Планирование фот в бюджетном учреждении

Все ответы в статье: "Планирование фот в бюджетном учреждении" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

По какой формуле и как рассчитывается фонд оплаты труда

Любой наемный труд, являясь основной деятельностью человека, обязательно должен оплачиваться. Иными словами, конечным результатом любого труда является получение за него вознаграждения. Трудоустраиваясь, работник рассчитывает на определенную оплату, оговариваемую заранее и отраженную в соответствующей документации.

В свою очередь, работодатель, формируя штат, должен заранее рассчитывать средства, предназначенные на оплату труда и брать во внимание этот показатель в течение всего функционирования организации. Расходы на наемный персонал составляют важнейшую статью трат предпринимателя.

Рассмотрим, чем отличается фонд оплаты труда (ФОТ) от фонда заработной платы (ФЗП), как формируется ФОТ, как правильно его планировать и с помощью какой формулы производить расчет.

ФОТ или ФЗП?

Оплата труда предусматривает не только регулярное получение работниками заработной платы. На предприятиях, заботящихся о своем персонале, сотрудники обычно получают не только суммы, предназначенные к выплате согласно окладу или тарифной сетке, но и дополнительные средства, предусмотренные внутренней политикой и/или отраслевыми особенностями организации.

Таким образом, фонд оплаты труда включает в себя все виды выплат, которые производит предприниматель в пользу сотрудников, то есть все расходы, предусмотренные на персонал организации в планируемом, текущем или прошедшем периоде независимо от причин начисления. Если сравнить эту совокупность с фондом заработной платы (ФЗП), то последняя будет входить в состав ФОТ.

Главное отличие ФЗП в том, что в этот фонд входят только те выплаты, которые непосредственно связаны с производимыми сотрудниками трудовыми операциями и их результатами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти фонды будут совпадать, если в организации сотрудники не получают никаких выплат, помимо зарплаты. Но на практике такое встречается достаточно редко.

ФЗП и ФОТ рассчитываются по идентичным алгоритмам.

Зачем нужен показатель ФОТ

Значение ФОТ как экономической категории, помимо непосредственного учета необходимых расходов, помогает в решении многих управленческих задач, таких как:

  • анализ затрат на персонал разных структурных подразделений;
  • регулировка общих расходов фирмы;
  • определенная роль в повышении рентабельности и снижении расходной статьи;
  • корректировка себестоимости продукции и, как следствие, ценовой политики компании;
  • исчисление обязательных социальных выплат – страховых взносов, пенсионных вкладов и др.;
  • составление бюджета расходов.

Состав фонда оплаты труда

Фонд оплаты труда представляет собой совокупность фонда заработной платы и всех других видов затрат на персонал. Включает в себя следующие категории:

  • премиальные;
  • «тринадцатую» зарплату;
  • больничный;
  • отпускные всех видов;
  • командировочные;
  • бонусы за стаж;
  • суммы за время, которое фактически не было отработано, но по закону подлежит оплате (например, простой);
  • доплаты за совместительство, за неурочное или сверхурочное время работы, за опасные или вредные условия труда и т.д.;
  • возмещение ущерба работника;
  • траты на обеспечение работника льготной или бесплатной форменной одеждой;
  • льготное рабочее время для трудоустроенных несовершеннолетних;
  • затраты на медосмотры;
  • социальные выплаты;
  • компенсационные средства (например, за питание, проезд к месту работы и др.)

В фонд оплаты труда не включаются:

  • годовые премии;
  • целевые платежи в пользу работников;
  • премии, выплаченные из спецфондов;
  • отдельные пенсионные надбавки;
  • возмещение путевок, проезда и т.д.;
  • подарки от фирмы;
  • дивиденды;
  • все виды материальной помощи.

Сроки формирования фонда оплаты труда

В зависимости от потребности организации, фонд заработной платы можно рассчитать на любой интересующий период, даже на одни сутки. На практике чаще используют другие единицы отчета:

  • ФОТ на год рассчитывают за последний календарный годичный период, используют этот показатель для определения всей суммы фонда оплаты труда;
  • ФОТ на месяц чаще применяют для различных видов отчетов;
  • ФОТ на день используют как теоретический показатель для анализа расходов фирмы;
  • ФОТ на час понадобится тем предприятиям, где сотрудники трудятся на почасовой системе оплаты.

Расчет годового ФОТ

Для того чтобы рассчитать годовой показатель фонда оплаты труда, нужно иметь для вычислений следующие данные:

  • суммы выплаченных сотрудникам зарплат согласно ведомостям;
  • количество отработанных часов (вычисляется по табелям учета рабочего времени);
  • показатели дополнительных затрат, закрепленные в локальных нормативных актах фирмы;
  • количество сотрудников по списку и их оклады (фиксируются в штатном расписании);
  • формы оплаты, принятые на фирме (оклад, сдельная, почасовая).

Универсальная схема

Универсальная схема расчета предусматривает сложение всех сумм, предназначенных для персонала. Для того чтобы подсчитать ее максимально просто, хоть и несколько приблизительно, используют такую формулу:

  • ФОТгод – годовой показатель фонда оплаты труда;
  • ЗПс-м – среднемесячная заработная плата (все суммы выплат за год, поделенные на 12);
  • Чср-сп. – среднесписочная численность сотрудников (суммированное количество работников за каждый день месяца, разделенное на количество дней в месяце, повторенное 12 раз по числу месяцев в году).

НАПРИМЕР. В штате ООО «Традиция» с января по март 2016 года числилось 12 человек, в апреле взяли еще 2 работников, штат не менялся до октября, когда был уволен 1 человек, а в декабре взято на работу еще трое. Предварительно вычисленная по ведомостям среднемесячная зарплата персонала, включая премии, доплаты и бонусы, составила 456 тыс. руб. Сначала определим среднесписочную численность работников: (12 х 3 месяца) + (12+2(апрель)) + (14 х 6 (до октября)) + (14-1(октябрь)) + 13 (ноябрь) + (13 + 3(декабрь)) / 12 = 13.
Рассчитаем ФОТ для ООО «Традиция» за 2016 год: 456 000 х 13 х 12 = 71 136 000 руб.

При почасовой оплате

Расчет ФОТ для почасовой оплаты труда производится по следующей схеме:

  • ФОТчас – фонд оплаты труда для почасовиков;
  • ст. – сумма ставок почасовых рабочих;
  • РЧ – количество рабочих часов.

При сдельной оплате

Расчет ФОТ для сдельной оплаты труда производится так:

  • ФОТсд. – фонд оплаты труда для рабочих со сдельной зарплатой;
  • Vпл. – объем продукции по плану;
  • Цед. – цена за единицу продукции;
  • К – различные компенсации;
  • Н – надбавки;
  • Пр. – премии;
  • Всоц.– социальные выплаты.

К СВЕДЕНИЮ! Если требуется вычислить не годовой, а месячный ФОТ или использовать другую отчетную единицу, нужно брать для формул соответствующие показатели, то есть не умножать среднемесячную зарплату на 12, а среднесписочную численность определять за 1 отчетный месяц.

Не стоит экономить на ФОТ

Любой предприниматель стремится сократить свои расходы, в том числе и за счет фондов зарплаты и оплаты труда. Конечно, можно урезать зарплаты, отменить компенсационные выплаты, убрать премиальные и т.д.

Однако не следует увлекаться таким снижением. Работник вправе рассчитывать на справедливое трудовое вознаграждение. Финансовая мотивация является одним из самых сильных факторов, влияющих на текучесть кадров, их квалификацию, а также эффективность выполнения трудовых обязанностей. Скудный фонд оплаты труда может провоцировать работников на правонарушения с целью как-то восполнить недополучаемые средства незаконным образом.

Если выразиться проще, в преобладающем большинстве сотрудники работают именно так, как им платит работодатель.

Что включает в себя фонд оплаты труда?

Фонд оплаты труда – что входит в это понятие и в чем его отличие от фонда зарплаты?

Два фонда (оплаты труда и зарплаты) взаимосвязаны между собой, но не являются идентичными. Хотя совпадение этих показателей возможно, когда фирма экономит на разного рода выплатах (социальных и прочих) своим работникам и кроме непосредственного вознаграждения за труд (зарплаты) никакие иные выплаты не предусматривает.

Читайте так же:  Плохая уборка подъездов куда жаловаться

Каждый руководитель компании и индивидуальный предприниматель должен представлять, что включает в себя фонд оплаты труда. Если исходить из теоретического аспекта, фонд оплаты труда (ФОТ) – это совокупность средств фирмы (как в денежной, так и в натуральной форме), затраченных за определенный временной промежуток на выплаты трудовому коллективу.

В первую очередь в состав ФОТ входят зарплаты и премии, а также разнообразные доплаты (за совмещение, за работу в ночное время суток и др.). Вслед за перечисленными элементами следуют стимулирующие и компенсирующие компоненты ФОТ, а также иные выплаты (к примеру, начисленные за время, которое не отработано, но по закону подлежит оплате). В целом в состав ФОТ входят фонд заработной платы (ФЗП), социальные и прочие выплаты.

ФЗП – понятие более узкое, чем ФОТ, но формируются и рассчитываются оба фонда по схожим алгоритмам. Об этом поговорим в следующих разделах.

Как рассчитать ФОТ: формула расчета по балансу

Что включает в себя фонд оплаты труда и как его правильно рассчитать? Подобный вопрос актуален для всех коммерсантов – зарплатная составляющая себестоимости товаров или услуг зачастую составляет значительную ее долю и влияет на конечный финансовый результат работы компании.

Чрезмерная экономия на размере ФОТ чревата – скудная зарплата, отсутствие стимулирующих и компенсационных выплат не способствуют высоким производственным показателям и получению достойной прибыли. Результатом такой прижимистости коммерсанта могут стать текучесть кадров, низкая производительность труда, желание отдельных членов коллектива восполнить сумму получаемого вознаграждения за труд за счет имущества фирмы и т. д.

Формула расчета ФОТ представляет собой сумму разнообразных его составных частей. Количество элементов такой формулы зависит от содержания внутрифирменных локальных актов. К примеру, если этими документами предусмотрена ежемесячная выплата работникам зарплаты (ЗП), премии (ПР), а также материальной помощи (МП) в дополнение к отпускным (ОТП), то формула расчета ФОТ будет выглядеть следующим образом:

ФОТ = ЗП+ ПР + ОТП + МП.

Алгоритм расчета фонда оплаты труда, формула которого представлена выше, является схематичным, и расчет ФОТ (как и расчет фонда заработной платы) в различных компаниях может проводиться по более детализированному или сокращенному варианту формулы в зависимости от состава ФОТ и ФЗП.

Когда в качестве источника информации для формулы используются регистры бухучета, фонд зарплаты за некоторый срок рассчитывается следующим образом. Складываются данные по кредиту 70-го счета («Рас­че­ты с пер­со­на­лом по опла­те труда») с дебета счетов:

  • 20-го, на котором отражаются операции характерные для «Основного производства»;
  • 25-го, где отражаются «Об­ще­про­из­вод­ствен­ные рас­хо­ды»;
  • 26-го, отведенного для «Об­ще­хо­зяй­ствен­ных рас­хо­дов»;
  • 08-го, где записываются «Вло­же­ния во вне­обо­рот­ные ак­ти­вы»;
  • 91-го, предназначенного для «Про­чих до­хо­дов и рас­хо­дов» и т.п.

Что входит в фонд заработной платы: его состав и структура в балансе

Фонд заработной платы – один из элементов ФОТ, представляющий собой выраженную в стоимостной форме сумму средств, предназначенных для выплаты заработной платы членам трудового коллектива.

Состав фонда заработной платы, как и в целом состав ФОТ, во многом зависит от внутрифирменной структуры и содержания локальных «зарплатных» актов (положения об оплате труда, о премировании и др.). Помимо выплат – вознаграждений за труд (по тарифам и ставкам), ФЗП включает премии, вознаграждения и поощрительные выплаты.

Можно выделить 4 основные составные части ФЗП:

  • непосредственно зарплата;
  • оплата неотработанного временного промежутка (отпуска, простои и др.);
  • поощрительные выплаты (премии, бонусы за выслугу лет и др.);
  • «поддерживающие» выплаты (бесплатная или частичная компенсация работникам питания, коммунальных услуг, топлива и др.).

Структура в балансе ФЗП в разных компаниях различается. К примеру, структура «зарплатного» фонда небольшой консалтинговой фирмы может выглядеть следующим образом:

Всего ФОТ – 100%, в том числе:

  • администрация – 35%;
  • консультанты – 40%;
  • бухгалтерия – 15%;
  • технический персонал – 10%.

В отношении формулы расчета ФЗП применяются те же алгоритмы и подходы, что и для расчета ФОТ, описанные в предыдущем разделе.

ФЗП, как и ФОТ в целом, требует к себе скрупулезного и внимательного подхода, поэтому уважающие себя фирмы регулярно составляют смету «зарплатного» фонда, а также занимаются не только его планированием, но и регулярным анализом. Об этом поговорим далее.

Что такое смета ФОТ?

Основное назначение сметы ФОТ – планомерное использование «зарплатных» средств. Обычно расчеты составляются на год с разбивкой по кварталам или месяцам. Из сметы должно быть видно, по каким направлениям расходуются средства, а также величины компонентов ФОТ.

Отдельно производится разбивка «зарплатных» расходов по категориям работников (администрация, основной производственный персонал и т. д.). Это позволяет осуществлять контроль над использованием средств и использовать необходимую «зарплатную» информацию для целей внутреннего планирования.

Смета может составляться не только по основным элементам ФЗП, но и по выплатам, носящим социальный характер и прочим.

Смета ФОТ – элемент планирования, характерный в большей степени для крупных предприятий, имеющих в штате специалистов соответствующего уровня и квалификации и сохраняющих подходы к планированию со времен плановой (социалистической) экономики. В современных коммерческих структурах этот документ менее распространен или имеет иное название. О процессе планирования поговорим в следующем разделе.

Планирование ФОТ

Исходя из того, что включает в себя фонд оплаты труда весомую долю общих расходов компании, важным вопросом является предварительное (плановое) определение структуры и размера ФОТ.

Процесс планирования ФОТ можно представить следующим алгоритмом:

  1. Собрать информацию о структуре фирмы, численности персонала и его движении, данных по средней зарплате, плановых показателях производства; изучить штатное расписание и внутренние локальные акты, связанные с ФОТ (положения об оплате труда, о премировании и др.).
  2. Спрогнозировать среднюю численность персонала на плановый временной промежуток.
  3. Выбрать структуру планирования (определиться с основными плановыми параметрами и степенью детализации показателей), составить смету.
  4. Рассчитать ФОТ, избрав наиболее приемлемый способ его исчисления.

С внутрифирменными «зарплатными» локальными актами знакомьтесь в материале «Положение об оплате труда работников — образец 2018 — 2019».

Спрогнозированный ФОТ позволяет осуществлять своевременный анализ и контроль его использования.

Анализ использования ФОТ

Анализировать использование ФОТ – значит выявлять причины отклонения фактических «зарплатных» расходов от плановых, сопоставлять темпы роста зарплаты с темпами изменения производительности труда, определять резервы для совершенствования оплаты труда и др. Результатом анализа использования ФОТ является перечень мероприятий, направленных на улучшение использования ФОТ.

Для анализа использования «зарплатного» фонда сумму расходов на оплату труда подразделяют на 2 части: постоянную (зарплаты, доплаты и отпускные работников-повременщиков) и переменную («зарплатные» расходы сдельщиков).

В отношении постоянной части ФОТ применяются детерминированные факторные модели анализа. Проводится изучение влияния на ФОТ таких факторов, как среднесписочная численность, среднегодовая и среднедневная зарплата работника, средняя продолжительность рабочей смены, количество отработанных за год дней одним работником.

Читайте так же:  Фз 52 о тишине с последними изменениями

Для анализа переменной части используются иные показатели, исходя из того, что на эту часть ФОТ наибольшее влияние оказывает трудоемкость изготовления единицы продукции и расценки за единицу ее изготовления.

Проводить анализ фонда заработной платы простым сопоставлением показателей «зарплатного» фонда с аналогичными данными предыдущих периодов и плановыми данными не является достаточным. Важно учесть все структурные нюансы, влияющие на ФОТ (изменение в ассортименте выпускаемой продукции, объемах производства, трудоемкости изготовления продукции т. д.).

Эффективное использование средств, предназначенных для оплаты труда, достигается следующим условием: темп роста производительности труда должен быть выше темпа роста его оплаты.

Подробнее о методах анализа показателей бухгалтерских отчетов см. материал «Методы проведения анализа отчета о прибылях и убытках».

Справка о ежемесячном фонде оплаты труда – образец

Этот документ коммерческим структурам может понадобиться в следующих обстоятельствах:

  • при оформлении займа в кредитном учреждении;
  • банк может затребовать справку для подтверждения порядочности компании в том плане, что снимаемые со счета деньги действительно идут на оплату труда;
  • при осуществлении контрольных мероприятий специалистами ФНС или страховых фондов.

Для структур бюджетного подчинения этот документ является обязательным.

Справка может при этом содержать информацию не только о размере фонда оплаты труда за месяц, но и за иной период. Более того, документ может составляться и по предполагаемым показателям, и по реально сложившимся выплатам.

Унифицированной формы для этого документа не предусмотрено. Мы подготовили шаблон, который должен подойти для организаций и ИП, поскольку в него включены все требуемые в таких случаях сведения. Предлагаем скачать образец справки о ежемесячном фонде оплаты труда на нашем сайте.

Фонд оплаты труда включает в себя все заработанные сотрудниками выплаты в денежной и натуральной форме (зарплаты, премии, компенсации, надбавки и др.), а также социальные и иные выплаты.

Формирование ФОТ производится с учетом действующих в организации «зарплатных» локальных актов (коллективного договора, положений об оплате труда, премировании и др.).

Планирование фот в бюджетном учреждении

Артемова И.В.,
главный бухгалтер, консультант

Для выполнения государственного (муниципального) задания учреждениям выделяется финансовое обеспечение в виде субсидии. Средства на оплату труда, а также начисления на выплаты по оплате труда входят в состав финансового обеспечения как в качестве непосредственных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, так и в качестве общехозяйственных затрат. Рассмотрим основные проблемы планирования фонда оплаты труда в целях расчета финансового обеспечения на выполнение государственного (муниципального) задания.

Нормативно-правовая основа

Положения нормативных актов, а также документы учредителя бюджетного или автономного учреждения являются основой для установления окладов (надбавок), систем оплаты труда, размера страховых взносов и других показателей, необходимых для расчета и планирования средств в составе финансового обеспечения на выполнение задания для автономных и бюджетных учреждений, получающих соответствующую субсидию.

Оплата труда как часть нормативных затрат

Основным документом, регламентирующим порядок расчета всех видов нормативных затрат, является приказ Минфина и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527 (далее — Приказ № 137н/527). Напомним, что для казенных учреждений, оказывающих государственные услуги в рамках выполнения государственного задания, его применение также обязательно.
Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг для бюджетных и автономных учреждений по решению их учредителей может определяться либо согласно Приказу № 137н/527, либо в ином порядке, установленном учредителем .
Подробнее о порядке расчета нормативных затрат читайте в статье И.В. Артемовой, А.Ю. Шихова в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 1 за 2012 год.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Финансовое планирование фонда оплаты труда

Анализ практики финансового планирования

фонда оплаты труда

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме ФЗ «Об образовании» можно выделить ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

— предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

— взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в аренду свободных помещений.

Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.

На региональном уровне зачастую разрабатываются положения, в которых перечисляются виды платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. В их состав могут входить следующие виды услуг:

1) образовательные услуги:

— обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указанной дисциплине;

— изучение специальных, не предусмотренных учебным планом, предметов;

— услуги психологической службы и тьюторство (сверх услуг, финансируемых из бюджета);

— подготовительные курсы к школе;

— подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения;

— создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии;

2) развивающие услуги:

— предметные кружки по интересам;

— созданий различных студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам и др.;

3) спортивно-оздоровительные мероприятия:

— организация секций и групп по укреплению здоровья детей.

Читайте так же:  Приказ на вторую подпись в банк образец

Оказание дополнительных платных образовательных услуг возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с соответствующим региональным методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.

Для предоставления дополнительных платных образовательных услуг необходимо должным образом документально оформить указанный процесс.

Денежные средства, поступающие за предоставленные услуги в наличной форме, перечисляются на соответствующие счета образовательного учреждения. Если расчет производится в безналичной форме, то образовательное учреждение обязано получить от потребителя квитанцию об оплате, либо платежного поручения с отметкой банка.

Контроль над деятельностью образовательных учреждений, выполняющих дополнительные услуги, а также правильностью взимания платы с потребителей, осуществляют в пределах своей компетенции:

— учредитель образовательного учреждения;

— государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами РФ возложена проверка деятельности образовательного учреждения.

Оплата труда в учреждении осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 4.02.1999 г. №22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы». Названный Закон устанавливает, что оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. На учреждении лежит обязанность уплачивать единый социальный налог (взнос). Порядок и условия его уплаты установлены главой 24 Налогового кодекса РФ.

Фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, с учетом обеспечения мотивации работников к повышению эффективности труда при введении и реализации новых систем оплаты труда, исходя из возможностей соответствующих бюджетов, а также повышения уровня реальной заработной платы работников с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.

При расчете оплаты труда работников учитывается штатное расписание. Штатное расписание включает в себя все должности служащих данного учреждения. Ежегодно при расчете ФОТ анализируется текучесть кадров. Проанализировав штатное расписание за предыдущие периоды, мы можем сделать ряд выводов.

Размеры и условия оплаты труда работников не снижены и не ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации. Обеспечена зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации. Обеспечена работодателем равная оплата за труд равной ценности при установлении размеров окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников.

Системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами.

Установлены размеры выплат компенсационного характера не ниже размеров, установленных трудовым законодательством. Коллективным договором установлены размеры и определены условия осуществления выплат стимулирующего характера. Установление размеров должностных окладов руководителя учреждения осуществляется в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала, а его заместителей и главного бухгалтера — в размере на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя учреждения.

Районный коэффициент не учитывается в расчетах ФОТ и начисляется на заработную плату работников учреждения.

Выплата заработной платы и социальных выплат в учреждении в течение анализируемого времени производилась своевременно и в полном объеме.

Планирование фот в бюджетном учреждении

В наше время большинство бюджетных учреждений финансируется по нормативному принципу, то есть им выделяются средства, исходя из затрат и количественных показателей. При этом уровень образования может снижаться. Ведь на зарплату педагогов влияет число учеников в классе, а не отметки получаемые ими. Поэтому необходимо сделать так чтобы в расчет брались качественные показатели, например, одним из главных показателей для оценки работы учителя, может служить удельный вес школьников, сдавших Единый государственный экзамен на «хорошо» и «отлично». И в Лицее, где большинство выпускников сдали государственный экзамен на двойки и тройки, педагогам не стоит рассчитывать на хорошую зарплату.

На языке специалистов такая планируемая система финансирования будет называться бюджет, ориентированный на результат.

Правительство Российской Федерации наметило ряд первоочередных мер в реформировании системы финансирования бюджетных учреждений. Можно выделить четыре основных направления:

1. Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств.

2. Уточнение правового статуса и реорганизации бюджетных учреждений.

3. Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг.

4. Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.

Под оптимизацией действующей сети получателей бюджетных средств подразумевается проведение инвентаризации всех бюджетных учреждений и реестров получателей бюджетных средств по главным распорядителям. Это делается с целью административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств соответствующим профильным министерствам и ведомствам; ликвидации «лишних» бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется; устранения ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти.

Второе направление реформирования направлено на уточнение статуса учреждений и внедрение новых организационно-правовых форм бюджетных организаций, способных наиболее эффективно предоставлять государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств. На данном этапе возможно проведение сравнительной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и их фактического предоставления. При этом может возникнуть ситуация, при которой окажется, что часть бюджетных услуг вообще не востребована, а другой не хватает. Вот и получается, что бюджетные средства уходят не туда куда, хотелось бы.

Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг предусматривает постепенный отказ от сметного финансирования бюджетных учреждений; широкое использование механизма государственного (муниципального) социального заказа; применение конкурентных способов распределения бюджетных средств (проектный метод); финансовую привлекательность выполнения государственных заданий. Учреждение должно не просто получать бюджетные средства в виде финансирования, но и прикладывать какие то усилия, бороться, для того чтобы получить дополнительные средства на развитие деятельности.

Методы формирования бюджета, ориентированного на результат, — это, прежде всего, повышение ответственности министерств и ведомств за достижение поставленных целей и эффективное использование бюджетных средств; внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат; переход на контрактную систему финансирования бюджетных услуг.

Как оценить результативность работы учреждений образования? Сфера образования и связанные с ней финансовые потоки — одна из самых сложных сфер, как для экономистов, так и для юристов. В большинстве случаев к ней невозможно применить стандартные понятия финансового анализа: рентабельность, ликвидность и другие. Однако какие-то критерии результативности нужны и здесь. Среди прочего, работники образования также должны быть материально заинтересованы в результатах своего труда, как и работники других отраслей. В этой связи интересна попытка установить и описать критерии результативности деятельности муниципальных учреждений образования.

1.1. Участие в городских областных, региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, фестивалях, выставках, научно-практических конференциях и других мероприятиях.

1.2. Поддержание и улучшение материально-технической базы учреждения, сохранение и увеличение основных фондов.

1.3. Методическая деятельность.

1.4. Взаимодействие с другими учреждениями образования, общественными организациями по осуществлению образовательных и социально-экономических программ и задач.

1.5. Повышение квалификации работников. Создание условий для творческого роста персонала.

1.6. Правильная расстановка и рациональное использование трудовых ресурсов учреждения, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Читайте так же:  Регистрируем право собственности с помощью пошаговой инструкции

1.7. Выполнение плана поступления доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

1.8. Применение различных форм платных услуг населению, привлечение внебюджетных средств, работа со спонсорами.

1.9. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся и иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

1.10. Использование новых технологий, методов и форм в образовательном процессе.

1.11. Культурно-просветительская деятельность среди учащихся Лицея, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого школьника.

1.12. Организация досуга и методов работы, способствующих формированию позитивного мировоззрения и повышению культурного уровня школьников.

1.13. Отсутствие необоснованной кредиторской задолженности.

Совершенствование бюджетирования предполагает повышение самостоятельности бюджетных учреждений, поскольку отсутствие у многих из них в настоящее время права самостоятельного распоряжения бюджетными средствами имеет последствием значительные финансовые издержки.

Таким образом, при переходе на новые системы оплаты труда в бюджетной сфере России очевидны следующие системные проблемы:

— новые базовые оклады бюджетной сети устанавливаются кратно ниже рыночной стоимости труда;

— имеет место распыление бюджетных средств на микроскопические надбавки к базовым окладам, неспособные в принципе изменить конкурентоспособность бюджетной сети на рынке занятости;

— при разработке мотивационных систем преобладает непонимание необходимости разграничить работу, выполняемую за оклад, и деятельность работников, за которую назначаются стимулирующие выплаты;

— головное министерство в распространенных на сайте методических материалах и рекомендованной пилотной модели (Роспотребнадзор) не ставит задачи определять конкретные показатели результатов труда, ожидаемых от руководителей и работников, одновременно с методикой их измерения или расчета, с определением периодичности сбора значений и лиц, ответственных за эту работу. Это значит, что будет создана незавершенная, неработающая система распределения премий за непонятные результаты. Логическим итогом станет консервация на нынешнем уровне (или даже возрастание) роли руководителей в вопросах распределения средств на оплату труда.

Между тем, в действительно прогрессивных мотивационных системах работникам предлагаются заранее известные условия премирования, которые мало зависят от текущего настроения руководства, что и формирует желательное служебное поведение персонала в соответствии с целями и задачами организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Документы о новых системах оплаты труда создаются формально, в спешке, к дате 1 декабря, без учета опыта, накопленного в коммерческом секторе, с неправильным методическим подходом, исходящим от головного министерства — Минздравсоцразвития России.

Итогом будет ситуация, когда неконкурентоспособные базовые оклады будут дополняться якобы премиальными выплатами, вне формализованных способов выявления результатов труда, а значит, на субъективной основе.

Эти обстоятельства, по нашему мнению, не позволят достичь целей реформы оплаты труда в бюджетной сфере — повышения ее результативности и эффективности, увязки вознаграждения бюджетников с качеством государственных услуг в стране.

Проанализировав финансовое планирование фонда оплаты труда можно сделать следующие выводы:

1. Фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях формируется на календарный год. При расчете ФОТ учитывается штатное расписание, коллективный договор. Необходимо так же учитывать требования трудового законодательства.

2. Проанализировав практику финансового планирования ФОТ, выявлено, что размеры и условия оплаты труда работников не снижены и не ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации.

3. С переходом к новым системам оплаты труда учреждение должно не просто получать бюджетные средства в виде финансирования, но и прикладывать какие-то усилия, бороться, для того чтобы получить дополнительные средства на развитие деятельности.

2.5 Планирование фонда оплаты труда

Заработная плата представляет собой сумму денежных выплат, стоимость натуральной оплаты за работу, выполненную по трудовому договору (контракту), и по структуре состоит из основной и дополнительной заработной платы.

Основная заработная плата включает оплату труда работников по действующим на предприятиях сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) и представляет собой относительно постоянную часть оплаты, соответствующую установленной норме.

Дополнительная заработная плата включает различные виды премий, доплаты за работу в сверхурочное время, доплаты по прогрессивным расценкам, за отклонение от нормальных условий труда, оплату целодневных и внутрисменных простоев, доплаты бригадирам и т.д.

Плановая величина расходов на оплату труда, или фонд оплаты труда (ФОТ), может определяться укрупненно или дифференцированно.

Укрупненно плановый фонд оплаты труда (ФОТпл) можно рассчитать разными способами:

1) на основе норматива заработной платы на единицу продукции (работ) (Нпл):

где Qi — планируемый объем продукции в натуральном (стоимостном) выражении;

2) на основе норматива прироста фонда оплаты труда за каждый процент прироста объема продукции:

где ФОТбаз — базовая величина фонда оплаты труда в предыдущем (отчетном) году;

Нз.пл — норматив прироста заработной платы за каждый процент прироста объема продукции;

П — прирост объема продукции;

3) исходя из численности работающих (Чсп) и их годовой заработной платы с доплатами и начислениями (ЗПгод):

При этом методе ФОТ может быть рассчитан как в целом по предприятию, так и по категориям и отдельным группам работников.

Дифференцированный (детальный) расчет планового ФОТ производится раздельно по категориям промышленно-произ-водственного персонала, по цехам (подразделениям), в целом по предприятию и включает расчеты тарифного, часового, дневного, месячного (годового) ФОТ.

Тарифный ФОТ включает оплату труда рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков.

ФОТ рабочих-сдельщиков (ЗПсд) за запланированный объем работ по сдельным расценкам рассчитывается по формуле

где Рсд — сдельная расценка за единицу продукции;

Q — количество (объем) изделий по программе;

Квн — коэффициент выполнения планового задания.

ФОТ рабочих-повременщиков (ЗПпов) за подлежащее отработке время по тарифным ставкам определяется по формуле

где Тр н — объем работ, нормо-ч;

Стч.ср — средняя часовая тарифная ставка по выполняемой работе.

Часовой ФОТ состоит из тарифного ФОТ и дополнительной оплаты за фактически отработанное время, в том числе за ночное время, вредность, выплаты рабочим по прогрессивным системам оплаты труда и премиальные поощрения.

Дневной ФОТ состоит из часового ФОТ и предусмотренных выплат, связанных с внутрисменными перерывами, например оплаты перерывов матерям, имеющим грудных детей; доплаты подросткам (до 18 лет) за сокращенный рабочий день.

Месячный (годовой) ФОТ включает дневной ФОТ и доплаты за нерабочие дни: очередной и дополнительный отпуска; выполнение государственных обязанностей; выходное пособие.

Сумма тарифного ФОТ и доплат к нему называется основной заработной платой.

Планирование основной заработной платы производим по формуле:

ОЗП = ЗПпрям+ Премия + Нвред+ Нн.ч+Нв.ч+ РН, руб., (2.63)

где ЗПпрям— прямая заработная плата, руб.;

Премия — премия, руб.;

Нвред — надбавка за вредные условия труда, руб.;

РН — районная надбавка, руб.

Планирование прямой повременной заработной платы.

Прямая заработная плата рассчитывается по формуле:

где Стч.ср— средняя тарифная ставка, руб./час

Тр — годовая трудоемкость, чел.час

Планирование надбавки за вредные условия труда

Надбавка за вредные условия труда производится на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в размерах, установленных по предприятию «Положением о труде и заработной плате».

%вр — процент к тарифной ставке (окладу) в размерах, установленных по предприятию «Положением о труде и заработной плате» за вредные и тяжелые условия труда.

Читайте так же:  Правила приватизации земельного участка

(2.65)

Доплаты за работу в вечернее и ночное время, совмещение профессий, сверхурочную работу, руководство бригадой, выполняющей государственные и производственные задания, производятся индивидуально и в общий фонд заработной платы к распределению не включаются.

Расчет суммы доплат за работу в вечерние и ночные смены:

, руб.; (2.66)

, руб.,

где Стчср— средняя часовая тарифная ставка, руб.;

%нч, %вч — проценты доплат за работу в ночные и вечерние часы, руб.;

Тнч, Твч— вечерние и ночные часы работы за смену, ч;

Днч, Двч— количество дней вечерней и ночной работы;

Чвчнч— количество работающих в вечернюю и ночную смены, чел.

Премия рассчитывается по формуле:

Премия =

, руб., (2.67)

где % премии — размер премии, согласно положению «О премировании работников предприятия», на котором учащийся проходил производственную практику, %.

Расчет районной надбавки.

Районная надбавка рассчитывается по формуле:

где %РН — размер районного коэффициента в зависимости от территориального района, где находится предприятие, %.

Расчет дополнительной заработной платы

В фонд дополнительной заработной платы рабочих включаются:

1) оплата очередных, дополнительных и учебных отпусков;

2) оплата времени исполнения государственных обязанностей;

3) прочие доплаты (оплаты выслуги лет).

Дополнительная заработная плата рассчитывается по формуле:

(2.69)

г

де %ДЗП — дополнительная заработная плата, %

(2.70)

***Если рабочий выполняет работу в тяжелых и вредных, а также в особо тяжелых и особо вредных условиях труда и ему начисляются надбавки за работу в этих условиях, то по КЗОТу он имеет право на дополнительный отпуск. Количество дней дополнительного отпуска устанавливается согласно положению «Об организации труда и заработной платы на предприятии».

Расчет фонда заработной платы основных рабочих

Фонд заработной платы рабочих рассчитывается по формуле:

ФОТ = ОЗП + ДЗП, руб. (2.71)

Планирование (формирование) средств на выплату заработной платы может также осуществляться нормативно-уравниевым методом на предприятиях, на которых преобладает сдельная форма оплаты труда и удельный вес специалистов и служащих невысок. Для расчета используется следующая формула:

где Н норматив формирования средств на заработную плату в количестве на единицу продукции;

Q объем продукции в принятых единицах измерения.

В тех случаях, в которых преобладает удельный вес повременной заработной платы, ФОТ можно определить по формуле:

где ФОТпост.рабфонд оплаты труда постоянных работников предприятия.

Нормативно-уровневый метод не учитывает различий в зарплатоемкости продукции, поэтому он наиболее приемлем на предприятиях, выпускающих однородную продукцию.

Для расчета ФОТ нормативно-приростным методом применяется формула:

ФОТ = ФОТбазQ, (2.74)

где ФОТбаз— базовый фонд заработной платы;

Н — норматив прироста фонда заработной платы на 1 % прироста объема продукции;

Q прирост объема продукции в %.

Норматив заработной платы на единицу объема продукции с учетом планируемых изменений производительности труда и средней заработной платы рассчитывается по формуле:

, (2.75)

где Нпл— планируемый норматив;

Нбаз— базовый норматив;

ΔЗПмес— прирост заработной платы в %;

ΔПТ — прирост производительности труда в %.

Отчисления во внебюджетные фонды, относимые на себестоимость работ

Наименование внебюджетных фондов

% отчислений от ФОТ

Пенсионный фонд России

Фонд социального страхования, федеральный фонд.

Фонд обязательного медицинского страхования

Плановый Фонд заработной платы основных рабочих с отчислениями рассчитывается по формуле:

ФОТотч= ФОТ + ЕСН, руб. (2.76)

где ЕСН — отчисления во внебюджетные фонды, руб.

Фонды оплаты труда ИТР, младшего обслуживающего персонала, служащих и пожарно-сторожевой охраны рассчитываются на основе средних должностных окладов и числа работников в каждой группе по той же методике, что и ФЗП основных рабочих.

Фонд оплаты труда учеников (ФОТуч) определяется по формуле:

где Чуч — численность учеников, чел.;

Ст.мес — месячный оклад (ставка) ученика, руб.;

Туч — время обучения, дн.

Средняя заработная плата работников вычисляется исходя из фонда оплаты труда работников, списочного состава (включая оплату труда совместителей), вознаграждений по итогам работы за год и единовременных поощрений работников и рассчитывается по формуле:

(2.78)

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

Рассчитайте годовой ФОТ рабочих слесарно-механического цеха машиностроительного завода и среднемесячную заработную плату одного работника по следующим данным: численность рабочих цеха составляет 20 человек, средняя тарифная часовая ставка — 9,5 руб.; трудоемкость работ на одного рабочего в год — 1880 чел.-час, надбавка за особые условия труда — 12 %, количество ночных смен в год в среднем на одного работника — 88 по 6 часов; продолжительность смены — 8 часов; за качественные и количественные показатели в работе работникам начисляется премия в размере 40 % к прямой заработной плате, продолжительность отпуска 32 дня, среднее количество дней дополнительного отпуска — 7 дней, дни по уважительным причинам — 4; % районной надбавки — 30 %.

1. Рассчитываем прямую заработную плату работников:

2. Рассчитываем надбавку за работу в тяжелых и вредных условиях труда:

3. Рассчитываем размер премии:

.

4. Рассчитываем надбавку за работу в ночные часы:

.

5. Рассчитываем районную надбавку:

(357200+42864+142880+40128)=174 921 руб.

6. Рассчитываем размер ОЗП:

ОЗП = 357200+42864+142880+40128+174921=757 993 руб.

7. Рассчитываем ДЗП:

ДЗП = 0,16×757993 = 121 279 руб.

%ДЗП =

8. Тогда ФОТ будет равен:

ФОТ=ОЗП+ДЗП=757993+121279 = 879 272 руб.

9. Рассчитаем среднемесячную заработную плату на одного работника цеха:

Рассчитайте ФОТ нормативно-приростным методом по следующим данным: объем продукции в планируемом году — 13 млн. руб.; объем продукции в базовом году — 10 млн. руб.; ФОТ в базисном году — 3 млн.; норматив прироста ФОТ на 1 % прироста объема продукции — 0,5. Из-за изменения структуры выполнения работы норматив ФОТ в планируемом году увеличится на 20 %.

Рассчитаем относительный объем выпуска продукции в плановом году по сравнению с базовым годом:

Q = 13000×100 %: 10000 =130 %.

Тогда прирост выпуска составит:

По условию задачи из-за изменения структуры выполняемой работы норматив Фот в плановом году увеличится на 20 %, рассчитаем новый норматив:

Применив формулу (3.74), рассчитаем:

ФОТ = ФОТбазQ/100 % =

=3000

Видео (кликните для воспроизведения).

В плановом году ФОТ составит 3540 тыс. руб.

Источники


  1. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  2. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

  3. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.
  5. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
Планирование фот в бюджетном учреждении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here