Содержание
- 1 Статус педагога в законе об образовании
- 2 Статус педагога в законе об образовании
- 3 Статус педагога в законе об образовании
- 4 Тест для педагогов на знание Федерального закона Об Образовании в Российской Федерации методическая разработка на тему
- 5 Статус педагога в законе об образовании
- 6 Статус педагога в законе об образовании
- 7 Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 N 319-III ЗРК«Об образовании»
Статус педагога в законе об образовании
27 августа 2015
Автор: С.В. Жертовская, ведущий специалист Управления образования Администрации Неклиновского района Ростовской области
О правах и обязанностях педагогических работников
Одной из новелл Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является более подробное установление правового статуса педагогических работников образовательных организаций.
В п. 1 ст. 47 отмечается, что «под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».
При этом трудовые права определяют особенности регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками (например, право на сокращенную рабочую неделю). Академические права связаны с непосредственным осуществлением педагогической деятельности (например, право на разработку авторской учебной программы), а смежные права направлены на обеспечение условий для профессиональной деятельности.
В 273-ФЗ сохранены имеющиеся у педагогических работников права и свободы, которые подробно прописаны в ст.47.
Вместе с тем, говоря о правах (академических и трудовых) и мерах социальной поддержки педагогических работников нужно выделить и то новое, что появилось в законодательстве:
1. Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
2.Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в три года.
3. Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников:
— Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности
— Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград.
-Органы государственной власти РФ и субъектов РФ при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.
4.Закрепляются полномочия субъектов РФ по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам.
5.Устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность с лицами, обучающимися в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
6.Согласно ч.5 ст.47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч.6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации.
7.Согласно п.2ч.1ст.48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.
Ещё одна позиция, на которую следует обратить внимание, – это участие педагогических работников в ЕГЭ. Законодательно закреплены трудовые права педагогических работников, привлекаемых для проведения ЕГЭ, а именно: за работу по подготовке и проведению ЕГЭ выплачивается денежная компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Отметим, что обозначенные академические права и свободы не являются абсолютными и могут быть ограничены, в том числе и нормами данного закона. К примеру, п едагог может и должен сам определять свое профессиональное развитие, выбирать те методики преподавания, которые, на его взгляд, позволяют максимально полно в сложившихся условиях реализовать потенциал обучающихся, а также потенциал самого педагога. При этом выбор методик, форм, средств и методов обучения должен быть педагогически обоснован. Контроль за педагогической обоснованностью выбранных форм и методов возложен, прежде всего, на саму образовательную организацию.
Педагогический работник, обладая определенными правами, имеет и обязанности, которые изложены в ст.48.
Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 30 образовательная организация издает локальные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников. Приведем примерный перечень соответствующих локальных актов:
Деятельность педагогических работников
Осуществление педагогической деятельности
– Устав образовательной организации.
– Трудовой договор (контракт) с работниками
– Должностные инструкции работни ков, в том числе административного — персонала, преподавателей, классных руководителей
– Коллективный договор между учреждением и работниками
-Правила внутреннего распорядка образовательной организации
-график работы и расписание занятий —
– Основная образовательная программа основного общего образования
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
– Положение о формах получения образования в данной образовательной организации (самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий и др.)-
Индивидуальная работа с обучающимися
– Договор образовательной организации с родителями
-– Правила приема в образовательную организацию
– Правила поведения обучающихся.
– Положение о хранении работ обучающегося и информации о его достижениях-
Методическая, подготовительная, научная, творческая, исследовательская
– Положение об учебном кабинете
– Положение о творческих группах.
– Положение о персонифицированных программах повышения квалификации.
Участие в коллегиальном управлении образовательной организации
– Положение о педагогическом совете
– Положение о кафедре.;
Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности
– Инструкции по безопасности и правила работы на травмоопасных участках, рабочих местах, в учебных кабинетах—
Практика показывает, что для педагогов наиболее болезненными оказываются нарушения их социально-экономических прав (в первую очередь невысокая зарплата и несвоевременность её выплаты, чрезмерная интенсивность труда и т.д.). Но, если низкая зарплата и, как следствие, высокая интенсивность труда в большей степени обусловлены политикой федеральной власти, то на уровне образовательной организации наиболее распространенными нарушениями являются привлечение к труду, не входящему в должностные обязанности и несправедливое распределение дополнительных выплаты премий. Кроме того, нарушения гражданских прав на школьном уровне могут преломляться особым образом, в виде преследований на выражение мнения, ограничений на информацию о важных аспектах школьной жизни, невозможности справедливого урегулирования конфликтов и т.п. Имеют место также неоправданные вмешательства администрации в творческую деятельность педагогов, искусственные препятствия для повышения квалификации педагогов и т.д.
Статус педагога в законе об образовании
Закон «О статусе педагога» предусматривает предоставление льгот и преференций для учителей, в частности при оплате коммунальных услуг и налогов, при устройстве ребенка в школу или детский сад, при получении кредита и оформлении пенсии.
Об этом рассказал депутат Олий Мажлиса Расул Кушербаев на конференции, посвященной современным проблемам молодежи в стране, которая состоялась 20 ноября в Институте изучения проблем молодежи и подготовки перспективных кадров при Академии государственного управления.
«Около десяти лет назад попался мне в руки закон “О статусе педагога”. Этот закон до сих пор где-то есть. Сейчас не могу ничего сказать. Дай Бог, если буду избран в следующем созыве, мы рассмотрим принятие отдельного закона “О статусе педагога”. Что предусматривает этот закон?
Закон определяет, кто такой учитель, он предусматривает предоставление льгот и преференций для учителей, в частности при оплате коммунальных услуг и налогов, при устройстве ребенка в школу или детскому саду, при получении кредита и пенсии. Особое внимание будет уделено социальной защите и учителей.
Депутат отметил, что только этим путем можно решить проблемы в сфере, но для тщательной подготовки законопроекта потребуется время, и для этой цели нужно будет сотрудничать с министерствами Народного и Высшего образования.
Напомним, что проект закона «О статусе педагога» был объявлен в январе текущего года.
Статус педагога в законе об образовании
Что даст учителям Закон «О статусе педагога»
В Астане обсуждают законопроект «О статусе педагога», передает корреспондент МИА « Казинформ ».
«Наш профсоюз является самым крупным общественным объединением в республики и объединяет около 800 тысяч членов. Это учителя, педагогические работники всех уровней образования и студенческая молодежь», — сказала заместитель председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки Айгуль Мукашева в кулуарах Министерства образования и науки.
Она отметила, что в законе «О статусе педагога» будут оговорены все условия, которые касаются казахстанских учителей.
«Еще в самом начале в основных понятиях мы определяем, что педагог — это педагогический работник и приравненное к нему лицо всех уровней образования независимо от форм собственности, то есть мы охватываем работников дошкольных организаций, средней школы, ТИПО, вузовское, послевузовское образование, дополнительное и специальное», — объяснила она.
Во-первых, по ее словам, в этом законе будет прописана административная ответственность за нарушение таких норм, как привлечение учителей к несвойственным им работам, принуждение учителей к подписке на СМИ.
«Это право учителя, а не обязанность», — подчеркнула спикер.
«Также будут усилены социальные гарантии учителям, будет прописано материальное обеспечение учителей, то есть мы хотим освободить педагогов от того, чтобы они покупали материалы, необходимые для учебного процесса за свой счет. Теперь это будет прописано в законе. То, что будет нарушаться или не выполнятся, за это работодатель будет нести административную ответственность», — заключила спикер.
Как пояснили в МОН РК, законопроект планируется направить в Мажилис Парламента РК уже в январе 2019 года.
Тест для педагогов на знание Федерального закона Об Образовании в Российской Федерации
методическая разработка на тему
Тест для педагогов
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест для педагогов на знание Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» C айфетдинова Т.Ю. воспитатель
Отметьте типы образовательных организаций, которые предусмотрены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: Статья 23. Типы образовательных организаций дошкольная образовательная организация; профессиональная образовательная организация; образовательная организация профессионального обучения ; образовательная организация высшего образования; осуществляющая обучение научная организация; осуществляющая обучение организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей все вышеперечисленные
Ст.23 Общеобразовательные организации вправе реализовывать следующие программы: Дошкольного образования; Дополнительные общеобразовательные программы; Программы профессионального обучения; Все вышеперечисленные.
Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется как федеральное полномочие и включает в себя следующие виды контроля (надзора): а ) федеральный государственный пожарный надзор; б) лицензионный контроль; в ) федеральный государственный контроль качества образования; г) федеральный государственный надзор в сфере образования; д ) все вышеперечисленное.
Ст. 28 Образовательная организация несет ответственность за: невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; все вышеперечисленное.
ст.26 Управление образовательной организацией должно осуществляться на основе сочетания принципов: Демократизма и гласности; Централизма и делегирования; Единоначалия и коллегиальности; Справедливости и равенства.
В отношении комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений образовательная организация должна собственным локальным актом урегулировать: Порядок организации работы; Порядок принятия решений; Порядок организации работы и порядок принятия решений;
Под правовым статусом педагогического работника понимается: Статья 47. а ) совокупность прав педагогического работника, предусмотренных Федеральным законом; б) совокупность прав и обязанностей педагогического работника, предусмотренных трудовым законодательством и Федеральным законом № 273-ФЗ; в ) совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
ст. 2 В случае возникновения конфликта между педагогическим работником и обучающимся или законным представителем обучающегося по вопросам осуществления образовательного процесса педагог имеет право обратиться для разрешения конфликта в: а) комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, созданную в образовательной организации; б) комиссию по трудовым спорам образовательной организации; в) суд; г) совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Отметьте неправильный ответ. Право педагогического работника на участие в управлении образовательной организацией означает: а) право присутствовать и выступать на совещаниях администрации, заседаниях коллегиальных органов управления организации; б) право вносить инициативные предложения в администрацию и в коллегиальные органы управления образовательной организации; в) возможность быть избранным в коллегиальные органы управления образовательной организации и профсоюзные органы; г) право участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации в случаях, когда такие вопросы выносятся на обсуждение коллектива.
Конкретные должностные обязанности педагогического работника, которые он выполняет в соответствии с занимаемой должностью, определяются: а ) Трудовым кодексом РФ и иными законодательными актами; б ) должностной инструкцией, утвержденной на основе квалификационной характеристики, и трудовым договором; в) Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих; г) Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (Нормах часов педагогических работников за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
«Эффективный контракт» – это: а) трудовой договор, предусматривающий повышенные обязательства педагогического работника; б) трудовой договор, предусматривающий оплату труда педагогического работника в размере средней заработной платы по экономике региона; в) трудовой договор с педагогическим работником, в котором установлены условия о выплате оклада (ставки) заработной платы в зависимости от учебной нагрузки педагогического работника; г ) трудовой договор с педагогическим работником, в котором конкретно указаны должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели для назначения стимулирующих выплат и меры социальной поддержки.
ст. 47 Рабочее время педагогического работника характеризуется как: а) работа с ненормированным рабочим днем; б) сверхурочная работа; в) работа в режиме гибкого рабочего времени; г) работа, состоящая из нормированной части рабочего времени и части – не конкретизированной по количеству часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации".
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации".
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации".
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации".
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации".
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федераль.
Статус педагога в законе об образовании
Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени — и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Новые версии ФГОС стали настоящем полем битвы. Один из недавних ее эпизодов — отрицательное заключение РАО, зафиксировавшее более 500 недостатков в проекте документа. Впрочем, публично данное заключение называется «единственным отрицательным». Говорит ли это на самом деле о высоком качестве проекта ФГОС или об административном безразличии к содержанию образования? Свою точку зрения по этому поводу высказал член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.
Смерть Михаила Щетинина потрясла всю педагогическую общественность и вызвала многочисленные отклики. В них, как это обычно бывает, когда дело касается талантливых людей, волна любви и признательности столкнулась с громкими высказываниями оппонентов и критиков. О том, как воистину народный педагог со своими сподвижниками смог на высоком уровне целостно соединить обучение, воспитание, социализацию и образование и вошел в историю — в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.
11 декабря исполняется 101 год со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. Драматичных периодов в жизни классика было немало. Один из них — пожалуй, наивысший по накалу — внимательно исследует литературовед Вячеслав Огрызко.
Наши приложения
2 мая в 11:01 |
В Госдуму внесен законопроект об изменениях в порядке допуска к педагогической деятельности
Вторая часть законопроекта касается студентов и разработана в связи с поручением президента, подписанным в июле 2017 года. Ранее эта тема поднималась в ходе встречи главы государства с классными руководителями выпускных классов. Одна из участниц встречи отметила, что сегодня установлен запрет для преподавания студентов в школах, и несмотря на то, что ведение кружков к преподаванию де-факто не относится, учащиеся вузов не допускаются и до него.
– В частности, изменения дают студентам право преподавать в школах и в системе дополнительного образования, – пояснил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Правительства России. – Речь, конечно, не идёт о том, чтобы студенты, у которых пока нет педагогического образования, заменили опытных учителей. Да это и невозможно. Но многие из них действительно увлечены своим предметом, к старшим курсам уже владеют профильными знаниями, готовы заниматься со школьниками. Им в чём-то даже проще наладить контакт с ребятами, заинтересовать их, поэтому можно привлекать их к педагогической деятельности, прежде всего к работе кружков различных направлений.
По словам Дмитрия Медведева, это поможет сделать дополнительное образование более современным и доступным для детей, что является одной из целей национального проекта.
– Министерство просвещения, Минобрнауки по согласованию с другими ведомствами должны определить чёткий порядок и условия допуска студентов к такого рода преподавательской деятельности, – добавил председатель правительства.
Законопроектом предлагается установить возможность допуска студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в течение периода прохождения ими обучения к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам в порядке и на условиях, установленных Минпросвещения совместно с Минобрнауки по согласованию с Минтрудом России.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 25 апреля 2019 года.
Статус педагога в законе об образовании
Депутаты Сената в ходе презентации проекта Закона «О статусе педагога» поинтересовались, было ли учтено при разработке законопроекта экспертное мнение, будет ли снижена несвойственная профессии педагога нагрузка на учителей, вернут ли привилегии при поступлении в вузы обладателям знака ««Алтын белгі» и с чем связано предложение разработчика изменить организационную структуру управлений и отделов образования.
Законопроект сенаторам презентовал министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Прежде всего он подчеркнул, что причин для разработки отдельного документа, регламентирующего деятельность учителей, было несколько, но главные из них: неудовлетворенность большей половины работающих педагогов статусом профессии, отсутствие реальных механизмов стимулирования прихода в профессию талантов и невовлеченность самих педагогов в процессы принятия решений. И конечно, это вопросы чрезмерной нагрузки.
По словам главы МОН, в 2019 году прошло большое международное сравнительное исследование по педагогам — ТALIS. Результаты показывают, что средняя нагрузка педагога Казахстана составляет 48,8 часа, а средний показатель по ОЭСР — 36 часов.
— Это показывает, что нагрузка очень большая, но здесь более интересен второй показатель, когда мы видим, сколько составляет аудиторная нагрузка. Аудиторная нагрузка нашего педагога из 48 составляет 15 часов, а в странах ОЭСР — 20. Это говорит о том, что наш педагог больше загружен несвойственными функциями, — признался министр.
Что предпринял МОН? Во-первых, введены нормы по расширению прав педагога и сокращению учебной нагрузки, предусмотрены материальные и нематериальные стимулы.
Нормы по расширению прав педагогов направлены на создание возможностей для индивидуального развития учителя и совершенствования учебного процесса. Нормы по сокращению нагрузки запрещают привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок.
Видео (кликните для воспроизведения). |
— Более того, мы предлагаем за привлечение к несвойственным функциям ввести санкции. В данном случае предусматривается штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения, — уточнил Асхат Аймагамбетов.
К слову, повышение статуса педагога предполагает и усиление требований к его деятельности. Поэтому законопроектом предполагается, что с 1 января 2021 года лица, впервые приступающие к осуществлению профессиональной деятельности в качестве педагога должны подтвердить соответствие квалификации педагога. Речь идет о сертификации, в целом такая же норма по регулируемым профессиям уже была предусмотрена в прошлом году в законопроекте об академической и управленческой самостоятельности вузов. Речь идет о постепенной сертификации выпускников вузов.
Кроме того, помимо имеющихся ограничений, вводится запрет на занятие педагогической деятельностью для лиц с ограниченной дееспособностью, состоящих под наблюдением с психическими и поведенческими расстройствами.
Вместе с тем с целью обеспечения объективности при рассмотрении дисциплинарных дел в отношении учителей вводится норма об обязательном согласовании их с советом по педагогической этике.
Предусмотрен также ряд таких нематериальных стимулов, как первоочередный порядок предоставления мест в детские сады, новый вид государственной награды «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». При этом все имеющиеся социальные гарантии сохраняются. Это такие, как отсрочка от призыва на воинскую службу, повышенные оклады для педагогов, работающих в сельской местности, охрана здоровья, грант «Лучший педагог», «Лучший преподаватель вуза».
Кроме того, местным исполнительным органам предоставлено право по утверждению дополнительных мер поощрения труда педагогов, в том числе путем награждения местными знаками отличия, почетными званиями, выплатой единовременного вознаграждения.
Одним из важных блоков предусмотренных норм являются материальные стимулы.
Как известно, средняя заработная плата педагогов составляет на сегодня 65% от средней зарплаты по экономике. По сведению Комитета по статистике, средняя зарплата в образовании составляет 107 тыс. тенге, соответственно, стоит задача по повышению заработной платы для педагогов.
— В рамках поручений Главы государства, данных на августовской конференции, в течение предстоящих 4 лет заработная плата учителей повысится в 2 раза. Глава государства в Послании народу Казахстана поставил задачу, что в следующем году заработная плата педагогов должна увеличиться на 25%. Все эти финансовые средства предусматриваются в проекте бюджета. Наряду с этим в законопроекте предусмотрены нормы материальных стимулов, направленные на повышение учителями своей компетенции, — пояснил министр.
Основными материальными стимулами станут доплаты в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей. Также предполагается ввести доплату за педагогическое мастерство, увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней. Этой нормой будут охвачены порядка 100 тыс. наших коллег. Если у них раньше отпуск был 42 дня, теперь — 56 дней. Также предлагается ввести доплату за наставничество и другие меры. То есть когда в школу приходят молодые педагоги, за ними закреплять более опытных коллег, они будут получать 17 тыс. тенге ежемесячно в качестве доплаты.
Предусматривается введение ряда норм по совершенствованию механизмов защиты прав ребенка. Расширяется компетенция министерства по координации мер, направленных на реабилитацию детей, прибывших из зон террористической активности, а также отнесение данной категории к лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, чтобы оказывать им гарантированную помощь государства.
Предусматривается законодательное закрепление перечня оказываемых платных услуг организациями технического и профессионального образования.
— Условно говоря, когда колледжи готовят сварщиков, могут делать заборы, какие-то другие вещи, а эту продукцию реализовывать не могут. Вообще заниматься определенными видами деятельности в соответствии с постановлением Правительства и Предпринимательским кодексом, статьей 198, они не могут. В связи с этим мы предлагаем так же, как по аналогии с вузами, закрепить четкую норму и четкие статьи в законодательстве, — сказал глава МОН.
С целью поддержки социально уязвимых категорий граждан предусматривается квота по присуждению образовательных грантов для многодетных, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа».
«Цена» законопроекта — дополнительные 1 трлн 202 млрд тенге.
Таковы основные актуальные нормы законопроекта.
В ходе обсуждения сенатор Сергей Ершов поинтересовался, какие социологические исследования были проведены в ходе подготовки документа, даны ли экспертные оценки о проблемах педагогов.
— Вы сказали о неудовлетворенности педагогов. Чем они не удовлетворены? Что они говорят о своей заработной плате и статусе педагога, о современном обществе? Какие есть реальные стимулы для самосовершенствования? — спросил депутат.
Как отметил министр, всего поступило 18 тыс. предложений. Кроме этого, были проведены социологические исследования, изучены экспертные мнения. В данном случае у нас два метода: опросы и фокус-группы. Картина, сложившаяся после опросов и фокус-групп, показала, что главное, чем недовольны сегодня учителя, — это низкая заработная плата.
Второе — педагоги просят защитить их от несвойственных функций и чрезмерной отчетности, когда больше времени уходит на заполнение различных бумаг, а не на сам педагогический процесс.
Как выяснилось, снизить нагрузку на учителей МОН собирается как раз за счет изъятия несвойственных функций, которые учителя вынуждены исполнять сегодня.
— Основная нагрузка как раз связана не с аудиторной, а больше с выполнением несвойственных функций. Огромную долю нагрузки занимает отчетность. Честно говоря, эта отчетность никому и не нужна, и физически ни у кого нет возможности всю эту отчетность смотреть, проверять, обрабатывать. Поэтому мы, конечно, через цифровизацию эти вопросы будем решать, — пообещал Асхат Аймагамбетов.
У министерства будет компетенция утверждать конкретные 3-4 вида отчетности, которые педагог должен вести. Всего остального никто требовать не будет.
— За истребование дополнительных отчетов последуют соответствующие санкции. За этим будут наблюдать наш Комитет по контролю, прокуратура и другие правоохранительные органы, — сказал министр.
Следующий вопрос, который задал сенатор Сергей Ершов, касался доплат за степень магистра. Он поинтересовался, могут ли на доплаты рассчитывать педагоги со степенью в частных учебных заведениях.
Оказалось, что позиция МОН здесь вполне конкретна: на 25 тыс. тенге доплаты могут рассчитывать только сотрудники государственных организаций образования.
— Конечно, здесь очень много дискуссий. Многие предлагают, что необходимо не ограничиваться только государственными учреждениями, но предусматривать и в частных. Соответственно по тем частным школам, которые не получают госзаказ, разговор будет несколько другой. Это уже, наверное, выбор самой школы, учредителя, договоренность между учредителем и педагогом. Если это касается тех частных школ, которые будут получать подушевое финансирование через государственный бюджет, мы должны все это предусмотреть в бюджете, — пояснил глава МОН.
Что касается возвращения привилегии обладателям «Алтын белгі» при поступлении в высшие учебные заведения, то и тут позиция МОН конкретна: в привилегии обладатели «Алтын белгі» в части преимущественного права при поступлении в вузы не нуждаются. Мол, если получил знак, то и поступить в вуз не будет проблемой. Вопрос в другом.
— Мы сейчас видим, что чуть ли не в геометрической прогрессии увеличивается количество обладателей «Алтын белгі» в связи с тем, что сейчас они не подтверждают свой знак через ЕНТ. В советское время их проверяла комиссия из областных управлений образования. Поэтому мы предлагаем передать компетенцию по присуждению этого знака и по проверке итоговых работ на уровень областных управлений. Там будет создаваться комиссия, и областное управление должно по итогам аттестации принимать решение, чтобы обладатели и претенденты могли проходить итоговую аттестацию через областной уровень, — пояснил министр.
Однако ведомство готово рассмотреть возможность возвращения преимущественного права при поступлении для победителей международных олимпиад. Их немного, примерно 20-30 человек ежегодно. Как оказалось, для этого есть серьезная причина.
— Сегодня победителей международных олимпиад «разбирают» другие страны. Поэтому нам очень важно предоставить победителям международных олимпиад, научных конкурсов, а также победителям международных спортивных соревнований такое же преимущественное право, — сказал министр.
Депутат Серик Бектурганов попросил главу МОН рассказать, по какой причине и для чего разработчик предлагает изменить организационную структуру управлений и отделов образования и как теперь будут выглядеть назначения руководителей, директоров школ, начальников отделов образования городов, районов.
По словам Асхата Аймагамбетова, в законопроекте в рамках поручений Главы государства и Общенационального плана по Посланию Главы государства предлагается, чтобы городские, районные отделы образования назначались управлениями образования.
— Соответственно финансирование мы предлагаем поднять на уровень управлений образования. Я человек, который работал на уровне района, сталкивался с этим как исполнитель. В области, работая в управлении образования, видел, что 18 руководителей отделов образования фактически подчинялись акимам, соответственно, управление образования не имеет рычагов влияния по аварийным школам, учебникам и другим текущим вопросам. Поэтому мы считаем, что это критически важно. Лично я посчитал, что половина успеха эффективности образования зависит от системы управления в образовании. Если депутаты поддержат, то это будет большое подспорье для повышения качества образования, — сказал министр.
Что касается заработных плат, то, отвечая на вопрос сенатора Серика Бектурганова, Асхат Аймагамбетов пояснил, что все будет зависеть от нагрузки, то есть от количества учеников в школе.
— В школах, где 100 или 1 200 детей, нагрузка разная, ответственность разная, но директора получают одинаковую зарплату. Мы считаем, что это несколько несправедливо, — сказал он.
Также будет дифференциация зарплат по принципу «эффективен — неэффективен».
Видео (кликните для воспроизведения). |
— Может быть, учитель достигает больших успехов или, наоборот, неэффективно работает, но получает такую же зарплату. Учителю, если он имеет категорию, мы даем доплату. Поэтому мы предлагаем дифференцировать в зависимости от количества обучающихся заработную плату и предлагаем давать категории директорам за эффективность. Если это директор 1-й категории, он будет получать 100% надбавки к зарплате, если директор 2-й категории, то 60%, если 3-й категории, то 30%, если без категории, соответственно, только оклад. Мы должны их мотивировать, чтобы они работали эффективнее, — сказал он и добавил, что этот вопрос был обсужден с директорами школ.
Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 N 319-III ЗРК
«Об образовании»
|
|
|
Источники
Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.
Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.- Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
- Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.