Госслужба и муниципальная служба разница

Все ответы в статье: "Госслужба и муниципальная служба разница" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Государственная и муниципальная служба (стр. 2 из 3)

Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

Одним из важнейших событий в развитии местного самоуправления стало принятие Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» © 8-ФЗ от 8 января 1998г., который установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих. В нем указано, что муниципальная служба Российской Федерации основана на следующих принципах:

— верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

— самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

— профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

— ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

— равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

— единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

— правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

— внепартийность муниципальной службы.

Указанные принципы взаимосвязаны. Однако каждый из них отражает определенную закономерность в организации муниципальной службы и деятельности муниципальных служащих.

2.Понятие государственной службы в Российской Федерации.

Понятие государственной службы стало складываться в эпоху просвещённого абсолютизма в 18 веке. В царской России состоящими на государственной службе считались не только собственно государственные служащие, но и лица занимающие некоторые выборные должности по земскому и городскому самоуправлению, а также в дворянских сословных организациях. В основе правового регулирования государственной службы до Октябрьской революции лежала введённая ещё Петром 1 «Табель о рангах» (1722 г.), где все должности как и гражданские, так и военные, разделялись на 14 классов и чинов. При поступлении на государственную службу подробно регламентировался порядок прохождения по лестнице чинов.

Февральская революция 1917 г. не отразилась на положении чиновничества. Чиновничий аппарат был разрушен Октябрьской революцией. Декрет от 12 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» установил, что «всякое … наименования гражданских чинов (тайные статские и прочие советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — гражданин Российской республики».

«Служба является одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей»[1]

Традиционно советская государственная служба рассматривалась как особый вид государственной деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемая им.

При таком подходе к определению государственной службы, выделяются , с одной стороны задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.

Необходимость создания государственной службы и её правого регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

Государственная служба — это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

В самом широком теоретическом понимании государственная служба — это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Алёхин А.П. и Козлов Ю.М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах. Сюда же можно отнести и существование и осуществление функций децентрализованного государственного управления лицами занимающимися должности в органах местного самоуправления, т.е. муниципальными служащими, хотя на практике современное законодательство отделяет государственную службу от муниципальной.

Традиционным в научной литературе стало определение государственной службы, данное Манохиным В.М. : «государственная служба представляет собой одну из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства».

Лазарев Б.Ю. определяет государственную службу как «…служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач функций государства в государственных органах».[2]

С точки зрения современного законодателя, государственная служба в РФ — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Читайте так же:  Упростили порядок получения гражданства

Статья 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» понимает под государственной службой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В этом определении можно выделить следующие аспекты: 1) государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий; 2) в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов; 3) эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов; 4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.

Закон относит к государственной службе исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».

Итак, легальное (т.е. установленное в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба — это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной службы являются: 1) замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа; 2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

2.1. Виды государственной службы:

В соответствии с действующим ФЗ «Об основах государственной службы», основанном на конституционно-правовом принципе федерализма выделяются:

1) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ и 2) государственная служба субъектов РФ находящихся в их ведении.

В положении о федеральной государственной службе, утверждённом Указом Президента РФ 22 декабря 1993 г., понятие федеральной государственной службы не формулируется. Однако из текста следует, что под федеральной государственной подразумевается деятельность государственных служащих по реализации своего государственно-правового статуса и принадлежащих им полномочий, а также компетенции федеральных государственных органов в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами. Федеральная государственная служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

Читайте так же:  Газовая духовка не печет верх что делать

Сходства и отличия муниципального и государственного служащего

Правовые источники муниципальной службы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.

Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.

Муниципальное право включает в себя нормы, устанавливающие правовые основы муниципальной службы, которая не является государственной.

А) — Более общим для государственной и муниципальной службы является термин “публичная служба”. Публичная служба – это служба в органе публичной власти. С этой точки зрения можно говорить о том, что нормы муниципального права являются источником публичной службы (то есть службы государственной). Так как органы местного самоуправления не признаются государственными органами, то и работники в этих учреждениях не могут называться государственными служащими.

Б)Значит важным отличительным признаком, которым обладает муниципальная служба является то, что это деятельность по исполнению полномочий органов местного самоуправления, то есть деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования, а муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета.

Отсюда следует, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации порядке включенную в штат должностей в структуре муниципальной администрации, имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс) заключивший с государственным органом трудовой договор, осуществляющий предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Лекция 14. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;

4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;

5) в случаях, если представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, — является председателем представительного органа муниципального района.

Вышеназванные ограничения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 6 октября 2003 г.) не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии с законодательством;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

Видео (кликните для воспроизведения).

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

11) досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

Читайте так же:  Как пополнить расчетный счет ип сбербанк

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в соответствии с нормами действующего законодательства;

4) отрешения от должности;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 763 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Разница между муниципальной и государственной службой

В системе власти РФ функционируют институты муниципальной и государственной службы. В чем их особенности?

Факты о государственной службе

Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти — главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.

Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях — федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями — федеральным и региональным.

Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).

В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда — старшую и младшую.

Отличительный признак госслужбы — возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. Он присваивается человеку при удачной сдаче квалификационного экзамена или же в соответствии с нормами присвоения классных чинов для некоторых высших должностей (в частности, руководителей, в некоторых случаях — помощников).

Факты о муниципальной службе

Под муниципальной службой в РФ принято понимать трудовую деятельность граждан в местных органах власти — администрациях и советах городов, районов, поселений. По Конституции РФ муниципальная власть отделена от государственной. Именно это во многом определяет разграничение рассматриваемых видов службы. Как и в случае с госслужбой, муниципальными служащими не могут стать лица, получившие свою должность в порядке избрания.

Должности в рамках муниципальной службы классифицируются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Конкретные их перечни закрепляются в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах РФ.

Классные чины муниципальные служащие также могут получать. Как правило, их присвоение зависит от уровня занимаемой человеком должности, а также от стажа работы сотрудника местного органа власти. Кроме того, на перспективы получения классного чина в рамках муниципальной службы влияет уровень профессиональной подготовки и опыта работника.

Квалификационный экзамен на муниципальной службе является скорее опциональным условием получения классного чина — в отличие от госслужбы, на которой его успешная сдача рассматривается как основное условие приобретения соответствующего статуса. Необходимость проведения данного экзамена должна быть зафиксирована в локальных нормативных актах конкретного органа власти.

Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.

Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:

  1. квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
  2. стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе — и наоборот;
  3. принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.

У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.

Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.

Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.

Государственная гражданская и муниципальная служба: понятия, признаки

В статье 3 ФЗ № 79 от 27.07.2004 дается следующее определение государственной гражданской службы — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Как получить жилье при расселении аварийного дома: правила и порядок оформления

В статье 13 ФЗ № 79 от 27.07.2004 гражданский служащий определен как гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации 1 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с послед. изм. и допол.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004 г. — № 31. — ст. 3215..

2 Бахрах Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. — М.: Норма, 2008. С. 566.

Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Государственный служащий — это лицо, занимающее должность за вознаграждение и осуществляющее различные должностные функции: управленческие (руководитель органа), правоохранительные, социально-культурные, обслуживающие и т.п. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие. Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание. Для государственной должности характерен установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Деятельность государственных служащих проявляется различным образом. В частности, государственные служащие:

  • 1) Реализуют полномочия распорядительного и регулирующего характера во всех сферах государственного строительства, следовательно, государственная служба — это осуществление функций государства от его имени лицом, занимающим государственную должность в государственных органах и их структурных подразделениях;
  • 2) Реализуют юрисдикционные действия, т.е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам;
  • 3) Осуществляют юридические властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и др.);
  • 4) Осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан;
  • 1) Совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и др.). Смоленский М.Б. Административное право: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — С. 92

Учитывая то, что деятельность государственных служащих образует, изменяет и прекращает правоотношения, можно сделать вывод, что она имеет важные правовые последствия. В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах. В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники полиции, и т. д.).

В зависимости от групп должностей различают: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы. В зависимости от характера осуществляемых функций служащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями. В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характера существуют представители власти, должностные лица, технические исполнители.

  • — муниципальная служба в значительной степени интегрирована в государственный механизм, выполняет многие функции, имеющие общегосударственное значение;
  • — муниципальная служба функционирует, в конечном счете, под контролем центральной власти;
  • — исполнительские функции осуществляются профессионалами.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность служащих на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки муниципальной службы:

  • — это особый вид публичной службы, т.е. служба в органах местной публичной власти;
  • — это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета;
  • — это должность по исполнению полномочий этих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;
  • — это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени, а выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени. Муниципальные служащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления. Смоленский М.Б. Административное право: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — с. 21

Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно взаимосвязаны между собой. Согласно статье 7 ФЗ № 79 от 27.07.2004 эта взаимосвязь обеспечивается посредством:

  • — единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • — единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • — единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • — учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • — соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • — соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и региональными законами, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Классные чины присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании алиментов на второго ребенка образец

Классные чины, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются региональными законами в соответствии с федеральными законами.

3. Муниципальная служба

Многие авторы полагают, что муниципальная служба является одним из видов государственной службы. Организация муниципальной службы, принципы ее прохождения, системауправления муниципальной службой — не просто сходны, а имеют единую основу, источник — многонациональный народ РФ, каждый представитель которой (гражданин РФ) имеет равный доступ как к государственной, так и к муниципальной службе. Данный подход находит реализацию и в законодательстве: так ст. 21 федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 не только приравнивал муниципальных служащих к государственным служащим в части предоставления им льгот и гарантий, но и создавал возможность для «безболезненного» перехода из одной системы службы в другую, что имеет важное значение для карьеры служащего, его профессионального роста.

о многих иностранных государствах, несмотря на конституционное признание местного самоуправления, муниципальная служба рассматривается как местная государственная служба, что говорит о ее прямом включении в систему государственной службы.

Основные признаки муниципальной службы:

осуществляется в органах местного самоуправления на муниципальных должностях муниципальной службы;

является профессиональной деятельностью, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное вознаграждение из местного бюджета;

обеспечивает своей деятельностью исполнение полномочий органов местного самоуправления — вопросов местного значения.

Основными задачами муниципальной службы являются:

а) обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

б) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

в) подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

г) защита прав и законных интересов муниципального образования.

Современное определение понятия «муниципальная служба», представленное в п. 1 ст. 2 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2 , имеет существенные отличия от определения понятий «государственная служба» и «государственная гражданская служба».

униципальная служба

— это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Отсутствие характеристики «служебная» в определении муниципальной службы провоцирует формирование иной модели правового регулирования муниципальной службы в России, по сути противоположной модели регулирования государственной службы. Системообразующим законом для муниципальной службы объявлен Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает лишь особенности (п. 2 ст. 3).

Сомнительно и отсутствие номинативности гражданства в определении понятия «муниципальная служба», лишь в ст. 13 федерального закона № 25-ФЗ дается объяснение этому, соответствующее требованиям Европейской хартии местного самоуправления 1 : на муниципальную службу в РФ может поступить и иностранный гражданин, если международным договором РФ с конкретным государством такое право ему предоставлено. На наш взгляд, данную норму необходимо включить в ст. 2 закона о муниципальной службе.

Как уже говорилось выше, существенно разнится степень «проникновения» трудовых норм в государственную и муниципальную службу. Как известно, современному российскому трудовому законодательству не известен институт контракта. Несмотря на некоторые формальные и содержательные сходства (необходимо обеспечить реализацию трудовых прав государственных служащих), по своей сути служебный контракт — это административный, а не трудовой договор. Приходя на государственную, как и на муниципальную службу, гражданин реализует не только (и не столько) свою свободу труда, сколько включается в систему управления государственными делами (делами местного сообщества), на что имеет соответствующее право, регламентированное иными (!) нормами Конституции России.

В законе, являющимся базой повседневной деятельности муниципальных служащих, именно специфика этой муниципальной службы в должной мере не нашла своего отражения. Между тем, еще на этапе разработки проекта отмечалось, что «специфика муниципальной службы, ее публичный характер в законопроекте практически не отражены» 2 .

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время взаимосвязь государственной и муниципальной службы невозможно обеспечить, имея в качестве формально-правовой основы разные по своей правовой природе соглашения. Это не позволяет обеспечить единства статуса государственного и муниципального служащего.

Источники


  1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.

  3. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
  4. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.
  5. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
Госслужба и муниципальная служба разница
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here