Содержание
- 1 ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет
- 2 Кто принимает государственный бюджет рф
- 3 Кто принимает государственный бюджет рф
- 4 Что каждый должен знать о бюджете-2019
- 5 Какой бюджет принимают депутаты Госдумы? Я постоянно слышу разные названия. Видимо, их много?
- 6 Кто принимает государственный бюджет рф
- 7 17. Государственный бюджет рф и его функции.
- 8 Федеральный бюджет Российской Федерации
ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет
Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.
Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.
Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.
По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.
Части госбюджета:
- доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
- расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.
Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.
Функции госбюджета:
- регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
- контролирующая (легально контролирует действия правительства);
- информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
- направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).
Уровни бюджетной системы РФ:
- федеральный бюджет,
- бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
- бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).
Источники госбюджета:
- налоги,
- государственные займы,
- доходы от предпринимательской деятельности государства
- пошлины и неналоговые средства,
- походы от внешнеэкономической деятельности.
Направления расходов госбюджета РФ:
- оборона
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность
- содержание органов власти
- оплата труда работников бюджетной сферы
- развитие национальной экономки
- ЖКХ
- охрана окружающей среды
- образование
- культура
- СМИ
- здравоохранение
- спорт
- социальная политика
- межбюджетные трансферты
- выплата государственного долга
Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.
Пути преодоления дефицита госбюджета:
- внутренние займы
- внешние займы
- денежная эмиссия
- продуманная политика государства
Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.
Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.
Факторы, влияющие на состояние госбюджета:
- состояние налоговых поступлений
- государственные расходы
- политика государства
- фаза экономического цикла в стране
Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь
В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.
Социальные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд
- Фонд социального и обязательного медицинского страхования
- Федеральная служба по труду и занятости
Экономические внебюджетные фонды:
- Фонд развития промышленности
- финансовые фонды поддержки отраслей
- инвестиционные фонды и др.
Государственный долг.
Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.
Виды государственного долга:
- внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)
- рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
- нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
- внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)
Виды государственного долга по срокам его выплаты:
- краткосрочный ( до 1 года)
- среднесрочный ( до 5 лет)
- долгосрочный ( свыше 5 лет)
Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Кто принимает государственный бюджет рф
К функциям Правительства РФ относится
1) управление федеральной собственностью
2) решение вопроса предоставления гражданства
3) разработка и принятие законов
4) разработка и принятие государственного бюджета
Функции Правительства Рф. (ст 114 Конституции РФ)
Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Правительство разрабатывает, но не принимает государственный бюджет.
Кто принимает государственный бюджет рф
Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета
(данные с 1 января 2011 г.)
Дата публикации: 31.10.2019
Ежеквартальная информация об исполнении федерального бюджета
(данные с 1 января 2011 г.)
Дата публикации: 31.10.2019
Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета
(данные с 1 января 2006 г.)
Дата публикации: 31.10.2019
Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2019 гг.)
Дата публикации: 22.10.2019
Таблицы ежемесячных значений объема государственного внутреннего долга Российской Федерации
Дата публикации: 11.10.2019
Оперативные данные об остатках средств федерального бюджета в депозитах, бюджетных кредитах и ценных бумагах по сделкам РЕПО
Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы государства складываются из налоговых поступлений — налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с оборота, таких как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизов и других сборов, корпоративных налогов на прибыль, а также штрафов, пеней и других платежей.
Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.
Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.
Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В России бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. В частности, закон дает такое определение государственного бюджета: «Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.
Основные параметры государственного бюджета РФ на 2010 год: доходы – 6,95 трлн, расходы – 9,87 трлн рублей. При этом 3,19 трлн (приблизительно 46%) доходов приходятся на нефтегазовую отрасль. Бюджетный дефицит — 2,9 трлн рублей.
ТАСС-ДОСЬЕ. 24 ноября 2017 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о бюджете РФ на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о новом бюджете.
Бюджет на 2018 год
18 сентября 2017 года правительство РФ одобрило проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. 29 сентября он был внесен в Государственную думу. 25 октября законопроект о бюджете был одобрен комитетом Госдумы по бюджету и налогам. 27 октября нижняя палата парламента приняла законопроект о бюджете в первом чтении, 17 ноября — во втором чтении.
В проекте, одобренном правительством, прогнозируемые доходы в 2018 году должны были составить 15 трлн 182 млрд руб., расходы — 16 трлн 515 млрд руб. К третьему чтению в Госдуме доходы были увеличены до 15 трлн 258 млрд руб., расходы — до 16 трлн 529 млрд руб. Прогнозируемый дефицит бюджета — 1,27 трлн руб. (1,37% ВВП).
По сравнению с исходным текстом закона о бюджете на 2017-2019 годы параметры доходов и расходов на 2018 год выросли на 1 трлн и 500 млрд руб. соответственно.
В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018-го.
Бюджет на 2019-2020 годы
В 2019 году доходы бюджета ожидаются в сумме 15,54 трлн руб., расходы — 16,38 трлн руб., дефицит — 819,1 млрд руб. В 2020 году объем доходов прогнозируется на уровне 16,29 трлн руб., расходов — 17,16 трлн руб., дефицит бюджета предусмотрен на уровне 869,9 млрд руб. Планируется, что в 2018-2020 годах для финансирования дефицита бюджета не будет использоваться Резервный фонд, а в 2019-2020 годах будет минимально использоваться Фонд национального благосостояния.
Приоритеты бюджета
Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годы продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу — это 36,4%, на оборону — 29%, на национальную экономику — 14,7%.
Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2018 году будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2019-го — до 100%).
На выполнение «майских указов» президента РФ планируется в 2018-2020 годах потратить 2,2 трлн руб.
Расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн руб., что на 100 млрд руб. меньше, чем в 2017-м.
При рассмотрении во втором чтении в бюджет были внесены поправки: дополнительные средства было решено выделить компаниям «Российские железные дороги» (25,9 млрд руб.), «Русгидро» (1 млрд руб.), «Объединенная авиастроительная корпорация» (3,52 млрд руб.).
Займы и доходы
Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу. Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд руб. в 2018 году, 870 млрд руб. — в 2019-м и 1,34 трлн руб. — в 2020-м.
Минфин планирует получить в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 379,8 млрд руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд руб., в 2020-м — 456 млрд руб. От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд руб.: в 2018-м — 13 млрд руб., в 2019-м — 12,2 млрд руб., в 2020 году — 11,4 млрд руб.
В сопроводительных документах к проекту бюджета Минфин предполагал, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться. В базовом сценарии ведомство ожидает уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд в 2018 году, до $162,8 млрд в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $134,5 млрд в 2020 году. Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.
Что каждый должен знать о бюджете-2019
Какой бюджет принимают депутаты Госдумы? Я постоянно слышу разные названия. Видимо, их много?
В Госдуме РФ принимают федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов. Хотя мы часто слышим: » а=»» будущие=»» бюджет,=»» бюджета…»,=»» государства=»» документ=»» и=»» из=»» который=»» кошелек,=»» на=»» населением.
Бюджет отвечает в конкретных цифрах на вопросы: сколько денег получит сельское хозяйство, а сколько — космические программы. При этом он представляет собой еще и прогноз: в следующем году мы должны заработать на нефти — столько, получить налогов — столько, а потратить — эту сумму.
Корректировки бюджета допустимы. Например, если цена на нефть упадет, мы не сможем отложить дополнительные деньги в резерв, а если вырастет — направим деньги на госпрограммы, которые изначально не вошли в смету.
Другие названия бюджета, которые вы часто слышите: региональный и консолидированный. Региональный бюджет принимается в местных законодательных собраниях и планирует траты местных органов управления на местные программы. Консолидированный — значит общий. Новости вроде: «Молочные фермы на юге России получили 1 млрд рублей из консолидированного бюджета» означают, что деньги выделили и из федеральной, и из местной казны.
Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2019 год?
В следующем году Россия готовится заработать больше, чем потратить.
Доходы составят 19,969 трлн рублей, а расходы — 18,037 трлн рублей. Профицит бюджета в следующем году составит 1,932 трлн рублей.
Эти значения, впрочем, могут меняться. Проект федерального бюджета 2018 года, например, закладывался с дефицитом 1,271 трлн рублей. А сейчас ожидается, что бюджет к концу года будет исполнен с профицитом 1,5-2% от ВВП.
Что означает профицит и дефицит бюджета? Как они влияют на нашу жизнь?
Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — превышение доходов над расходами.
Обычному человеку трудно заметить разницу в повседневной жизни. Дефицитный бюджет не означает наступление финансового краха, это вообще не редкое явление, при такой ситуации также индексируются зарплаты и пенсии. А в случае профицитного бюджета не наступают фантастические времена.
Помните мировой финансовый кризис, который грянул в 2008 году? Падение рубля, массовые банкротства, растущая безработица. По итогам 2008 года федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 1,6 трлн рублей. Причина — рекордно высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.
А помните благополучный 2013-й? Еще не отошла волна потребительского бума, случившегося в 2012-м, до падения рубля и санкций Запада еще далеко. Но этот год Россия провела с дефицитным бюджетом. Расходы превысили доходы на 310 млрд рублей.
Говорят, государство берет взаймы деньги у населения и у других стран. Каким образом?
Минфин РФ в 2019-2021 годах собирается ежегодно получать до $3 млрд через выпуск суверенных евробондов.
Евробонды — это облигации. По сути, долговые расписки под проценты. Эти ценные бумаги размещаются за пределами страны и в любой другой валюте. Россия получает деньги сразу, а возвращает с процентами через определенные периоды (иногда сроки доходят до 30 лет).
Также Минфин планирует продолжать занимать деньги у россиян через облигации федерального займа (ОФЗ). В 2019 году государство собирается продать ОФЗ на сумму 2,47 трлн рублей. ОФЗ — это ценные бумаги, которые выпускаются сроком на несколько лет. Деньги можно вернуть в любой момент с начисленными процентами. Чем дольше вы не трогаете ОФЗ — тем выше процент. Долгосрочные вложения в гособлигации — выгоднее, чем размещение на банковском депозите.
Что приносит в российскую казну самые большие доходы?
Нефтегазовые доходы — 8,2 трлн рублей, внутренний налог на добавленную стоимость (НДС) — 3,9 трлн рублей, импортный НДС — 2,9 трлн рублей.
Налог на прибыль — 960 млрд рублей.
Минфин прогнозирует ежегодный рост доходов от дивидендов госкомпаний: в 2019 году до 588,2 млрд рублей, в 2020 году до 626 млрд рублей, в 2021 году до 675,1 млрд рублей.
Все налоги идут в федеральную казну?
Нет. Большая часть налогов оседает в региональных бюджетах: налог на игорный бизнес (это касается немногочисленных регионов, где есть игорные зоны), транспортный налог, налог на имущество организаций. Некоторые виды налогов делятся между федеральным и региональными бюджетами. Как налог на доходы физлиц: 85% забирает региональный, 15% — федеральный бюджет.
При этом большинству регионов не хватает своих денег.
Федеральный бюджет дает региональным бюджетам трансферты — отправляет деньги, чтобы покрыть дефицит в местной казне. Межбюджетные трансферты — это субсидии (например, поддержка перспективных или важных отраслей экономики) и дотации (безвозмездные перечисления для выравнивания бюджетной обеспеченности). Сегодня субсидии получают абсолютно во всех регионах, и большинство из них относится к дотационным. Число дотационных регионов «плавает» из года в год в пределах 10–15 (а всего в стране их 85).
Какие основные статьи расходов на население финансируются из федерального бюджета?
Больше всего в России, как правило, тратится на социальную сферу. В 2019 году планируется направить на программы в этом направлении — 4,89 трлн рублей.
На втором месте — экономика — 2,655 трлн рублей. На третьем месте — безопасность и правоохранительная деятельность — 2,247 трлн рублей.
Общий объем финансирования нацпроектов и модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ в 2019-2024 годах составит 13,11 трлн рублей.
На нацпроект «Демография» будет направлено 2,9 трлн рублей, на «Здравоохранение» — 1,34 трлн рублей, на «Образование» — 688 млрд рублей, на » Науку» — 387 млрд рублей, на «Культуру» — 100 млрд рублей, на «Экологию» — 636 млрд рублей.
Анастасия Степанова
Кто принимает государственный бюджет рф
Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет
Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.
Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,
Видео (кликните для воспроизведения). |
Основные функции государственного бюджета:
- контроль над деятельностью правительства;
- регулирование денежного обращения внутри государства;
- реализация экономической и социальной политики государства;
- предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.
В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:
- профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
- сбалансированным — доходы равны расходам;
- дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.
Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.
Принятие государственного бюджета в Российской Федерации
Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».
Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.
Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.
СТРУКТУРА БЮДЖЕТА
Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).
Доходы государственного бюджета
Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.
Обычные источники государственного бюджета:
- налоги (основной источник госбюджета);
- административные платежи и сборы;
- доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходы от государственных предприятий;
- доходы от приватизации государственной собственности;
- платежи по штрафам и др.
Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):
- дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
- сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
- внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.
Расходы государственного бюджета
- социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
- военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
- экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
- внешнеэкономические — взносы в международные организации;
- содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.
Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:
17. Государственный бюджет рф и его функции.
Бюджет– это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Структура бюджетной системы Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
— местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
Основными функциями бюджета являются:
— перераспределение национального дохода и ВВП;
— государственное регулирование и стимулирование экономики;
— финансовое обеспечение социальной политики;
— контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Федеральный бюджет— основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.
В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей — главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты — поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.
Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.
В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.
В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политикисостоят в следующем:
2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.
3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
7) усилить контроль за величиной государственного долга.
Нужно подчеркнуть, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.
Бюджетное устройство – принципы организации бюджетной системы.
Федеральный бюджет Российской Федерации
Для выполнения основных функций, возложенных на центральные органы власти, для финансового обеспечения государственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать также средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;
2) Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3) Государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
2) Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
3) Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия;
4) Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
5) Части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, − в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
6) Прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, − по нормативам, установленным федеральными законами;
7) Доходы от внешнеэкономической деятельности;
8) Иные неналоговые доходы.
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) Обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы;
2) Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
3) Национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
4) Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
5) Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
6) Государственная поддержка атомной энергетики;
7) Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
8) Исследование и использование космического пространства;
9) Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
10) Формирование федеральной собственности;
12) Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
13) Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
14) Проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
15) Федеральная инвестиционная программа;
16) Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
17) Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
18) Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
19) Официальный статистический учет;
20) Прочие расходы.
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) Государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2) Обеспечение правоохранительной деятельности;
3) Обеспечение противопожарной безопасности;
4) Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
5)Обеспечение социальной защиты населения;
6) Обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
7) Обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
8) Развитие рыночной инфраструктуры;
9) Обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
10) Обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) Обеспечение деятельности средств массовой информации;
12) Прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо, по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации. Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники
Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.- Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.
- Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.