Кто принимает отставку правительства рф

Все ответы в статье: "Кто принимает отставку правительства рф" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.

1. В статье 117 Конституции РФ регулируются вопросы отставки Правительства РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором. Одно из них — заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом (часть 1 статьи 117). В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

2. Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения (часть 2 статьи 117). Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это следствие обострения противоречий между ними.

4. Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно Регламенту Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее 1/5 от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения. Тут нужно обратить внимание на тот факт, что Государственная Дума не может быть распущена по указанным основаниям в течение года после ее избрания. Иначе говоря, у Президента в этот период нет альтернативы выбора — отставка Правительства или роспуск Государственной Думы.

5. И последнее основание отставки — постановка Правительством перед парламентом вопроса о доверии (часть 4 статьи 117). Это может быть связано с общим вопросом — одобрением его программы — либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначения новых выборов.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

О толковании частей третьей и четвертой статьи 117 Конституции РФ см. постановления Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П, от 11 ноября 1999 г. N 15-П

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

См. комментарии к статье 117 Конституции РФ

Статья 35. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий

Статья 35. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

См. комментарии к статье 35 настоящего Федерального конституционного закона

Кто принимает отставку правительства рф

Глава 6. Правительство Российской Федерации

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Читайте так же:  В настоящем деле прошито и пронумеровано

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Статья 117 Конституции России

Текст Ст. 117 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 117 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья посвящена в совокупности решению двух основных вопросов — отставке и объявлению недоверия Правительству со стороны Государственной Думы Федерального Собрания.

Часть 1 ст. 117 устанавливает право Правительства Российской Федерации подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Тем самым определен способ разрешения наиболее острой коллизии, которая может возникнуть в их взаимоотношениях. Решение о том, чтобы подать в отставку, принимается Правительством на его специальном заседании и оформляется соответствующим Постановлением. Характерно, что Президент Российской Федерации может принять или отклонить отставку Правительства. Само Правительство как целостный орган решить свою судьбу вопреки воле Президента не может. Однако в этом случае в отставку потенциально способны подавать члены Правительства начиная с его Председателя.

Часть 2 ст. 117 посвящена решению вопроса об отставке Правительства по инициативе Президента, который может решить этот вопрос самостоятельно. При этом Конституция не предусматривает мотивировок, по которым Президент вправе принять такое решение. Отставка Правительства является, по сути, его безоговорочным правом, повлиять на которое никто не в состоянии. На судьбу Правительства может повлиять и Государственная Дума Федерального Собрания.

Часть 3 ст. 117 предоставляет Государственной Думе возможность выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Соответствующее решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Однако и в этом случае решение об отставке Правительства принимает Президент, который может согласиться с мнением депутатов, а может оставить его без ожидаемой ими реакции. В свою очередь, в течение трех месяцев после первого выражения недоверия Правительству Государственная Дума может выразить недоверие повторно. В этом случае Президент уже не может оставить без внимания позицию депутатов: он либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.

Часть 4 ст. 117. В качестве лица, организующего работу Правительства, вопрос о доверии ему может поставить перед Государственной Думой и единолично Председатель Правительства Российской Федерации. В этом случае при отказе в доверии Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов в палату.

Часть 5 ст. 117 замыкает цепь разрешения противоречий между Президентом, Правительством и Государственной Думой Федерального Собрания указанием на то, что при отрицательном исходе разрешения противоречий в системе сдержек и противовесов, связанных с определением дееспособности Правительства, оно продолжает действовать до формирования нового Правительства Российской Федерации. Тем самым заранее исключается возможность какого-либо ослабления исполнительной власти и возникновения в связи с этим политических конфликтов. Исполнительная власть как становой хребет государственности должна работать непрерывно и с максимальной отдачей, что специально зафиксировано Конституцией.

Читайте так же:  Персональные данные и медицинская тайна

Статья 117. Правительство Российской Федерации может подать в отставку.

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Конституционны ли действия Президента РФ?

Государственная дума 25.10.1999 г. выразила недоверие Правительству РФ и предложила Президенту РФ объявить об отставке Правительства. Президент сначала не согласился с предложением Думы, но затем, 12.02.2003., объявил об отставке Правительства РФ. Конституционны ли действия Президента РФ?

Конституция РФ в ст. 83 позволяет Президенту России отправлять Правительство России в отставку.

Никто это не запретит-всё законно и обоснованно.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации.

ДА, действия Президента правомерны, поскольку отставка Правительства в подобном случае предусмотрена ст. 35 Федерального конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О правительстве РФ».

Конечно. Президент может отправить Правительство в отставку в любой момент. От недоверия, которое выражает Госдума это его полномчие никак не зависит.

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Как отправить правительство в отставку?

Согласно Конституции, правительство РФ работает в течение всего президентского срока и слагает свои полномочия лишь перед вновь избранным главой государства.

Всего существует 4 способа роспуска правительства.

1) Правительство РФ может добровольно подать в отставку. Если президент ее примет, министры будут освобождены от своих обязанностей.

3) Инициировать отставку исполнительной власти может также Государственная Дума. Если парламентарии выразят недоверие правительству РФ, президент вправе уволить кабмин или же не согласиться с Госдумой. Однако если в течение трех месяцев Дума выразит недоверие повторно, то глава государства будет обязан либо расформировать правительство, либо распустить саму Думу.

4) Кроме того, инициатором роспуска правительства может стать премьер-министр. Глава правительства имеет право поставить перед нижней палатой парламента вопрос о доверии к своему кабинету министров. Если Дума в доверии отказывает, то в течение недели президент должен решить: отправить в отставку исполнительную власть или распустить Госдуму и назначить новые выборы.

Кроме того, если премьер-министр ушел в отставку, правительство РФ автоматически слагает свои полномочия. Глава правительства может покинуть свой пост по решению президента или по собственному желанию.

Кто принимает отставку правительства рф

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Федерации, ко­то­рые их исполняют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛАСТИ

А) утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

Б) при­ня­тие ре­ше­ния об от­став­ке Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Федерации

В) вы­ра­же­ние со­гла­сия пре­зи­ден­ту Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на на­зна­че­ние пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Федерации

Г) на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от долж­но­сти за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Счет­ной палаты

Д) осу­ществ­ле­ние мер по обес­пе­че­нию обо­ро­ны страны, го­су­дар­ствен­ной безопасности

1) Совет Федерации

2) Го­су­дар­ствен­ная Дума

4) Пра­ви­тель­ство РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Совместные функ­ции Государственной Думы и Со­ве­та Федерации: об­суж­де­ние и при­ня­тие законов; об­суж­де­ние и при­ня­тие фе­де­раль­но­го бюджета; уста­нов­ле­ние на­ло­гов и сборов, фи­нан­со­вое регулирование; ра­ти­фи­ка­ция меж­ду­на­род­ных договоров, во­про­сы войны и мира; во­про­сы ста­ту­са и за­щи­ты го­су­дар­ствен­ных границ.

Функции Го­су­дар­ствен­ной Думы: вы­ра­же­ние со­гла­сия Президенту РФ на на­зна­че­ние Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ; ре­ше­ние во­про­са о до­ве­рии (недоверии) Пра­ви­тель­ству РФ; на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от должности — Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка РФ, Пред­се­да­те­ля Счётной па­ла­ты и по­ло­ви­ны со­ста­ва ее ауди­то­ров (от лат. auditor — слу­ша­тель — бухгалтер-ревизор, ко­то­рый про­ве­ря­ет со­сто­я­ние финансово-хозяйственной де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций и предприятий), упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ; объ­яв­ле­ние амнистии; вы­дви­же­ние об­ви­не­ния про­тив Пре­зи­ден­та РФ для от­ре­ше­ния его от должности.

Функции Со­ве­та Федерации: утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ; утвер­жде­ние ука­зов Президента РФ о вве­де­нии во­ен­но­го и чрез­вы­чай­но­го положения; ре­ше­ние во­про­са о воз­мож­но­сти ис­поль­зо­вать Во­ору­жен­ные силы РФ за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии России; на­зна­че­ние вы­бо­ров Президента РФ; от­ре­ше­ние Пре­зи­ден­та РФ от должности; на­зна­че­ние на долж­но­сти судей Конституционного, Вер­хов­но­го и Выс­ше­го судов РФ; на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от должности — Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ, за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Счётной па­ла­ты и по­ло­ви­ны со­ста­ва (её аудиторов), части чле­нов Цен­траль­ной избирательной комиссии.

Читайте так же:  Подростковый терапевт с какого возраста

А) утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Федерации — Совет Федерации.

Б) при­ня­тие ре­ше­ния об от­став­ке Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Федерации — Пре­зи­дент РФ.

В) вы­ра­же­ние со­гла­сия пре­зи­ден­ту Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на на­зна­че­ние пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Федерации — Го­су­дар­ствен­ная Дума.

Г) на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от долж­но­сти за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Счет­ной палаты — Совет Федерации.

Д) осу­ществ­ле­ние мер по обес­пе­че­нию обо­ро­ны страны, го­су­дар­ствен­ной безопасности — Пра­ви­тель­ство РФ.

Кто принимает отставку правительства рф

Глава 6. Правительство Российской Федерации

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Кто принимает отставку правительства рф

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Федерации, ко­то­рые их исполняют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛАСТИ

А) утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Федерации

Б) при­ня­тие ре­ше­ния об от­став­ке Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Федерации

В) вы­ра­же­ние со­гла­сия пре­зи­ден­ту Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на на­зна­че­ние пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Федерации

Г) на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от долж­но­сти за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Счет­ной палаты

Д) осу­ществ­ле­ние мер по обес­пе­че­нию обо­ро­ны страны, го­су­дар­ствен­ной безопасности

1) Совет Федерации

2) Го­су­дар­ствен­ная Дума

4) Пра­ви­тель­ство РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Совместные функ­ции Государственной Думы и Со­ве­та Федерации: об­суж­де­ние и при­ня­тие законов; об­суж­де­ние и при­ня­тие фе­де­раль­но­го бюджета; уста­нов­ле­ние на­ло­гов и сборов, фи­нан­со­вое регулирование; ра­ти­фи­ка­ция меж­ду­на­род­ных договоров, во­про­сы войны и мира; во­про­сы ста­ту­са и за­щи­ты го­су­дар­ствен­ных границ.

Функции Го­су­дар­ствен­ной Думы: вы­ра­же­ние со­гла­сия Президенту РФ на на­зна­че­ние Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ; ре­ше­ние во­про­са о до­ве­рии (недоверии) Пра­ви­тель­ству РФ; на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от должности — Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка РФ, Пред­се­да­те­ля Счётной па­ла­ты и по­ло­ви­ны со­ста­ва ее ауди­то­ров (от лат. auditor — слу­ша­тель — бухгалтер-ревизор, ко­то­рый про­ве­ря­ет со­сто­я­ние финансово-хозяйственной де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций и предприятий), упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ; объ­яв­ле­ние амнистии; вы­дви­же­ние об­ви­не­ния про­тив Пре­зи­ден­та РФ для от­ре­ше­ния его от должности.

Функции Со­ве­та Федерации: утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ; утвер­жде­ние ука­зов Президента РФ о вве­де­нии во­ен­но­го и чрез­вы­чай­но­го положения; ре­ше­ние во­про­са о воз­мож­но­сти ис­поль­зо­вать Во­ору­жен­ные силы РФ за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии России; на­зна­че­ние вы­бо­ров Президента РФ; от­ре­ше­ние Пре­зи­ден­та РФ от должности; на­зна­че­ние на долж­но­сти судей Конституционного, Вер­хов­но­го и Выс­ше­го судов РФ; на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от должности — Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ, за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Счётной па­ла­ты и по­ло­ви­ны со­ста­ва (её аудиторов), части чле­нов Цен­траль­ной избирательной комиссии.

Читайте так же:  Как отменить исполнительный лист по задолженности кредита

А) утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Федерации — Совет Федерации.

Б) при­ня­тие ре­ше­ния об от­став­ке Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Федерации — Пре­зи­дент РФ.

В) вы­ра­же­ние со­гла­сия пре­зи­ден­ту Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на на­зна­че­ние пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Федерации — Го­су­дар­ствен­ная Дума.

Г) на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от долж­но­сти за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Счет­ной палаты — Совет Федерации.

Д) осу­ществ­ле­ние мер по обес­пе­че­нию обо­ро­ны страны, го­су­дар­ствен­ной безопасности — Пра­ви­тель­ство РФ.

Статья 117 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 117 Конституции РФ гласит:

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 117 КРФ

1. Изложенное в комментируемой части право Правительства РФ может осуществляться им в любое время. Никаких специальных оснований для этого не требуется.

Систематический анализ конституционных положений приводит к заключению, что решение об отставке Правительства может принять единолично его Председатель. Поскольку остальные члены Правительства назначаются и освобождаются от должности по предложению его Председателя, назначение или отставка любого из них не означает и не влечет отставки Правительства. Даже если в отставку подадут все они, Председатель может предложить Президенту РФ новые кандидатуры на соответствующие должности, и Правительство будет продолжать считаться существующим. Напротив, если Председатель выбудет по какой бы то ни было причине, Правительство подлежит сформированию заново. Это положение содержится в ч. 4 ст. 7 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; с изм. и доп.).

Если Президент примет отставку Правительства, то тогда он должен определить и представить Государственной Думе нового его главу в соответствии со ст. 111 Конституции (см. комм. к ней). Если же отклонит отставку, то возникнет ситуация, в которой надо разобраться. Трудно себе представить, чтобы не желающий оставаться на своей должности Председатель Правительства работал плодотворно. И вообще никого нельзя заставлять занимать должность против его воли.

Правительство, скорее всего, может подать в отставку по своей инициативе (вероятнее, по инициативе Председателя) в случае какого-то расхождения между ним и Президентом, а также между Председателем Правительства и руководителями федеральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с ч. 1 ст. 32 ФКЗ о Правительстве РФ назначаются непосредственно Президентом (это руководители органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и их заместители). Если Президент отставку принимает, то, следовательно, он имеет намерение назначить нового Председателя, с которым, предположительно, расхождений не предвидится. Напротив, если отставка отклоняется, это может лишь значить, что Президент желает сохранить данного Председателя Правительства и найден какой-то компромисс, позволяющий Правительству под руководством Президента работать дальше. В противном случае отклонение отставки Правительства выглядело бы бессмысленным.

Конечно, нельзя исключать и такие мотивы для отставки, как усталость и просто нежелание в дальнейшем заниматься данной деятельностью.

Впрочем, на практике в период действия Конституции РФ таких отставок Правительства не было.

2. Комментируемая часть регулирует другую ситуацию, чем предыдущая, в чем-то даже противоположную ей, а именно устанавливает право Президента РФ по своему усмотрению в любое время отправить Правительство в отставку. Здесь также не требуется никаких специальных оснований. И никакому обжалованию и оспариванию такое решение Президента не подлежит, вопреки тому что сказано в ч. 2 действующей редакции ст. 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (см. комм. к ч. 1 ст. 111).

Согласно ч. 3 этой статьи, Президент уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения.

Б.Н. Ельцин в бытность свою Президентом РФ неоднократно пользовался данным правом и отправлял Правительство в отставку. Это имело место в последний период перед собственной отставкой, когда он подбирал кандидатов на свое место и испытывал их на должности Председателя Правительства. Президент В.В. Путин прибегнул к этой мере в марте 2004 г. перед окончанием своего первого срока пребывания в должности, но это вряд ли был поиск кандидата в преемники, поскольку очевидно было, что предстоит второй срок собственного президентства. Здесь, видимо, сказались политические расхождения с тогдашним Председателем Правительства М.М. Касьяновым.

3. В комментируемой части регулируется институт, именуемый обычно парламентским вотумом недоверия правительству. Это одна из парламентарных черт той формы правления — смешанной республики, которая установлена действующей Конституцией. Правда, у нас, в отличие от зарубежных государств с парламентарными и смешанными формами правления, реализация последствий вотума недоверия усложнена.

3.1. Выражение недоверия Правительству РФ, о котором говорится в первом предложении комментируемой части, означает принципиальное несогласие Государственной Думы с правительственной политикой вообще или по какому-то весьма важному вопросу и невозможность дальнейшего ее взаимодействия с Правительством.

Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.) урегулировал процедуру выражения недоверия Правительству РФ в гл. 18 (см. комм. к п. «б» ч. 1 ст. 103).

Читайте так же:  Уменьшение заработной платы работников: как защитить свои права

3.2. Второе предложение комментируемой части посвящено принятию Государственной Думой решения по вопросу о недоверии Правительству. Голосование может быть по решению Государственной Думы открытым или тайным. Если «за» предложение о выражении недоверия Правительству подано менее 226 голосов, оно считается отклоненным.

3.3. Третье предложение комментируемой части обязывает Президента сделать выбор между двумя альтернативными решениями:

— согласиться с Думой и отправить Правительство в отставку;

— не согласиться с Думой и сохранить существующее Правительство.

Этот выбор Президент делает исключительно по собственному усмотрению. Разумеется, при этом он должен просчитать политические последствия того или иного решения, особенно с учетом положения, которое содержится в четвертом предложении комментируемой части.

3.4. Предусмотренный четвертым предложением комментируемой части трехмесячный срок начинает течь со дня, следующего за днем, когда Государственная Дума проголосовала «за» недоверие Правительству. Если повторное выражение Думой недоверия Правительству будет иметь место в рамках этого срока (оно может состояться и на следующий день после первого вотума недоверия), наступают последствия, предусмотренные данной нормой, — Президент принимает одно из следующих решений:

— отправляет Правительство в отставку;

— распускает Государственную Думу. Хотя о новых выборах в данной норме не сказано, они должны быть назначены в соответствии с ч. 2 ст. 109 Конституции (см. комм. к ней).

На практике вотума недоверия Правительству РФ не было.

4. В комментируемой части урегулирован похожий, но все же иной институт, чем в ч. 3. Если там речь шла о вотуме недоверия по инициативе самой Государственной Думы, то здесь речь идет об отказе в доверии в ответ на требование Правительства выразить его. Этот институт представляет собой инструмент Правительства для давления на Государственную Думу в случаях, когда Правительство добивается, чтобы Государственная Дума приняла определенный федеральный закон или иное государственное решение.

4.1. Первое предложение уполномочивает Председателя Правительства РФ на постановку перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству. На практике вопрос о доверии ставится в тех случаях, когда выраженный или молчаливый отказ палаты принять закон или иное решение препятствует Правительству проводить ту политику, которую оно считает необходимой. Если вопрос о доверии увязан с находящимся на рассмотрении в палате конкретным проектом, то принятие проекта означает выражение доверия, и, наоборот, отклонение проекта означает отказ в доверии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Равным образом голосование «за» доверие означает вместе с тем принятие правительственного проекта, в связи с которым был поставлен вопрос о доверии, а недобор голосов за доверие равносилен отклонению этого проекта (см. комм. к п. «б» ч. 1 ст. 103).

4.2. Отказ в доверии Правительству, о котором говорится во втором предложении комментируемой части, имеет место в случае, если при голосовании по вопросу Правительства о доверии «за» доверие не получено большинства голосов общего числа депутатов, т.е. хотя бы 226 голосов. То же самое имеет место, как упомянуто выше, если такое большинство голосов не было подано «за» проект, с которым Правительство связало вопрос о доверии. Такова мировая практика, и такая идея закладывалась в конституционный текст. Она содержалась и в первоначальной редакции первого Регламента Государственной Думы, согласно которой непринятие установленным абсолютным большинством голосов решения о доверии Правительству означало, что Государственная Дума отказывает в доверии Правительству. Она была позднее изменена и по сути воспроизведена в действующем Регламенте. Смысл регулирования данного института действующим Регламентом Государственной Думы заключается в том, чтобы освободить Государственную Думу от угрозы ее досрочного роспуска в случае ее отказа в доверии Правительству (см. комм. к п. «б» ч. 1 ст. 103). Но такое регулирование противоречит смыслу конституционного института вопроса о доверии.

Предусмотренный комментируемой частью 7-дневный срок должен бы отсчитываться со дня, следующего за днем, когда при голосовании в Государственной Думе вопроса о доверии Правительству (или о принятии проекта, с которым Правительство связало вопрос о доверии) в пользу доверия (или проекта) не было получено хотя бы 226 голосов. По истечении этих 7 дней Президент обязан принять одно из следующих решений:

— отправить в отставку Правительство;

— распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

В принципе вопрос о доверии Правительство может поставить и в связи с проектом, для принятия которого требуется квалифицированное большинство голосов в Государственной Думе, например в связи с проектом федерального конституционного закона. В этом случае отказ в доверии будет фактически иметь место, если проект получит менее 300 голосов депутатов.

5. Комментируемая часть имеет задачей не допустить ситуации, когда исполнительная власть хотя бы на какой-то период времени оставалась без руководства со стороны Правительства. Здесь, правда, следует иметь в виду, что Правительство в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства по поручению Президента. В случае сложения полномочий поручение должно исходить уже от новоизбранного Президента, который вообще-то может и не воспользоваться услугами прежнего Правительства, а сразу назначить новое, получив согласие Государственной Думы на кандидатуру нового Председателя Правительства. Согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ о Правительстве РФ, в случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остается неясным вопрос, с какого момента Правительство считается сформированным. В некоторых зарубежных странах это момент, когда Правительство принесло присягу. У нас присяга Правительства пока что не предусмотрена, и никакой другой момент ни конституционно, ни законодательно не определен. Здесь, следовательно, возможны разные варианты: назначение последнего федерального министра, назначение большинства федеральных министров и даже назначение только Председателя Правительства.

Источники


  1. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  2. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  3. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
  4. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
Кто принимает отставку правительства рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here