Содержание
- 1 Что делать и куда обращаться в случае психологического насилия в семье?
- 2 Профилактика насилия в семье над детьми
- 3 Жестокое обращение с детьми в семье: ответственность, профилактика
- 4 Профилактика насилия в семье над детьми
- 5 Профилактика насилия над детьми в семье
- 6 Работа психолога «Профилактика насилия в семье»
Что делать и куда обращаться в случае психологического насилия в семье?
Случаи домашнего террора не являются редкостью в РФ. Агрессор – это в большинстве своём глава семейства, мужчина. Социальный статус семейства, не индикатор насилия, такие проблемы создаются даже в благополучных семьях (которые даже регулярно после побоев вызывают скорую помощь, платят, по новому закону, и уверяют, что «случайно ударились»).
Если вам или близким людям причиняется моральный вред, то не следует отвечать агрессией, а позвонить по номеру 8-800-7000– 600 «Всероссийского телефона доверия пострадавших от домашнего насилия». Обострённые ситуации нужно решать при помощи полиции.
Насилие в семье над детьми – насилие над женщиной
Социум имеет особую «хрупкую» категорию людей, таких как дети и женщины, которые не могут дать отпор насильственным действиям «сильного пола человечества».Поэтому насилие в семье над женщиной и над детьми, как социальная проблема особенно остро стоит в современном обществе.
Человек может выражать свой негатив в следующих формах насилия:
- Физическое (нанесение пострадавшему: травм, побоев, повреждений, переломов, увечий).
- Сексуальное (аморальные действия сексуального характера с целью удовлетворение физических потребностей обидчика, принуждение и демонстрация к половому акту и прочее беззаконие).
- Равнодушное отношение (преднамеренное отсутствие заботы к подопечному человеку в элементарных потребностях: пища, медицинская помощь, образование, жильё и другое).
- Психологическое (унижение, угрозы, шантаж и другие эмоциональные воздействия на жертву).
Абсолютно любая насильственная репрессия наносит непоправимый психо-физиологический вред на всю жизнь.
Подробности о последних изменениях в статье 158 УК РФ здесь:
Причины насилия в семье
Диктатура одного из членов семьи имеет самые различные причины. Соответственно каждую ячейку общества требуется рассматривать в индивидуальном порядке.
Специалисты по нравственным отношениям в семье, выделяют основные причины произвола:
- Алкоголизм, наркомания.
- Финансовые, жилищные проблемы.
- Ревность.
- Психологические, личностные проблемы собственно у самого тирана.
- Обидчик в прошлом/настоящем – жертва (дома вымещает свою агрессию, которую не смог выплеснуть, на работе/учёбе, зная о слабых сторонах родных людей).
- Модель поведения домашнего террора перенята у предыдущего поколения (родителей).
- Ложное представление у нападающего на семью понятия « Глава семейства».
Основная причина в сложности искоренении тирании в ячейках общества в том, что угнетённые сами не хотят принимать помощь от социальных служб. Связано это в первую очередь с ожиданием потерпевших «лучших времён» (то есть угнетение, временно). Хотя на самом деле, такое длиться днями, месяцами, а то и годами…
Исходя из опыта семейных отношений психологи, сделали парадоксальный вывод — психологическая помощь требуется не только потерпевшим, но и обидчику.
Хранение наркотиков: статья УК РФ здесь:
Что делать и куда обращаться в случае насилия в семье?
Как только вы заметили негативную душевную атмосферу в семье нужно не паниковать, а следовать рекомендациям работников в сфере социально — правовых отношений:
- Не стоит «разжигать» конфликт (ответными оскорблениями).
- Не повышайте голос (но при этом нужно, чтобы вас было отчётливо слышно), не нужно плакать. Проявите моральную стойкость.
- Сообщите своим родным, друзьям, соседям о назревшей сложности в семье (не надо стесняться, они могут помочь, если не получиться связаться с правоохранительными органами).
- Приготовьте деньги и личные документы, для незамедлительного «побега».
Обратитесь в травмпункт и зафиксируйте последствия, напишите заявление в полицию, либо по телефону горячей линии помощи пострадавшим от домашнего насилия по бесплатному консультационному телефону 8-800-7000– 600. Также существует центры социально-правовой и психологической поддержки, где есть стационары, если некуда ехать.
читайте о том, как признать банкротство юридических лиц в 2018 году здесь:
Психологическое насилие в семье над детьми
Психологическое насилие в семье над женщиной очень часто сопровождается ударом по психике детей, особенно в раннем детстве. Ребёнок даже не понимает «что папа стал плохим», а думает что это он в чём-нибудь провинился.
Со временем без квалифицированной педагогической помощи, у ребёнка может развиться целый комплекс личностных и психических проблем (мысли о суициде, депрессия, бессонница, заниженная самооценка, булимия и другие не менее серьёзные нервные расстройства).
Закон о насилии в семье в России 2018
Суть закона состоит в том что первые побои (без серьёзных травм) в отношении близкого человека будут считаться административным нарушением, все последующие будут уголовными. Всё это относиться к лицам ранее не привлекавшимся к уголовным преследованиям.
Данное административное наказание подразумевает:
- 30 тысяч рублей штраф;
- 15 суток ареста;
- 120 часов обязательных работ.
Насилие в семье как социальная проблема и пути ее решения
Трудности в ячейке общества — это составляющее общества, говорящее само за себя. Если вовремя не заметить как разрушаться фундамент института семьи, то конечно это отразиться на всём социуме. Как отмечают многие эксперты в семейных вопросах, проблема имеет латентный характер, люди не хотят разрушать, даже «пошатнувшееся счастье» в семье.
Как решать такие осложнения связанные с насилием:
- Оградить домашнего деспота.
- Осуществить контроль за насильником.
- Информировать слабо защищенные группы населения о действиях в подобных ситуациях.
- С раннего детства в учебных учреждениях воспитывать у детей культурно-семейные ценности.
- Создавать больше центров помощи пострадавшим.
Проблему нужно глубоко рассматривать, и изучать с учётом реального положения.
Профилактика насилия в семье над детьми
Опыт зарубежных стран, подтвердил что проводить профилактику намного эффективней, чем решать готовые проблемы.
Основные механизмы профилактики насилия над детьми:
- Проводятся выявления детей, находящихся в зоне риска.
- Профилактические беседы с потенциальным/настоящим нарушителем.
- Беседа с детьми, для распознавания фактов неправомерных действий в их адрес.
- Прогноз криминалистический, в семейно-бытовых вопросах.
Также проводиться обучение сотрудников ПДН и других структур связанных с рассмотрением семейно-бытовых дел.
Подводя итог, как отмечают психологи, что любой конфликт нужно решать в первую очередь мирным путём, без агрессии, но осторожно следить за тенденцией в отношениях.
Профилактика насилия в семье над детьми
В школьной среде наиболее уязвимы дети, имеющие внешние, поведенческие, национальные и другие особенности. Однако любой ребёнок может стать объектом травли в среде сверстников.
Чаще всего дети и подростки в школьной среде подвергаются физическому и психологическому насилию.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Психологическое насилие — это однократное или систематическое воздействие на ребенка, нанесение ему оскорблений, унижение его чести и достоинства.
Данные виды насилия одинаково разрушительны для психики ребёнка и несут серьёзные последствия для его самооценки и социализации в обществе.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
— Не следует настраивать ребёнка против участия в школьных мероприятий, даже если они кажутся Вам и ребенку недостаточно интересными;
— постарайтесь не выделять своего ребёнка среди одноклассников дорогостоящей одеждой, мобильными телефонами, броскими украшениями;
— в беседе с ребёнком следует объяснить ему важность выполнения общих требований для всех детей в классе.
Если Вы узнали о факте насилия в школе, в результате которого ребенок не пострадал физически, Вам следует:
— если обращение не нашло должного отклика, Вы можете обратиться с заявлением к директору школы;
— при неудовлетворительном результате данных обращений Вы имеете право обратиться в управление образования или прокуратуру.
— выявить круг потенциальных свидетелей факта насилия;
— организовать медицинское освидетельствование у школьного врача, обратиться в травмпункт или скорую помощь, в течение трех дней с момента свершения деяния, пока не прошли синяки, ссадины и иные следы насилия;
— обратиться в полицию по телефону 02;
— воспользоваться помощью психолога или психотерапевта.
Уважаемые родители и педагоги!
Помните! Насилие в семье и школе пагубно влияет на развитие ребёнка, его настоящее и социальное становление в будущем!
Профилактика насилия над детьми в семье
Жестокое обращение пагубно влияет на самые разные аспекты жизни ребёнка: здоровье, развитие, самооценку, общение, социальную адаптацию. Перенесённое ребёнком насилие со стороны близких определяет то, как он в дальнейшем будет выстраивать отношения с окружающими людьми и, прежде всего, со своими детьми.
Жестокое обращение с детьми в семье – это действия (или бездействие) родителей или лиц их замещающих, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Виды жестокого обращения:
Физическое насилие – нанесение ребёнку родителями или лицами их замещающими физических травм, различных телесных повреждений:
избиение, истязание, пощечины, удары, удушение, вовлечение ребёнка в употребление наркотиков и алкоголя.
Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психическое воздействие на ребенка пагубного характера: упрёки, унижения, оскорбления, запугивание, отказ в любви и ласке, излишняя холодность, проявление отрицательного отношения к ребёнку, постоянная критика, явное или неявное неприятие.
Пренебрежение нуждами ребёнка – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Советы родителям
- не проводить воспитательные мероприятия с ребёнком в плохом настроении;
- ставить перед ребёнком только выполнимые задачи, с учётом его возраста и уровня развития;
- относиться терпимее к временным неудачам вашего ребёнка;
- не кричать и тем более не оскорблять ребёнка;
- не спешить сразу, без выяснения мотивов, наказывать ребенка, если кто-то жалуется на его поведение;
- действовать по формуле: положительная оценка личности и отрицательная – поступку;
- помочь ребёнку осознавать последствия своих поступков.
Помните! Учить ребёнка тому, чего не делаете сами — бессмысленно. Постарайтесь на своем примере показывать ему конструктивные способы поведения.
Жестокое обращение пагубно влияет на самые разные аспекты жизни ребёнка: здоровье, развитие, самооценку, общение, социальную адаптацию. Перенесённое ребёнком насилие со стороны близких определяет то, как он в дальнейшем будет выстраивать отношения с окружающими людьми и, прежде всего, со своими детьми.
Жестокое обращение с детьми в семье – это действия (или бездействие) родителей или лиц их замещающих, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Виды жестокого обращения:
Физическое насилие – нанесение ребёнку родителями или лицами их замещающими физических травм, различных телесных повреждений:
избиение, истязание, пощечины, удары, удушение, вовлечение ребёнка в употребление наркотиков и алкоголя.
Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психическое воздействие на ребенка пагубного характера: упрёки, унижения, оскорбления, запугивание, отказ в любви и ласке, излишняя холодность, проявление отрицательного отношения к ребёнку, постоянная критика, явное или неявное неприятие.
Пренебрежение нуждами ребёнка – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Советы родителям
- не проводить воспитательные мероприятия с ребёнком в плохом настроении;
- ставить перед ребёнком только выполнимые задачи, с учётом его возраста и уровня развития;
- относиться терпимее к временным неудачам вашего ребёнка;
- не кричать и тем более не оскорблять ребёнка;
- не спешить сразу, без выяснения мотивов, наказывать ребенка, если кто-то жалуется на его поведение;
- действовать по формуле: положительная оценка личности и отрицательная – поступку;
- помочь ребёнку осознавать последствия своих поступков.
Помните! Учить ребёнка тому, чего не делаете сами — бессмысленно. Постарайтесь на своем примере показывать ему конструктивные способы поведения.
Правовые последствия жестокости и насилия по отношению к детям
Мотивация родителей, применяющих насилие по отношению к детям
Мотивация насилия со стороны взрослых в большинстве случаев обусловлена: невозможностью наладить психологический контакт с ребёнком; отсутствием навыков отцовства и материнства; применением побоев как вспомогательного средства для снятия собственного стресса, порой даже не связанного с поведением ребёнка; использованием детей в корыстных целях; удовлетворением сексуальных потребностей.
Ответственность родителей за жестокое обращение с детьми по законодательству Российской Федерации
Ответственность родителей по Семейному кодексу РФ
Статья 69 СК РФ — лишение родительских прав, применяется в случаях:
- злоупотребления родительскими правами;
- жестокого обращения с детьми, в том числе: осуществления физического или психического насилия над ними, покушения на их половую неприкосновенность;
- совершения умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей.
Административная ответственность родителей
В соответствии с частью 1 статьи 5.35. КоАП РФ неисполнение, ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
Уголовная ответственность родителей
Родители за насильственные деяния по отношению к детям, обладающие всеми признаками состава преступления, несут уголовную ответственность на общих основаниях.
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ);
- побои (ст. 116 УК РФ):
- истязание (ст. 117 УК РФ);
- изнасилование (ст. 131 УК РФ);
- оставление в опасности (ст. 125 УК РФ);
- развратные действия (ст. 135 УК РФ);
- неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ)
Жестокое обращение с детьми в семье: ответственность, профилактика
Ребенок – это маленький, еще только формирующийся человек. И именно от того, в каких условиях происходит воспитание малыша, зависит его будущее. Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она представляет собой не просто нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.
Проблема и ее суть
Огромное количество детей ежегодно страдает от жестокого обращения взрослых. Что же представляет собой эта столь актуальная в наши дни проблема? Насилие над ребенком понимается как действие или комплекс действий, которые способны нанести не только физический, но и эмоциональный вред малышу. Причем самое страшное то, что в результате жестокого обращения миллионы детей получают психические травмы, а тысячи – умирают.
Ущемление прав маленького человека – понятие довольно обширное. Например, это может быть жестокое обращение с детьми в семье или невыполнение родителями своих обязанностей. Известны факты, когда превышают свои полномочия сотрудники госучреждений: больниц и школ. В любом случае ответственность за благополучие и здоровье маленьких людей несут не они сами, а мы с вами – полноправные граждане страны. К сожалению, далеко не все это понимают, поэтому проблема жестокого обращения в настоящее время более чем актуальна.
Причины насилия над детьми
Некорректное, точнее, выходящее за рамки общепринятых норм, отношение к малышу со стороны родителей, как правило, не возникает просто так. Этому способствуют определенные факторы. Ниже приведен список причин, которые наиболее часто влекут за собой насилие над ребенком:
- Наркотическая или алкогольная зависимость. В таких случаях жестокое обращение с детьми происходит из-за невозможности контролировать свои действия.
- Проблемы социального характера (бедность, развод). Как правило, родитель пытается сорвать на ребенке все свое отчаяние либо же просто упивается горем, предоставив малыша самому себе.
- Психические расстройства. Иногда медики выявляют у одного из членов семьи, практикующего жестокое обращение с чадом, диагноз, провоцирующий такое поведение. Например, человек может быть болен шизофренией или подвержен сильной депрессии.
- Травма детства. Часто оказывается, что неблагополучные родители сами подвергались насилию со стороны взрослых в школьном возрасте, что вполне могло оставить отпечаток на их отношении к воспитанию.
Стереотипы – это лишь выдуманные факты
Большинство людей заблуждаются в некоторых вещах, предпочитая думать то, что излагает им общество. Это же касается и темы насилия над подрастающим поколением. Эффективная профилактика жестокого обращения с детьми невозможна, если не знать, как выглядит ситуация на самом деле. Итак, ниже представлен список распространенных стереотипов и их разоблачений:
- Дети страдают только от физического насилия. Этот факт абсолютно ничем не оправдан, так как ранимая психика маленького человека вполне может нарушиться от регулярных оскорблений или отсутствия внимания родителей.
- Жестокое обращение можно встретить только в неблагополучных семьях. В этом стереотипе, собственно, и скрывается вся проблема домашнего насилия над малышами. Оно может происходить и в социально устойчивых, внешне счастливых семьях, но со стороны этого не видно.
- Те, кто в детстве страдал от насилия, в будущем становятся жестокими людьми. Здесь, как говорится, палка о двух концах. Несмотря на то, что такое возможно, многие жертвы вырастают высокоморальными личностями, стремящимися, наоборот, защитить своих детей от подобного отношения.
Формы жестокого обращения с детьми
Существует четыре вида насилия над подрастающим поколением:
- Физическое.
- Сексуальное.
- Эмоциональное.
- Пренебрежение ребенком.
Несмотря на то, что каждая из представленных форм отличается своими особенностями, есть нюанс, который их объединяет. Ведь, независимо от того, какой вид насилия перенес ребенок, он получает один и тот же результат – сильную эмоциональную травму. В идеальном случае малыш должен ощущать, что родители – это его крепость, люди, которым важна его безопасность. Если же ребенок подвергается жестокому обращению, он начинает воспринимать себя как существо, которое стало для всех обузой. Такое чадо не видит в своих родителях стабильности, а ожидает, что в любой момент ему могут снова нанести удар.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Физическое насилие
Факты жестокого обращения с детьми в виде нанесения им телесных травм — далеко не редкость. Родители или другие люди, несущие ответственность за ребенка (либо ухаживающие за ним), могут осуществлять такую форму насилия как преднамеренно, так и по причине невозможности контролировать свои действия.
В первом случае нередко избиение малыша сопровождается осознанной необходимостью наказать его. Здесь нужно уметь распознать тонкую границу между воспитанием и проявлением жестокости. Ведь цель наказания состоит в том, чтобы научить малыша отличать плохое от хорошего, а не патологически бояться своих родителей. Если меры воспитания превращаются для ребенка в пытку, оставляющую травмы на его теле (синяки, переломы, порезы, ожоги и т. д.), то это уже можно считать физическим насилием.
Непреднамеренное жестокое обращение с детьми может возникнуть вследствие сильных вспышек гнева, не позволяющих вовремя остановиться. В любом случае это не делает родителя менее виноватым перед своим чадом.
Сексуальное насилие
Такая форма жестокого обращения с подрастающим поколением считается самой страшной, так как ее очень сложно выявить. Как правило, ребенок боится рассказывать кому-либо о совершающемся над ним насилии из-за непреодолимого чувства униженности, вины и возможного осуждения. Помимо этого, данный вид жестокого обращения, в отличие от предыдущего, не оставляет заметных для окружающих следов на теле малыша, что делает невозможным распознать его со стороны.
Важно понимать, что насилие подобного рода – это не только непосредственное принуждение несовершеннолетнего к половому акту. Случаи жестокого обращения с детьми в данном контексте могут включать в себя любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных желаний взрослого с участием ребенка. Сюда может входить как совершение полового акта, так и просмотр или создание каких-либо порнографических материалов.
Эмоциональное насилие
По сути, каждая форма жестокого обращения в результате приводит к личностным травмам, поэтому она в каком-то роде является формой эмоционального насилия. Однако в данном случае идет речь о непосредственном воздействии на психику ребенка при помощи высказываний или действий. К таковым относятся:
- Оскорбления и унижение ребенка.
- Насмешки.
- Угрозы в словесной форме.
- Постоянная критика ребенка.
- Изоляция малыша от сверстников и других людей.
Жестокое обращение родителей с детьми подобного характера наносит не меньший вред, чем физические травмы. Ребенок начинает ощущать себя никчемным и ни на что не способным. Вместо того чтобы чувствовать заботу и любовь родителей, он получает осознание собственной неполноценности.
Пренебрежение ребенком
Если все вышеперечисленные виды жестокого обращения представляли собой действия насильственного характера, то в данном случае ситуация, скорее, совершенно обратная. Нередко родители оставляют своих чад на произвол судьбы, не заботясь об их воспитании и не выполняя хотя бы самых необходимых базовых обязанностей. Как правило, низкое социальное положение, подкрепленное наркотической или алкогольной зависимостью, вызывает такое жестокое обращение с детьми. В школе ребенок может не числиться вообще, не говоря уже о хорошей успеваемости. Иногда родители настолько забывают о существовании своих чад, что даже не подают документы в образовательные учреждения. Малыши, страдающие от пренебрежения взрослых, остаются без каких-либо возможностей для существования: одежды, питания, крова, лекарств. В дополнение ко всему перечисленному детям не хватает простого внимания и заботы, поэтому они растут отчужденными, чувствуя себя никому не нужными.
Насилие над ребенком: можно ли его распознать?
Чем дольше маленький человек подвергается жестокому отношению, тем более сильные нарушения происходят в его психике. Отсюда можно сделать вывод, что раннее выявление домашнего насилия гарантирует быстрое выздоровление малыша. Распознать жестокое обращение с детьми в семье не всегда бывает просто. Часто оно носит скрытый характер. Однако существуют некоторые особенности поведения ребенка, по которым можно заподозрить родителей в жестоком обращении:
- Запуганность, чрезмерная неуверенность в себе, постоянная боязнь совершить ошибку.
- Отсутствие теплых чувств к определенному члену семьи (родитель, опекун и т. д.).
- Выраженные акцентуации характера (излишняя агрессия либо пассивность, повышенная серьезность либо безразличие).
Стоит уточнить, что наличие одного или нескольких симптомов еще не является достоверным доказательством насилия в семье.
Последствия жестокого обращения
Независимо от того, насколько сильный был причинен ребенку вред, он в любом случае оставляет свои отпечатки на развитии малыша как личности. Последствия жестокого обращения с детьми – это целый комплекс нарушений психологического, когнитивного и эмоционального характера. У ребенка он может проявляться в заниженной самооценке, а также в неумении выражать и контролировать свои чувства. Если малышу всю жизнь пытались доказать, что он никчемен, то он и будет так думать. Если родители приучили своего ребенка к тому, что страх – это его постоянный спутник, то он будет постоянно испытывать тревогу, даже без видимой на то причины. В итоге без своевременного медицинского вмешательства может сформироваться эмоционально подавленная личность, склонная к постоянным неврозам и чувству недоверия к окружающим.
Что делать в случае выявления насилия над ребенком?
Чаще всего жестокое обращение с детьми выявляют посторонние люди. Самому ребенку довольно трудно кому-то об этом рассказать, так как он испытывает чувство вины и страха. Что же предпринять, если вы распознали симптомы домашнего насилия или, что еще хуже, малыш признался вам в этом? Первое, что стоит сделать, – это сохранять спокойствие. Ваше волнение и паника могут только напугать ребенка, которому и без того было сложно кому-то открыться. Следующий шаг должен состоять в сообщении происходящего органам опеки. Многие люди не хотят это делать, так как боятся, что их никто не послушает и об этом узнают родители малыша. Но если на кону стоит здоровье и благополучие ребенка, то лучше пожалеть о том, что сделал, чем оставить его без помощи.
Уголовная ответственность за жестокое обращение
Любая форма насилия над несовершеннолетними — это действие, которое рассматривается как преступление. Ни один человек ни при каких условиях не имеет права на жестокое обращение с детьми. УК (Уголовный кодекс) Российской Федерации предусматривает меры наказания за действия физического, сексуального и психологического характера, а также за ущемление прав ребенка.
Профилактика насилия над детьми
Предотвращение подобных случаев должно происходить в первую очередь через медицинские учреждения. Во-первых, врач может выявить склонность матери к насилию еще на момент ее беременности (например, если женщина не соблюдает банальных рекомендаций, совершенно не заботится о здоровье будущего малыша). Во-вторых, при каждом посещении больницы с родителями должны проводиться профилактические беседы. Обращение посторонних людей в органы опеки тоже можно считать мерами по предотвращению домашнего насилия. Возможно, все происходит только на начальной стадии и еще есть возможность успешной коррекции взаимоотношений в семье. Для достижения положительных результатов профилактика жестокого обращения с детьми должна быть комплексной и затрагивающей все слои населения.
Никогда не стоит бояться помогать тем, кому это нужно. А дети как раз нуждаются в чьей-то опоре и поддержке. Поэтому помочь пресечь насилие над ними – это не только задача специализированных служб. Это в первую очередь цель всего общества.
Профилактика насилия в семье над детьми
На основании изучения международного законодательства и законодательства РФ, анализа теоретических подходов к проблеме семейного насилия над детьми, исследования опыта работы по данной проблеме мы разработали программу профилактики семейного насилия над детьми.
Цель программы: Создание условий для соблюдения прав детей в семье, повышение успешности ребенка в сфере взаимодействия со взрослыми.
Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми
Определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы специалистов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.
Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.
Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей.
Основные направления программы:
Первый этап — диагностика насилия. На данном этапе предлагаются следующие методы работы: анкетирование детей и взрослых с целью изучения сущностных характеристик насилия в семье глазами подростков и взрослых; психологическое тестирование, позволяющее выявить особенности детско — родительских отношений в семье с помощью методики: тест — опросник родительского отношения ОРО (Варга — Столин); кинетический рисунок семьи; методика PARI, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли); тест «Родители глазами подростка» (Вассерман, Горьковая, Ромицына); социальный патронаж неблагополучных семей с целью выявления случаев насилия; заполнение социальной карты семьи.
На данном этапе ребёнок в зависимости от ситуации либо изымается из семьи и определяется в Центр реабилитации несовершеннолетних, либо остаётся в семье, регулярный социальный патронаж которой осуществляется специалистом по социальной работе, социальным педагогом.
Для каждого ребёнка составляется индивидуальная реабилитационная программа.
Заканчивается этот этап оценкой состояния ребенка после всех реабилитационных мероприятий и патронажных действий.
Третий этап — профилактическая работа с населением.
Профилактическая работа направлена на предупреждение случаев насилия и предупреждение рецидивов насилия в семьях.
На данном этапе мы предлагаем:
— лекции для родителей: » Формы жестокого обращения с детьми в семьях «; «Влияние домашнего насилия на психику ребенка»;
— просветительскую работа юриста;
— тренинг «Оптимизация взаимодействия родителей и детей», целью которого является помощь в установлении и развитии отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
— обучающий семинар для детей младшего школьного возраста, в ходе которого дети с помощью ролевых игр постигают стратегии противостояния жестокому обращению;
— тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!», направленный на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми;
— практические занятия с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир», включающие в себя укрепление структуры «Я — взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а также способствующие стабилизации адекватной самооценки.
Мы попробовали реализовать разработанную программу на практике.
В программе принимали участие 5 человек детей младшего школьного и подросткового возраста и их родители.
Сроки реализации — сентябрь — ноябрь 2009 г.
Информацию о неблагополучных семьях, фактах домашнего насилия мы получали из КДН и ЗП, Центра социальной работы г. Костомукша.
В реализации программы принимала участие междисциплинарная команда, состоящая из педагогов, психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога, медиков, специалиста КПДН и ЗП.
На каждом этапе реализации программы мы использовали все вышеназванные методы работы.
В результате реализации программы мы выявили следующую тенденцию: все дети, подвергавшиеся насилию в семье, склонны к асоциальному поведению.
В результате исследования были выделены наиболее значимые предпосылки асоциального поведения:
* низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;
* неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания;
* неосознаваемая родительская установка на «разрешение» детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;
* родительская установка на неконструктивные стратегии разрешения конфликта;
* непринятие ребенка детской группой;
* неконструктивные и деструктивные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками.
Мы составили для каждого ребёнка индивидуальную программу реабилитации. Нам удалось:
— научить детей и родителей различать насильственные и ненасильственные формы поведения,
— помочь родителям понять, какой ущерб наносит насилие психике ребёнка;
— помочь в установлении отношений партнерства и сотрудничества родителей и детей;
— научить младших школьников стратегиям противостояния жестокому обращению;
— сформировать у подростков некоторые умения, помогающие противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; противостоять различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанным с эмоциональным насилием.
Мы осознаём, что проделанная нами работа — лишь первые шаги в деле профилактики семейного насилия. Дети и семьи, с которыми мы работали, нуждаются в регулярном социальном патронаже и помощи различных служб, объединившихся в борьбе с насилием над детьми. Однако дети и взрослые, с которыми мы работали, осознали, что насилие, агрессия, асоциальное поведение — путь в пропасть. Они знают, куда обратиться, если не смогут самостоятельно противостоять чужому насилию или собственной агрессии.
Таким образом, предложенная программа поможет диагностировать случаи семейного насилия, вести информационно — просветительскую работу с детьми и родителями по профилактике семейного насилия над детьми, обучать детей разных возрастов противостоять насилию. Издание методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений); подготовка и издание средств наглядной агитации, направленных на формирование у родителей и работников детских учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей — активной жизненной позиции по защите своих прав; выступления в средствах массовой информации, прежде всего электронных, позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в «педагогических» целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимости своевременного обращения за психологической помощью в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.
Профилактика насилия над детьми в семье
1994
Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни – экономической, социальной, психологической, юридической. Преобразования привели к множеству негативных последствий: резкому расслоению населения по уровню материального благосостояния; утрате основных общественно значимых ценностей, в том числе и семейных; к отстранению общества, государства от ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов. К негативным последствиям реформ относится и рост агрессии и насилия в обществе, в том числе и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети как самая незащищенная и уязвимая социальная группа. В то же время рост семейного насилия – не только российская, но и общемировая проблема. Испытав на себе те или иные элементы насилия, человек, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. Особенно отчетливо это проявляется у детей, механизмы регуляции и контроля собственного развития у которых еще не сформированы, а только находятся в стадии становления.
Тип: научная статья
Ссылка для цитирования
В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства. Между тем эти проблемы, несомненно, являющиеся весьма острыми и требующими незамедлительных решений, являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем. У истоков детских наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков, преступлений стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком.
Насилие и жестокое обращение, пренебрежение нуждами детей в настоящее время считается одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности, асоциального поведения детей, нарушения психического, личностного и физического развития.
Работа психолога «Профилактика насилия в семье»
Ирина Нелепа
Работа психолога «Профилактика насилия в семье»
1. Установление доверительных отношений с родителями. Большое значение имеет формирование доверительных отношений специалистов с родителями, для выявления причин нарушений в поведении ребенка.
2. Информационная помощь родителям и педагогам.
А) Групповые консультации – на родительских собраниях. Проводятся консультации, беседы, рекомендации, буклеты по темам: «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ; «Влияние семьи на развитие ребенка»; «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». Показ презентаций по темам: «Психолог в детском саду»; «Поощрение и наказание, как метод воспитания в семье»; «Психологические особенности первоклассников в адаптационный период», «Готовность к школьному обучению».
Б) Подгрупповые консультации – ведение семейного клуба «Вместе» в ДОУ для оптимизации детско-родительских отношений. Такие встречи проводятся в формах семинара и тренинга с целью обсуждения проблем, выражения чувств, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, для повышения собственной компетентности у родителей, оказания помощи родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.
В) Индивидуальные консультации психолога с родителями и педагогами, 2 раза в неделю по 1,5 часа по направлениям: «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Причины их возникновения, пути предупреждения и коррекции. Как помочь ребенку?»; «Как правильно построить общение с ребенком, и улучшить взаимопонимание в семье не только с детьми, но и с взрослыми между собой».
3. Профилактика и снятие эмоционального напряжения у родителей и педагогов. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов, исключение разрушительных способов самоутверждения на дошкольниках. Тренинги, релаксация.
4. Психологическая помощь детям дошкольного возраста в ДОУ специалистами: педагогом-психологом; логопедами; воспитателями; педагогами заключается в следующих направлениях. С детьми проводится игровая, развивающая деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) на снятие тревожности, страхов, агрессии у детей дошкольного возраста. Сказка-терапия; арт-терапия, театрализованная деятельность.
Перечень игр с детьми:
«Обзывалки» (Кряжева Н. Л., 1997); «Два барана» (Кряжева Н. Л., 1997).
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. «Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999, цель: обучить детей эффективным способам общения. «Говори!» (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000, цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. 2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997. 3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М, 2000.
Конспект занятия «Дом без насилия» Поучительное занятие «Мы стоим дом – дом без насилия» Цель: — научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций;.
Право на детство: профилактика и защита детей в образовательном учреждении и семье Подготовил: Социальный педагог первой категории МКДОУ № 22 Курганской области, города Шадринска Хасанова Анжела Джамбуловна «Право на.
«Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье». Доклад на педсовете педагога-психолога «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его.
Консультация психолога «Восприятие своего положения в неполной семье детьми дошкольного возраста» Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования.
Методическая разработка «Профилактика насилия в семье» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста «Насилие это болезнь. А болезнь не излечить, если заражать ею других» ДжоржРеймондРичард Мартин, автор книги «Игра престолов» Цель: Разработать.
Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия Работа психолога по формированию межличностных отношений и обучению навыкам конструктивного взаимодействия. (Из опыта работы психолога ППМС.
Консультация психолога для родителей «На что ориентироваться в воспитании младшего в семье ребенка?» Младший ребенок. Какой он? Здравствуйте! Обращаюсь к вам с наболевшим вопросом. Дело в том, что я иногда совершенно не понимаю своего младшего.
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ Психо-коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники
Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.
Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.- Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.
- Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.