Содержание
- 1 Пятидневка в школах в 2020 году
- 2 Повлияет ли на успеваемость и оптимальный отдых школьников пятидневка в школе?
- 3 «Об образованиии в Российской Федерации»
- 4 Пятидневка в школе. Суббота
- 5 «Об образованиии в Российской Федерации»
- 6 Пятидневка в школах России 2020: новый закон
- 7 Пятидневка: быть или не быть?
- 8 «Об образованиии в Российской Федерации»
- 9 Министр образования в преддверии 1 сентября ответила на вопросы родителей со всей страны
Пятидневка в школах в 2020 году
Постоянно растущая нагрузка на учеников волнует даже учителей, а у родителей вызывает нервное потрясение. Внедрение ЕГЭ уже не кажется таким страшным, как наличие 7 уроков ежедневно с учетом учебы и по субботам. Раньше большинство школ работало по 5-дневной системе обучения, причем редко когда у детей среднего звена было более 6 уроков. Теперь же и при 6 днях учебы уже в 7-8 классе некоторые школьники имеют 7 уроков в будни. Хотя недавно прошел слух, что скоро будет внедрена обязательная пятидневка в школах России в 2020 году. Остается понять насколько этот слух реален и есть ли хоть толика правды, дающей надежду на снижение учебной нагрузки на детей.
Преимущества и недостатки пятидневной учебной недели
Некоторые родители еще на начальной стадии подготовки к занятиям интересуются будет ли в школе пятидневка или детям потребуется заниматься и в субботу. При этом есть как сторонники каждой системы обучения, так и противники. Логика каждого из них понятна — одни за то, чтобы у детей было больше времени на отдых, другие считают, что школьников надо занимать по максимуму, не давая шанса заниматься ерундой.
С одной стороны желающие занять детей полезным делом правы, но не лучше ли отправить их тогда на кружки или в секции, чтобы ребятишки развивались разносторонне, получая от этого удовольствие, а не уныло сидели в школе. Впрочем, можно заранее изучить плюсы и минусы пятидневки, чтобы понять подходит ли такая система организации занятий.
Плюсы пятидневного обучения больше носят семейно-дружеский характер:
- Родители имеют возможность не вставать с раннего утра по субботам.
- Наличие 2 выходных дает возможность проводить больше времени с семьей и друзьями.
- Большее количество свободного времени в выходные позволяет чаще выезжать на природу.
- Школьник может регулярно посещать старших родственников, не тратя единственный выходной.
- Даже при выполнении объемного домашнего задания у ребенка сохраняется хотя бы один день отдыха.
Только не стоит забывать, что наравне с плюсами существуют и минусы. В пятидневке они заключаются в повышении умственной, эмоциональной и даже физической нагрузки. Возросшее количество уроков оставляет меньше свободного времени вечером, а секции, кружки, хобби и домашнее задание никто не отменяет. Поэтому в будни дети вынуждены более интенсивно трудиться, оставляя меньше времени на развлечения, но их они могут хотя бы перенести на один из выходных дней. Вопрос в том, способен ли отдельно взятый ребенок выдерживать такие нагрузки или ему лучше учиться на шестидневке, имеющей и свои преимущества.
Плюсы и минусы учебы на шестидневке
В выборе системы обучения с 6 днями «виноват» учебный план. Объем преподаваемых знаний никак не может позволить вместить его в стандартные 6-7 уроков без учебы в субботу. Теоретически можно в какие-то будние дни сделать по 8 уроков, но впитываемость знаний на последних занятиях будет критически малой. В итоге утрачивается сам смысл такого урока, т.к. дети приходят в школу не для того, чтобы учителя просто им что-то рассказали — ученики должны получить знания и запомнить определенный объем информации.
В целом именно факт увеличенного объема знаний является одним из плюсов шестидневной системы обучения. Только школьникам в период обучение это кажется явным минусом, ведь из-за такого подхода у них больше уроков и домашних заданий. Попутно даже непрофильная школа, применяющая 6-дневку, дающую возможность исключить наличие 7 уроков при более скромной программе обучения, обладает преимуществом перед образовательным учреждением, работающим только по будням.
В этом случае плюс заключается в возможности пораньше освободиться из школы, чтобы побольше отдохнуть, погулять или сходить на какой-либо кружок или посетить занятия в спортивной секции. Причем если убрать уроки с субботы, то дети будут либо идти на дополнительные занятия голодными, либо не успевать к их началу, т.к. придут из школы поздно. Поэтому наличие шестидневки в простых и специализированных школах дает такие плюсы:
- Появление свободного времени в будние вечера.
- Уменьшение объема ежедневных домашних заданий.
- Увеличение качества запоминания новой информации.
- Снижение физической и психоэмоциональной нагрузки.
- Меньшее количество перепадов настроения, вызванных усталостью.
- Появление возможности совмещать учебу с несколькими секциями и кружками.
Минусы у такой формы обучения тоже есть — родителям, работающим по будням, приходится занимать субботнее утро, семья теряет один общий день, у детей остается меньше времени на общение с друзьями по выходным. Впрочем, последнее компенсируется тем, что благодаря меньшему количеству уроков по будням, дети могут пообщаться и среди недели. Поэтому этот недостаток играет роль только в случае несовпадения графиков в школах у друзей. Также есть и еще одно нежелательное влияние — наличие только одного выходного дня часто является препятствием для семейных выездов на природу, посещения родственников, культурного отдыха. По факту единственный выходной жаль тратить на множество дел, детям просто хочется выспаться, погулять, заняться хобби или просто пообщаться с близкими людьми, родителями и друзьями.
Законы о выборе графика работы образовательного учреждения
Выявляя какие школы перейдут на пятидневку, люди должны помнить о том, что законодательно образовательные учреждения не принуждают к такому процессу. Гимназии и школы могут сами выбирать систему обучения, основываясь на контингенте, имеющейся программы, наличия свободных аудиторий и даже учитывая желания коллектива. По сути введение пятидневки стараются осуществить большинство образовательных учреждений, имеющих возможность осуществить такой переход без ущерба для учащихся.
Закон об обязательном переходе на пятидневную систему обучения еще не вышел. Пока чиновники из сферы образования позволяют школам самим выбирать график работы. Обычно такое решение принимается «костяком» педагогического коллектива во главе с директором и завучами. Часто школы уже даже не рассматривают ежегодно этот вопрос — они просто продолжают функционировать в привычном режиме.
Что касается слухов, в которых сам Владимир Путин издал указ, требующий перевести всех школьников на 5 дней обучения в неделю, то это недостоверные данные. Министерство образования и высшее руководство страны понимают, что иногда лучше что-то рекомендовать для использования, а не приказать это делать. Примером может служить рекомендация перейти на обучение в одну смену, но в некоторых школах такой возможности нет, поэтому и обязательного приказа по теме не существует. Такая же история происходит и с выбором системы обучения, ведь часто в школах на местах многое виднее, чем из министерства или кабинета главы государства.
Комбинированные системы обучения и облегчающие факторы
Во всех образовательных учреждениях самые маленькие школьники занимаются по пятидневной системе обучения. При этом не вся начальная школа может похвастаться таким графиком занятий. Ряд лицеев и гимназий вводит занятия по субботам с 3 или 4 класса. Есть и обычные школы, практикующие шестидневку с четвертого года обучения.
Это даже сложно назвать комбинированным способом. К нему больше подойдет простой принцип разделения — малыши учатся 5 дней в неделю, а у детей постарше появляются занятия по субботам. Такой подход к комбинированию применяет большинство школ, практикующих шестидневную систему обучения. Впрочем, есть и другие варианты организации школьных занятий. Некоторые образовательные учреждения не совершают переход на пятидневку, а выбирают один или несколько способов, комбинирующих разные системы организации занятий.
Эти варианты можно использовать отдельно, совместно или чередуя:
- Начальная школа освобождается от уроков по субботам.
- На шестидневке учатся дети только из 9-11 классов.
- До 6 класса включительно дети занимаются на пятидневке.
- Школьники с 6/7 класса начинают заниматься через 1 субботу.
- По субботам занимаются только ученики профильных классов/школ.
- Школа имеет возможность предоставления выбора пяти- и шестидневной недели.
Последний вариант наиболее редкий, известны лишь единичные случаи. Обычно это связано с предыдущим пунктом, касающимся профильных классов. Причем вероятность попасть по прописке в такую школу значительно выше в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах, нежели в малых населенных пунктах. В остальном же графики у школ вариативны, к тому же не надо ждать когда начнется учеба, обычно к началу года образовательное учреждение уже точно знает будет ли работать по 5 или 6 дней в неделю.
Пятидневка в школах России в 2019-2020 году вполне реальна, но никто пока не планирует ее вводить на обязательной основе. Министерство образования рекомендует переход на 5-дневную систему обучения всем образовательным учреждениям, имеющим такую возможность.
Повлияет ли на успеваемость и оптимальный отдых школьников пятидневка в школе?
Российские школы постепенно отказываются от шестидневной учебной недели в пользу пятидневной, что дает возможность иметь полноценный отдых на выходных. Предполагается, что пятидневка в школе будет способствовать укреплению семейных отношений. Такая перспектива воспринята положительно родителями и, безусловно, детьми. Дополнительный день отдыха позволит всей семье отдохнуть с утра и провести день вместе.
При всех очевидных достоинствах наличия двух выходных, пятидневная учебная неделя имеет и недостатки. Они связаны с изменением в учебном плане и увеличением нагрузки для детей с понедельника по пятницу.Преимущества перехода на пятидневную учебную неделю
Кроме возможности иметь полноценный сон в субботу, выходной обеспечит:
Психологическую устойчивость учащихся и как результат, повышение успеваемости и качества обучения.
Согласно словам детских психологов, шестидневная учебная неделя оказывает негативное влияние на уравновешенность ребенка. Многообразие предметов распыляет внимание учащегося, а ему остается лишь один выходной, который он тратит на подготовку домашнего задания. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха приводит к нарушению дисциплины, нежеланию учиться, капризам, высокой тревожности и неуравновешенности ребенка. Это вполне объяснимо: его не нужно ругать, а стоит помочь.
Переход на пятидневку и призван стать облегчением для учеников. Это позволит тщательно подготовиться к понедельнику и при этом восстановить силы для новой учебной недели. Нужный настрой способствует лучшему усвоению учебного материала и повышению успеваемости ученика.
Отдых в кругу семьи, родители смогут больше времени проводить с детьми, заниматься воспитанием.
Ответственные родители, заинтересованные в развитии своего ребенка, обязательно найдут, чем его занять. Это могут быть культурные мероприятие, спортивные соревнования для всей семьи, экскурсионные поездки, посещение океанариума или планетария, занятия по интересам, вечерние настольные игры.
День, проведенный в кругу семьи, поможет родителям наблюдать за своим ребенком. Они смогут, узнать, как он себя ведет в различных ситуациях, заметить, в чем ему требуется помочь. Подобный опыт сохранит семейные связи прочными, что станет особенно ценно, когда ребенок достигнет подросткового возраста.Недостатки пятидневки в школе
Основным минусом является тот факт, что придется вместить шестидневную учебную программу в пять дней. Таким образом, можно выделить следующие недостатки:
Изменение учебного плана.
Это произойдет путем добавления уроков в расписание с понедельника по пятницу, что особенно нежелательно, если в школе две смены. Или же возможен другой способ – сокращение часов отдельных предметов. Закон «Об образовании в российской Федерации» устанавливает государственные образовательные стандарты. Это Федеральный компонент, который учитывается при составлении учебного плана. Также есть Региональный и Школьный компонент, согласно которым в школе прописывают учебную нагрузку по каждому предмету. Переход на пятидневку заставит пересмотреть необходимость каких-то уроков.
2. Замена предметов внеурочной деятельностью.
Этот пункт напрямую связан с первым: для того, чтобы выдать необходимый материал, будут организованы факультативы и элективные курсы. Существуют санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательном учреждении, которые устанавливают границу к максимальной нагрузке в пятидневную учебную неделю. Так, например, для четвертых классов, количество уроков не должно превышать 23 часа. Таким образом, если ребенок занимает в школе с пятидневкой, то увеличение нагрузки даже на один час будет нарушением норм СанПиНа, а именно СанПиН 2.4.2.2821-10.
Если предмет важен для обучения, а учащийся волен посещать его по желанию, то он может упустить нужную информацию для обучения. Поэтому часто, чтобы избежать подобных ситуаций, администрация школы выбирает способ сокращения часов за счет других предметов. Это позволяет сохранить все предметы, но в меньшем объеме.
Обсуждение: 2 комментария
Хочу поделиться своими наблюдениями, поскольку училась как в шестидневке, так и в пятидневке. Так вот моя успеваемость значительно возросла после перехода на пятидневную форму обучения, потому что за выходные я хорошо отсыпалась и отдыхала, так что была готова делать большие объемы домашней работы. Да, у нас была сокращенная программа за счет таких предметов как музыка, рисование и прочее, в гимназии через раз ставили 8 уроков и было много домашней работы. Но поверьте мне, это было посильно каждому из нас и когда мы уже поступили в институт, то не боялись учить по 60 страниц материала, не боялись самостоятельной работы и спокойно воспринимали 3-х часовые пары. (медицинский институт)
Все мое обучение в школе было пятидневным (кроме, конечно, первого класса). И хочу сказать, что уже к 9 классу появилась абсолютная непереносимость одного слова «школа» и не потому, что это стало каким-то «модным», а из-за своего физического состояния. Хронический недосып, переутомление, равнодушие ко всему и это еще не полный список. Твердо поддерживаю идею перехода на пятидневку, чтобы хотя бы моим детям учеба не была в тягость.
«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Кроме того, согласно ч. 7 ст. 12 и п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Согласно п. 9 ст. 2 данного Федерального закона образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций.
Ограничения в данном вопросе установлены санитарными правилами и нормативами. Так, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189) продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут (за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут). Кроме того, устанавливаются гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки.
Таким образом, продолжительность уроков (40 или 45 минут) и учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией при условии соблюдения требований СанПиН и федеральных государственных образовательных стандартов.
Пятидневка в школе. Суббота
Является ли суббота выходным днём на каникулах, если в школе пятидневка? Ответ нужен аргументированный.
Аргументировать ответ на Ваш вопрос можно только после изучения устава образовательной организации и внутреннего трудового распорядка. По общему правилу, если имеется пятидневная рабочая неделя, то суббота является выходным днём, независимо от того, каникулы это или учебный год.
Если в школе 5 дневная рабочая неделя, то установить 6 днем на каникулах рабочий день директор не имеет права, поскольку это противоречит трудовому законодательству.
Статья 100 ТК РФ часть 1
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.
«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Объем нагрузки студента, обучающегося по основным образовательным программам среднего профессионального образования, регламентируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа среднего профессионального образования».
В соответствии с п. 27 Порядка максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
При этом объем обязательных аудиторных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар) и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.
Продолжительность учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией.
Пятидневка в школах России 2020: новый закон
Пятидневка в школах России 2020 – последние новости, почему Путин так и не принял закон, а дети продолжают учиться с увеличенной нагрузкой.
Уже несколько лет идет обсуждение закона об обязательном переходе всех школ России на пятидневное обучение. В последние годы школы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах перешли на новый график самовольно, а вот в том же Краснодаре, где с подачи мистера Ипотеки выросло много новостроек, но не было построено практически ни одного среднего образовательного учреждения, о такой реформе и мечтать не могут (в начале учебного периода одна школа набрала аж 22 первых класса).
Министр образования тоже за последние недели на этот счет не делал никаких заявлений. Очередное 1 сентября наступило, а многолетняя проблема так и осталась не решенной.
Растят рабов, а не ученых
Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных школ, например, православных гимназий, где у детей вообще нет выходных. В субботу они учатся, а в воскресение их заставляют идти на воскресную службу в храм. Многие дети вместо радости это воспринимают как наказание.
Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.
Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В художественных и музыкальных школах пустые классы — дети не выдерживают дополнительной нагрузки.
Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.
Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.
Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.
По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.
Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.
Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.
Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.
Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.
Недостаток №5: Экономические факторы.
Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, знания иностранных языков и основного кругозора у выпускников.
В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек получает высшее профильное образование, а если хочет учится дальше – может получить диплом магистра.
В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству — налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят — стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность — сделали бы и воскресение учебным днем.
Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю. Продление образования на 1 год и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решит эту проблему.
Так что о пятидневке в школах России в 2019 году закон пока не был принят, а Путин, похоже, не собирается реформировать систему образования. Его правительству необходимы квалифицированные военные, тупые спортсмены и простые рабы, которых с детства приучают жить от звонка до звонка без права на отдых. А полноценные образованные люди, способные поднять страну и оторвать ее от нефтяной трубы, творческие личности, изобретатели, музыканты, поэты и художники стране не нужны.
Последние новости
Зима 2019-2020. Депутат Гордумы города Екатеринбурга рассказал о показателях перехода на пятидневку. По его словам, в школах при переходе на 5-дневный режим поднимается успеваемость. А родители, прошедшие анкетирование, в 93-95% хотят перехода на данный график, чтобы видеть своих деток по выходным.
Пятидневка: быть или не быть?
— Министерством образования Республики Башкортостан разработаны рекомендации для руководства и использования в работе при переходе школ Республики Башкортостан на так называемую пятитидневку, — начала с главного Л.И.Костенко. — Согласно им предлагается с 1 апреля перейти на пятидневную учебную неделю всем начальным классам, а с будущего учебного года планомерно перевести обучающихся других классов. В любом случае, сначала изучаются возможности перехода каждой школы на пятидневную учебную неделю, и только затем принимается обоснованное решение об организации обучения в новом учебном режиме.
Самих школьников перспектива отдыхать два дня в неделю радует, даже несмотря на возрастающую нагрузку. ФОТО: Руслан Никонов, «КЗ».
В настоящее время все школы действуют в соответствии с установленным алгоритмом: с 4 марта приказами утверждены графики перехода на пятидневную учебную неделю. Созданы рабочие группы, активно проводятся родительские собрания, рассматриваются проекты учебных планов. При положительном решении вопроса поэтапно будут вноситься изменения в локальные акты и нормативные документы. И с нового учебного года, с 1 сентября 2019 года, планируется, что все ученики Нефтекамска с 1 по 11 класс смогут обучаться в пятидневном учебном режиме. Однако остро стоит вопрос в школах, где сохраняется двусменное обучение.
— Означает ли это, что субботние уроки раскидают на пять дней и в расписании старших классов появятся 7-8 уроков?
— Во всех классах объем учебной нагрузки уменьшится на три часа. Так диктует нам пятидневный учебный план. При этом будет увеличен объем занятий в рамках внеурочной деятельности. Что касается количества уроков, то объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не более 7 уроков установлен для обучающихся 7-11 классов. При этом каждая школа формирует расписание в соответствии со своим учебным планом. Так что санитарно-эпидемиологические требования позволяют иметь в расписании 7 уроков. Кроме этого, планируется 8-9 тематических суббот в год, в рамках которых будут проводиться спортивные, культурные мероприятия.
Реакцию учителей и родителей на нововведение нельзя назвать однозначной, хотя большинство считает, что два выходных дня пойдут школьникам только на пользу. Вот что думают по этому поводу сами участники образовательного процесса: школьники, учителя, родители.
Опрос в тему
— С моей точки зрения, переход на пятидневку пойдет нам, школьникам, на пользу, так как у нас появится ещё один свободный день для восстановления сил. Но, с другой стороны, нагрузка в будние дни возрастет, домашняя работа станет объемнее, а времени на кружки, дополнительные занятия в обычные дни останется меньше. И всё же идея об еще одном выходном дне перечеркивает все отрицательные стороны.
Галина, практикующий учитель:
-Теоретически нововведение о дополнительном выходном дне ученикам и учителям — очень заманчивая идея. Не надо делать уроки на субботу, можно планировать поездки и другие дела всей семьей, при этом нагрузка увеличивается несильно, на один урок в день. На практике же может оказаться, что при возросшей ежедневной нагрузке придется все равно выходить на работу или на учебу и в субботу (это подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах, спортивные мероприятия, НПК и множество других дел, на которые в будни уже не будет времени). Мы, учителя, также опасаемся сокращения учебного плана, пока неизвестно каких предметов (а значит, и предметников) это коснется. Мое мнение, пятидневка – это хорошо, но это должно быть продуманное решение, чтобы суббота стала по-настоящему выходным днем.
— Я, конечно, обеими руками «за» пятидневку. Дети сейчас очень перегружены в школе, не высыпаются. Поэтому речь идет даже не столько об общении с родителями, а просто о возможности выспаться ребенку, набраться сил на предстоящую неделю. Нагрузка в школе на сегодня и так высокая, а с переходом на пятидневку она, как я понимаю, возрастет. Хотя ряд предметов вполне можно было бы убрать из учебной программы и таким образом снизить нагрузку на школьников. К ним, например, относятся «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозных культур и светской этики», второй иностранный язык. Дети один-то иностранный язык освоить не могут, куда им второй? Это в гимназиях, где учатся сильные дети, он, может, оправдан, но зачем вводить его в обычных классах? Хотелось бы верить, что при переходе на пятидневку учтут все эти моменты…
«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” дает автономию образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности; разработке и утверждении образовательных программ образовательной организации; разработке и принятии правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.
Данная самостоятельность в принятии решений касается и права образовательной организации в выборе режима работы – пятидневного или шестидневного (в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Последовательность действий при смене режима работы предполагает, что образовательная организация проводит обсуждение вопроса о переходе на пятидневный режим работыв соответствии с тем, как определяется компетенция коллегиальных органов управления организацией в уставе, например:
– на заседании управляющего совета (совета школы). Данное решение закрепляется протоколом заседания совета.
– на заседании педагогического совета образовательной организации принимается решение о внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования (в «Организационный раздел»: учебный план и календарный учебный график), а также принимаются новые учебные планы и календарный учебный график (в рамках ФГОС и Примерного учебного плана для образовательных организаций федерального законодательства), а также в иные образовательные программы
–согласно п. 5, п.7 ст. 12, п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 «Закона об образовании в Российской Федерации» издается Приказ «Об изменении режима работы образовательной организации», которым закрепляется факт переход организации на пятидневный режим работы. Копия приказа направляется в муниципальный орган управления образования.
Устав может возлагать полномочия по принятию соответствующий описанных выше решений и на другие органы.
Кроме того, необходимо будет внести изменения в документы, устанавливающие режим рабочего времени педагогических работников: Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор (или эффективный контракт), график работы и расписание занятий (п.7 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»; Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. № 1601).
Следует также помнить, что работники-педагоги должны быть ознакомлены под роспись со всеми актами, регламентирующими режим рабочего времени, в которые будут внесены изменения (ст. 68 ТК РФ). Также необходимо будет заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам в части установления нового режима работы. В соответствии со ст. 74 Трудового Кодекса об изменении режима труда работников необходимо уведомить не менее чем за 2 месяца.
Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.
Министр образования в преддверии 1 сентября ответила на вопросы родителей со всей страны
Российские школы будут постепенно отказываться от уроков в субботу, но переход на пятидневку не коснется десятых и одиннадцатых классов. Это лишь одна из новостей, которые касаются миллионов учеников и их родителей, и которые приходили сегодня во время и после Всероссийского родительского собрания. Его в преддверии Дня знаний провела министр образования и науки Ольга Васильева. Вопросы ей поступали в том числе по видеосвязи из регионов; кто-то ради общения приехал в Москву сам.
У Александры Усенко восемь детей — двое собственных и шестеро приемных. Ее дети учатся в начальной, средней школах, а кто-то уже и в старших классах. Одновременно. На Общероссийское родительское собрание приехала из Краснодара специально — услышать из первых уст о грядущих изменениях. Модератор встречи Яна Чурикова сама озвучила вопрос, находящийся в родительском топе: как изменится Единый госэкзамен?
«Какие планируются изменения в процедуре проведения ЕГЭ в ближайшие три года?» — задала вопрос модератор Общероссийского родительского собрания Яна Чурикова.
«Сразу хочу сказать, что будет в этом году: физика, химия, биология — тестовые задания с готовыми ответами будут сняты, то есть это совсем другой подход. Первый раз в этом году будет устная часть — русский язык и литература», — пояснила министр образования.
Если опыт признают успешным, подумают и о выпускных классах. Ведь сколько было разговоров о преимуществах старой, не тестовой системы, когда школьник излагал свой ответ лично учителю.
Следующий вопрос из зала о наболевшем перед 1 сентября.
Вопрос: «Сейчас разработано очень много действительно хороших рабочих тетрадей, но приходится же покупать родителям за свои деньги, и это стоит недешево. Есть ли возможность все-таки у школы обеспечивать рабочими тетрадями, а не только учебниками?»
«Если сама школа включает тетрадь в образовательный перечень, то она должна его обеспечить, то есть в этом случае волюнтаризма не допускается», — пояснила Ольга Васильева.
В собрании участвовали и регионы. Родители и учителя из Якутии, Иркутска, Астрахани задавали свои вопросы при помощи видеотрансляции. Всего 10 субъектов. Беспокойство высказали представители Северной Осетии: в их школах сокращаются ставки логопедов. А речевых проблем у нынешних детей много.
«Школа сама принимает решение по штатному расписанию, будет ли у нее логопед в штатном расписании. Чаще всего не бывает. Что на сегодняшний день есть и что может нам в решении этой проблемы помочь: на сегодняшний день в стране есть девять с половиной тысяч консультационных центров, в которых такая помощь оказывается», — сообщила министр.
Говорили и о контроле качества образования — его будут проверять в четвертых и девятых классах по всей стране. И о том, что надо минимизировать различия в программах: при переезде из одного региона в другой школьники часто сталкиваются с совершенно новыми учебными планами.
А во время видеомоста с Иркутской областью прозвучало пожелание помочь со школьным питанием для социально незащищенных семей.
Вопрос: «Может ли государство хотя бы софинансирвать завтраки и обеды в школьной столовой?»
«Питание для детишек из многодетных семей, детишек-сирот, детишек из неполных семей, попавших в трудные условия, от понедельника по пятницу в нашей Московской области есть. Здесь, чтобы вы правильно меня поняли, большая тяжесть ложится на регионы. Каждый регион, включая Ваш, Иркутский регион, должен принимать эти решения самостоятельно», — пояснила Ольга Васильева.
Вопрос: «В моем советском школьном прошлом были такие вещи, как, во-первых, урок труда, который плавно перетекал в учебно-производственный комбинат для старшеклассников. Те навыки, которые я получила в свое время, например, у меня квалификация швеи-мотористки, у супруга — электромонтажника, почему дети не работают руками?»
«Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли «труд», и который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это «технологии». В 2017 году он будет запущен. Все, что касается «делать руками» и что действительно надо делать руками, потому что не только высокие технологии — будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками мы должны уметь делать и научить его всему», — ответила министр.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Общероссийское родительское собрание шло около двух часов. Примерно столько же, сколько длятся обычные классные собрания в школах. Знакомство с министром образования состоялось, впереди новый учебный год, который, к слову, наступит уже послезавтра.
Источники
Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.
История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.- Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
- Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.