Как должны располагаться выходные двери

Все ответы в статье: "Как должны располагаться выходные двери" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Как нужно устанавливать входные двери: нормы пожарной безопасности

[20.10.2010] При установке входных дверей следует иметь в виду, что нарушение правил пожарной безопасности может вылиться в судебное разбирательство и штрафы. В этом материале мы расскажем, как правильно устанавливать двери, можно ли менять направление открывания двери и что будет, если Ваша новая дверь открывается в сторону соседской двери.

Как правильно устанавливать входные двери?

Правила установки дверей регламентируют Приказ МЧС РФ №313 (ППБ 01-03) и СНиП 21-01-97. Главное, что может вынести для себя человек, устанавливающий дверь, — запрещается монтировать дополнительные двери или менять направления открывания дверей из квартир на общую площадку, если это ухудшает условия эвакуации людей.

Что значит «ухудшает условия эвакуации»? Объясним наглядно.

    Ваша входная дверь блокирует открывание двери соседа.

На Рис. 1 представлена ситуация, когда неправы оба соседа – двери взаимно блокируют друг друга при полном открывании.

Если один из соседей переставит петли на другую сторону (например, сосед 2, как показано на Рис. 2), то неправ будет только сосед 1 – его дверь может заблокировать соседскую.

Поскольку удаленность дверных проемов в данном случае достаточно велика, оба соседа могут поставить дверь с внешним открыванием (см. Рис. 3).

В случае, когда дверные проходы находятся близко друг к другу (Рис. 4), одному из жильцов придется монтировать дверь с внутренним открыванием, о внешнем открывании придется забыть. Если не удается договориться «полюбовно», дверь с открыванием вовнутрь должен сделать тот, кто установил ее позже (Рис. 5).

  • Проход при открывании Вашей двери становится меньше допустимой нормыСогласно СНиП 21-01-97, ширина эвакуационных выходов не должна быть менее 0,8 м. Это минимальное пространство, необходимое для беспрепятственного проноса носилок с человеком.
  • На Рис. 6 показано, что дверь жильца 2 при открывании не оставляет достаточного для эвакуации пространства. Дверь придется переустановить с открыванием вовнутрь.

    Можно ли менять направление открывания двери?

    В СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» находим: направление открывания дверей для многоквартирных и одноквартирных жилых домов не регламентируется. Это означает, что менять направления открывания дверей МОЖНО, но только если это не препятствует свободной эвакуации людей (ППБ 01-03).

    Перепланировкой изменение направления открывания двери не считается. Перепланировкой может быть только перенос или устройство нового дверного проема. Эта норма описана в Постановлении Госстроя РФ № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003.

    Если Ваша дверь блокирует дверь соседа, и он этим крайне не доволен, то Вам могут предписать устранить нарушение (в течение одного месяца). Не послушаетесь – последуют суды и штрафы.

    Вы можете поменять направление открывания двери. Никаких разрешений получать не нужно. Такие изменения не могут рассматриваться как перепланировка. Однако Вы должны быть уверены, что переустановка входной двери не мешает соседям и не преграждает эвакуационные пути, ширина которых при полном открывании двери должна превышать 0,8 м.

    Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

    Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

    1-10. Комментируемая статья, посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

    В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых «строительные нормы и правила». Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

    Как установлено в п. 2 Приложения 1 «Противопожарные требования» к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

    В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

    В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» и СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий». При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

    В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

    к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны — при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

    Читайте так же:  Пенсионный возраст по 1 сетке вредности

    к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

    в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

    расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м — не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м — не более 10 м;

    в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

    Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

    1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

    2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

    3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

    4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

    В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения — при ширине их до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

    11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

    Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

    13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

    14. Предусмотренные в ч. 14 комментируемой статьи требования к сквозным проходам через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях ранее содержались в СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания». Согласно п. 1.10 названных норм сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.

    15. В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи при использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось. Ранее подобное требование содержалось лишь в московских городских строительных нормах (МГСН), а также в нормативных документах рекомендательного характера.

    16. В ч. 16 комментируемой статьи включено положение п. 4 Приложения 1 «Противопожарные требования» к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка», устанавливающее, что к рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами.

    17. Часть 17 комментируемой статьи изменяет требование, которое содержится в п. 4.2.3 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»*(82), прин. постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 94*(83), и согласно которому планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в т.ч. к домам, расположенным на приквартирных участках.

    18. В ч. 18 комментируемой статьи вошли следующие требования п. 5.7 и 5.8 СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»:

    на территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц — не менее 15 м; для проездов — не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части — 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м (п. 5.7);

    на проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м (п. 5.8).

    Читайте так же:  Списание товара пришедшего в негодность

    Все для локомотивной бригады

    3.1. Требования, предъявляемые к производственным территориям и площадкам.

    3.1.1. Производственные территории и площадки депо и их производственных подразделений должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004, СП-44.13330, СП-56.13330, СП-2.5.1334, Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

    3.1.2. Взаимное расположение производственных, складских и других зданий, сооружений и транспортных путей должно обеспечивать безопасное следование транспортных средств и передвижение рабочих. Производственные здания и сооружения следует объединять с учетом производственных, санитарных и противопожарных требований.

    3.1.3. Территории депо должны быть ограждены, иметь подъезды, обеспечивающие безопасное транспортирование грузов, удобный въезд и выезд автотранспорта, ввод и вывод подвижного состава.

    Железнодорожные переезды на территориях депо и их производственных подразделений должны быть оборудованы шлагбаумами, звуковой и световой сигнализацией.

    Проходы и проезды в местах пересечения с железнодорожными путями должны иметь твердые покрытия или настилы на уровне головки рельсов для проезда транспортных средств и прохода работников. Эти места должны быть оборудованы искусственным освещением.

    3.1.4. Для безопасного прохода работников по территории депо, к местам приемки локомотивов должны быть определены маршруты служебного прохода, обозначенные комбинированным предписывающим знаком «Служебный проход» и указателями разрешенного направления движения для работников. Дублирующие знаки на прямом участке маршрута служебного прохода должны размещаться на расстоянии не менее 150 метров и не более 300 метров.

    3.1.5. Служебные проходы должны соответствовать требованиям стандарта ОАО «РЖД» «Проходы служебные на объектах ОАО «РЖД». Технические требования, правила, устройства и содержание» и иметь следующее техническое и информационное оснащение:

    • твердое ровное покрытие;
    • искусственное освещение (в темное время года);
    • настил и типовые знаки «Переход через железнодорожные пути» в местах пересечения с железнодорожными путями;
    • парковую двустороннюю связь (при необходимости);
    • типовые указатели «Служебный проход» по всему маршруту;
    • ограждение в местах выхода из служебных помещений и технологических объектов;
    • знаки «Берегись автомобиля» в зонах движения автотранспорта;
    • предупреждающие знаки «Пешеходный переход»;
    • стандартную горизонтальную разметку «зебра» при пересечении маршрута служебного прохода с автомобильными дорогами.

    3.1.6. Утвержденные руководителем депо схемы маршрутов проездов и проходов по территории депо, а так же к местам приемки локомотивов, должны быть вывешены на видных местах.

    3.1.7. На участках служебных проходов, где предусматривается движение автотранспорта, служебный проход должен размещаться сбоку от проезжей части на расстоянии не ближе 1 метра от ограничительной линии проезжей части.

    Маршруты движения транспорта и перемещения людей должны быть изолированы друг от друга и обозначены соответствующими знаками и разметкой.

    3.1.8. Искусственное освещение территорий депо, ПТОЛ, поворотных кругов, баз запаса, участков маршрута служебных проходов должно соответствовать требованиям СП 52.13330, ГОСТ Р 54984.

    3.1.9. Проезды и проходы на территориях депо, ПТОЛ, поворотных кругов, баз запаса должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями.

    В зимнее время проезды и проходы необходимо очищать от снега и наледи, маршруты служебных проходов посыпать песком.

    3.1.10. Сооружения и устройства, расположенные вблизи железнодорожных путей, должны иметь предупреждающую окраску в соответствии с Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей.

    3.1.11. На территориях депо, ПТОЛ, баз запаса, участках маршрута служебного прохода должны быть установлены знаки безопасности, дорожные знаки в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026, ГОСТ Р 52290, Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта. Все знаки должны быть покрыты светоотражающей краской.

    3.1.12. Руководитель депо формирует перечень негабаритных мест, подлежащих приведению в соответствие с требованиями ПТЭ, осуществляет проверки габаритов сооружений и устройств и устранение негабаритных мест.

    Не допускается нарушать габариты приближения строений при проведении любых ремонтных, строительных и других работ, за исключением случаев полного закрытия движения по железнодорожному пути, габарит которого нарушается на период проведения работ.

    3.1.13. В местах выхода из помещений, расположенных вблизи проезда или железнодорожного пути, пересечения пешеходных переходов с автотранспортными проездами или железнодорожными путями необходимо устанавливать предупредительные и указательные знаки, а при необходимости – предохранительный барьер высотой не менее 1 метра.

    3.1.14. Служебные помещения, расположенные на расстоянии менее 3 метров от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль пути. Около двери параллельно пути должен быть установлен барьер длиной не менее 3 метров и высотой не менее 1 метра.

    Служебные помещения, расположенные на расстоянии от 3 до 8 метров от оси пути, имеющие выход прямо в сторону рельсовой колеи, должны иметь перед дверью барьер длиной не менее 5 метров и высотой не менее 1 метра.

    Ограждения должны быть окрашены в сигнальные цвета с чередованием черных и желтых полос под углом 45°.

    3.1.15. Для приемки и сдачи локомотивов на территории депо, ПТОЛ должно быть оборудовано специально отведенное место, уровень освещенности которого должен быть не менее 5 лк в горизонтальной плоскости в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54984.

    3.1.16. Железнодорожные пути депо, ПТОЛ, базы запаса должны по возможности оборудоваться устройствами централизованного управления стрелочными переводами с автоматической очисткой их от снега.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3.1.17. Очистку стрелочных переводов от снега на железнодорожных путях депо, ПТОЛ, базы запаса необходимо производить в перерыве между производством маневровых работ. При очистке стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией, заходить внутрь колеи запрещено, а в случае обдувки стрелочных переводов сжатым воздухом необходимо присутствие второго работника в качестве сигналиста.

    При очистке стрелочных переводов от снега ограждение места производства работ должно быть выполнено в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение № 7 ПТЭ).

    3.1.18. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам, к пожарному инвентарю и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники.

    Не допускается использовать противопожарные разрывы между зданиями под складирование материалов, оборудования, упаковочной тары, для стоянки любых видов транспорта, под строительство и размещение временных зданий и сооружений.

    Читайте так же:  Порядок расторжения брака с иностранцем

    3.1.19. Санитарно-защитная зона депо и их производственных подразделений должна устанавливаться в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361.

    Территория депо и санитарно-защитная зона должны быть благоустроены и озеленены. Озеленение следует проводить с учетом защиты от пыли, шума, солнечных лучей. Зеленые насаждения на территории размещают таким образом, чтобы не нарушилась видимость сигналов при движении по железнодорожным путям подвижного состава.

    Содержание вредных веществ в воздухе не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН-2.2.5.1313, ГН-2.2.5.2308, СанПиН 1.2.2353.

    3.1.20. Эксплуатация водопроводных, канализационных и очистных сооружений и сетей должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.006, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства.

    Не допускается располагать общие канализационные магистрали под зданиями.

    На территории депо все люки, обеспечивающие доступ к подземным коммуникациям, должны быть закрыты, а в случае проведения ремонтных работ, траншеи и канавы надежно ограждены с отступлением от края не менее чем на 0,75 метра, иметь переходные мостики с перилами высотой не менее 1,1 метра.

    Канализационные колодцы должны иметь диаметр не менее 1 метра и оборудоваться лестницами. Допускается использование переносных лестниц, изготовленных из искронеобразующего материала.

    Люки канализационных колодцев должны быть постоянно закрыты.

    Работы в канализационных колодцах должны проводиться с соблюдением требований Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства и Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте.

    3.1.21. Поворотный круг должен иметь сигнальный указатель, хорошо видимый с приближающегося локомотива.

    Перед поворотным кругом должна быть установлена предупредительная надпись о том, что скорость передвижения локомотива при въезде на поворотный круг и выезде с него должна быть не более 3 км/ч.

    Настил фермы поворотного круга и котлован круга следует содержать в чистом и исправном состоянии.

    Перила поворотных кругов должны быть высотой не менее 1,1 метра в соответствии с ГОСТ 12.4.059.

    Ферма поворотного круга должна иметь настил.

    Дно котлована должно быть выполнено с уклоном, вымощено булыжником, покрыто асфальтом или бетоном для лучшего стока воды и удобства очистки.

    На поворотных кругах, где затруднена установка закидных закладок в гнезда, должны быть выдвижные закладки с механическим или другим приводом.

    Для осмотра и снятия токоприемных головок, установленных на металлических арках, необходимо устраивать специальные площадки с лестницей.

    Локомотивы, стоящие на путях, выходящих к поворотному кругу, должны быть закреплены тормозными башмаками, а отдельные колесные пары – постоянно подклинены.

    3.1.22. Базы запаса локомотивов должны иметь:

    Противопожарные требования к входным дверям эвакуационных выходов

    Противопожарные требования к дверям, установленным на эвакуационных путях и выходах, регламентируются сводом правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

    Противопожарные требования к дверям, установленным на эвакуационных путях и выходах, регламентируются сводом правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

    Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету — не менее 0,8 м (п. 4.2.5).

    На эвакуационном выходе из помещений подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 человек, размер двери должен быть не менее 0,75×1,5 метра (пп. 4.2.1 и 5.5.1).

    В технических этажах допускается предусматривать двери эвакуационных выходов высотой не менее 1,8 м. Из технических этажей, предназначенных только для прокладки инженерных сетей без размещения инженерного оборудования, допускается предусматривать аварийные выходы через двери размерами не менее 0,75×1,5 м без устройства эвакуационных выходов (п. 4.2.9).

    Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания (п. 4.2.6).

    Не нормируется направление открывания дверей для:

    • помещений классов Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) и Ф1.4 (одноквартирные, в том числе блокированные жилые дома);
    • помещений с одновременным пребыванием не более 15 человек (кроме помещений повышенной взрывопожароопасности категорий А и Б) и путей эвакуации, предназначенных не более чем для 15 человек;
    • кладовых площадью не более 200 м 2 без постоянных рабочих мест;
    • санитарных узлов;
    • выхода на площадки открытых наружных лестниц (лестницы 3-го типа по СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);
    • наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне.

    Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом (п. 4.2.7).

    Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания (с доводчиками) и с уплотнением в притворах. Допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу (п. 4.2.7).

    Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре (п. 4.2.7).

    Ширина дверных проемов в зрительном зале зрелищных и культурно-просветительских учреждений должна быть 1,2-2,4 м. Ширина дверного проема для входа в ложи допускается 0,8 м. Двери выходов из зрительного зала должны быть самозакрывающимися (с доводчиками) с уплотненными притворами (п. 6.2.23).

    Ширину дверей эвакуационного выхода принимают в зависимости от общего количества людей, эвакуирующихся через этот выход, и нормируемого количества людей на 1 м ширины выхода (двери), составляющего от 40 до 275 чел./м (табл. 3, 6, 10, 13, 18, 20, 22, 25, 31 и 32), при этом ширина этой двери не должна быть менее 0,8-1,2 м в зависимости от назначения помещения:

    • Ширина дверей эвакуационных выходов из залов без мест для зрителей, из читальных залов, из торговых и обеденных залов должна быть не менее 1,2 м (пп. 5.2.24, 5.3.22, 6.1.21, 6.2.9, 7.1.23, 7.2.3, 7.3.3 и 8.1.22);
    • из учебных помещений с расчетным числом учащихся более 15 чел. — не менее 0,9 м (п. 8.2.3);
    • в производственных зданиях и сооружениях, производственных и лабораторных помещениях, мастерских — не менее 0,8 м, при наличии работающих инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата — не менее 0,9 м (п. 9.2.11 и 9.2.12).
    Читайте так же:  Общее собрание общественной организации

    На остекленных дверях в детских дошкольных учреждениях, домах отдыха и санаториях для родителей с детьми и в школах должны предусматриваться защитные решетки до высоты не менее 1,2 м (пп. 5.2.27, 5.3.25 и 8.2.6).

    Как должны располагаться выходные двери

    Позволяет провести прикидочный расчет стоимости двери с учетом доставки, установки, замков и отделок.

    Про стороны и направления открывания двери

    На данный момент времени, приказ МЧС N 313 (ППБ 01-03), на котором построен основной материал статьи – отменен. Вместо него действует новое положение: ППРФ от 25.04.2012 N 390 «О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ», в котором пункт регламентирующий направление открывания квартирных дверей отсутствует. Если говорить по-простому, то непосредственно сейчас можно устанавливать квартирные двери вообще как хочешь.

    Важное примечание номер один:

    На данный момент времени, приказ МЧС N 313 (ППБ 01-03), на котором построен основной материал статьи – отменен. Вместо него действует новое положение: ППРФ от 25.04.2012 N 390 «О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ», в котором пункт регламентирующий направление открывания квартирных дверей отсутствует. Если говорить по-простому, то непосредственно сейчас можно устанавливать квартирные двери вообще как хочешь.

    Но! По мнению автора статьи, пункт о направлении открывания просто потеряли при переиздании. Вполне возможно, что в очередной редакции он вернется и как следствие будет выявлено множество нарушений, которые потребуется устранять. Хочется особенно отметить, что в данном случае не пойдет речь о ретроактивности (обратной силе). Правила противопожарного режима не закон, а норматив, обеспечивающий общественную безопасность. Так что в случае ужесточения правил, потребуется устранять все нарушения. Отсюда следует.

    Важное примечание номер два:

    Не все нормы жизни и поведения регламентируются правилами и приказами. Во многом, люди следуют обычной житейской логике: не мешай другому и не помешают тебе – и это прекрасно работает. Вот условный пример: предположим, что при очередном переиздании ПДД забудут пункт о запрещении парковки во 2-м и далее рядах, а также на выездах из дворов. Смею надеяться, что большинство водителей не будут бросать машину в левом ряду и перегораживать въезды (хотя дураки найдутся, безусловно).

    Вот и с дверями ситуация похожа. Можно заблокировать дверь соседа (не запрещено!), можно рисковать собственной безопасностью (авось, пронесет!), но хорошо ли это.

    На основании вышесказанного, я оставляю текст статьи и схемы без изменений. Правила действовавшие ранее, хоть и были не всегда удобны, но в них была четкая и правильная жизненная логика. Я настоятельно рекомендую при выборе направления и стороны открывания входных дверей следовать старым правилам. Это безопасно и сейчас и в будущем.

    Спасибо, что прочитали,
    Будковский Антон.

    Основная статья

    В данном материале будет рассмотрена группа постоянно задаваемых вопросов, объединенная сходной тематикой — это вопросы о возможности изменения стороны (лево / право) и направления (наружу / во-внутрь) открывания входной двери, о возможных конфликтах по этому поводу с соседями и различными государственными службами и о возможности согласования данного вопроса. Для раздела FAQ эта тема «великовата», поэтому мы рассмотрим её подробно и отдельно в этой статье.

    Итак, попробуем выделить основные вопросы кратко:

    1. Надо изменить направление открывания двери — было внутрь, надо наружу. У кого и как согласовывать и сколько это стоит?
    2. Будет ли установка двери с изменением направления открывания перепланировкой?
    3. Дверь открывается «на соседа». Чем это грозит?
    4. Говорят, что есть приказ МЧС N 313, который запрещает ставить стальные двери. Это правда?

    Давайте разбираться.

    1) Изменить направление, а также сторону открывания двери можно, если учитывается ряд ограничений, связанных с правилами пожарной безопасности. Вот что говорится по этому поводу в нормативных документах, выдержки из которых приводятся:

    ПРИКАЗ МЧС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 313 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ППБ 01-03)
    .
    40. В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:
    — устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир.

    «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ» СНиП 21-01-97 (ранее СНиП 2.01.02-85)
    .
    6.16 Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 0,8 м (для многоквартирных жилых домов).
    .
    Во всех случаях, ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

    6.17 Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
    Не нормируется направление открывания дверей для:
    а) помещений классов Ф1.3 (Многоквартирные жилые дома) и Ф1.4 (Одноквартирные, в том числе блокированные жилые дома);
    б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел., кроме помещений категорий А и Б;
    в) кладовых площадью не более 200 кв.м без постоянных рабочих мест;
    г) санитарных узлов;
    д) выхода на площадки лестниц 3-го типа;
    е) наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне.

    6.26 . При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:
    на половину ширины дверного полотна — при одностороннем расположении дверей;
    на ширину дверного полотна — при двустороннем расположении дверей;
    это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 (Многоквартирные жилые дома;) между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

    Из приведенных текстов следует, что если изменение стороны и/или направления открывания и установка новой двери не будет ухудшать условия эвакуации из Вашей квартиры, а так же не будет ухудшать условия эвакуации из квартир соседей, то менять направление открывания можно и никаких согласований не нужно.

    Читайте так же:  Оплачивают ли пенсионеры налог на землю

    Если же изменение стороны и / или направления открывания и установка новой двери будет ухудшать условия эвакуации из Вашей или соседских квартир — никакие согласования ни за какие деньги не помогут. Закон есть закон и в случае его нарушения Вы в любом случае будете в конечном счете неправы.

    Важно! Обратите, пожалуйста внимание, на тот факт, что хотя массовых случаев сноса неправильно установленных дверей в Москве пока не замечено, но тем не менее, отдельных случаев становится всё больше и больше. Увы, и нашей фирме и нашим заказчикам уже неоднократно приходилось с этим сталкиваться (примеры можно найти на нашем форуме). Двери установленные с нарушением вышеприведенных правил действительно сносят. Пока по требованию соседей, но возможны и массовые «зачистки» со стороны пожнадзорных органов, особенно если что-то случится и пострадают люди.

    Следует отметить и еще один важный момент: оправдания типа «Все так ставят, во всем подъезде посмотрите», «Мне открывание во-внутрь мешает, площади и так не хватает», «Мы с соседом договаривались» — на пожарных не действуют. Договоренности или расписки от соседей, на которые многие полагаются не имеют никакой юридической силы. В конце концов, соседи могут и смениться.

    2) Про перепланировку. Опять же обратимся к документам:

    Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ И НОРМ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
    .
    1.7.1. Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
    .
    Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

    Из данного фрагмента следует, что изменение стороны и/или направления открывания не является перепланировкой! Перепланировкой является перенос (изменение положения или сдвиг) или устройство (создание нового) дверного проема. Ссылки кого-либо на проект дома и заложенное в нем направление открывания дверей в данном случае не правомочны. Если вы не нарушаете правила описанные в первой части статьи, то никто не вправе помешать вам устанавливать дверь с направлением открывания устраивающем вас.

    3) Дверь на соседа — это уже проблема. Если Ваша дверь блокирует чужую — налицо нарушение правил описанных в первой части статьи. По закону, так двери устанавливать нельзя и в случае выявления нарушения сначала будет выдано предписание об устранении (как правило в месячный срок), а потом, в случае невыполнения предписания, штраф и суд. Решение однозначно будет не в вашу пользу.

    4) Про приказ, собственно, всё написано выше. Ставить двери он не запрещает, он только ограничивает их установку, если она нарушает правила пожарной безопасности.

    Теперь стоит подробно поговорить о взаимоотношениях с соседями и рассмотреть конкретные примеры.

    Увы, в современных новостройках (да и в старых домах тоже) иногда нельзя установить дверь с внешним открыванием в принципе. Не скажу, злой это умысел или просчеты проектировщиков, но факт имеет место быть — часть жильцов вынуждена ставить двери с внутренним открыванием или же рискует обрести проблемы с органами пожарного надзора, проблемы при продаже квартиры или проблемы при смене соседей.

    Следует отметить, что часть заказчиков на свой страх и риск договариваются (практикуются даже некие расписки) с соседями и устанавливают двери так, как им удобно, не обращаяя внимания на законы и нормативы. Мы не можем этому препятствовать, мы устанавливаем двери в соответствии с пожеланиями заказчика и в дальныйших конфликтах не участвуем. Но, как нам кажется, конфликтов всё же стоит избегать.

    Давайте рассмотрим конкретный пример для типичной новостройки типа П44, КОПЭ и пр.

    На левом рисунке соседи 1 и 2 взаимно нарушили правила. Их двери блокируют друг друга. Оба по суду могут заставить соседа переделывать или демонтировать дверь, но придется переделывать и свою. Обоих могут наказать и надзорные органы. Но если сосед 1 сделает петли на двери слева, то неправ будет только сосед 2.

    Интереснее ситуация у соседей 3 и 4 — их двери расположены очень близко друг к другу, поэтому одному из них в в любом случае придется делать дверь с открыванием во внутрь. Если сосед 4 первым поставит дверь как нарисовано, то сосед 3 будет вынужден делать дверь, открывающуюся внутрь. Если первым окажется сосед 3, то внутреннее открывание суждено соседу 4.

    На правом рисунке показана ситуация, когда все соседи могут делать двери с внешним открыванием. Такое возможно только втом случае, если траектории движения дверей не пересекаются (это зависит от удаленности дверных проемов друг от друга, что, увы, удачным бывает не всегда).

    Рассмотрим еще один пример — анимированную схему этажа, для довольно типичной девяти-двенадцатиэтажки.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Повторимся еще раз: если направление и сторона открывания двери не препятствуют эвакуации из Вашей квартиры, а так же не ухудшают условия эвакуации соседей, то есть не блокируют чужие двери в любых положениях — ставить двери с таким открыванием можно.

    Источники


    1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

    2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

    3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
    4. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
    5. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
    Как должны располагаться выходные двери
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here