Содержание
- 1 Приложение. Перечень сведений конфиденциального характера
- 2 Понятие «конфиденциальной информации», ее виды, основные методы правового регулирования
- 3 Ответственность за нарушение закона о персональных данных
- 4 Глава 3. Понятие и состав конфиденциальной информации
- 5 Виды конфиденциальной информации
- 6 Перечни конфиденциальных сведений.
Приложение. Перечень сведений конфиденциального характера
Перечень
сведений конфиденциального характера
(утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188)
С изменениями и дополнениями от:
23 сентября 2005 г., 13 июля 2015 г.
1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
О персональных данных см. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
Информация об изменениях:
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о мерах государственной защиты указанных лиц, если законодательством Российской Федерации такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 13 июля 2015 г. N 357 Перечень дополнен пунктом 7
7. Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Понятие «конфиденциальной информации», ее виды, основные методы правового регулирования
1. Понятие конфиденциальной информации
. В действующем законодательстве отсутствует единое понятие конфиденциальной информации, равно как и четкое определение ее структурного состава. Согласно ст. 2 Закона об информации и ст. 2 Закона об участии в международном информационном обмене в качестве конфиденциальной признается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.
2. Виды конфиденциальной информации
. Указом Президента РФ от 06.03.1997 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. В этот перечень включены:
1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях
2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами РФ
3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна)
4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и пр.)
5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна)
6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них
3. Основные методы правового регулирования конфиденциальной информации
. Основными методами правового регулирования конфиденциальной информации являются:
1) установление понятия конфиденциальной информации (напр., согласно Закону коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду)
2) установление сведений, которые составляют конфиденциальную информацию (напр., согласно ст. 857 ГК банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте)
3) установление сведений, которые не могут составлять конфиденциальную информацию (напр., в постановлении Правительства РФ от 03.11.1994 определен перечень ведений, которые не м.б. отнесены к разряду служебной информации ограниченного распространения, в частности, акты законодательства, сведения о чрезвычайных ситуациях, описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес, порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц)
4) установление порядка предоставления конфиденциальной информации государственным органам (напр., согласно Закону обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке)
5) установление запрета действий, которые могут привести к нарушению режима конфиденциальной информации (напр., согласно Закону об адвокатуре адвокат не м.б. вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием)
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Ответственность за нарушение закона о персональных данных
Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.
Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»
Вид ответственности
Нарушение
Санкция
Норма
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации
Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных
Предупреждение или административный штраф:
- на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
- на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие
- на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
- на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.
Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных
Предупреждение или административный штраф:
- на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
- на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.
Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных
Предупреждение или административный штраф:
Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)
Предупреждение или административный штраф:
- на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
- на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.
- на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
- на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов
Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде
- на граждан – от 100 до 300 руб.;
- на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
- на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ
Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )
То же деяние, совершенное с использованием служебного положения
Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )
Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий
Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан
Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет
Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование
Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок
Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.
Под убытками при этом понимаются:
- расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
- утрата или повреждение его имущества;
- неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.
Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных
Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)
Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей
Иные нарушения в области персональных данных при их обработке
Глава 3. Понятие и состав конфиденциальной информации
Глава 3. Понятие и состав конфиденциальной информации
Состав конфиденциальной информации
3.1.1. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется:
— на общедоступную информацию, к которой относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (публикации, сообщения в средствах массовой информации, выступления на конференциях и выставках, интервью и т. п.),
— на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Ограничение доступа к информации устанавливается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3.1.2. Информация ограниченного доступа включает в себя:
информацию, составляющую государственную тайну (секретную), защита которой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне;
3.1.3. К сведениям конфиденциального характера относятся:
сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных сообщений и т. д.);
сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
сведения о существе изобретения, полезной модели, промышленного образца до официальной публикации информации о них.
3.1.4. Состав сведений, относящихся к служебной тайне, регламентируется специальным перечнем, который утверждается главой администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия.
3.1.5. Носители информации, составляющей служебную тайну, могут иметь гриф ограничения доступа «Для служебного пользования». Часто он сопровождается пометами «Лично», «Не для печати», «Не подлежит оглашению», «Только адресату» и др.
3.1.6. Информация ограниченного доступа, не содержащая сведений, отнесенных к государственной тайне, должна иметь гриф конфиденциальности.
3.1.7. При организации защиты конфиденциальных сведений необходимо четко регламентировать:
перечень сведений конфиденциального характера специалиста по информатизации, осуществляющего техническое обслуживание информационного ресурса администрации Дубенского муниципального района;
процедуру допуска сотрудников к сведениям, составляющим служебную, коммерческую или другую тайну;
правила обращения (делопроизводство, учет, хранение, размножение и т.д.) с документами;
правила доступа (передачи) к информации иных лиц;
ответственность за разглашение сведений, оставляющих служебную, коммерческую или другую тайну.
Виды конфиденциальной информации в администрации Дубенского муниципального района
3.2.1. В автоматизированных системах администрации Дубенского муниципального района может обрабатываться информация следующих видов:
сведения, составляющие государственную тайну;
сведения, составляющие служебную тайну;
сведения, составляющие коммерческую тайну;
открытая общедоступная информация.
3.2.2. Сведения, составляющие государственную тайну, обрабатываются в автоматизированных системах на базе автономных персональных ЭВМ и в рамках Положения не рассматриваются.
3.2.3. Сведения, составляющие служебную тайну, могут включать служебную предметную информацию и служебную технологическую информацию, представляющую идентификаторы и пароли пользователей, настройки межсетевых экранов и т. д.
3.2.4. Служебная предметная информация, составляющая служебную тайну, должна защищаться в соответствии с требованиями федерального законодательства и РД ФСТЭК «СТР-К».
3.2.5. Служебная технологическая информация, составляющая служебную тайну, должна защищаться в соответствии с требованиями нормативных правовых документов по обеспечению информационной безопасности и защите информации в автоматизированных системах администрации Дубенского муниципального района
Видео (кликните для воспроизведения). |
3.2.6. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть отнесены к сведениям, составляющим служебную тайну с обеспечением их защиты на уровне требований, применяемых к защите служебной тайны, или рассматриваться как коммерческая тайна с обеспечением их защиты на уровне требований Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
3.2.7. Обеспечение защиты персональных данных должно обеспечиваться в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и РД ФСТЭК России.
3.2.8. Открытая информация может быть доступна для всех сотрудников органов государственной власти Республики Мордовия, защите подлежит ее целостность и доступность.
3.2.9. Открытая общедоступная информация размещается на информационных порталах органов государственной власти Республики Мордовия и издается в публичных изданиях. Защите подлежит ее целостность, доступность и достоверность. Защита этой информации должна обеспечиваться в соответствии с требованиями в объемах законодательства.
3.2.10. Виды информации и требования к защите представлены в следующей таблице:
Сведения, составляющие государственную тайну
Сведения, составляющие служебную тайну
Сведения, составляющие коммерческую тайну
Сведения, составляющие служебную тайну (технологическая информация)
Открытая общедоступная информация
3.2.11. Любая информация ограниченного доступа, вне зависимости от форм хранения, подлежит адекватной (дифференцированной) защите, в том числе:
информация, циркулирующая в средствах связи и вычислительной техники;
информация, передаваемая по каналам связи, локальным или глобальным вычислительным сетям;
информация, представленная в виде информативных акустических и электромагнитных сигналов, физических полей;
информация на бумажной, магнитной или другой основе;
информационные массивы и базы данных, которые должны защищаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и интересами Республики Мордовия.
3.2.12. К сведениям, подлежащим защите в администрации Дубенского муниципального района, относятся:
сведения, определенные Перечнем сведений конфиденциального характера соответствующего специалиста по информатизации, осуществляющего техническое обслуживание информационного ресурса администрации Дубенского муниципального района, утверждаемых главой администрации Дубенского муниципального района;
иные сведения, составляющие охраняемую действующим законодательством тайну (приложение 2);
иные сведения, определенные собственником информации (федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы) при ее передаче администрации Дубенского муниципального района в соответствии с соглашениями о конфиденциальности в рамках их совместной деятельности.
3.2.13. Перечень сведений специалиста по информатизации, осуществляющего техническое обслуживание информационного ресурса администрации Дубенского муниципального района, составляющих служебную и коммерческую тайну, утверждается Главой администрации Дубенского муниципального района и определяет сведения, которые не подлежат разглашению в открытой переписке, переговорах по открытым каналам связи и в средствах массовой информации. Перечень охватывает информацию ограниченного распространения по всем сферам деятельности администрации Дубенского муниципального района.
3.2.14. Перечень разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» и другими правовыми актами, определяющими состав сведений ограниченного распространения.
> Информационные ресурсы ограниченного доступа компьютерной информационной системы администрации Дубенского муниципального района |
Содержание Постановление Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 6 декабря 2010 г. N 602 «Об утверждении. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Виды конфиденциальной информации
Конфиденциальная информация — информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством страны и уровнем доступа к информационному ресурсу. Конфиденциальная информация становится доступной или раскрытой только санкционированным лицам, объектам или процессам.
Российское законодательство выделяет несколько видов конфиденциальной информации – государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, врачебная (медицинская) тайна, нотариальная тайна, аудиторская тайна, адвокатская тайна, банковская тайна, налоговая тайна, личная и семейная тайна, тайна усыновления, тайна совещания судей, тайна следствия и судопроизводства, тайна страхования и т. д. По мнению В. А. Коломийца, в настоящее время в нормативных правовых актах различных уровней упоминается около 50 видов конфиденциальной информации.
Значение информации в жизни и деятельности каждого современного человека общеизвестно. Также известно, насколько велика роль информации для успешного решения конкретной задачи, для достижения поставленных целей. Найти точный ответ на решаемый вопрос, избежать ошибок в принятии решений лучше удается тому, кто четко ориентируется в информационном пространстве, кто при необходимости имеет возможность легко и своевременно получить интересующие его сведения.
44. Становление и современное определение понятия «государственная тайна»
Понятие государственной тайны является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От ее правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов.
Определение этого понятия дано в Законе РФ «О государственной тайне»: «Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».
В этом определении указываются категории сведений, которые защищаются государством, и что распространение этих сведений может нанести ущерб интересам государственной безопасности.
Модель определения государственных секретов включает обычно в себя следующие существенные признаки:
1. Предметы, явления, события, области деятельности, составляющие государственную тайну.
2. Противник (данный или потенциальный), от которого в основном осуществляется защита государственной тайны.
3. Указание в законе, перечне, инструкции сведений, составляющих государственную тайну.
4. Наносимый ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны и т.п. в случае разглашения (утечки) сведений, составляющих государственную тайну.
Для сравнения приведем краткие определения понятия государственной тайны, даваемые специалистами других стран.
В Уголовном кодексе ФРГ зафиксировано, что государственной тайной являются факты, предметы или познания, которые доступны лишь ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от иностранного правительства, чтобы предотвратить опасность наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности ФРГ.
В Исполнительном Указе Президента США от 2 апреля 1982 года говорится, что к информации по национальной безопасности относится определенная информация по национальной обороне и международным вопросам, которая защищается от несанкционированного раскрытия.
В некоторых странах это понятие выражается в других терминах, например, в Японии — «Оборонный секрет».
Какие сведения могут быть отнесены к государственной тайне, определено в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203. К ним отнесены сведения (указаны лишь разделы): в военной области; о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; в области экономики, науки и техники; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Нельзя засекречивать информацию в качестве государственной тайны:
— если ее утечка (разглашение и т.п.) не влечет ущерба национальной безопасности страны;
— в нарушение действующих законов;
— если сокрытие информации будет нарушать конституционные и законодательные права граждан;
— для сокрытия деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, угрожающей жизни и здоровью граждан. Подробнее этот перечень содержится в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне».
Важным признаком государственной тайны является степень секретности сведений, отнесенных к ней. В нашей стране принята следующая система обозначения сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Эти грифы проставляются на документах или изделиях (их упаковках или сопроводительных документах). Содержащиеся под этими грифами сведения, являются государственной тайной.
Какие же используются критерии для отнесения сведений, во-первых, к государственной тайне, во-вторых, к той или иной степени секретности?
Ответ на этот вопрос дают Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, указанные в постановлении Правительства РФ № 870 от 4 сентября 1995 г.
К сведениям особой важности следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях.
К совершенно секретным сведениям следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики РФ в одной или нескольких областях.
К секретным сведениям следует относить все иные из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организации.
Из этих определений можно видеть сравнительно высокую степень неопределенности признаков, характеризующих ту или иную степень секретности сведений, составляющих государственную тайну.
Предпринимались попытки приравнять степень секретности информации к размеру ущерба (например, в денежном исчислении), который может наступить в случае утечки информации. Однако они не получили сколько-нибудь широкого распространения и одобрения.
1. Гриф «совершенно секретно» должен применяться по отношению к информации, несанкционированное раскрытие которой могло бы нанести, в разумных пределах, исключительно серьезный ущерб национальной безопасности.
2. Гриф «секретно» должен применяться по отношению к информации, несанкционированное раскрытие которой могло бы нанести, в разумных пределах, серьезный ущерб национальной безопасности.
3. Гриф «конфиденциально» — то же самое, только размер ущерба указывается, как «ущерб национальной безопасности».
Как видно из изложенного, разница между тремя степенями секретности зависит от величины ущерба, который обозначается как «исключительно серьезный», «серьезный» или просто «ущерб».
Эти качественные признаки — критерии степени секретности сведений, содержащих государственную тайну, всегда оставляют место для вольного или невольного привнесения субъективного фактора в процессе засекречивания информации.
Понятие, виды и размер ущерба разработаны пока еще недостаточно и, видимо, будут отличны для каждого конкретного объекта защиты — содержания сведений, составляющих государственную тайну, сущности отраженных в ней фактов, событий, явлений действительности. В зависимости от вида, содержания и
размеров ущерба можно выделить группы некоторых видов ущерба при утечке (или возможной утечке) сведений, составляющих государственную тайну.
Политический ущерб может наступить при утечке сведений политического и внешнеполитического характера, о разведывательной деятельности спецслужб государства и др. Политический ущерб может выражаться в том, что в результате утечки информации могут произойти серьезные изменения в международной обстановке не в пользу Российской Федерации, утрата страной политических приоритетов в каких-то областях, ухудшение отношений с какой-либо страной или группой стран и т.д.
Экономический ущерб может наступить при утечке сведений любого содержания: политического, экономического, военного, научно-технического и т.д. Экономический ущерб может быть выражен прежде всего в денежном исчислении. Экономические потери от утечки информации могут быть прямые и косвенные.
Так, прямые потери могут наступить в результате утечки секретной информации о системах вооружения, обороны страны, которые в результате этого практически потеряли или утратили свою эффективность и требуют крупных затрат на их замену или переналадку. Например, А.Толкачев, агент ЦРУ США, ведущий инженер НИИ радиотехнической промышленности выдал американцам много важной и ценной информации. Американцы оценили стоимость полученной от него информации примерно в шесть миллиардов долларов.
Косвенные потери чаще всего выражаются в виде размера упущенной выгоды: срыв переговоров с иностранными фирмами, о выгодных сделках с которыми ранее была договоренность; утрата приоритета в научном исследовании, в результате соперник быстрее довел свои исследования до завершения и запатентовал их и т.д.
Моральный ущерб, как правило, неимущественного характера наступает от утечки информации, вызвавшей или инициировавшей противоправную государству пропагандистскую кампанию, подрывающую репутацию страны, приведшую к выдворению из каких-то государств наших дипломатов, разведчиков, действовавших под дипломатическим прикрытием и т.п.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .
Перечни конфиденциальных сведений.
Виды сведений конфиденциального характера.
Конфиденциальная информация
— документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством (Указ президента РФ «об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»):
- ведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина (конституция РФ), позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные)
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства (дабы предотвратить давление на свидетеля, шантаж свидетелем преступника и так далее)
- служебная тайна
- профессиональная тайна (в соотвествии с Конституцией) — нотариальная, врачебная, адвокатская, тайна переписки, тайна телефонных разговоров, телеграфных и иных сообщений
- коммерческая тайна — сведения конфиденциального характера (ограниченного доступа), позволяющие её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них — интеллектуальная собственность.
Угрозы конфиденциальной информации.
Под угрозами конфиденциальной информации принято понимать потенциальные или реально возможные действия по отношению к информационным ресурсам, приводящие к неправомерному овладению охраняемыми сведениями.
Такими действиями являются:
· ознакомление с конфиденциальной информацией различными путями и способами без нарушения ее целостности;
· модификация информации в криминальных целях как частичное или значительное изменение состава и содержания сведений;
· разрушение (уничтожение) информации как акт вандализма с целью прямого нанесения материального ущерба.
В конечном итоге противоправные действия с информацией приводят к нарушению ее конфиденциальности, полноты, достоверности и доступности, что в свою очередь приводит к нарушению как режима управления, так и его качества в условиях ложной или неполной информации. Каждая угроза влечет за собой определенный ущерб — моральный или материальный, а защита и противодействие угрозе призвано снизить его величину, в идеале — полностью, реально — значительно или хотя бы частично. Но и это удается далеко не всегда.
Понятие конфиденциального делопроизводства.
Конфиденциальное делопроизводство
— деятельность, обеспечивающая документирование конфиденциальной информации, организацию работы с конфиденциальными документами и защиту содержащейся в них информации.
В отличие от открытого делопроизводства, конфиденциальное делопроизводство решает две задачи:
- документационное обеспечение всех видов конфиденциальной информации
- защиту документированной информации, образующейся в процессе конфиденциальной деятельности.
К первой задаче относится:
- достоверность заключается в соответствии объективному состоянию, а так же правильности оформления соответствующих реквизитов
- своевременность — за время её обработки или передачи не изменилось состояние вопроса, к которому документ относится
- организация исполнения документа (оперативное доведение до исполнителей, оперативное исполнение, обеспечение контроля за исполнением)
- организация использования документа — обеспечение как текущего (оперативного), так и последующего (ретроспективного) использования документированной информации.
Организация конфиденциального делопроизводства.
Организация конфиденциального делопроизводства включает:
- создание подразделения, обеспечивающего изготовление, учет, хранение, обработку и использование конфиденциальных документов, установление его статуса, структуры, численного и должностного состава; создание положения этого подразделения и должностные обязанности (инструкции) сотрудников данного подразделения
- построение технологии документирования, обработки, оформления, изготовления, издания хранения и уничтожения конфиденциальных документов
- выделение для работы с конфиденциальными документами специального помещения, его техническое оснащение
- создание постоянно действующей экспертной комиссии по вопросам защиты конфиденциальных документов
- определение порядка доступа сотрудников к служебной или коммерческой тайне, обучение правилам работы с такими документами.
Функции подразделения конфиденциального делопроизводства.
Может быть самостоятельным структурным подразделением, подчиненным непосредственно руководителю организации или входить в состав службы безопасности, отдела ЗИ.
При незначительном объеме КД издании, обработки и хранения КДов возлагается на спец. Назначенных приказом руководителя организации, сотрудников одного из профильных подразделений.
функции исполнительной и пользователей КД-ов должны ограничиваться разработкой д-ов и их исполнение.
Технология выполнения работ по обращению КДов закрепляется в инструкции по КД.
Значительная часть ф-ий подразделения КД связана с обучением исполнителей и пользователей правилам работы с КДми и осуществлением контроля за их выполнение.
Сотрудники могут допускаться к работе после изучения требований нормативно-методических док-ов по вопросам организации и ведения КД, обеспечение режима конфиденциальности, проводимых работ и проверки знаний этих требований соответствующими должностными лицами.
Перечни конфиденциальных сведений.
Только определившись с тем, к какой И. надлежит ограничить доступ можно регламентировать порядок ее обращения и защиты.
На 1 этапе работы на основе анализа задач, функций и направлений деятельности организации необходимо установить весь состав циркулирующей информации.
На 2 этапе определяется каждая из установленной И. должна быть конфиденциальной.
Ограничения на отнесение И. к ком.Т: не может быть отнесена И., составляющая ГТ; к-ая должна быть общедоступной в целях предупреждения сокрытия правонарушений и предотвращения нанесения ущерба законным интересам гос-ва, физ. и юр.лиц; необходимо учитывать затраты на защиту.
Чем больше предполагаемый ущерб от разглашения И., тем ограниченнее должен быть круг лиц, к ней допущенный.
Дополнительное ограничение доступа осуществляется введение при адресовании документа надписи «только:».
3 этап Определение конкртных сроков конфиденциальности И., либо обстоятельств и событий, при наступлении к-х конф-тьснижатся.
Перечень И., составляющих КТ составляется в виде таблицы состоящей из следующих столбцов: номер по порядку; наименование сведений; должностные лица, имеющие право распоряжения КДми; срок конф-ти.
4 этап. Утверждение перечня И., сост. КТ.
Руководитель фед. органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную И. к разряду ограниченного распространения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10718 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники
Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.- Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
- Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.