Содержание
- 1 Устав ООО и его образец (для одного, двух, трех учредителей)
- 2 Нужно ли подписывать устав учредителями
- 3 Типичные ошибки при подаче документов на государственную регистрацию некоммерческих организаций
- 4 Устав ООО с несколькими учредителями — образец 2019 ― 2020 года
- 5 Устав ООО в новой редакции
- 6 Приняты законы, которые позволяют ООО применять типовой устав, разрешают не указывать в учредительных документах сведения о филиалах и сокращают срок регистрации юрлиц и ИП
Устав ООО и его образец (для одного, двух, трех учредителей)
Устав ООО – основной документ, который требуется для регистрации фирмы и последующего осуществления ей деятельности. Устав общества с ограниченной ответственностью содержит исчерпывающие сведения о различных вопросах функционирования компании, ее исполнительном органе, и т.д. В публикации отражена общая информация о данном документе и перечне данных, которые в нем должны содержаться. Кроме того, по ссылкам, содержащимся в статье, можно скачать образцы уставов ООО с различным количеством учредителей.
Общие положения об уставе ООО
Положения, регулирующие порядок разработки и использования устава фирмы содержатся в ГК РФ (ст. 52, 54, 89), профильном ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14 (ст. 4, 12, 32), а также в ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129.
Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!
Устав ООО является учредительным документом организации. Без него регистрация ООО в большинстве случаев невозможна, хотя предусмотрено исключение, когда фирма использует типовой устав . Однако в настоящее время типовой устав не утвержден, данная возможность не работает.
Устав ООО обязательно должен быть составлен в письменной форме в силу требований ст. 5 ФЗ № 129. Объем и суть его положений зависят от того, какая фирма регистрируется, какую деятельность она будет осуществлять, какие органы управления будут действовать в фирме, а также многих других обстоятельств.
При одном учредителе анализировать и детально продумывать содержание документа не обязательно, поскольку будущий участник в случае необходимости всегда сможет внести в него изменения, зарегистрировав их в ФНС, без выяснения отношений с другими владельцами организации. Если же учредителей несколько, желательно досконально продумать каждый момент.
Сведения, которые может содержать устав ООО
Устав ООО может содержать различные сведения, часть из которых обязательны для включения в документ. Для того, чтобы материал воспринимался более наглядно, он будет представлен в виде таблицы.
Таким образом, устав ООО составляется при учреждении фирмы. Перечень обязательной и рекомендуемой к внесению в него информации представлен в статье. Образцы уставов общества с ограниченной ответственностью с различным количеством учредителей можно скачать по ссылкам, содержащимся в начале статьи.
Нужно ли подписывать устав учредителями
Кто подписывает устав ООО при создании организации, как его правильно оформить, требуется ли распечатка учредительного документа, и надо ли его прошивать? На все эти вопросы читатель найдет ответы, прочитав статью.
Правильное оформление устава ООО. Надо ли прошивать устав ООО при регистрации?
Требования к оформлению устава ООО содержатся в ст. 12 ФЗ «Об обществах» от 08.02.1998 № 14. Часто налоговые органы также ссылаются на приказ ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, который содержит требования к оформлению предоставляемых на регистрацию документов (например, заявления о регистрации).
Несмотря на то, что данный документ носит ненормативный характер, и не предъявляет требований к оформлению устава, рекомендуется опираться на его положения, чтобы избежать ненужных споров с налоговыми органами. Уже были случаи судебных тяжб, о чем свидетельствует, например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.06.2015 № А82-12432/2014.
Обязательна письменная форма устава. При этом законодательство не оговаривает, каким образом он должен быть создан – путем печати с помощью компьютера, либо от руки. Рекомендуется распечатывать устав (односторонней или двусторонней печатью), поскольку это официальный учредительный документ организации, который, как правило, достаточно объемен. Распечатка машинописного текста упростит процесс регистрации ООО и позволит избежать возможных проблем в случае, если работники налоговой службы не захотят принимать устав, написанный от руки.
Подписывать устав не требуется. Достаточно утвердить его в порядке, о котором можно прочитать ниже. В нотариальном заверении также нет необходимости.
Прошивать устав не нужно. Об этом неоднократно высказывались и налоговики, например, в письме от 25.09.2013 № СА-3-14/3512@. Если желание прошить документ есть, нарушением это не будет.
Как производится утверждение устава ООО?
Порядок утверждения устава прописан в ФЗ № 14. Правом на утверждение документа обладает либо учредитель (если он один), либо общее собрание учредителей (если их несколько).
Если устав утверждается одним учредителем, то принимается решение об утверждении устава. Если учредителей больше одного, необходимо провести общее собрание и проголосовать за утверждение устава. Итоговое решение вносится в протокол.
Устав считается утвержденным, если за это положительно проголосовали абсолютно все учредители. В противном случае, в силу п. 3 ст. 11 ФЗ № 14 устав не может быть признан утвержденным, и фирму зарегистрировать не получится.
На первой странице документа, с правой стороны прописывается следующее:
Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!
Общим собранием участников
от «__»___________ ____ г.
Подпись ставить обязанности нет, однако если есть желание, учредители, председатель и секретарь собрания могут расписаться. Напоминаем, что это не обязательно, поскольку факт утверждения устава подтверждается протоколом общего собрания (подписанным), либо решением единственного учредителя (также подписанным).
Сколько экземпляров устава требуется предоставить в регистрирующий орган?
В силу п. «в» ст. 12 ФЗ № 14 необходимо 2 экземпляра устава. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы распечатать документ с помощью компьютера. При этом, два документа должны быть идентичны, не нужно ставить в одном из них заверительные надписи из разряда «копия верна».
Сегодня есть возможность зарегистрировать компанию удаленно, через интернет. В этом случае достаточно одного экземпляра устава.
После регистрации налоговая ставит отметку в одном из экземпляров устава и возвращает его заявителю. Способ возврата (по почте, или лично в руки) выбирает сам заявитель, при подаче заявления на регистрацию компании. Если регистрацию производит МФЦ, забрать документы необходимо именно в МФЦ, а не в налоговой инспекции.
Таким образом, требования к оформлению устава не слишком строгие. Достаточно разработать его положения, провести общее собрание (если учредителей несколько), положительно проголосовать. Прошивать и подписывать документ не требуется. В ФНС или МФЦ подается 2 экземпляра устава, а при электронной регистрации — 1.
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Веры Алексеевны (г. Москва)
Участниками общества являются 2 учредителя. Нужно ли писать в Уставе их фамилии и доли в уставном капитале? И кто расписывается на последнем листе Устава?
После вступления в силу новой редакции закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в редакции федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ обязанность указывать сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества отменена. Таким образом, в уставе писать фамилии и доли учредителей не нужно.
Изменения в устав общества вносятся по решению общего собрания участников общества (п. 4, ст.12 федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Действующее законодательство не обязывает учредителей или руководителя фирмы подписывать Устав на последнем листе.
Однако, при подаче в регистрирующий орган, документов на регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, устав, содержащий более 1 листа, должен быть прошит и пронумерован, и на обороте последнего листа на месте прошивки должно быть указано количество листов и подпись заявителя (постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).
Таким образом, учредители устав не подписывают, а на сшивке устав подписывается заявителем (при создании фирмы – один из учредителей; при внесении изменений в устав – руководитель фирмы).
Получить персональную консультацию по регистрации и перерегистрации фирм в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях специалиста.
Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.
Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.
Регистрируем ООО, нужна ли подпись единственного учредителя на титульном листе устава в верхнем правом углу?
Устав не подписывается и не заверяется учредителями. Подпись единственного учредителя на титульном листе не нужна.
Популярное:
Регистрация бизнеса:
Спец.предложения 1С:
Популярное:
Регистрация бизнеса:
Спец.предложения 1С:
- Регистрация ООО/ИП
- Регистрация ООО
- Регистрация ООО в 2019 году
- Полная инструкция по регистрации ООО
- Форма Р11001: правила и примеры заполнения
- Образцы документов для регистрации ООО
- Примеры заполнения документов
- Регистрация ООО через МФЦ
2019 Все права защищены.
Цитирование материалов https://www.regberry.ru/ должно сопровождаться прямой гиперссылкой на полнотекстовый вариант статьи.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ
к сервисам для бизнеса, комментариям
и консультациям.
Письмо с паролем отправлено на Ваш E-mail. Если Вы не получили его в течение 3 минут, перепроверьте, пожалуйста, корректность введенного E-mail, убедитесь, что письмо не попало в папку «СПАМ» или свяжитесь с нами по телефону 8 (800) 775-41-16 (звонок бесплатный).
Типичные ошибки при подаче документов на государственную регистрацию некоммерческих организаций
Информация о наиболее типичных ошибках, допускаемых заявителями при подаче документов на государственную регистрацию некоммерческих организаций, являющихся основаниями для отказа в государственной регистрации
Для государственной регистрации некоммерческой организации, уполномоченные лица должны представить предусмотренный законодательством пакет документов, надлежащим образом оформленный и соответствующий требованиям действующего законодательства.
При этом, следует обратить особое внимание, что с 01.09.2014 г. учредительные документы некоммерческих организаций должны отвечать требованиям, установленным главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Бланки заявлений для государственной регистрации заполняются в соответствии с требованиями Приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
В случаях, определенных ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 12 ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях», ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О политических партиях»некоммерческой организации может быть отказано в государственной регистрации.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в 2014 году вынесено 42 отказа в государственной регистрации, в 1 квартале 2015 года – 10 отказов, что составляет 24% от общего числа отказов, вынесенных в 2014 году.
Проведенный анализ результатов рассмотрения заявлений некоммерческих организаций за 2014-2015 годы показал, что при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций, заявители допускают типичные виды ошибок. Наибольшее количество отказов выносится Управлением за ненадлежащее оформление представленных документов и несоответствие уставных положений требованиям действующего законодательства. Документы, представляемые на государственную регистрацию после 01.09.2014 года, подготовлены без учета требований Гражданского кодекса российской Федерации.
Так, в нарушение Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств:
— листы представляемых форм документов (2-ой экземпляр) не прошиты, не пронумерованы, не заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки;
— не все графы представляемых форм, заполнение которых обязательно, заполнены;
— не соблюдается требование, согласно которому представляемые документы заполняются от руки печатными буквами либо машинописным способом – заявления и приложения к ним заполняются прописными или строчными, а не заглавными буквами.
— в нарушение требований к оформлению документов типы адресных объектов указываются без использования сокращений в соответствии с приложением 2 Требований к оформлению документов;
-реквизиты документов, удостоверяющих личность, указываются не в соответствии с данными паспорта или ионного документа, удостоверяющего личность;
-не указываются идентификационные номера налогоплательщика — физического лица, имеющего право действовать без доверенности, и учредителей некоммерческой организации.
— не указывается должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
— в разделе «Коды дополнительных видов деятельности» для обозначения кода деятельности указывается менее четырех цифровых знаков.
-номера контактных телефонов заявителя и лица, имеющего право действовать без доверенности, указываются с нарушением правил заполнения номера, предусмотренных Требованиями.
Кроме того, в нарушение установленных требований:
На первых листах представляемых форм заявлений отражаются недостоверные сведения:
— наименование некоммерческой организации не соответствует наименованию, указанному в учредительных документах и внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц и ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций. В случае изменения наименования, в заявлении о государственной регистрации заявителем указывается новое (а не прежнее) наименование;
— дата присвоения Основного государственного регистрационного номера (ОГРН) не соответствует данным, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц; – наименование должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации не соответствует наименованию должности, содержащемуся в учредительных документах.
К заявлению о внесении изменений не приложены соответствующие приложения, которые должны прилагаться согласно сделанным в заявлении отметкам.
Документы представляются для государственной регистрации некоммерческой организации в одном экземпляре. Вместе с тем, согласно пп.28 Административных регламентов, все документы, за исключением учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах.
Зачастую, при предоставлении документов в 2-х экземплярах, во вторых экземплярах отсутствует подпись заявителя. Кроме того, каждый документ, содержащий более одного листа, должен представляться в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки. Вместе с тем, указанное требование не соблюдается заявителями в 90% случаев.
При оформлении протокола (выписки из протокола) необходимо учитывать общие требования к оформлению протокола. Протоколы (выписки из протоколов) полномочных органов некоммерческих организаций, в соответствии с установленными требованиями, в обязательном порядке, должны содержать:
— дата, время и место проведения съезда (конференции), общего собрания, заседания высшего органа управления;
— фамилию и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
-сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
-сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
— решение о создании некоммерческой организации (внесении изменений в учредительные документы), об утверждении ее учредительных документов (изменений в устав) и о формировании (избрании, назначении) руководящих и контрольно-ревизионных органов;
— сведения о лицах, принявших участие в собрании (список учредителей – участников съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.). К протоколу (выписке) о внесении изменений должен быть приложен список присутствующих на собрании (конференции, заседании);
— сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах органов (руководящих и контрольно-ревизионных органов);
В решении об учреждении некоммерческой организации также должны быть указаны сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица.
В решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Как показывает практика, представляемые в пакете документов для государственной регистрации, протоколы полномочных органов зачастую не содержат всех необходимых реквизитов.
Кроме того, в преимущественном большинстве случаев встречаются разночтения в названии некоммерческой организации, указанном в уставе, заявлении, протоколе.
Количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации создания некоммерческой организации, не соответствует количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за её создание.
Типичной ошибкой, допускаемой заявителем при подготовке документов на государственную регистрацию является уплата государственной пошлины по иному коду бюджетной классификации, чем предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, государственная пошлина, уплаченная за регистрацию юридического лица, при отказе в регистрации заявителям не возвращается и не может быть зачтена при повторной подаче документов на регистрацию, т.к. принятое Управлением решение является юридически значимым действием.
Еще одним типичным нарушением, являющимся основанием отказа в государственной регистрации, является противоречие учредительных документов некоммерческой организации законодательству Российской Федерации.
— для общественного объединения – ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях;
— для некоммерческой организации – ч. 3 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— для религиозной организации – ст. 10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
1. В названии некоммерческой организации не отражены организационно-правовая форма некоммерческой организации, характер деятельности, территориальная сфера деятельности (для общественных объединений), вероисповедание (для религиозной организации).
2. В уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, отсутствуют: сведения о структуре, компетенции, порядке формирования и сроках полномочий органов управления организации, порядке принятия ими решений, сведения о правах и обязанностях членов (участников) организаций.
3. В уставах не раскрыт порядок реорганизации и ликвидации некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае реорганизации и ликвидации некоммерческой организации. Порядок преобразования некоммерческих организаций, не соответствует положениям главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Не учтены ограничения на преобразование отдельных видов некоммерческих организаций.
4. Представление пакета документов в сроки, превышающие сроки подачи документов с момента проведения учредительных собраний:
— 3 месяца – для некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений;
— 6 месяцев – для региональных отделений политических партий;
— 1 месяц – для профсоюзных организаций.
Пропуск указанного срока влечет отказ в государственной регистрации, а решение о создании утрачивает свою силу.
5. Указание организациями видов деятельности, которые планирует осуществлять организация, не соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами организации. Вместе с тем, некоммерческая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствующую этим целям.
Кроме того, в большинстве случаев понятие приносящей доход деятельности подменяется понятием «предпринимательская деятельность», что нарушает требования законодательства Российской Федерации.
7. В уставах не учтены изменения в законодательстве, в частности изменения в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускаются ссылки на положения утративших силу нормативных правовых актов Российской Федерации.
8. Зачастую в уставах некоммерческих организаций не учитываются требования специальных законов. Так, в уставах благотворительных организаций не учтены требования ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», уставы образовательных учреждений составлены без учета требований ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и т. д.
Все вышеуказанные ошибки, допускаемые заявителями при подготовке документов для государственной регистрации являются следствием не только низкой правовой грамотности уполномоченных лиц некоммерческих организаций и низкого уровня правовой информированности, но и элементарного нежелания учредителей и руководителей некоммерческих организаций ознакомиться с основными требованиями Законов, касающихся деятельности некоммерческих организаций.
Устав ООО с несколькими учредителями — образец 2019 ― 2020 года
Общие положения об уставе ООО (в том числе с 3 и более учредителями)
Основные требования к уставу ООО закреплены в ст. 12 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно п. 1 данной статьи общество обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность на основании устава, который утверждается его учредителями.
При этом в п. 2 данной статьи определен перечень сведений (вопросов), которые в обязательном порядке должны быть отражены (регламентированы) в уставе:
- наименование ООО и сведения о месте его нахождения;
- перечень органов управления ООО и их компетенция;
- величина уставного капитала компании;
- юридический статус участников общества (их права и обязанности);
- порядок и правовые последствия выхода участников из общества;
- основания и порядок перераспределения долей в уставном капитале между участниками общества при их продаже, дарении и т. д.;
- сведения о правилах хранения документации общества, а также порядке раскрытия информации, которая должна быть предоставлена государственным органам и иным заинтересованным субъектам;
- иные важные сведения (положения об образуемом совете директоров, компетенции общего собрания и т. п.).
Сведения об участниках
Анализ положений ст. 12 закона № 14 показывает, что законодательство не требует указания в уставе ООО количества и персональных данных его учредителей (участников) или информации о размерах имеющихся у них долей в уставном капитале. Более того, указание данной информации не имеет практического смысла, поскольку внесение изменений в устав при смене состава участников и размера принадлежащих им долей приведет к необходимости его корректировки (о процедуре корректировки устава рассказано в другой нашей статье).
В то же время подобная практика не нарушает прав участников общества, так как данная информация, согласно требованиям ст. 5 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, содержится в ЕГРЮЛ, т. е. является общедоступной.
Таким образом, устав для ООО с 3 учредителями отличается от аналогичного учредительного документа, составляемого при организации ООО иным количеством лиц, несущественно. Различия в части закрепления в документе информации о правах и обязанностях участников, а также порядке голосования на общем собрании возможны только в сравнении с уставом для ООО с 1 учредителем.
Стоимость внесения корректив в устав в 2019 году составляет, согласно пп. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, 20% от стоимости госрегистрации компании, то есть 800 руб. За внесение же изменений в ЕГРЮЛ при смене состава участников ООО или перераспределении долей между ними госпошлина не взимается.
Образец устава ООО с несколькими учредителями 2019 ― 2020 года
При подготовке устава общества с несколькими учредителями необходимо подробно расписывать их права и обязанности в части управления компанией, а также четко прописывать порядок созыва общего собрания участников и принятия им решений.
Количество участников (учредителей) ООО, согласно ст. 7 закона № 14, может быть в пределах от 1 до 50. В том случае, если в ходе функционирования компании число участников превысит максимальный предел, ООО должно быть преобразовано в АО или производственный кооператив.
Поскольку учредителей в рассматриваемом нами случае несколько, то все вопросы, отнесенные к компетенции их общего собрания, должны приниматься путем голосования. Для этого во избежание нарушения прав одного либо нескольких участников наиболее важные решения по вопросам деятельности компании (в том числе внесению корректив в устав) должны приниматься единогласно либо квалифицированным большинством. В качестве примера устава, где внимание акцентировано именно на взаимоотношениях учредителей при принятии решений, можно использовать образец, составленный нашими специалистами.
Подводя итоги, остается подчеркнуть, что в уставе компании с несколькими учредителями основное внимание должно быть уделено порядку принятия ключевых для общества решений. При этом приниматься они должны таким образом, чтобы не ущемлялись права одного либо нескольких учредителей, доли которых в совокупности составляют менее половины уставного капитала ООО.
Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».
Устав ООО в новой редакции
Торопитесь?
Наш умный сервис заполнит за Вас
устав бесплатно и прямо сейчас!
Устав — это учредительный документ, который регулирует принципы деятельности общества. Основная часть положений устава подчиняется императивным нормам закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Эти нормы действуют для всех компаний, даже если они прямо не указаны в уставе ООО 2019 года . В этом случае статьи закона применяются по умолчанию.
Учитывая это, совсем необязательно разрабатывать многостраничные уставы и цитировать в них дословно закон «Об ООО». Наоборот, новым трендом в регистрации юридических лиц стали учредительные документы на двух-трёх страницах. В такие уставы включают только диспозитивные нормы, которые принимают на усмотрение учредителей.
Если в процессе деятельности ООО изменяются сведения в ЕГРЮЛ, или участники хотят поменять условия партнёрства, в устав надо внести изменения и зарегистрировать их в налоговой инспекции.
Какие изменения можно вносить в устав
Регистрация изменений в устав может быть обязательной или добровольной. Ситуации, в которых новая редакция необходима, перечислены в законе. Среди них:
- изменение фирменного наименования;
- смена юридического адреса (исключение – если в уставе указан только населённый пункт, а новый адрес находится в его пределах);
- увеличение или уменьшение уставного капитала;
- добавление новых видов деятельности, если в уставе нет оговорки, что ООО вправе заниматься любыми разрешёнными направлениями бизнеса;
- приведение устава в соответствие с ФЗ № 312 (для организаций, созданных до 2009 года и не прошедших перерегистрацию).
Кроме того, участники вправе пересмотреть условия сотрудничества, предусмотренные в первоначальном варианте устава. Итак, что же можно поменять в учредительном документе и зафиксировать это в новой редакции?
Это и есть те самые диспозитивные нормы:
- возможность выйти из общества (учтите, что устав ООО с одним учредителем не может дать такого права, потому что выход единственного участника не допускается);
- преимущественное право на приобретение доли в ООО;
- необходимость согласия на отчуждение доли другим участникам или третьим лицам;
- право перехода доли к наследникам и правопреемникам;
- изменение порядка голосования по отдельным вопросам деятельности общества;
- порядок заверения протоколов общих собраний участников (нотариально или другие способы фиксации).
Предположим, что сначала устав предусматривал возможность для участника выйти из общества. Но сейчас компания инвестировала крупные суммы на покупку дорогого оборудования. В этом случае внезапный выход участника из ООО и необходимость выплаты ему реальной стоимости доли может помешать развитию бизнеса. Значит, надо внести в устав запрет на выход и соответствующим образом это оформить.
Как оформляется новая редакция устава
Внесение изменений в устав оформляется протоколом общего собрания. А решение утвердить новый устав ООО с одним учредителем принимается единолично. То есть, основанием для новой редакции учредительного документа всегда будет решение собственников бизнеса.
В решении утверждается новая редакция устава или изменение к нему на отдельных страницах. И хотя оба эти варианта равноценны с юридической точки зрения, удобнее подготовить полный устав ООО в новой редакции. Тогда не придётся сопоставлять старую версию учредительного документа и внесённые в неё изменения, тем более, если дополнений будет несколько. Титульный лист устава в новой редакции обязательно должен иметь ссылку на реквизиты решения (номер и дату).
Регистрация устава в новой редакции происходит в налоговой инспекции, специализирующейся на регистрационных процедурах. В Москве, например, это 46-ая ИФНС. Кроме того, в некоторых регионах РФ созданы единые регистрационные центры, куда тоже можно обращаться.
Кроме решения о внесении изменений в учредительный документ и самого устава в новой редакции, надо подготовить заявление по форме Р13001. В зависимости от типа изменений в форме заполняются разные страницы. Например, если вы просто поменяли какие-то положения устава, которые не отображаются в ЕГРЮЛ, то заполняют только титульный лист и лист «М».
За внесение изменений взимается пошлина в 800 рублей. Подготовить квитанцию или платёжное поручение удобно на сайте ФНС. А с 2019 года, если форма Р13001 подаётся в электронном виде, пошлину платить не надо.
Результат регистрации изменений (лист записи ЕГРЮЛ и экземпляр устава с отметкой налогового органа) направляется заявителю в электронном виде. Это новый порядок регистрационной процедуры, который действует с апреля 2018 года. Если вы хотите получить ещё и бумажные документы, надо направить в ИФНС запрос об их выдаче.
Можно ли заменить свой устав на типовой
Типовой устав ООО на сайте ФНС наконец-то стал реальностью. 36 вариантов учредительных документов утверждены приказом Министерства экономического развития от 1 августа 2018 года № 411.
Приказ вступает в силу с 25 июня 2019 года, и с этой даты типовые варианты можно использовать не только для первичной регистрации ООО, но и для перехода на них уже действующих компаний. Чем же может быть интересен типовой устав ООО на сайте ФНС и чем он лучше первоначальной редакции учредительного документа?
- Во-первых, все варианты, предложенные Минэкономразвития, очень простые и короткие. В каждом из них не более 2-3 страниц, а если уменьшить шрифт, то ещё меньше. В таком документе очень легко разобраться.
- Во-вторых, после перехода на типовой устав его больше не придётся менять при смене наименования, юридического адреса, уставного капитала организации.
- В-третьих, типовые варианты не цитируют статьи закона «Об ООО», поэтому нет риска, что в них будут содержаться уже устаревшие нормы.
Однако, проблема в том, что каждый из предложенных вариантов предлагает какой-то определённый набор диспозитивных норм. Добавить свои условия в такой учредительный документ невозможно.
Но можно использовать образцы от Минэкономразвития, как пример при составлении своего варианта. Кроме того, советуем ознакомиться с нашими образцами для ООО.
Приняты законы, которые позволяют ООО применять типовой устав, разрешают не указывать в учредительных документах сведения о филиалах и сокращают срок регистрации юрлиц и ИП
На прошлой неделе, 29 июня, Президент РФ подписал два федеральных закона, которые вносят изменения в Гражданский кодекс, в закон о госрегистрации юридических лиц и предпринимателей, а также в федеральные законы, регулирующие деятельность хозяйственных обществ*. В частности, поправки разрешают обществам с ограниченной ответственностью действовать на основании типового устава, разработанного уполномоченным госорганом. Кроме этого, сокращен срок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, а также введена норма о том, что в уставах не нужно отражать сведения о филиалах и представительствах. Комментируемые изменения вступят в силу с 29 декабря 2015 года (за исключением нормы, позволяющей акционерным обществам не указывать в уставах сведения о филиалах). Подробнее о новшествах читайте в нашей сегодняшней статье.
Типовые уставы
Как известно, устав — это учредительный документ, на основании которого ООО осуществляют свою деятельность (п. 3 ст. 89 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО). Основным учредительным документом акционерного общества также является устав (п. 3 ст. 98 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).
В настоящее время типовые уставы можно использовать при госрегистрации вновь создаваемых юридических лиц. Однако осуществлять деятельность организации вправе только на основании уставов, утвержденных учредителями (п. 1 и п. 2 ст. 52 ГК РФ). Один из комментируемых законов меняет эту ситуацию для ООО. Такие организации смогут действовать на основании типовых уставов, не требующих специального утверждения со стороны участников общества.
Отметим, что акционерные общества применять типовые уставы в своей деятельности не смогут. Для этого необходимо будет внести соответствующие изменения в Закон об АО.
Что такое типовой устав
Законодательство содержит определенный перечень информации, которая должна быть отражена в уставе, утвержденном учредителями ООО (п. 4 ст. 52 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Закона об ООО). В частности, в уставе нужно прописать права и обязанности участников, сведения о составе и компетенции органов управления ООО, о порядке и последствиях выхода участника из общества, о порядке перехода доли к другому лицу, о порядке хранения документов общества и представления их заинтересованным лицам и другие сведения. Это значит, что разработчик устава должен обладать определенными знаниями и навыками, чтобы составить учредительный документ с учетом всех предъявляемых к нему требований. При этом далеко не у всех учредителей ООО при внесении в устав указанных сведений возникает необходимость прописывать какие-то особенности, характерные только для их организации.
Законодатели, видимо, признали этот факт и установили, что ООО смогут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным госорганом. Скорее всего, таким госорганом станет ФНС России.
Пока форма типового устава не утверждена. Однако уже сейчас известно, что принятая уполномоченным госорганом форма типового устава будет размещена на сайте ФНС России. Распечатывать типовой устав и представлять его в налоговую инспекцию не потребуется.
Из пояснительной записки к законопроекту
«Для целей регистрации юридического лица не потребуется представлять типовой устав в регистрирующий орган ни в бумажной форме, ни в форме электронного документа, что будет способствовать сокращению затрат как предпринимателей, так и регистрирующего органа (хранение, выдача удостоверенных экземпляров устава)».
Содержание типового устава
Перечень сведений, которые должны содержаться в типовом уставе, перечислен в новом пункте 2.1 статьи 12 Закона об ООО. Однако этот список является открытым, поскольку в уставе могут быть указаны и иные сведения, не противоречащие Закону об ООО и иным федеральным законам. Поскольку форма типового устава еще не утверждена, нельзя рассказать о том, какие именно сведения будут в нее включены.
Так, например, не известно, внесут ли разработчики в типовой устав положение о том, что ООО имеет печать. Заметим, что если эта норма будет прописана в типовом уставе, то общество, применяющее такой устав, будет обязано проставлять печать на своих документах (см. «ООО и АО могут отказаться от использования печатей: как это сделать и в каких документах печать пока остается обязательным реквизитом»).
Вместе с тем, очевидно, что типовой устав не будет содержать «персональные» данные общества с ограниченной ответственностью. Речь идет о наименовании организации, месте ее нахождения и о размере уставного капитала. Согласно комментируемому закону, данные сведения будут указываться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Переход на типовой устав
Законодатели предусмотрели, что ООО смогут выбирать, на основании какого учредительного документа осуществлять деятельность — типового устава, размещенного на сайте ФНС России, или устава, утвержденного учредителями.
Для вновь создаваемых организаций (в том числе, путем реорганизации) вопрос о выборе устава нужно решить на этапе создания. Если учредители сочтут, что организация будет действовать на основании типового устава, то они должны сообщить об этом в решении об учреждении ООО и в заявлении о госрегистрации.
Действующие ООО смогут перейти на типовые уставы в любой момент. Для этого потребуется направить в налоговую инспекцию два документа: решение участников о переходе на типовой устав и заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (п. 2.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 129-ФЗ). Заметим, что обратный переход — с типового устава на устав, утвержденный учредителями, — также возможен в любой момент. Это предусмотрено новой редакцией статьи 12 Закона об ООО.
Последствия перехода на типовой устав
Если ООО примет решение действовать на основании типового устава, то в дальнейшем организации будет проще менять сведения о своем наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала. Ведь для этого потребуется представить только заявление о внесении изменений в сведения о юрлице, которые содержатся в ЕГРЮЛ.
Если же ООО будет применять устав, утвержденный учредителями, то изменения, внесенные в устав, придется регистрировать. А эта процедура более сложная. Для госрегистрации таких изменений нужно подать документы, перечисленные в пункте 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ, и заплатить госпошлину.
Представление устава заинтересованным лицам
На практике может возникнуть необходимость предъявить устав третьим лицам (например, контрагентам, суду, участникам общества или аудитору). Как можно будет представить типовой устав, размещенный на сайте ФНС России? Законодатели предусмотрели, что в таких случаях достаточно будет уведомить, что ООО действует на основании типового устава. Заинтересованные лица смогут бесплатно ознакомиться с типовым уставом на сайте ФНС России.
Кроме этого, информация о том, что ООО действует на основании типового устава, будет содержаться в ЕГРЮЛ (также см. «Что изменится с 30 июня в процедуре получения сведений и документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП»).
Из пояснительной записки к законопроекту
При использовании типовых уставов учредителям юридических лиц не потребуется квалифицированная правовая помощь для составления устава, контрагенты юридических лиц смогут сократить время на проверку учредительных документов, а регистрирующий орган может не проверять соответствие устава законодательству.
Филиалы и представительства
В настоящее время в пункте 3 статьи 55 ГК РФ сказано, что сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в ЕГРЮЛ. До 1 сентября 2014 года в этой норме говорилось, что информацию о филиалах и представительствах также следует отражать в учредительных документах (см. «Поправки в ГК РФ: новые виды юрлиц, обязательный аудит для всех АО и принудительная ликвидация организаций»). После этой даты данное требование из пункта 3 статьи 55 ГК РФ было исключено, однако оно осталось в законах об ООО и об АО.
А это означало, что при создании или ликвидации филиала (представительства) организации по-прежнему должны готовить новую редакцию устава или принимать изменения в виде отдельного документа. Далее следует уведомить налоговый орган о внесении соответствующих изменений в устав (ст. 19 Закона № 129-ФЗ). Такие требования до недавнего времени содержались в пункте 5 статьи 5 Закона об ООО и пункте 6 статьи 5 Закона об АО.
Благодаря комментируемым законам, организации будут избавлены от необходимости указывать в уставах сведения об открытии (закрытии) филиала или представительства, а также уведомлять об этом налоговый орган. Одна из поправок предусматривает, что АО может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с положениями Гражданского кодекса (новая редакция пункта 6 статьи 5 Закона об АО; начала действовать с 1 июля 2015 года). А, как мы уже сказали, Гражданский кодекс в настоящее время не требует указывать в уставах сведения о филиалах и представительствах. В новой редакции пункта 5 статьи 5 Закона об ООО прямо сказано, что информация о филиалах и представительствах отражается в ЕГРЮЛ.
Заметим, что принятые законы не обязывают ООО и АО исключить из своих уставов уже имеющиеся в них сведения о филиалах и представительствах.
Срок регистрации юрлиц и ИП
Отметим еще одну поправку, внесенную в Закон № 129-ФЗ. Законодатели сократили срок, который отводится налоговым органам на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сейчас налоговики должны зарегистрировать новую организацию или ИП в течение пяти рабочих дней. После вступления изменений в силу, этот срок составит три рабочих дня, отсчитываемых со дня представления необходимых документов (п. 3 ст. 13 и п. 3 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ).
Срок принятия решения об отказе в государственной регистрации также сокращается с пяти до трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).
Видео (кликните для воспроизведения). |
*Федеральный закон от 29.06.15 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» и Федеральный закон от 29.06.15 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Источники
Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.- Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
- Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.