статья 44, часть 13).
При проведении совместного конкурса у участника имеется возможность представить банковскую гарантию как обеспечение заявки. На данный момент законодательно не урегулирован порядок ее предоставления в этом случае. На практике в тексте банковской гарантии указываются в качестве Бенефициаров все заказчики, а также прописываются максимальный размер суммы обеспечения для каждого из них.
Как происходит заключение, изменение и расторжение контракта с победителем проведенной совместной закупки?
Каждый заказчик самостоятельно заключает контракт с победителем (победителями) совместного электронного аукциона или конкурса.
В случае признания совместной закупки несостоявшейся каждый из заказчиков сам принимает решение о возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком в соответствии с Законом № 44. Такая же автономность должна быть на всех этапах выполнения контракта. Изменение, расторжение контракта, а также подготовку и опубликование отчетов о выполнении контракта заказчики должны осуществлять самостоятельно. Это также касается контроля по Закону № 44 (статья 101).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие поставщиков в совместных закупках почти не отличается от участия в обычных конкурсах или аукционах по Закону № 44, так как основные изменения процедуры касаются по большей степени заказчиков.
Количество просмотров: 2747
Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика
Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В этой статье мы будем говорить о таком понятии, как «совместные закупки». Коснемся вопроса их проведения, и кто вправе их организовывать. Посмотрим на преимущества и недостатки этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.
Что такое совместные закупки по 44-ФЗ, и как они проводятся?
В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Нам известно, что при осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения поставщика.
К конкурентным способам относятся:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Совместные торги проводятся только при аукционах и конкурсах.
Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.
Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.
Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.
Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.
Кто является организатором совместных конкурсов и аукционов по 44-ФЗ?
Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.
Обязанности организатора
Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:
- разработка тендерной документации и публикация ее на сайте ЕИС (документация заранее обсуждается со всеми заказчиками);
- размещение в базе сведений о ходе торгов, вносимых в документы изменениях и т.д.;
- работа с запросами участников, ответы на них;
- публикация в ЕИС протоколов;
- размещение проекта госконтракта.
Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.
Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.
Структура соглашения сторон
Соглашение должно содержать:
1) сведения о сторонах, указанных в соглашении;
Видео (кликните для воспроизведения). |
1.1) идентификационный код закупки (введен № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.);
2) сведения о примерном объеме и объекте закупки, а также место, условия, временные рамки работ, услуг, предоставления товаров для каждого из заказчиков;
3) НМЦК контрактов, начальная стоимость товаров, работ, услуг для каждого заказчика и обоснование цен заказчиком-организатором;
4) в соглашении должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон;
5) сведения об организаторе совместных конкурса или аукциона, а также список полномочий, полученных организатором от других сторон соглашения;
6) правила и сроки создания комиссии по проведению закупок, порядок работы такой комиссии;
8) примерный временной промежуток совместных закупок;
9) алгоритм оплаты расходов, понесенных на с организацию и проведение совместных конкурса или аукциона;
10) период действия соглашения;
11) порядок рассмотрения споров;
12) другие сведения, касающиеся отношений сторон.
Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.
Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.
Особенности обоснования НМЦК для совместных конкурсов и аукционов
Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.
- Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы;
- Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.
Плюсы и минусы совместных торгов по 44-ФЗ
У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.
К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.
Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.
Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.
Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.
К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.
Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).
Заключение
Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.
В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.
Совместный электронный аукцион по 44 фз
Дата документа | 01.05.2017 |
Метки | Статья |
ПРАКТИКА СОВМЕСТНЫХ ТОРГОВ
О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрены организационные инструменты, позволяющие оптимизировать труд закупщиков на местах посредством проведения централизованных закупок или совместных конкурсов или аукционов (далее — совместные закупки).
Организатор закупок
Отметим, что проведение совместной закупки допустимо в случае, если у двух и более заказчиков возникла потребность в закупках одних и тех же товаров, работ или услуг. Ведущая роль при проведении таких закупок отводится организатору совместной закупки (далее — организатор).
Закон № 44-ФЗ предусматривает несколько вариантов выбора (или назначения) организатора:
первый вариант — организатором может быть один из заказчиков, в интересах которых проводится такая закупка;
второй вариант — организатором может быть уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) в случаях, если такими полномочиями они были наделены, например, при их создании (ст. 26 Закона № 44-ФЗ).
В любом случае организатор — это тот субъект, который отвечает за подготовку и организацию совместной закупочной процедуры, другими словами — генеральный исполнитель. Например, к функциям и полномочиям организатора относятся следующие действия:
— | утверждение состава комиссии по осуществлению закупок; |
— | разработка и размещение на официальном сайте процедурной документации; |
— | внесение изменений в извещение и документацию (при необходимости) и их размещение на официальном сайте; |
— | предоставление документации и разъяснений положений документации по запросам потенциальных участников; |
— | направление протоколов (их копий), составленных в ходе проведения совместной процедуры каждой стороне соглашения. |
Рисунок 1. Порядок организации и проведения совместного конкурса или аукциона
Ввиду того что данная модель организации закупочного процесса была впервые апробирована около 10 лет назад, остановимся на отдельных вопросах организации и проведения совместных закупок с учетом сложившейся практики.
Обязательность заключения соглашения
Соглашение о проведении совместной закупки составляется в письменной форме и в произвольном формате по его содержательной части, но с учетом требований, предусмотренных ч. 2 ст. 25 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает требования к обязательной информации в тексте такого соглашения. Заключение такого соглашения имеет важное юридическое значение и последствия как для заказчика, так и для участников процедуры закупки.
Пример из судебной практики |
По итогам совместной закупки один из заказчиков не направил победителю проект контракта с целью дальнейшего его заключения, в связи с чем победитель вынужден был защищать свои права в арбитраже.
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Совместные торги по 44-ФЗ: механизм проведения
Статьей 25 44-ФЗ для заказчиков предусмотрена возможность объединяться и осуществлять закупки одних и тех же товаров совместно, проведя не несколько, а одну процедуру торгов. Считается, что это приводит к увеличению объема поставляемой продукции, что, в свою очередь, привлекает крупные оптовые компании, готовые предложить более выгодные цены. Правила проведения совместных закупок определены Правительством РФ в Постановлении №1088 от 28.11.2013 года.
В каких случаях проводятся совместные закупки
Первое и главное условия проведения совместных торгов – это наличие необходимости в одинаковых товарах. Такая ситуация часто возникает в больницах, школах, детских садах и других организациях.
Механизм проведения совместных закупок
Первое, что должны сделать объединившиеся заказчики – выбрать организатора торгов. Им может быть как уполномоченная организация, так и один из заказчиков, готовый взять на себя большую долю ответственности и забот. В его обязанности в дальнейшем будет входить:
- разработка документации и извещения на основании представленной каждым из заказчиков информации (обоснование НМЦ и проект контракта каждый составляет отдельно);
- публикация всей необходимой информации в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru;
- при необходимости – внесение изменений в извещение и документацию;
- ответы на запросы (публикация разъяснений) и предоставление документации заинтересованным лицам;
- оформление и публикация протоколов;
- в некоторых случаях – публикация проекта контракта.
Официальная передача полномочий на осуществление всех этих действий от заказчиков к организатору оформляется путем заключения соответствующего соглашения. Согласно части 1 статьи 25 44-ФЗ оно должно содержать следующую информацию:
- сведения о сторонах, заключающих соглашение;
- сведения об организаторе, в том числе и рамки его полномочий;
- идентификационный код закупки;
- сведения о предмете закупки (описание объекта), предполагаемых объемах, а также месте, сроках и условиях поставки товара/оказания услуг/выполнения работ;
- примерные сроки проведения аукциона или конкурса, а также период времени, в течение которого должны быть разработаны и согласованы извещение и документация;
- порядок и срок формирования комиссии, а также регламент ее работы;
- порядок оплаты расходов, связанных с процессом организации совместной закупки;
- права, обязанности, ответственность сторон, срок действия соглашения, порядок рассмотрения споров и другие сведения на усмотрение заказчиков и организаторов.
После того как стороны пришли к соглашению и подписали его, важно внести изменения (если необходимо) в план-график и план закупок. Там в обязательном порядке должно быть указано, что закупка проводится совместно.
Далее организатор действует, в принципе, так же как и любой заказчик, вплоть до момента заключения договора.
Заключение контракта по результатам совместных торгов
На этапе заключения контракта заказчики, проводившие совместную закупку, «расходятся» в разные стороны. Максимум, что может сделать организатор – это опубликовать проекты контракта, а уже подписание победитель осуществляет с каждым заказчиком по отдельности.
Сложная ситуация – когда победитель по каком-либо причинам уклонился от подписания только одного контракта. В этом случае все остальные считаются действительными, а вот обеспечение заявки ему возвращается не в полном объеме – из него удерживается сумма, равная доле цены контракта данного заказчика в общей начальной максимальной цене контракта.
Для примера: НМЦ совместного аукциона – 1 000 000 рублей, из них 200 000 (то есть 1/5) приходится на долю заказчика, с которым контракт так и не был заключен. Обеспечение заявки – 1%, 10 000 рублей. Таким образом в итоге из него будет удержана 1/5 часть, 2 000 рублей, а остальное победителю будет возвращено.
Кроме того, уклонившаяся от подписания организация наверняка попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
Преимущества и недостатки совместных закупок
Главное преимущество для уполномоченного органа, в случае если он выступает организатором торгов – это отсутствие необходимости проводить несколько одинаковых процедур для разных заказчиков.
Преимущество совместных закупок для заказчиков в первую очередь в том, что увеличение объемов ведет к более выгодным в плане цены предложениям. Правда, есть и недостаток: при отсутствии уполномоченного органа часто бывает непросто договориться об условиях, да и дополнительную долю ответственности брать на себя мало кто хочет.
И, наконец, для участников главное преимущество, оно же для некоторых оборачивается недостатком, совместных закупок – это большие объемы поставок. Крупные компании им всегда рады. А вот небольшие, как правило, отказываются от идеи участия в совместных аукционах и конкурсах.
Совместный аукцион в электронной форме по 44-ФЗ
Официальное толкование термина приведено в статье 25 закона о контрактной системе. Юристы называют совместным аукционом одновременное проведение закупочной процедуры несколькими заказчиками. Право на объединение тендеров предоставляется при приобретении однородных товаров, работ или услуг. С победителями конкурсной гонки договор заключает каждая из сторон.
Порядок организации совместного аукциона
В законе алгоритм описан лишь в общих чертах. Детализацию нормы получили в правительственном постановлении № 1088 от 28.11.2013 года. Модель юридического механизма выглядит следующим образом:
1) Соглашение
Заказчики обязаны заключить договор, разграничивающий права и обязанности. На этом этапе потребуется:
- определить орган, уполномоченный проводить закупку;
- утвердить порядок формирования комиссии, ее состав, сроки создания и период работы;
- точно описать приобретаемые ценности, требования к качеству, количеству и прочим характеристикам;
- разработать и согласовать совместную конкурсную документацию;
- рассчитать начальную цену с учетом действующих правил;
- очертить круг полномочий должностных лиц, перечислить обязанности и объем ответственности;
- разграничить расходы;
- установить дату процедуры, отвечающую условиям графиков и планов.
Соглашение должно быть составлено в письменной форме. Правила заключения сделки являются общими, а в роли юридического базиса выступает Гражданский кодекс РФ. В обязательном порядке должны быть оговорены принципы урегулирования споров.
2) Оформление отношений с организатором
Следующим этапом станет заключение договора с непосредственным исполнителем. В качестве такового могут выступать квалифицированный специалист по закупочной деятельности или управляющая компания. На уполномоченного представителя ложится обязанность публикации сведений в ЕИС, а также бремя взаимодействия с участниками, рассмотрение и оценка заявок. На этой стадии важно разработать эффективную систему контроля.
3) Создание комиссии
В состав коллегиального органа включают должностных лиц заказчиков, подписавших соглашение о совместном аукционе. Распределение числа мест осуществляют пропорционально объему закупки. Приказ издает непосредственный организатор.
4) Публикация информации в ЕИС
Обязательной стадией процедуры является размещение извещения в единой системе. Начальные цены должны быть установлены для каждого лота. Объединение сумм не допускается.
5) Работа с заявками
Регистрация участников, вскрытие конвертов и оценка предложений проводятся по общим правилам. Каждая из стадий протоколируется, а итогом становится объявление победителя.
6) Подписание контракта
На объявлении результатов аукциона совместное сотрудничество завершается. Если процедура закупки признана несостоявшейся, каждая из сторон принимает решение о дальнейших действиях самостоятельно. Заключение договора ложится на плечи руководителей. Направлять проект соглашения победителю необходимо с соблюдением сроков, форм и способов, утвержденных в конкурсной документации.
Таким образом, совместная закупка отличается лишь порядком подготовки. Требования к участникам, а также правила взаимодействия заинтересованных лиц остаются общими. Правовая регламентация отношений осуществляется законом 44-ФЗ от 5.04.2013 и Гражданским кодексом РФ.
Ход торгов по аукциону в соответствии с 44-ФЗ
Первая фаза:
Шаг аукциона составляет от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
При проведении электронного аукциона его Участники подают ценовые предложения, предусматривающие снижение начальной (максимальной) цены на величину в пределах шага аукциона.
Участники электронного аукциона должны подавать предложения о цене контракта, учитывая следующие требования:
• Участник не вправе подать предложение о цене контракта равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
• Участник не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже чем текущее минимальное предложение, сниженное в пределах шага;
• Участник не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений Участников о цене контракта, составляющее 10 (десять) минут от начала проведения аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта (первая фаза), а также 10 (десять) минут после поступления последнего предложения о цене контракта (вторая фаза).
Вторая фаза:
В течение 10 (десяти) минут с момента завершения электронного аукциона, любой его Участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «Шага аукциона» .
В случае, если Участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим Участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.
В случае если в течение 10 (десяти) минут после начала проведения электронного аукциона, ни один из его Участников не подал предложение о цене контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.
В случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключения контракта.
При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта с учетом следующих особенностей:
• Аукцион проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
• Шаг аукциона должен быть не более 5% от 100 млн. руб.;
• Участник не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого Участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени Участника закупки, которое содержится в реестре Участников такого аукциона, получивших аккредитацию на Электронной площадке;
Видео (кликните для воспроизведения). |
• Размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Источники
Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.- Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
- Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.