Содержание
- 1 Статья 10 ЗоЗПП РФ. Информация о товарах (работах, услугах)
- 2 Последняя редакция Закона о Защите Прав Потребителей с изменениями на 2019 год
- 3 Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018
- 4 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей»
- 5 Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
- 6 Сам себе юрист
- 7 Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
- 8 Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
- 9 Статья 33 ЗоЗПП РФ. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
Статья 10 ЗоЗПП РФ. Информация о товарах (работах, услугах)
Последняя редакция Ст. 10 Закона о ЗПП
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Абзац второй утратил силу.
Комментарий к Статье 10 Закона о Защите Прав Потребителей РФ
Законом «О защите прав потребителей» провозглашается право покупателей или получателей услуги на обретение верной и правдивой информации о покупке. Именно для этого существует ряд статей указанного нормативно-правового акта, которые позволяют не только зафиксировать, но и пояснить обязательства продавца и производителя в данной сфере.
Сфера регулирования
Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» имеет поясняющую функцию так как она раскрывает виды информации, которые однозначно должны быть доступны потребителю о товаре. Кроме того, в этой статье поясняются возможные способы изложения таких данных. Важность этой статьи заключается в том, что она позволяет обеспечить право приобретателя на качественный, безопасный товар, который покупается по выбору последнего. Именно этот выбор потребитель моет сделать правильно на основе полученной информации.
Содержание
Статья 10 ЗоЗПП Российской Федерации включает 3 пункта. Первым из них вводится обязанность изготовителя, а также продавца предоставлять максимально правдивую информацию о товаре, которая позволяет потребителю сделать верный выбор.
Во втором пункте определен перечень тех видов информации, которые обязательно должны доводиться до приобретателя. В перечень входят данные о:
- техническом регламенте или государственном стандарте, которому соответствует товар;
- потребительских качествах предмета, включая противопоказания и те виды данных, которые являются важными для приобретателя;
- стоимости товара;
- периоде гарантийного использования или срок годности;
- правилах безопасного использования или эксплуатации;
- наличии специального подтверждения безопасности, если оно требуется;
- данных об энергопотреблении, если это требуется;
- конкретном лице, если именно оно обязано исполнить услугу;
- правилах реализации продукта;
- применении фонограмм.
Кроме того, обязательно следует сообщить приобретателю, если товар уже был в употреблении или в нем устранялись недостатки.
Пункт 3 перечисляет возможные способы донесения указанной информации до потребителя, в том числе через заключаемые договоры, этикетки и т.д.
Таким образом, статья 10 ЗоЗПП РФ поясняет перечень видов данных, которые обязательно должны быть донесены до потребителя. Это очень важно для осуществления правильного выбора и с точки зрения гарантии безопасности товаров.
Последняя редакция Закона о Защите Прав Потребителей с изменениями на 2019 год
Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1) впервые появился в Российской Федерации в 1992 году, то есть почти сразу после возникновения страны под этим названием. Он стал символом новой экономической стратегии, ориентированной на удовлетворение потребительского спроса населения.
Статус ФЗ №2300-1
Статья 1 ЗоЗПП декларирует приоритет в данной области двух федеральных законов – ФЗ №2300-1 и ФЗ №51. Это означает, что права потребителей в равной степени защищаются Гражданским кодексом РФ и законом «О защите прав потребителей». Другие нормативные документы любого иерархического уровня должны соответствовать нормам этих законов.
ЗоЗПП РФ регулирует взаимоотношения субъектов юридического права, возникающие при взаимодействии производителей и продавцов с потребителями. К последней категории относятся любые лица, приобретающие товар или услуги для собственного или семейного потребления. Перекупщики к этой категории не относятся, поскольку они являются продавцами.
Защите подлежат преимущественно физические лица. Закон о защите прав потребителей не содержит информации о подобных ограничениях. Однако в нём нет и упоминаний об оптовых закупках. В любом нормативе речь идёт о розничном приобретении вещей или потреблении услуг разового характера. Последнее распространяется даже на ситуацию постоянного обслуживания по договору. Ответственность поставщика услуг наступает не в случае постоянного нарушения договора, а при ненадлежащем выполнении работ в данной конкретной ситуации.
Какие права защищает ЗоЗПП РФ?
Поскольку закон посвящён защите тех, кто приобретает товары или услуги, речь в данном случае идёт о правах именно этой категории субъектов. Свои функции ФЗ №2300-1 выполняет с помощью:
- просвещения (включение соответствующей информации в образовательные стандарты и программы);
- безопасности товара для населения и конкретных лиц, их имущества и экологической среды;
- достоверной информации о товаре или услуге, их производителе и продавце;
- определения ответственности изготовителя, исполнителя или продавца за недостоверную информацию;
- компенсации ущерба здоровью и имуществу, причинённого некачественным товаром или ненадлежащей услугой;
- признания недействительным договора, ущемляющего права лиц, потребляющих товар или услугу;
- обмена или возврата некачественного товара;
- ответственности за превышение сроков, определённых для передачи предварительно оплаченного товара.
Реализация законных прав потребителей осуществляется органами государственного, муниципального и общественного контроля. Полномочия и обязанности такого контроля описаны в главе IV настоящего кодекса.
В данном случае контролирующие органы выполняют превентивную функцию. Своими действиями они не допускают нарушения прав. Однако при уже совершённых нарушениях действовать должен сам потребитель. Он может отстаивать свои права в суде, прокуратуре, общественных организациях.
Закон о защите прав потребителей относится к наиболее востребованным федеральным законам. Несмотря на небольшое количество статей и глав, он, так или иначе, касается каждого человека, находящегося в сфере российской юрисдикции. Ведь все люди постоянно или время от времени связаны друг с другом взаимоотношениями производителя, продавца и потребителя.
Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018
Любые рыночные отношения требуют контроля со стороны государства. Каждый участник таких отношений обладает собственным набором прав и обязанностей, построенных на принципах справедливости и моральных норм. И на первое место во всех цивилизованных странах выходят интересы покупателя. В России в роли правового инструмента, охраняющего эти интересы, выступает Закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.92 № 2300-1).
Принятый Закон о защите прав потребителей возвестил о начале принципиально нового этапа в истории экономики нашей страны. Этот документ положил конец существовавшему в то время хаосу в рыночных взаимоотношениях, раз и навсегда утвердив приоритет потребителя, позиции которого стала защищать само государство. Данный приоритет выражается в наличии широкого набора прав покупателя, подтверждаемых не менее широкой линейкой обязанностей изготовителя и поставщика.
Статьи закона о защите прав потребителей
Суть и функции ФЗ о защите прав потребителя
В этом законе защита прав потребителей обеспечивается в следующих двух ключевых процессах рыночного механизма:
- приобретение покупателем товаров у производителя или поставщика (импортёра);
- получение услуг у сервисных компаний
В обоих случаях потребитель, согласно закону, имеет право на достойный уровень качества товаров и услуг, а изготовитель (поставщик) обязан обеспечить такое качество в рамках существующих государственных стандартов и технических регламентов.
Базовые функции ФЗ о защите прав потребителей могут быть перечислены следующим списком:
- определение прав и обязанностей сторон в рыночных взаимоотношениях;
- описание процедур, защищающих интересы покупателя товаров и услуг;
- регламент качества работ и продукции;
- определение требований к безопасности продукции и сервиса;
- сроки и порядок проведения мероприятий, направленных на поддержку и защиту интересов потребителя;
- описания полномочий государственных структур и общественных организаций, осуществляющих контроль в этой сфере.
Перечисленные направления предоставляют возможность обеспечить право граждан на приобретение качественной продукции, включая получение полного объёма информации обо всех нюансах такого права.
Актуальные изменения в законе о защите прав потребителей
Как и любой закон, данный ФЗ постоянно требует корректировки в рамках изменений рыночных, финансово-кредитных и социальных отношений. Такие изменения вносятся в виде поправок и дополнений к закону, утверждаемых Правительством и Президентом РФ.
Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018 с вступившими в силу корректировками затронул следующие важные моменты:
- Предприниматели с годовым объёмом свыше 40 млн. рублей с 1 октября 2017 года обязаны использовать для расчётов национальные финансовые сервисы, платежные системы и банковские инструменты. В частности, речь идёт о применении для расчётов карты «МИР».
- Если выручка от розницы за предыдущий год составила менее 5 млн. рублей, то требование оплаты товара банковскими картами в таких торговых точках утрачивает силу.
Специалисты отмечают, что со временем оплата товаров будет осуществляться исключительно с помощью национальных платежных сервисов. Такой приоритет предоставит возможность существенно повысить контроль над финансовыми операциями, увеличивая комфорт и защиту покупателей.
Закон Российской Федерации о защите прав потребителей и в дальнейшем будет дополняться с учётом сформировавшихся реалий. Эволюция этого законодательного акта обеспечит комплексное соблюдение интересов покупателя с предоставлением новых прав и возможностей потребительской аудитории.
Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей»
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ;
недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации;
владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее — владелец агрегатора) — организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в наименование внесены изменения
Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 23 настоящего Закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в пункт 1 внесены изменения
Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
2. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 — 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.
Сам себе юрист
Статья 33 Закона о защите прав потребителей
Видео (кликните для воспроизведения). |
Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
1. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета.
Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно.
2. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов.
Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.
3. Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу).
Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.
Смета не является обязательной частью договора на выполнение работы (оказание услуги). Ее составление приобретает императивный характер только с момента предъявления соответствующего требования потребителя или исполнителя. Смета представляет собой документ, в котором отражается стоимость всех видов работ, выполняемых по договору, необходимых материалов, оборудования и иных технических средств и т.п. Смета может быть твердой и приблизительной.
При использовании твердой сметы исполнитель ни при каких обстоятельствах, в том числе и при изменении цен, не вправе требовать ее изменения. Он также не вправе требовать оплаты работ и дополнительных расходов, не включенных в твердую смету. Единственным исключением из этого правила является либо поручение потребителя на выполнение дополнительных работ, либо его согласие на такие работы.
В тех случаях, когда при заключении договора трудно заранее определить окончательную стоимость работ, материалов и иного, стороны могут составить приблизительную смету, которая в дальнейшем также может уточняться.
Приблизительная смета может быть увеличена, если это вызвано объективными причинами. При этом исполнитель обязан немедленно предупредить потребителя. Потребитель вправе либо отказаться от договора, возместив исполнителю понесенные им расходы, приходящиеся на выполненную работу согласно первоначально определенной смете, и оплатить выполненную часть работы, либо согласиться со значительным превышением сметы. Если исполнитель своевременно не предупредит потребителя об удорожании, то он не вправе требовать соответствующего возмещения.
Положения данной статьи соответствуют статье 709 Гражданского Кодекса РФ, предусматривающей, что цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре цена работы считается твердой. Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Исполнитель не вправе также требовать увеличения твердой цены, а потребитель — ее уменьшения, в том числе в случае когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, исполнитель имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе потребителя выполнить это требование — расторжения договора.
Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине потребителя, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. В случае когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, потребитель возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
1. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета.
2. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов.
Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.
3. Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу).
Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 33 ЗоЗПП
1. Фактически смета на выполнение работ (оказание услуг) является документом, в котором фиксированно или приблизительно определяется цена договора. Определение цены в договорах подряда или оказания услуг является важным инструментом защиты интересов заказчика и исполнителя работ (услуг), т.к. стоимость предмета договора является отправной точкой в расчете многих финансовых санкций (неустойки, убытков и т.д.).
В ГК РФ понятия «смета» и «цена» идентичны. Статья 709 ГК РФ определяет термин «смета» как цену договора подряда, включающую в себя компенсацию затрат подрядчика и его вознаграждение. Данная норма распространяется также на договоры возмездного оказания услуг.
Комментируемый Закон, как и ГК РФ, не содержит нормы об обязательном составлении сметы, как отдельного документа, являющегося неотъемлемой частью договора. Однако, если одна из сторон договора сочтет оформление сметы обязательным, уклонение контрагента от ее составления является уклонением от подписания договора.
Так, несоблюдение положения п. 1 ст. 33 Закона об обязательном составлении сметы по требованию одной из сторон договора привело к ущемлению обществом, как хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по установлению приборов учета (газовых счетчиков), интересов истца, и, как следствие, привлечение указанной организации к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2014 по делу N А21-3726/2013).
Расходы по составлению сметы распределяются между участниками договора по их соглашению между собой. В договоре должна содержаться отметка о том, является ли смета твердой или приблизительной, в случае отсутствия такой оговорки смета (цена) считается фиксированной (ст. 709 ГК РФ).
2. Пункт 2 комментируемый статьи допускает увеличение приблизительной сметы (ориентировочной цены договора) только в связи с необходимостью проведения дополнительных работ (услуг). Тем не менее представляется возможным ее изменение и по другим объективным причинам, например введение в действие новых стандартов качества и т.д.
Если в ходе выполнения работ (оказания услуг) станет очевидным, что смета увеличится существенно, исполнитель обязан в письменной форме предупредить об этом потребителя. Целесообразно в уведомительном письме указать срок, в течение которого исполнитель ожидает получения согласия потребителя. Не получив такого согласия, исполнитель прекращает производство работ, а потребитель оплачивает стоимость выполненной работы (оказанной услуги).
Комментируемая норма не содержит требования заблаговременно предупреждать потребителя о несущественном увеличении сметы. Обычно в самом договоре указывается, в какой степени допустимо изменение приблизительной сметы без специального уведомления заказчика.
3. Следует обратить внимание на то, что при отказе потребителя увеличить твердую смету договор расторгается в судебном порядке, при отказе потребителя от увеличения приблизительной сметы — договор расторгается в одностороннем порядке исполнителем.
Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
Новая редакция СТ 33 Закона о Защите Прав Потребителей России:
1. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета.
Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно.
2. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов.
Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.
3. Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу).
Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.
Комментарий к Статье 33 ЗоЗПП РФ
1. Цена работы (услуги) во многих случаях, связанных с нарушением прав потребителя, играет важную роль в защите его имущественных интересов. Эти интересы, как и интересы исполнителя работ (услуг), могут быть в определенной мере гарантированы правильным составлением сметы на выполнение работ (услуг).
В старой редакции Закона регулировались вопросы, связанные с составлением сметы лишь на выполняемые работы. При этом не регулировался также вопрос о случаях обязательного составления сметы.
В новой редакции предусмотрено единое регулирование вопросов составления сметы на работы и услуги, причем составление твердой или приблизительной сметы становится для сторон обязательным, если этого потребовала одна из них.
Закон не определяет, кто и за чей счет составляет смету.
Очевидно, это должна делать заинтересованная сторона за свой счет либо по иному соглашению сторон. Согласно ст. 709 ГК, цена в договоре подряда (смета) должна по общему правилу включать издержки подрядчика и его вознаграждение.
Смета является неотъемлемой частью договора и поэтому приобретает силу с момента ее согласования обеими сторонами. Это касается как твердой, так и приблизительной сметы.
Размер превышения приблизительной сметы Законом не регулируется. Статья регулирует вопросы превышения приблизительной сметы, возникшего по объективным причинам, не зависящим от вины исполнителя. В противном случае все дополнительные расходы относятся на виновную сторону.
Ст. 709 ГК содержит очень важное правило на случай, когда в договоре не оговорен характер сметы (цены). В этом случае смета (цена) считается твердой.
2. Последствия нарушения твердой и приблизительной сметы, предусмотренные Законом, аналогичны указанным в ГК.
Согласно ст. 709 ГК, требовать изменения твердой сметы (цены) не имеют права ни подрядчик, ни заказчик. Это правило действует независимо от того, что при заключении договора невозможно было предвидеть полный объем работ или расходов.
Однако, если стоимость материалов, предоставляемых подрядчиком, или стоимость услуг, оказываемых ему третьими лицами, возросла существенно и это нельзя было предусмотреть, подрядчик (исполнитель) имеет право требовать увеличения твердой цены. Если соглашение не достигнуто, он вправе требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК. Эта статья применяется, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Расторжение договора происходит по решению суда при наличии ряда обстоятельств, предусмотренных в ст. 451 ГК. По просьбе одной из сторон суд может определить последствия расторжения договора, исходя из справедливого распределения расходов, понесенных сторонами. В исключительных случаях, например несоразмерного ущерба от расторжения договора, суд может его изменить.
3. Необходимость превышения приблизительной сметы должна быть объективной, не зависящей от вины исполнителя или потребителя. В противном случае ответственность несет виновная сторона. Необходимость превышения приблизительной сметы должна быть доказана исполнителем.
Предупреждение о необходимости увеличения расходов против приблизительной сметы (цены) или его отсутствие имеет решающее значение для последующих обязательств сторон.
Поэтому предупреждение и его дата должны быть зафиксированы документально любым из обычных способов извещения. Закон не регулирует вопрос о сроке ответа заказчика (потребителя) на предупреждение. Если заказчик не выразил свою волю в разумный срок, в соответствии со ст. 314 ГК он должен это сделать в 7-дневный срок со дня получения предупреждения. Если и в этот срок ответ не последовал, заказчик несет ответственность за возникшую невозможность исполнения договора.
В этом случае исполнитель работ (услуг) вправе ссылаться на п. 2 ст. 416 ГК, согласно которому заказчик не вправе требовать возвращения исполненного им по договору, если невозможность исполнения вызвана его виновными действиями. Исполнитель вправе также взыскать причиненные убытки либо потребовать расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК (в связи с существенным изменением обстоятельств). Если по вине заказчика возникла невозможность выполнения договора возмездного оказания услуг, они подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2. ст. 781 ГК).
Статья 33 ЗоЗПП РФ. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
Последняя редакция Ст. 33 Закона о ЗПП
1. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета.
2. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов.
Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.
Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.
Комментарий к Статье 33 Закона о Защите Прав Потребителей РФ
Регулирование отношений между исполнителями и потребителями происходит в разрезе качества предоставляемой услуги (работы), сроков ее реализации и финансовых затрат. Последний вопрос волнует обе стороны сделки и считается очень важным для них. Предварительное закрепление всех предстоящих расходов позволяет избежать многочисленных проблем в будущем.
Сфера регулирования
Статья 33 ЗоЗПП РФ регулирует вопросы установления сметы, как точной, так и предварительно, порядок ее изменения и оплаты в случае несогласия сторон. Это необходимо при выполнении достаточно большого объема работ или высокой их стоимости. Составление предварительных расчетов позволяет обезопасить потребителя от необоснованных затрат, а исполнителя от предстоящих сомнений второй стороны в необходимости совершения того или иного действия. Кроме того, рассматриваемая статья определяет перечень случаев, наступление которых подразумевает отстаивание интересов заинтересованной стороны в суде.
Содержание и структура
Стать я33 ЗоЗПП РФ состоит из 3 пунктов. Содержание каждого из них включает:
- пункт 1 предусматривает возможность составления сметы на выполнение оговоренных сторонами работ. Она может быть точной или приблизительной. Кроме того, пункт обязывает составление такой сметы, если одна из сторон настаивает на этом;
- пункт 2 устанавливает невозможность пересмотра уже составленной и зафиксированной сметы по требованию любой из сторон. Это правило действует даже в том случае, если изначально невозможно было предусмотреть возникновение всех нюансов работ. Однако закон оставляет право исполнителю потребовать увеличения ранее составленной сметной документации, если в значительном объеме возросла покупная стоимости материалов или подорожали услуги третьих лиц, участие и стоимость привлечения которых невозможно было предположить изначально. Если заказчик отказывается от такого предложения возможно расторжение договора в судебном порядке;
- пункт 3 предполагает наличие обязанности исполнителя о сообщении потребителю о необходимости дополнительных работ при составлении приблизительной сметы. При отказе потребителя от такого предложения он вправе расторгнуть договор, выплатив денежные средства за осуществленные на момент расторжения работы.
Если же исполнитель не сообщил своевременно о необходимости увеличения расходов, он должен выполнить ранее установленный объем с соответствующей оплатой.
Проблемы применения
Важность статьи заключается не только в прямом определении затрат заказчика, но и в случае необходимости расчета неустойки. Она может налагаться за пропуск сроков, определенных договором, в пользу заказчика.
Кроме того, при необходимости внесения коррективов в смету, обязанность доказывания оправданности таких требований доказывать ложится на плечи именно той стороны, которая выдвигает соответствующие требования.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В итоге, статья 33 ЗоЗПП России определяет правила и порядок составления и изменения сметы предстоящих расходов. Она позволяет сторонам отстаивать интересы в судебном порядке, если необходимость изменений не устраивает одну из сторон.
Источники
Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.- Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
- Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.