Содержание
- 1 Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
- 2 Что-то пошло не так
- 3 Какую информацию по банковским картам и доходам физлиц получат налоговики с 1 июля?
- 4 Изменение Налогового кодекса РФ с 29 сентября 2019 года
- 5 Новые правила взыскания налогов со счетов: что изменится в 2018 году
- 6 Не грузите налоговую, она вас сама найдет: 86 фейков по статье 86
- 7 Поправки к статье 86 налогового кодекса
Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:
1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.
Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.
3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.
5. Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации.
Комментарий к Ст. 86 НК РФ
В соответствии с пп. «а» п. 7 ст. 10 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон N 134-ФЗ) в ст. 86 НК РФ были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 июля 2014 г.
В силу п. 1 ст. 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения информацию:
об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов);
об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
о предоставлении права или прекращении права организаций, индивидуальных предпринимателей использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
об изменении реквизитов корпоративных средств платежа.
Информация должна быть сообщена в электронной форме в течение 3 дней со дня соответствующего события.
Порядок сообщения банком вышеуказанной информации должен быть установлен Банком России по согласованию с ФНС России. Указанное положение абз. 4 п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ не претерпело изменений.
В целях реализации действовавших ранее и действующих в настоящее время положений п. 1 ст. 86 НК РФ Банком России по согласованию с ФНС России было утверждено Положение от 7 сентября 2007 г. N 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)».
Согласно п. п. 1.1 и 1.2 вышеуказанного Положения Банка России банк должен сформировать сообщение в электронном виде об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета, вклада (депозита) клиента по форматам, установленным ФНС России.
Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России и Центр информационных технологий Банка России в уполномоченный налоговый орган для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.
Приказом ФНС России от 23 мая 2014 г. N ММВ-7-14/292@ утверждены формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Электронное сообщение о счете, вкладе (депозите) клиента банка, открытом в его филиале, может также оперативно формироваться этим филиалом и направляться банком через указанный филиал в уполномоченный налоговый орган.
В соответствии с пп. «б» п. 7 ст. 10, п. 4 ст. 24 Закона N 134-ФЗ п. 2 ст. 86 НК РФ изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 июля 2014 г.
Согласно новой редакции п. 2 ст. 86 НК РФ были введены новые правовые основания для получения налоговыми органами от банков справок (выписок) по счетам, вкладам (депозитам) и об электронных денежных средствах:
а) в части организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, — в случае истребования у этих лиц документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;
б) в части физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в случае наличия согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
ФНС России в Письме от 29 мая 2014 г. N ЕД-4-2/10322 «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014» обратила внимание, что до внесения изменений в Приказы ФНС России от 25 июля 2012 г. N N ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@ налоговым органам при направлении запросов в банки по указанным основаниям рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных Письмом ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22680@) указывать основания, используя шаблоны согласно Приложению 1 к Письму ФНС России от 29 мая 2014 г. N ЕД-4-2/10322 «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014».
Что-то пошло не так
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал
Сделано в Санкт-Петербурге
© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.
Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?
Какую информацию по банковским картам и доходам физлиц получат налоговики с 1 июля?
Что случилось?
В интернете появилось множество сообщений о том, что с 1 июля налоговая банковские карты сможет контролировать гораздо жестче. То есть ФНС России сможет получать все данные по движению денег на банковских картах физических лиц. Речь в этих сообщениях идет о поправках в статью 86 Налогового кодекса РФ , которая регулирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Но дело в том, что изменения в эту статью были внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 343-ФЗ с 1 июня 2018 года и касаются возможности взыскания налогов с банковских счетов в драгоценных металлах как граждан, так и организаций. Никакие другие поправки в Налоговый кодекс 1 июля 2018 пока не приняты, поэтому и закон с 1 июля о банковских картах, по сути, — фейк.
Право на доступ к данным счетов физлиц (слухи)
Если верить появившимся сообщениям, в НК РФ внесены изменения с 1 июля 2018, и налоговики получили право контролировать все поступления на банковские счета граждан. Сообщают, что поправки в статью 86 НК РФ с 1 июля 2018 дают налоговикам практически неограниченные возможности для получения любой информации о действиях физлиц по своим счетам. В частности, он теперь якобы смогут отслеживать абсолютно все поступления, например оплату аренды от сдачи квартиры или доходы от занятий предпринимательской деятельностью самозанятых граждан, с которых они не платят налоги.
Якобы с 1 июля все переводы физ лиц друг другу по картам будут облагаться подоходным налогом 13%, по умолчанию, а потом гражданам придется доказывать их происхождение, чтобы исключить из базы налогообложения. Если доказать честное происхождение денег не получится, как сообщают неизвестные источники, налогоплательщику придется заплатить еще и 20% за неуплаченный вовремя НДФЛ. При этом подтвердить происхождение средств получится только документально. То есть все займы и подарки от друзей и знакомых придется оформлять договорами, в противном случае они станут меньше на 13%.
Но насколько правдивы такие сообщения?
У ФНС меньше прав, чем мы думаем (правда)
Теоретически налоговая может заинтересоваться регулярно поступающими на счет крупными суммами, но это будет ее головная боль — доказать, что получатель платежей нарушал закон. И имейте в виду: денежные подарки и возврат долга не облагаются НДФЛ в принципе.
Однако это не избавляет граждан от обязанности платить налоги с 1 июля 2018 со всех поступлений на свои банковские счета, которые признаются доходами, в соответствии с действующим законодательством. Тем более что налоговики активно интересуются этим вопросом и ловят неплательщиков без помощи банков, что называется, «на живца», заказывая у незаконных предпринимателей платья, торты и другую продукцию через социальные сети в интернете. Чтобы избежать неприятностей, нужно или платить налоги, или легализовать свой бизнес и воспользоваться правом на налоговые каникулы для самозанятых, которые продлятся до конца этого года.
Изменение Налогового кодекса РФ с 29 сентября 2019 года
Редакцию Налогового кодекса РФ с 29 октября 2019 года изменил масштабный Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ, вступающий в силу в несколько этапов. В день официального опубликования закона вступили в силу поправки в первую и вторую части НК РФ, связанные с новыми налоговыми льготами по НДФЛ, особенностями определения контролирующих лиц международных компаний, прав органов ФНС России по общению с налогоплательщиками, порядком внесения платежей в патентной системе налогообложения, порядком осуществления налогового контроля и проведением выездных проверок и другими новациями.
Международные компании и международные холдинговые компании
В соответствии с новой редакцией статьи 24 НК РФ определено, что контролирующие лица международной компании на дату регистрации этой международной компании в порядке редомициляции иностранной организации становятся контролирующими лицами такой иностранной организации, если в период с 1 января 2017 года до даты регистрации международной компании в порядке редомициляции иностранной организации в составе контролирующих лиц такой иностранной организации появилось новое контролирующее лицо, являющееся российским юридическим лицом, акционерами (участниками) которого являются исключительно контролирующие лица такой иностранной организации, являвшиеся таковыми по состоянию на 1 января 2017 года. При этом контролирующие лица иностранной организации, являвшиеся таковыми по состоянию на 1 января 2017 года, являются контролирующими лицами международной компании на дату ее регистрации в порядке редомициляции иностранной организации.
Новые правила общения ФНС с налогоплательщиками
Нормами статьи 31 НК РФ в новой редакции установлено, что ФНС России может направлять документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам, которым они адресованы, или их представителям в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Статья дополнена новым абзацем следующего содержания:
В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Патентная система налогообложения и другие спецрежимы налогообложения
Видео (кликните для воспроизведения). |
Статьей 346.43 НК РФ установлены новые ограничения для применения патентной системы налогообложения:
- по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подпункте 19 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
- по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 10, 11, 32 и 33 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
- по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 45–48 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.
При этом размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается:
- на единицу средней численности наемных работников;
- на единицу автотранспортных средств, судов водного транспорта;
- на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств, на одно пассажирское место — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 10, 11, 32 и 33 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
- на 1 квадратный метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подпункте 19 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
- на один объект стационарной (нестационарной) торговой сети, объект организации общественного питания и (или) на 1 квадратный метр площади объекта стационарной (нестационарной) торговой сети, объекта организации общественного питания — по видам предпринимательской деятельности;
- в зависимости от территории действия патента.
Статьей 346.49 НК РФ определено, что если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась ПСН, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с даты начала действия патента до даты прекращения такой деятельности.
Зачет излишне уплаченных налогов
Статья 78 НК РФ дополнена новым пунктом, в соответствии с которым:
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Налоговый контроль
Нормами статьи 86 НК РФ определено, что кредитные организации, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, обязаны исполнять обязанности по налоговому контролю за организациями и ИП вплоть до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение 7 дней со дня наступления соответствующего события. Банки даже в случае отзыва лицензии обязаны ответить и выполнить требования налоговиков в течение 7 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Статья 89 НК РФ в новой редакции дает право принять решение о проведении выездной налоговой проверки налоговому органу, уполномоченному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта РФ. На основании решения этого же налогового органа также может быть проведена самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства.
Льготы по НДФЛ
В перечень статьи 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» добавлены такие виды доходов, как:
- доходы в связи с прекращением полностью или частично обязательства по уплате задолженности, доходы в виде материальной выгоды, а также иные доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории РФ, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическими лицами, являющимися членами их семей, в связи с указанными событиями;
- доходы, полученные в качестве платы за наем (арендной платы) жилых помещений от физических лиц, указанных в пункте 46 статьи 217 НК РФ, в пределах сумм, предоставленных таким лицам на цели найма (аренды) жилого помещения из средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Налоговые имущественные вычеты по НДФЛ
По нормам статьи 220 НК РФ при продаже имущества (за исключением ценных бумаг), полученного на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также по договору дарения, налогоплательщик теперь имеет право уменьшить полученные доходы от продажи такого имущества на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) такого имущества. При этом:
Если при получении налогоплательщиком имущества в порядке наследования или дарения налог в соответствии с пунктами 18 и 18.1 статьи 217 НК РФ не взимается, при налогообложении доходов, полученных при продаже такого имущества, учитываются также документально подтвержденные расходы наследодателя (дарителя) на приобретение этого имущества, если такие расходы не учитывались наследодателем (дарителем) в целях налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
При получении дохода от продажи доли в объекте недвижимого имущества налогоплательщик может уменьшить сумму своего облагаемого налогом дохода на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение этого объекта недвижимого имущества в размере, пропорциональном указанной доле налогоплательщика в объекте недвижимого имущества, при одновременном соблюдении следующих условий:
- расходы на приобретение объекта недвижимого имущества произведены членом семьи налогоплательщика — владельцем сертификата (иного документа) на материнский (семейный) капитал и (или) его супругом (супругой);
- величина расходов на приобретение объекта недвижимого имущества в доле, приходящейся на налогоплательщика, уменьшающая сумму облагаемого налогом дохода налогоплательщика, не учитывалась другими членами семьи налогоплательщика (их супругами) в целях налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ.
Налог на прибыль
Статьей 251 НК РФ определено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщики имеют право не учитывать:
- доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником организации (его правопреемником или наследником), при распределении имущества ликвидируемой организации между ее участниками;
- доходы в виде платы за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор), взимаемой операторами курортного сбора;
- доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ.
Нормами статьи 277 НК РФ теперь предусмотрено, что:
При передаче имущества в уставный фонд унитарного предприятия собственником его имущества стоимостью этого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание), осуществленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Новые правила взыскания налогов со счетов: что изменится в 2018 году
С 1 июня 2018 года правила, по которым налоговики могут принудительно взыскивать неуплаченные налоги со счетов, изменятся из-за закона от 27 ноября 2017 г. № 343-ФЗ. Рассказываем.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке. Эта процедура состоит из нескольких этапов.
Вначале налогоплательщику направляется требование о добровольной уплате налоговой задолженности в срок, который установлен в требовании. Процессуальные моменты, связанные с направлением требования о погашении налоговой недоимки (включая пени и штрафы) налогоплательщику, определены положениями ст. 69 и 70 НК РФ.
Если это требование налогоплательщик не исполнит, в отношении него применяется установленная положениями ст. 46 НК РФ процедура принудительного взыскания налоговой недоимки посредством обращения взыскания на денежные средства, размещенные на банковских счетах налогоплательщика. Она начинается с принятия налоговым органом соответствующего решения в срок – не позднее двух месяцев после истечения указанного в требовании срока для уплаты недоимки. В течение шести дней данное решение должно быть доведено до сведения налогоплательщика любым допустимым НК РФ способом.
В соответствии с п. 4 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.
В поручении налогового органа на перечисление налога должно содержаться указание на те счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению (п. 5 ст. 46 НК РФ).
Важная деталь. В названном пункте не уточнено, какие именно счета должны отразить налоговики в поручении для взыскания – конкретные номера счетов, с которых будет взыскиваться налоговая задолженность, или же достаточно фразы «с открытых в банке счетов». В связи с этим на практике получили распространение оба варианта.
В первую очередь недоимка взыскивается с рублевых расчетных счетов налогоплательщика, и только при недостаточности денежных средств на них задолженность погашается посредством обращения взыскания (п. 5, 6, 6.1 ст. 46 НК РФ):
– на средства, которые размещены на текущих валютных счетах;
– на электронные денежные средства.
В настоящее время банк может списать задолженность только со счетов налогоплательщика, которые открыты на основании договора банковского счета, так как в силу п. 2 ст. 11 НК РФ под счетом для целей налогообложения понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые согласно указанному договору. Словом, налоговики не вправе обратить взыскание на транзитные счета (см. Письмо Минфина России от 19.03.2015 № 03‑02‑07/1/15053).
Однако уже с 1 июня 2018 года взыскание может быть обращено не только на «денежные» счета, но и «металлические» счета (то есть счета, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах). Соответствующие поправки в п. 2 ст. 11 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 343‑ФЗ. Аналогичные уточняющие поправки внесены и в п. 1 и 1.1 ст. 46 НК РФ.
Также новой редакцией п. 5 ст. 46 НК РФ определена процедура списания средств с «металлических» счетов. Она схожа с порядком списания средств с валютного счета (который, кстати, не изменился): одновременно с поручением на погашение налоговой недоимки контролеры должны направить в банк поручение на продажу драгоценных металлов и перечисление полученных средств на текущий расчетный счет налогоплательщика. Это поручение при наличии средств на счете банк должен исполнить не позднее двух операционных дней (абз. 1 п. 6 ст. 46 НК РФ).
Вместе с тем, как и раньше, будет действовать запрет на обращение взыскания на депозитные счета, по которым не истек срок действия депозитного договора (см. также письма ФНС России от 23.03.2017 № ГД-4-8/5294@, от 12.11.2015 № ГД-4-8/19765@). Более того, с 1 июня 2018 года подобный запрет Законом № 343‑ФЗ распространен и на депозитные счета, и на вклады в драгоценных металлах (абз. 5 п. 5 ст. 46 НК РФ). Конечно, если срок действия договора на такой вклад не истек.
Кроме того, в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налоговой недоимки налоговики смогут приостанавливать операции налогоплательщиков по банковским счетам в драгоценных металлах. В связи с этим п. 2 ст. 76 НК РФ дополнен Законом № 343‑ФЗ новым абзацем, определяющим порядок приостановления операций по обозначенному счету. Соответствующие изменения внесены также в п. 9.2, который устанавливает последствия (в виде процентов) неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика. Теперь эти проценты будут начисляться и в случае неправомерной блокировки счета в драгоценных металлах.
В силу п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны представлять налоговым органам сведения обо всех имеющихся у налогоплательщиков счетах и остатках денежных средств. Соответственно, с обозначенной даты эта обязанность распространяется на счета в драгоценных металлах и остатки драгоценных металлов на них.
Также законодателем установлена (ст. 134 НК РФ дополнена новым п. 2) ответственность банка за совершение расходных операций по счету в драгоценных металлах при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в виде штрафа в размере 20% от суммы денежных средств, эквивалентной стоимости драгоценных металлов, с которыми были проведены расходные операции по счету, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности – в размере 20 тыс. руб.
Будут нести ответственности банки и за совершение действий по созданию ситуации отсутствия драгоценных металлов на счете налогоплательщика (п. 2 ст. 135 НК РФ).
Не грузите налоговую, она вас сама найдет: 86 фейков по статье 86
После принятия поправок в статью 86 Налогового кодекса в соцсетях появилось множество жалоб от сбитых с толку людей. Создалось впечатление, что государство собралось обкладывать налогом любые транзакции, о которых пользователей банковской карты или счета предварительно налоговые органы не уведомил.
Последние изменения в статью 86 Налогового кодекса РФ были внесены 1 июня 2018 года, и они касаются порядка обложения налогом сделок с драгоценными металлами.
Как это связано с рутинными транзакциями граждан? Никак.
Начать с того, что любые изменения в Налоговый кодекс, имеющие отношение к ухудшению положения налогоплательщиков, публикуются как минимум за 2 месяца.
Поэтому информация о том, что налоговая служба имеет право запрашивать данные по всем банковским картам и переводам по ним не соответствует действительности.
Разумеется. Налоговая вправе поинтересоваться о состоянии счета или природе транзакции гражданина, чья коммерческая деятельность вызывает подозрения. В нормах статьи 86 НК РФ и прежде была прописана обязанность банков предоставлять налоговикам информацию об открытых счетах физических лиц или их закрытии, остатках, в том числе это касается переводов. Кроме того, данные об изменениях реквизитов счета тоже может потребовать налоговая.
Главное требование к налоговой, чтобы такой запрос был официально мотивирован, то есть ему предшествовала бы проверка.
Люди не разобравшись, начали жаловаться, напирая на неограниченные полномочия налоговой. В соцсетях активно циркулирует информация о поправках в статью 86 НК РФ, которые якобы дают ФНС бесконтрольные полномочия по блокировке счетов, например относить все поступления на счет или карту физлица, которые не удалось проверить, в счет прибыли, облагаемой НДФЛ по ставке 13%, а в случае отсутствие доказательств у физлиц природы происхождения денег — штраф в размере 20% от суммы неоплаченного налога + сам налог.
Ничего подобного не происходит в действительности и не может п
произойти в ближайшем будушем.
Банки, по-прежнему, как это до всяких фейковых новостей, обязаны в течение 3 дней с даты мотивированного запроса налоговой предоставить информацию о счетах, остатках средств на них или о сомнительных переводах.
Эти данные необходимы налоговой службе, чтобы контролировать действия укрытия от уплаты налога с доходов физических лиц.
Основными движениями по банковским картам, которые попадаю в эту группу риска, является платежи за аренду недвижимости. Они являются прибылью и должны быть налогооблагаемыми. Часто такие регулярные платежи проверяет налоговая.
Если на банковскую карту приходит, например, долг, то такая сумма не является прибылью и не может облагаться налогом. Все, кто беспокоился о тотальном контроле налоговой за переводами с карты на карту, могут принять вышеуказанную информацию во внимание.
Суммируя, гражданам важно знать, что без повода и тем более самим доказывать происхождение той или иной транзакции, проще говоря перевода, поступления на счет, банковскую карту — не нужно. В случае чего, налоговая вас сама найдет.
Поправки к статье 86 налогового кодекса
18 июнь 2018 (16:43)
С конца прошлой недели соцсети взбудоражила новость о грядущих изменениях статьи 86 Налогового кодекса РФ. Часть граждан истолковали их как переход под контроль Федеральной налоговой службы банковских счетов россиян. Это якобы обяжет всех владельцев карт отчитываться о сверхдоходах и других поступлениях средств. Однако при детальном рассмотрении поправок выясняется, что по факту отчеты о банковских счетах ФНС получает на протяжении нескольких лет. Эксперты, в свою очередь, сомневаются, что у ведомства хватит сил, чтобы охватить все банковские счета.Паника среди пользователей соцсетей началась с подачи нескольких СМИ, которые истолковали поправки в статью 86 Налогового кодекса РФ как переход банковских счетов под «тотальный контроль» ФНС.
«Отныне, все поступления на счет, или карту физлица, которое не удалось идентифицировать доблестные налоговики будут расценивать как прибыль, облагаемую налогом. А вот чтобы полученные на счет деньги не учитывались как прибыль, облагаемая налогом, человеку нужно будет документально подтвердить, что это не прибыль, а, например, то или иное лицо просто вернуло ему долг», — говорится в многочисленных перепечатках в социальных сетях.
Особый акцент в подобных сообщениях сделан на «угрозе» для самозанятых граждан (фрилансеров), арендодателей квартир, а также участников незарегистрированных сделок. Лицам, которые не смогут указать свой легальный источник дохода, как утверждают авторы материала, грозят штраф в размере 20% от неоплаченного налога и сама выплата.
«Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа», — говорится в сообщении.
Закон, обязывающий банки сообщать в ФНС об изменениях на счетах клиентов, вступил в силу еще 1 июля 2014 года. Таким образом, налоговая служба почти четыре года имеет доступ к реквизитам. Нововведения, которые вступят в силу с 1 июля 2018 года, лишь уточняют положения статьи 86 Налогового кодекса РФ о драгметаллах в рамках определенной формальности. По крайне мере, так поправки трактуют сегодня многие экономисты.
«Несколько дней наблюдала, как авторитетные эксперты делятся и на полном серьезе обсуждают этот фейк. Я понимаю СМИ, но зачем это надо было бухгалтерам и юристам?» — отреагировала на панику на своей странице в Facebook экономист Екатерина Мирошкина.
Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин также считает тревогу физлиц, включая фрилансеров, необоснованной. По его оценке, ФНС не располагает такими ресурсами, чтобы проверять все существующие банковские счета.
«Правительство все время говорит об «обелении» доходов и зарплат. По всей видимости, те, у кого «рыльце в пушку», и запустил в панику. Понятно, что массовые запросы никто не станет рассылать. Будет много шума. Я вижу ситуацию так, что при проверке предприятий налоговая будет сопоставлять зарплаты сотрудников со средней по региону. В этом случае будут запрашиваться у банка карты сотрудников», — сказал УрБК Евгений Болотин.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, как следует из отработанной в ФНС практики, запрос в банк, как правило, подается при проведении проверки. Эксперты сомневаются в том, что налоговики станут распылять силы на фрилансеров в ущерб проверкам коммерческих предприятий. Другой вопрос, которым задаются сейчас специалисты, — кто и зачем поднял панику в отношении закона, существующего с 1 июля 2014 года.
Источники
Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.
Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.- Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
- Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.