Ввод второго иностранного языка в школах

Все ответы в статье: "Ввод второго иностранного языка в школах" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Минпросвещения России настаивает на обязательности изучения второго иностранного языка в 5-9 классах

undrey / Depositphotos.com

Минпросвещения России полагает, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным, поскольку предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (письмо Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08-1214). Поясним, что с 15 мая текущего года Министерство образования и науки РФ было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Как пояснили ГАРАНТ.РУ в пресс-службе Минобрнауки России, указанное министерство не занимается вопросами средней школы, так как эта тема относится к ведению Минпросвещения России.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации (школы). А такую программу школа разрабатывает и утверждает самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) начального, основного и среднего общего образования и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru).

При этом ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Имеют ли право родители (законные представители) выбирать язык, языки образования? Узнайте из материала «Образовательный процесс» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Любопытно, однако, что к выводу о необходимости изучать второй иностранный язык министерство пришло лишь в текущем году: упомянутый ФГОС был введен в действие в марте 2011 года, и уже тогда второй иностранный язык упоминался в нем в качестве обязательного компонента учебного плана. Сравним:

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • русский язык и литература (русский язык, литература);
  • родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
  • иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

Отметим, что «второй иностранный» не исчезает после окончания девятого класса: согласно ФГОС для старшей школы, второй иностранный язык (базовый и углубленный уровни) также упоминается в числе учебных предметов из обязательных предметных областей.

Как организовать изучение второго иностранного языка по ФГОС

Какой иностранный язык выбрать

Школа свободна в выборе второго иностранного языка (ч. 1 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Выберите язык, для изучения которого вы можете создать условия, например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Проверьте наличие учебно-методических материалов для изучения языка. Оптимальный вариант – немецкий, французский, итальянский или испанский языки, так как по ним в федеральном перечне есть учебники.

Учтите мнение родителей учеников. Для этого попросите классных руководителей провести опрос.

Обратите внимание, школа вправе отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору. Никаких санкций за это не предусмотрено.

Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.

В каких классах ввести второй иностранный язык

Введите изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах. Этого требует ФГОС ООО.

В начальных и старших классах вводить второй иностранный язык не нужно. Обязательная часть учебного плана НОО предусматривает только один иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). В учебные планы на уровне ССО должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ», «Астрономия». Второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Изучение второго иностранного языка можно ввести с 6-го класса. ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников. В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.

Читайте так же:  Снятие с учета автомобилей и мотоциклов

Как ввести второй иностранный язык

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника.

Учитель иностранного языка должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе (ЕКС работников образования). Таким образом, вести уроки иностранного языка в школе может не только педагог со знанием иностранного языка, но и, например, переводчик. Предложите учителям основного иностранного языка (например, английского) пройти обучение по программам повышения квалификации и преподавать другой язык (например, немецкий).

В лингвистической школе BUSINESS LINGUA SCHOOL педагоги могут без отрыва от работы пройти дистанционное обучение по программам:

В BUSINESS LINGUA SCHOOL Вы можете найти список программ и выбрать любой иностранный язык для изучения в удобной и современной форме по низкой стоимости!

Все программы являются интерактивными и направлены на развитие навыков аудирования, чтения и говорения на иностранном языке. Собственная уникальная методика и новейшие технологии обучения позволят вам начать разговаривать на иностранном языке уже после 3-го занятия!

Желающие могут посмотреть уроки по иностранным языкам на YouTube-канале школы (колледжа) Анны Муратовой, а также подписаться на бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ».

Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Используйте учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. На начало 2018/2019 учебного года в этот перечень входили учебники для 5–9-х классов по четырем языкам: немецкому, французскому, итальянскому и испанскому. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Внесите приказом изменения в основные образовательные программы:

  • в целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися второго иностранного языка. Пример посмотрите в разделе 1.2.5.4 ПООП ООО;
  • в содержательные разделы включите рабочие программы нового предмета. Программы разработайте самостоятельно. Создайте для этого рабочую группу и обсудите проекты программ на педагогическом совете;
  • в организационных разделах измените учебные планы – укажите в них новый предмет. Второй иностранный язык должен входить в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Внимание: в реестре ПООП есть примерные рабочие программы: «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов; «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (базовый уровень); «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (углубленный уровень); «Греческий язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов.

Сколько указать часов в учебном плане

Определите, сколько часов понадобится на изучение второго иностранного языка. За это время дети должны освоить содержание образовательной программы.

Соблюдайте требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН школы).

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки.

Обратите внимание, для изучения второго иностранного языка можно разделить класс на группы.

Когда и как делить классы на учебные группы, школа решает самостоятельно. Предварительно нужно проверить, есть ли для этого в школе достаточное количество кабинетов с учетом требований к площади на одного ученика, расстановке мебели и освещенности (п. 10.1 СанПиН школы), учебных пособий, учителей и финансовых средств на выплату зарплаты.

Выпускники 9-х классов вправе сдавать ГИА по второму иностранному языку. Ученики, которые изучали иностранный язык – английский, немецкий, французский или испанский, независимо от того, первый это язык или второй, могут сдавать по нему экзамен (п. 4 Порядка проведения ГИА-9).

В помощь педагогам, школьникам и их родителям в Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой есть электронные уроки по всем предметам с 1 по 11 класс, уроки по иностранным языкам, дополнительному образованию, бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ», тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ , курсы развивающих занятий. Для школьников, студентов и педагогов предусмотрены международные дистанционные конкурсы и олимпиады.

Для всех желающих получить дистанционно без отрыва от работы или учебы среднее профессиональное образование в колледже Анны Муратовой открыт набор по 12 специальностям.

© Материал из Справочной системы «Образование»

Нужно ли вводить второй иностранный язык в 9 классе по ФГОС?

Здравствуйте! Нужно ли вводить второй иностранный язык в 9 классе по ФГОС? Если «да», за счет какого компонента? Спасибо.

Минпросвещения России полагает, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным, поскольку предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (письмо Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08-1214).

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации (школы). А такую программу школа разрабатывает и утверждает самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) начального, основного и среднего общего образования и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru).

Читайте так же:  Как правильно оформить язык договора с зарубежным покупателем – гайд от экспертов

При этом ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Образовательной организации следует самостоятельно определить в рамках своей компетенции в учебном плане образовательной программы: в каком классе и в каком объеме (количестве часов) изучается второй иностранный язык. Специалисты не рекомендуют вводить второй иностранный язык именно в 9 классе, так как в этом случае учащиеся не успеют освоить содержание программы и достигнуть планируемых предметных результатов. Планируемые предметные результаты указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО — http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-progra. Дополнительно следует подчеркнуть. С какого класса начать изучать второй иностранный язык принимает решение сама школа с учетом своих возможностей и компетенции педагогического коллектива. Минимальная продолжительность должна составлять около 70 часов. Минобрнауки все же рекомендует начать изучение второго иностранного языка с 5 класса. Освоение нового предмета в классах, готовящихся к сдаче ГИА высокий риск и вряд ли оправданно с педагогической точки зрения.

Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Часы рассчитываются с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Вопрос — ответ

Второй иностранный язык по ФГОС обязателен во всех регионах и школах?

В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214.

Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Учебный план по фгос 5-9 класс со вторым иностранным языком.

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки. Скачать примерный учебный план. Подробнее читать здесь

С какого класса вводится второй иностранный язык по фгос?

Второй иностранный язык обязателен для изучения на уровне основного общего образования. При этом ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык, однако в федеральном перечне представлены учебники по немецкому, французскому, итальянскому, испанскому и китайскому языкам начиная с 5-го класса. Подробнее читать здесь.

Введение второго иностранного языка в школе по фгос. Приказ.

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника. Внесите приказом изменения в основные образовательные программы. Скачать пример приказа и приложения. Подробнее читать здесь.

Методические рекомендации по введению второго иностранного языка? Какими они могут быть?

Методические рекомендации по введению второго иностранного языка разрабатывают региональные или муниципальные органы управления образованием (министерства, департаменты образования). Вам нужно обратиться к материалам, разработанным в Вашем регионе.

За счет каких часов вводится второй иностранный язык?

В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе ФГОС и с учетом примерной образовательной программы, имеющей рекомендательный характер. Таким образом, образовательное учреждение самостоятельно решает за счет какого компонента появится обязательный для преподавания предмет в учебном плане.

Второй иностранный язык перестанет быть обязательным в ФГОС

В новых федеральных государственных стандартах второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения, заявил статс-секретарь, замминистра просвещения России Павел Зенькович.

«Возвращаясь к некоторым элементам снятия нагрузки мы, например, постарались ответить на критику по поводу второго иностранного языка. В этом проекте (ФГОС — ред.), как вы видите, второй язык является не обязательным, а рекомендованным. Это дает возможность вводить его там, где действительно образовательная организация к этому готова, чтобы такие вещи не превращались в профанацию», — сказал Зенькович, выступая в Общественной палате РФ.

«Мы знаем прекрасно, что во многих школах нет такой возможности. Они вводят этот второй язык, он становится формальным, преподается один-два часа в неделю, в итоге это приводит к лишней нагрузке на детей, эффекта никакого», — добавил замминистра.

Читайте так же:  Расчет выкупной цены земельного участка

Ввод второго иностранного языка в школах

Видео (кликните для воспроизведения).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 Об изучении второго иностранного языка

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рассмотрел Ваше обращение и сообщает.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Дополнительно информируем, что Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года применительно к сфере образования поставлена задача по формированию у граждан нашей страны компетенций, отвечающих требованиям XXI века, включая владение иностранными языками.

Директор Департамента А.Е. Петров

Обзор документа

Сообщается, что в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение второго иностранного языка предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Ввод второго иностранного языка в школах

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 23 сентября 2019 г. N ТС-2291/04 «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»

В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении на уровне основного общего образования учебного предмета «Второй иностранный язык» Минпросвещения России разъясняет.

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее — ФГОС ООО), установлен перечень предметных областей и учебных предметов, обязательных для изучения.

В соответствии с ФГОС ООО формирование учебного плана образовательной программы основного общего образования осуществляется с учетом обязательных для изучения учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

При этом необходимо иметь в виду, что образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона автономией в осуществлении образовательной деятельности, самостоятельно определяет объем часов на изучение учебного предмета «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык», а также их распределение по годам обучения в пределах указанного уровня образования, а также иностранные языки, которые будут изучаться в рамках образовательной программы основного общего образования, исходя из специфики образовательной организации, ее материально-технических, кадровых и иных возможностей.

В настоящее время Минпросвещения России подготовлен проект внесения изменений во ФГОС ООО, конкретизирующий требования к предметным результатам по годам обучения или модулям, а также структуре и условиям реализации освоения образовательных программ основного общего образования.

Проект внесения изменений во ФГОС ООО предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».

Также согласно проекту внесения изменений во ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в предметную область «Иностранные языки» может включаться учебный предмет «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

Учитывая значимость ФГОС ООО для системы общего образования, Минпросвещения России организовало и провело широкое публичное обсуждение проекта внесения изменений во ФГОС ООО, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в период с 29 марта по 29 апреля 2019 г. на ресурсе https://www.preobra.ru.

В настоящее время проект внесения изменений во ФГОС ООО с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения, дорабатываются рабочими группами, в состав которых вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций и эксперты.

Читайте так же:  Площадь офиса на одного сотрудника снип

С учетом сроков, установленных перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., планируемая дата утверждения изменений во ФГОС ООО — 1 декабря 2019 года. Соответствующее обновление примерной образовательной программы основного общего образования планируется в I квартале 2020 года.

Заместитель министра Т.Ю. Синюгина

Обзор документа

Минпросвещения России сообщило, что планируется уточнить федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно проекту изменений, обязательным к изучению будет только один иностранный язык. Второй может быть включен в образовательную программу по выбору родителей. Второй язык выбирается из списка, предоставленного школой.

Предполагаемые изменения запланированы на I квартал 2020 г.

Введение иностранного языка со второго класса: существуют нормативные документы?

Существует ли нормативный документ или рекомендации Минобра России по введению иностранного языка со второго класса в начальной школе?

Такого нормативного акта нет. Введение иностранного языка со второго класса предусмотрено в ПООП НОО. Рекомендации есть, но они касаются изучения редких иностранных языков.

В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы, в том числе иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). Узнайте подробнее, какие учебники по второму иностранному языку использовать.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Вместе с тем, ФГОС и другие документы не определяют на каком этапе освоения образовательной программы необходимо вводить иностранный язык, это образовательная организация определяет самостоятельно, утверждая программу (ст. 12 и ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

В примерной основной образовательной программе начального общего образования имеется примерный учебный план, в котором введение иностранного языка предусматривается со второго класса. Примерные основные общеобразовательные программы опубликованы в Реестре примерных основных общеобразовательных программ.

Кроме того, на введение иностранного языка со второго класса указывается в письме Минобрнауки России от 13.03.2007 № 03-513. Это письмо содержит рекомендации по изучению редких иностранных языков, то есть не традиционных при реализации образовательных программ языков: английского, немецкого, французского или испанского, а ранее не изучавшихся в системе общего образования.

Однако эти рекомендации в части введения иностранного языка со второго класса можно применить и к распространенным в изучении иностранным языкам.

В учебный план начальной школы введен учебный предмет «Иностранный язык», что нормативно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса (Письмо Минобрнауки России от 13.03.2007 № 03-513).

Актуально сейчас:

Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Как выбрать второй иностранный язык для школьника

Как выбрать второй иностранный язык для школьника

К 2020 году российские школы должны перейти на обязательное изучение второго иностранного языка с пятого класса. Это вызывает справедливое беспокойство родителей — нагрузки на школьников обязательно возрастут. Но у такого решения есть и преимущества. О том, как будет вводиться второй иностранный язык, зачем он нужен школьникам и как не ошибиться с выбором языка, рассказывает доктор филологических наук, германист, член авторского коллектива учебников по немецкому языку издательства «Просвещение» Олег Радченко.

Нужен ли второй иностранный язык в школе

С переходом на обязательный второй иностранный язык мы уходим от моноязычной модели, которая у нас до сих пор превалирует в российской школе. Для всей системы образования России это большая проблема: мы свидетели «гибели» тех языков, которые традиционно преподавались в нашей стране. В частности, в России всегда были сильная лингводидактическая школа немецкого языка и серьёзная германистика. Это грозит рухнуть, потому что с конца 1970-х годов немецкий постепенно теряет свои позиции как основного школьного языка. За последние десять лет количество классов с немецким как первым языком уменьшилось в два раза. Та же тенденция прослеживается и в отношении французского и испанского языков.

Для школы и для учеников введение второго иностранного языка — это явный плюс, так как мы усиливаем гуманитаризацию школьного образования. Что касается готовности школ, то я не вижу здесь особых проблем: сегодня на рынке есть несколько хороших готовых линеек учебников по немецкому языку в качестве второго. Готовы и учителя: для них это спасение, ведь в некоторых регионах мы сегодня наблюдаем процесс переучивания учителей немецкого языка на учителей английского. Здесь сразу возникает проблема качества, так как мало кто из них когда-либо преподавал этот язык в необходимом объёме.

Больше всего препятствуют внедрению второго иностранного сами родители: они боятся увеличения нагрузки на ребёнка

И правда, изучение иностранного языка требует определённых талантов, способностей, требований. В нашей стране нет такой диверсификации школ, как, например, в Германии, где с пятого или шестого класса ребёнка направляют в ту школу, которая по профилю ближе к его будущей профессиональной деятельности. Например, школьник может выбрать гимназию, где у него в программе обучения сразу несколько иностранных языков. Или он может идти в реальную школу, где превалируют точные науки.

Какие изменения произойдут в школах с внедрением второго иностранного языка

Изменения коснутся в основном учебников. Здесь речь пойдёт об изменении материала, определённых требованиях к его отбору, к тестированию. Нужно будет больше подстраиваться под ЕГЭ. Такая реорганизация учебного материала происходит уже сейчас. В линейке «Вундеркинды» издательства «Просвещение», в которой вышли учебники с пятого по девятый класс, уже проводится ревизия материала. Вводятся новые разделы, связанные с тестированием, вводятся новые типы упражнений. И, хотя этот учебник предназначен для немецкого как первого иностранного, опыт успешного использования таких линеек в преподавании второго языка уже есть.

Читайте так же:  Сталинка, хрущевка, брежневка: различия и особенности

Есть ли интерес к изучению немецкого языка как второго иностранного в школах

Пока роста интереса к немецкому не наблюдается. Немецкий — объективно сложный язык. Если сравнивать грамматику английского и немецкого, то достаточно вспомнить, что в немецком языке как минимум пять типов образования множественного числа имён существительных. А также порядка 170 глаголов нестандартного типа, три типа склонения имён прилагательных и так далее. Усилий, необходимых для его изучения, нужно прикладывать значительно больше, чем для других языков. И хотя немецкий и английский языки относятся к одной семье, это не имеет абсолютно никакого значения. Если кто-то успешно учит английский, то совсем не факт, что он сделает успехи в немецком языке. Гораздо легче тем, например, кто учит английский как основной и французский как второй иностранный — в силу исторических условий формирования этих языков.

О ЕГЭ по языкам

Сегодня, когда закладываются требования к ЕГЭ, постулируется, что они должны быть одинаковыми для любого языка. Получается, что одни и те же темы, которые вы опрашиваете в устной части ЕГЭ, на разных языках будут серьёзно отличаться по грамматической и лексической сложности. Когда я возглавлял группу разработчиков ЕГЭ, то выступал за изменение требований по ЕГЭ для разных языков. Необходимо в первую очередь облегчить требования по ЕГЭ, связанные с немецким языком. Нужен дифференцированный подход, иначе цифра 1800 сдававших ЕГЭ в этом году стремительно приблизится к нулю в ближайшие пять лет.

Как выбирать второй иностранный язык

При выборе иностранного языка главным критерием должны быть перспективы самого ребёнка — то, чем он будет заниматься в жизни. И плюс перспективность самого языка в стране. Что касается первого, конечно, ни один родитель в пятом классе не может предсказать, чем будет заниматься его ребёнок после школы. Тем не менее на уровне пятого класса интересы ребёнка более и менее просматриваются.

В принципе, выбирая язык, надо исходить из того, что если ребёнок более нацелен на музыку и на предметы эстетического цикла, то имеет смысл выбирать итальянский или французский языки.

Если ребёнок ориентирован на международную карьеру, ему подойдёт американский вариант английского языка или испанский

Если он собирается работать в России переводчиком или специалистом по межкультурной коммуникации в фирмах, связанных с Германией (а таких фирм в России много), то необходимо выбирать немецкий язык. Это очень широкий и мало кем осваиваемый путь. С одной стороны, очень много возможностей для его использования в экономике, с другой стороны — есть масса программ, которые финансирует немецкое правительство для тех, кто изучает немецкий язык. Программы Гёте-Института, стипендии фонда имени Александра фон Гумбольдта, DAAD и масса других. Ни одна другая страна не вкладывает столько средств в поддержку изучения своего языка.

В то же время я бы не советовал родителям приписывать ребёнку собственные желания. Даже если родителям очень нравятся китайский или японский языки, и они уверены, что за этими языками будущее, всё-таки им стоит посмотреть внимательно на то, какие у ребёнка склонности.

Стоит ли беспокоиться об увеличении нагрузки с введением второго иностранного языка

Это правильное, обоснованное беспокойство. Любой новый предмет в школьной сетке означает увеличение нагрузки. Но есть выходы. Если языки родственные, то их преподавание может быть связано, может опираться на учебники контрастивного типа, в которых преподавание второго иностранного языка поддерживается сведениями о первом. Но всегда нужно внимательно продумать: для чего изучать тот или иной язык. Без этого не будет достаточной мотивации.

Каким должен быть хороший учебник немецкого языка

Хорошие учебники немецкого языка должны отвечать как минимум двум критериям. Во-первых, они должны быть аутентичными. Одним из авторов такого учебника должен быть носитель языка. Не просто редактором, который просматривает рукопись на предмет ошибок, а именно автором, составителем текстов и диалогов.

Во-вторых, хороший учебник немецкого языка должен быть ориентирован не на туристическую составляющую, как это чаще всего бывает, а на культуру. Показывать во всём многообразии специфику страны и менталитет народов, живущих в ней. Например, мы редко можем найти в учебниках немецкого языка что-то, связанное с религией, а в Германии эта тема очень важна.

Важный момент также заключается в том, что хороший учебник должен быть написан в России

Видео (кликните для воспроизведения).

Есть много отличных, качественных учебников, изданных в немецкоязычных странах, в которых применяются самые передовые образовательные технологии. Но слишком часто они страдают существенными изъянами. Бывают бедны, к примеру, с точки зрения фонетических упражнений и количества грамматических заданий. Наша же методическая школа обладает в этом отношении огромными преимуществами, накопленными за десятилетия преподавания немецкого языка в школе. Объединить их с требованиями сегодняшнего дня — задача будущего автора нового учебника по немецкому языку.

Источники


  1. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.

  2. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

  3. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
  4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
  5. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
Ввод второго иностранного языка в школах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here