Земли населенных пунктов земельное право

Все ответы в статье: "Земли населенных пунктов земельное право" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Земельное право

Понятие «земли населенных пунктов»

Землями населенных пунктов (глава 15 ЗК РФ) признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов ч. 2 отделенные чертой от других категорий (ст. 83 ЗК РФ). Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2004 г.) в зависимости от численности расположения, структуры и целей к типам муниципальных образований относятся: сельские населенные пункты, городские населенные пункты, поселения, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, муниципальное образование, межселенная территория (ст. 2 п. 1). Соответственно этому определяются и полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (ст. 8 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» от 28 декабря 2004 г. № 186-ФЗ сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.

Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Территория субъекта РФ разграничивается между поселениями.

В пределах черты поселения осуществляется подразделение на соответствующие территориальные зоны, правовой режим которых аналогичен правовому режиму различных категорий земель (кроме земель запаса), имеющие общее функциональное назначение — обеспечение устойчивого развития поселения.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию и охране поселений, градостроительной деятельности являются Конституция РФ. Земельный кодекс РФ Градостроительный кодекс РФ, федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и в пределах своих органов местного самоуправления.

Градостроительные отношения регулируются также лесным и водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 4 ГрК РФ).

Правовой режим земель поселений представляет собой установленный нормами земельного и градостроительного законодательства порядок использования и охраны земельных участков в пределах границы поселения, определяющий права и обязанности субъектов прав на земельные участки посредством градостроительного планирования, территориального зонирования и регулирования застройки в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития поселения. Главная цель всех перечисленных мероприятий — компактно разместить разнородные объекты, порой трудно совместимые друг с другом (например, промышленное производство и жилье, сложные системы подземных и воздушных коммуникаций транспорта, связи, энергоснабжения, канализации), и обеспечить их функционирование при соблюдении экологических, санитарных, противопожарных, градостроительных и других норм.

Установление или изменение границы поселений влечет за собой перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений. Орган государственной власти, утвердивший проект границы поселения, направляет в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, копию акта об установлении или изменении границы поселения для внесения соответствующих изменений в документы государственного кадастра недвижимости (ст. 8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ). Кроме того, настоящим Законом предусмотрены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного, водного фонда установления или изменения границы поселений (ст. 7, 11. 12). Земельные участки, расположенные в границах поселений, подлежат к землям поселений, а вне границы поселений — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного использования земельного участка.

До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в случаях, установленных законами субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков таких земель к землям поселений после установления или изменения границы поселений осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

Поскольку земли поселений находятся в ведении местных исполнительных органов власти, последние планируют, зонируют и организуют использование и охрану своих земель. Эти же органы осуществляют государственный учет земель и контроль за их правильным использованием, рассматривают связанные с этим конфликты.

В соответствии с Федеральным законом № 186-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации (ч. 10 ст. 85).

В понятие «градостроительная деятельность» входит деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1 ст. 1 ГрК РФ).

Право собственности на земли населённых пунктов

Земли населенных пунктов – участки, которые расположены внутри этих населенных пунктов и поселений. Они предназначены для развития и последующей застройки. Земли населенных пунктов могут быть в частной, муниципальной и государственной собственностях.

Частная собственность предполагает, что физическое или юридическое лицо приобрело землю, согласно действующему законодательству. Также они могут в определённом порядке приобретать участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Существует и категория участков, которые по закону нельзя передавать в частную собственность.

Читайте так же:  Ходатайство о допуске представителя гпк

В муниципальной собственности находится та земля населенных пунктов, которая является такой с момента образования, признана таковой федеральным законом, была приобретена или безвозмездно передана под нужды органов власти.

Государственные земли населенных пунктов – все участки, которые не находятся ни в частной, ни в муниципальной собственностях.

Права пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования

Согласно действующему законодательству, право пожизненного наследования возникает только на те земли населенных пунктов, которые находятся в муниципальной или государственной собственностях. Обладателем такого права может быть лишь физическое лицо. Поводом для отзыва пожизненного владения является:

  • Добровольный отказ землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 53 ЗК РФ.
  • Ненадлежащее использование земли.
  • Приобретение этого же участка в частную собственность.

Кроме права пожизненного наследования, принято выделять право постоянного, или бессрочного, пользования. Оно распространяется только на участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственностях. Обычно такие земли предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления. Частные лица не могут воспользоваться этим правом. Владение по праву бессрочного пользования должно осуществляться в пределах правовых актов и законов. Такие земли населенных пунктов предназначены для возведения зданий, сооружений и другого типа недвижимости.

Ограничения права собственности

Ограничения прав собственности – все то, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения землей населенных пунктов. Сюда же относится и ограничение оборотоспособности, что указано в статье 27 ЗК РФ. Все ограничения необходимо регистрировать, также нужно выделить, что они передаются при продаже земельного участка от одного владельца к другому. Любые обременения можно обжаловать в судебном порядке. Существуют следующие виды ограничений:

  1. Особые условия по охране окружающей среды.
  2. Особые условия по использованию и хозяйствованию.
  3. Условия по началу и окончанию застройки в отведенные сроки.
  4. Иные условия, которые оговорены в ЗК РФ или Федеральных Законах.

Прекращение права собственности

Право собственности на землю населенного пункта может быть прекращено при отчуждении этого участка собственником другим лицам или же при его отказе от права на этот участок. Право постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения прекращается при самостоятельном отказе владельца от него. Принудительно остановка прав происходит в следующих случаях:

  • Участок используется не по целевому назначению.
  • При использовании участка таким способом, который приводи к значительному ухудшению окружающей среды.
  • При изъятия земли населенного пункта для нужд государства или муниципалитета.
  • При изъятии участка с целью реквизиции.
  • При неустранении последствий земельных нарушений.
  • В случае регулярной неуплаты земельного налога (смотрите статью «Налог на земли населённых пунктов»).
  • При использовании земельного участка с нанесением серьезного ущерба экологической обстановке.
  • При невыполнении мероприятий по восстановлению и улучшению качества земель в случае необходимости.
  • При неиспользовании участка земли населенного пункта в течение трех лет или более того, если иное указано в Федеральном законе.
  • В иных случаях, которые описаны в Федеральном законе.

Принять решение об прекращении права собственности сможет только суд, опираясь на статью 54 ЗК РФ. Также необходимо учитывать положения, которые установлены Федеральными Законами. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд происходит путем выкупа.

Понятие и правовой режим земель населенных пунктов

Понятие земель населенного пункта

В понятие «земли населенных пунктов» включены земли, которые используются и предназначаются для застройки и развития определенного городского и сельского населенного пункта и отделяются границей от земли другой категории.

Граница населенных пунктов — это внешняя черта земли городского или сельского поселения, отделяющая их от прочих категорий земельного фонда. Это обстоятельство может являться принципиальным, так как формирование особо охраняемых природных территорий (природные памятники, дендрологические парки) в рамках населенного пункта, как и расположение промышленных предприятий, не может означать, что в пределах населенного пункта появляются земли категорий особо охраняемых территорий (объектов) или промышленности.

В число особенностей использования и охраны подобных земельных участков необходимо включить проведение градостроительного зонирования, но всю совокупность земель внутри границы города (сел) следует отнести к категории земель населенных пунктов. Они попадают под правовой режим земель населенных пунктов.

Правовая основа регулирования земель городских и сельских поселений

Правовой режим земель поселений (земель населенных пунктов) представляет собой особенный порядок, регулирующий жизнедеятельность человека в рамках городского и сельского населенного пункта, включая осуществление стимулов и ограничений для субъектов, касающихся разрешений на использование и охрану земель. Данные положения определяются посредством градостроительного, земельного, экологического законодательства РФ и субъектов, муниципальных правовых актов. Определенные ограничения и стимулы (дозволения) для правообладателей земельных участков в пределах населенного пункта могут устанавливать правила землепользования и застройки муниципальными правовыми актами, которые регулируют использование и изменение недвижимых объектов через формирование градостроительного регламента.

Отличия между городскими и сельскими поселениями

Существует ряд объективных отличий правовых статусов между городскими и сельскими населенными пунктами. В первую очередь, принципиальная разница состоит в самостоятельности города как муниципального образования (городского округа или городского поселения) или как города федерального значения, где происходит формирование нескольких муниципальных образований в виде внутригородских территорий. В рамках этих территорий представительные и исполнительные органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются объектами собственности муниципалитета и земельными участками в соответствии с действующими законами.

Сельские населенные пункты не являются самостоятельными муниципальными образованиями. Они включены в состав определенного поселения (муниципального района) и административно подчинены главам органа местного самоуправления. Такие поселения, например, не располагают собственным бюджетом, муниципальной собственностью и т.д.

Еще одно отличие заключается в специфике землепользования в городском и сельском поселении. Если в первом из них основная цель использования земель представлена размещением производств, жилищных, культурных, общественных и прочих объектов, то во втором она заключается в рациональном размещении приусадебных участков, территорий выпаса скота и др.

Правила землепользования и застройки в виде муниципального правового акта должны учитывать специфику землепользования, различая городские и сельские населенные пункты. Это важно при проведении градостроительного разделения на зоны и территории (например, в случае отвода земельных участков их предельные размеры должны существенно отличаться в пользу сельскохозяйственного использования для сельских населенных пунктов).

Читайте так же:  Какие документы нужны при подаче заявления на принятие наследства?

Правовой режим земель городов и иных населенных пунктов

земельный кадастр право

Земли относящиеся к категории населённых пунктов это все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов. Эти земли находятся в ведении соответственно городских, поселковых и сельских представительных и исполнительных органов.

В состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:

  • — земли городской, поселковой и сельской застройки;
  • — земли общего пользования;
  • — земли сельскохозяйственного использо­вания и другие угодья;
  • — земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • — земли, занятые лесами, а в городах городскими лесами;
  • — земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта — это внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, отделяющая их от других категорий земель. Такая черта устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.

Все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов, согласно действующему законодательству, используются в полном соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки. Такие планы и проекты планировки и застройки определяют основные направления использования земель городов, поселков и сельских населенных пунктов для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения. Планы земельно-хозяйственного устройства городов и поселков определяют основные направления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель города.

Земли городской, поселковой и сельской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, религиозными и иными строениями и сооружениями. Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Землями общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах являются земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, набережные и т. п.), для удовлетво­рения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения не утилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отхо­дов и мусороперерабатывающих предприятий и др.

На этих землях разрешается возведение капитальных строений и со­оружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т. п.).

К землям сельскохозяйственного использования в городах, посел­ках, сельских населенных пунктах относятся пашня, сады, виноградни­ки, огороды, сенокосы, пастбища, а к другим угодьям — кустарники, торфяники, овраги, карьеры и др. Эти земли используются соответству­ющими сельскохозяйственными коммерческими организациями, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд городского хозяйства.

В состав земель населенных пунктов входят также земли природо­охранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения. Любая деятельность на этих землях, противоречащая их целевому назначению, запрещается. Всякое строительство на этих землях осуществляется лишь по разрешениям соответствующих городских, поселковых и сельских органов. Земли, занятые лесами, служат целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения, защиты территории от ветровой и водной эрозии.

К указанным землям в городах, поселках и сельских населенных пунктах относятся земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач. Размеры таких земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласования с соответствующими городскими, поселковыми и сельскими органами. В целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов устанавливаются зоны с особым правовым режимом. Земельные участки в пределах этих зон у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, когда установленным режимом зоны предусматривается полное исключение земель из хозяйственного оборота.

Земельные участки для кооперативного и индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными органами в соответствии с их компетенцией. Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, и из земель, находящихся в пожизненном наследуемом владении членов этих кооперативов. К землям общего пользования относятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования. На эти земли соответствующим кооперативам выдается документ, удостоверяющий их право на них. Соответствующие документы выдаются и членам кооперативов, удостоверяющие их право на использование закрепленных за ни­ми участков. При строительстве жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов, а гаражно-строительными кооперативами многоярусных гаражей земельные участки предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование или аренду кооперативам.

Земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных построек.

Акционерное общество «Прометей» обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения о переоформлении права пользования земельным участком смежного землепользователя — ОАО «Хлебмашин». По мнению истца, оспариваемым решением нарушены его права, поскольку из его землепользования оздоровительному комплексу ОАО «Хлебмашин» переданы2.2 га., то есть 1 3 территории оздоровительного комплекса акционерного общества «Прометей», при этом отсутствовали решения об изъятии либо отводе земли, а также согласие на это землепользователей.

Каков порядок переоформления прав на земельные участки лиц, использующих их на праве постоянного (бессрочного) пользования? Возможно ли переоформление прав на земельные участки при наличии спора с соседними землепользователями? Решите дело.

Понятие земель населенных пунктов, их правовой режим.

Это вторая категория земель с целями проживания людей.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для развития и застройки населенных пунктов.

Черта нас. пункта – внешняя граница нас. пункта, отделяющая эти земли от земель других категорий.

Основное целевое назначение земель нас. пунктов – удовлетворение жилищных, производственных, социальных, культурно-бытовых нужд граждан, проживающих на данной территории.

Развитие населенных пунктов осуществляется в соответствии. с зонированием. Территорию делят на территориальные зоны. Территориальные зоны утверждаются, наносятся на карту города. Границы зон на местности не фиксируются, а закрепляются лишь на плане.

Читайте так же:  Как уволить сотрудника на испытательном сроке по закону

В зависимости от территориального зонирования, устанавливается кадастровая стоимость земли, определяется порядок использования и ведется градостроительное планирование.

Основным документом, согласно которого ведется застройка, распределение земли между пользователями, определяются перспективы развития, является генеральный план.

Видео (кликните для воспроизведения).

Генеральный план

устанавливает функциональные зоны, развитие транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры; соотношение застроенной и незастроенной площади; выделяются территориальные резервы для развития горда, а также устанавливается особый режим использования ценных территорий.

Состав земель нас. пунктов: в них могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к след. территориальным зонам:

1) Жилым

– в составе жилых зон, земельные участки предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового, социального и иного назначения. Здесь могут находиться промышленные и складские объекты, если их деятельность не оказывает вредного воздействия. К жилым зонам также относятся территории садоводческих и дачных кооперативов, расположенных в пределах границ нас. пунктов;

2) Общественно деловым

– в составе этих зон, земельные участки предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными объектами, предназначенными для общественного использования;

3) Производственным

– в составе этих зон, земельные участки предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими и иными производственными объектами. К этой зоне также относится санитарно-защитная зона этих объектов;

4) Инженерных и транспортных инфраструктур

– в составе этих зон, земельные участки предназначены для застройки объектами ж/д, автомобильного, речного, морского, воздушного, трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры;

5) Рекреационным

– в составе этих зон, зем. участки предназначены для городских лесов, скверов, парки, городских садов и других земельных участков, используемых для отдыха граждан и туризма;

6) Сельскохозяйственного использования

– это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями и сооружениями, которые. используются в целях ведения с/х производства;

7) Специального назначения

– предназначены для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и др. объектов, которые не могут находится в бытовых зонах;

8) Военных объектов

– здесь находятся военные объекты, различные полигоны, тюрьмы);

9) Иным территориальным зонам –

этоземельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, водными объектами. Данные зем. участки не подлежат приватизации.

10) Особоохраняемых территорий –

зона включает земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Охрана земель – это система правовых, экономических, организационно-хозяйственных, агрономических, технических и иных мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также необоснованному изъятию земель из с/х пользования.

11. Понятие земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, их правовой режим.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Земли населённых пунктов

Земли населенных пунктов – один из важнейших элементов гражданско-правового оборота. Основная цель таких наделов – застройка и постепенное развитие городов, сел и прочих муниципальных образований. Такие земли формируются в связи с фактической значимостью земель, на территории которой проживает большее количество жителей, чем на любых других.

Виды разрешенного использования

Статья 85 ЗК РФ гласит, что в состав земель населенных пунктов входят следующие зоны:

  1. Жилые.
  2. Общественно-деловые.
  3. Производственные.
  4. Инженерных и транспортных инфраструктур.
  5. Рекреационные.
  6. Сельскохозяйственные.
  7. Специального назначения.
  8. Военные.
  9. Иные территориальные.

Для физических лиц интересны только 2 территориальные зоны: жилые и сельскохозяйственные. Остальные 7 не могут быть приобретены в собственность или взяты в аренду. Согласно статье 85 части 5 ЗК РФ, земельные участки в жилых зонах используют с целью:

  • Индивидуальной жилой застройки.
  • Мало- или многоэтажной жилой застройки.
  • Возведения бытовых или культурных помещений.

Часть 11 статьи 85 ЗК РФ гласит, что физические лица имеют право завладевать землями населенных пунктов сельскохозяйственного назначения с целью строительства там зданий, необходимых для сельскохозяйственного производства, пашен и многолетних насаждений. Узнать о возможностях использования того или иного участка можно изучив классификатор №540, утвержденный 01.09.2014 Минэкономразвития.

Земли в составе общественно-деловых зон предназначаются для строительства административных, образовательных, культурно-бытовых, социальных зданий, необходимых для общественного пользования. Возможность использования таких участков регламентируется градостроительными документами. Земли, расположенные в производственных зонах, предназначены для строительства заводов, складских помещений.

Земли в составе зон инженерно-транспортных инфраструктур используют для строительства железнодорожных линий, автомобильных дорог, проезда морского, воздушного, трубопроводного транспорта, линий связи и инженерной инфраструктуры. Участки, находящиеся на территории рекреационных зон, используются для туризма и отдыха горожан. Они заняты городскими лесами, парками, скверами, садами и другими природными комплексами.

Отличия зон сельскохозяйственного использования от земель сельскохозяйственного назначения

Земли населенных пунктов – территории, которые используются для застройки или развития городов, сел и других муниципальных объединений. Земли сельскохозяйственного назначения – зоны, находящиеся за границей населенных пунктов. Они предназначены для ведения сельского хозяйства. В их составе выделяют угодья, земли, занятые дорогами, коммуникациями, лесами, другими природными явлениями, а также строениями, используемыми для хранения, переработки, производства различной продукции. Таким образом, основное отличие двух этих земельных участков заключается в их назначении.

Если вас интересует перевод земель в другую категорию, то процедура подробно описана здесь — Перевод земель в земли населённых пунктов. Обратный процесс разобран здесь — Перевод земель населённых пунктов в другие категории.

Правовой режим земель населенных пунктов

Правовой режим земель населенных пунктов – регламент, определяющий порядок жизнедеятельности людей в границах населенных пунктов. Он осуществляется при помощи установления дозволений и запретов, стимулов и ограничений в области использования и охраны земли. Все это определяется земельным, экологическим и другими законодательствами РФ и ее субъектов. Повлиять на порядок землепользования могут и муниципальные правовые акты.

Физические и юридические лица вправе выкупить в собственность или же взять в аренду земли населенных пунктов. Для этого им вместе с пакетом документов необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти. Там в течение одного месяца уполномоченные чиновники примут решение и в случае положительного ответа подготовят договора для купли-продажи либо же для аренды.

Статья 85 Земельного Кодекса РФ утверждает, что участки земли населенных пунктов общего пользования не могут быть выкуплены, взяты в аренду или приватизированы. Это необходимо учитывать при передаче отграниченных земель в собственность. Таким образом, для этих целей могут быть использованы лишь жилые и сельскохозяйственные земли населенных пунктов.

Читайте так же:  Как получить компенсацию родственникам погибшего в ДТП: полезные советы

Охрана земель

Охрана земель населенных пунктов – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Весь этот комплекс направлен на поддержание и восстановление нормального качества земель населенных пунктов. Оно должно быть благоприятным для жизни и здоровья человека. Земли населенных пунктов должны рационально использоваться: для размещения жилых, общественно-деловых, культурно-оздоровительных, бытовых и иных построек. Все это необходимо для устойчивого развития населенных пунктов РФ. Существует 4 меры ответственности за ненадлежащую охрану земель населенных пунктов:

  1. Дисциплинарная – регламентируется Трудовым Кодексом РФ. Предусматривает следующие виды наказаний: замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или увольнение.
  2. Административная – регламентируется Градостроительным Кодексом РФ. Предусматривает наказание в виде штрафа.
  3. Уголовная – регламентируется Уголовным Кодексом. На практике такой вид наказания не встречается.
  4. Имущественная – заключается в возмещении вреда окружающей среды в полном объеме. Власти могут принять решение об выплате компенсации или конфискации.

Земли населенных пунктов – важнейшая категория в земельном фонде Российской Федерации. Ее правовой режим определен Земельным Кодексом, принятым в 1998 году. На практике многие нормативно-правовые акты не применяются из-за отсутствия их реализации. Также осуществляется недостаточная охрана земель: слишком малые штрафы не останавливают людей от нарушения законодательства.

Инвентаризация

Инвентаризация земель населенных пунктов – процедура, которая выполняется после согласования с исполнительным органом государственной власти в черте административно-территориального образования. Выполнять такие работы могут организации либо же граждане, имеющие специальную лицензию. Инвентаризация земель населенных пунктов необходима для:

  • Создания, ведения и изменения базы данных государственного кадастра.
  • Обеспечения реализации прав собственности, владения, аренды или пользования.
  • Организации контроля над использованием земель населенных пунктов.
  • Формирования иных баз данных, необходимых муниципальным органам.

Среди задач инвентаризации земель населенных пунктов выделяют следующие шаги:

  • Определение всех владельцев, собственников, пользователей либо же арендаторов земельных участков.
  • Определение точных границ территории, вынос либо же закрепление их на местности.
  • Определение неэксплуатируемых участков либо же использование не по назначению.

Инвентаризация земель населенных пунктов проводится в 3 отдельных этапа. В первую очередь уполномоченное лицо собирает и анализирует материалы предыдущей инвентаризации, решает вопрос о межевании участка, проводит различные исследования местности. Также на первом этапе проводятся мероприятия по составлению технического задания. Следующий шаг заключается в обследовании реальных границ, обнаружении факта самовольного занятия или нерационального использования земель. На заключительной стадии формируется отчет о проделанной работе и обновляются сведения в базе данных.

Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарий к Ст. 83 ЗК РФ

1. Земли населенных пунктов — одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 Земельного кодекса РФ. Несмотря на то что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной — на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г. подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст. 147 названного Кодекса). Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. 148 этого Кодекса входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл. XIX — XXI названного Кодекса). Земельный кодекс РСФСР 1991 г., подразделяя земли России уже на семь категорий, сохранил данную категорию земель, именуя ее «земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)» (разд. IV, гл. XIII — XIV ЗК РСФСР).

С принятием в 2001 г. нового ЗК наименование данной категории земель изменилось — она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено — теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Что повлекло необходимость в изменении наименования категории земель и внесении соответствующих изменений в ряд законодательных актов в условиях, когда десятки тысяч субъектов прав на землю оформили свои права на земельные участки с целевым назначением «земли поселений»? Дело в том, что на момент принятия ЗК градостроительное законодательство и законодательство о местном самоуправлении называли населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, статья 5 Градостроительного кодекса РФ 1998 г. относила все виды населенных пунктов либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее лишь во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось.

Читайте так же:  Как сменить место регистрации через мфц

С принятием в 2003 г. нового ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понятийный аппарат, посвященный определению населенных мест, изменился. Данный Закон сохранил понятие поселения и разделение его на городские и сельские поселения. Однако при этом под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения Закон определил как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Таким образом, теперь в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.

Кроме того, значимыми новеллами стали положения Закона о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ч. 1 ст. 11); в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11). Это вступало в явное противоречие с положениями ЗК о землях поселений, свидетельствовавших о том, что в пределах территорий поселений иные категории земель находиться не могут.

По нашему мнению, именно эти обстоятельства послужили в дальнейшем основой внесения изменений в земельное и градостроительное законодательство в целях приведения положений данных отраслей в соответствие с новыми реалиями муниципального устройства России. Иными словами, те земли, которые согласно ЗК сначала именовались землями поселений (т.е. земли, отделенные от иных категорий земель чертой поселения), теперь, исходя из нового муниципального законодательства, соответствуют землям населенных пунктов.

В целях сохранения преемственности прав на землю при изменении наименования категории земель, в ФЗ о введении в действие ЗК включено вступившее в силу с 1 января 2007 г. положение о том, что не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, содержащие наименование категории «земли поселений» (п. 16 ст. 3 указанного Закона). Речь идет о свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из государственного земельного кадастра, договорах аренды, купли-продажи земельных участков, любых иных документах, выданных до 1 января 2007 г.

Изменения, внесенные ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, коснулись не только смены наименования категории земель, но также и самого их понятия. Теперь землями населенных пунктов признаются «земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов», о чем свидетельствует комментируемый пункт. Данное определение представляется недостаточно полным, поскольку указывает лишь на цель использования этих земель, но не позволяет идентифицировать их, т.е. четко разграничить с землями иных категорий. В прежней редакции соответствующее определение продолжалось словами «и отделенные их чертой от земель других категорий», что существенно дополняло его. В новой редакции ст. 83 ЗК подобный идентифицирующий признак все же сохранен, однако оторван от определения и помещен в следующий пункт статьи, что труднообъяснимо с точки зрения законодательной техники.

2. Данный пункт является новым, он введен в действие с 1 января 2007 г. на основании ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс. И здесь прежде всего следует обратить внимание на изменение терминологии. Вместо понятия черты городских, сельских поселений, которой была посвящена прежняя редакция ст. 84 ЗК, указанным Законом в Кодекс введено понятие границы городских, сельских населенных пунктов.

Отметим, что понятие «городская черта» имело место уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. Земельному кодексу РСФСР 1970 г. были известны понятия городской черты и черты сельских населенных пунктов, а ЗК РСФСР 1991 г. — еще и понятие поселковой черты. Термин «граница» использовался разве что для определения указанных понятий. В настоящее время категория «черта поселения» исключена и из Земельного, и из Градостроительного кодексов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комментируемый пункт начинается с того идентифицирующего признака, который мы упоминали при рассмотрении п. 1, а именно с указания на то, что границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Это очень важное положение, которое, во-первых, позволяет четко и практически без затруднений отграничивать земли населенных пунктов от других земель и, во-вторых, в силу своей императивности абсолютно исключает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов земель иных шести категорий (равно как и нахождение земель населенных пунктов за пределами утвержденных границ населенных пунктов). Последнее особенно важно для правильного понимания правового режима земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, но используемых для целей, сходных с целями использования земель некоторых иных категорий: например, ведение сельскохозяйственного производства, организация особо охраняемых территорий. Независимо от текущей цели использования на такие земельные участки будет распространяться режим, установленный для земель населенных пунктов, а не земель сельскохозяйственного назначения или земель особо охраняемых территорий и объектов (см. также комментарий к статье 85 ЗК РФ).

Источники


  1. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.

  2. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.

  3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
  4. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  5. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
Земли населенных пунктов земельное право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here