Содержание
Клинический психолог: особенности профессии и обязанности специалиста
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Клиническая психология уделяет внимание изучению человеческого интеллекта, эмоциональной сферы, физиологических проявлений, а также социальных и поведенческих особенностей личности. Все эти знания необходимы клиническому психологу. Нужно знать, в чем заключаются особенности профессии и обязанности специалиста, прежде чем связать сою жизнь с этой профессией.
Что это за профессия?
Содействие человеку в укреплении и защите его психического здоровья – такую функцию выполняет клинический психолог. Деятельность этого специалиста регламентирует не только наука психология, но и медицина. Опираясь на них, он проводит диагностику и коррекционную работу по поводу разнообразных проявлений расстройства психики человека.
Проблемы в этой сфере могут относиться как к психологическим аспектам, так и к медицинским.
История появления
Становление официально признанной клинической психологии произошло в XIX веке, когда в Лейпциге появился Институт экспериментальной психологии. Позднее, в 1917 году, была основана Американская ассоциация психологов, где статус ученого стал рассматриваться как его профессия. В конце XX века немец Э. Крепелин начал применять в психологии экспериментальные методы, а З. Фрейд разработал теорию возникновения расстройства психики, рассматривая ее вне привязки к медицине.
В России патологические процессы со стороны психики исследовали И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский. При клинике Казанского университета в 1885 году была открыта научная лаборатория, а позднее на ее базе появился Психоневрологический институт им. Бехтерева. В конце XX века Россия значительно продвинулась в сфере клинической психологии, и было сформировано прикладное направление, называемое патологическая психология, которая базировалась на стыке психологии и психиатрии.
Кроме того, уже появилась нейропсихология, которая имела под собой основу из трех фундаментальных наук – неврологии, нейрохирургии и психологии.
На сегодняшний день клиническая психология – это самая распространенная и востребованная прикладная отрасль психологии, которая имеет большой потенциал для дальнейшего развития как в России, так и за рубежом.
Направления деятельности
Деятельность клинического психолога определена потребностями пациента и включает в себя такие разделы научных знаний, как патологическая и соматическая психология, неврологическая и нейропсихолоия. Теоретическое и практическое применение знаний в этих областях позволяет найти решение вопроса в процессе диагностики и экспертизы состояния человеческой психики, способствует благоприятному психологическому настрою пациента во время его лечения при различных заболеваниях не только психики, но и внутренних органов, способствует оптимизированию лечебных подходов и внутрибольничной среды к скорейшему выздоровлению человека, выявляет спектр взаимоотношений врача и больного, а также отношений пациентов между собой, отслеживает изменения, которые происходят в психике человека в процессе течения его заболевания.
Клинические психологи выполняют определенные практические функции.
На сегодняшний день клиническая психология стала одной из востребованных и развивающихся быстрыми темпами отраслей психологии.
Современный мир заставляет человека испытывать высокие психологические нагрузки и переживать частые стрессовые ситуации различной степени тяжести, что проявляется ростом числа людей, страдающих разнообразными отклонениями в психическом здоровье и нуждающихся в грамотной профессиональной помощи.
Чем отличается от психотерапевта?
Современная подготовка специалистов по психологическому профилю в системе российского высшего образования осуществляется следующим образом:
- по медицинскому направлению – в курс обучения входит перечень обязательных предметов из области не только психологии, но и медицины, после окончания такого вуза специалиста ожидает работа клинического психолога;
- по педагогическому направлению – обучение в этом случае не предполагает изучение медицинских предметов, напротив, сделан упор на психологию и педагогику, после прохождения учебы специалист может работать в области психологии в учреждениях педагогического профиля.
Психотерапевт – это профессионал, знания которого базируются на изучении психологии и медицины. Он оказывает помощь в лечении психических заболеваний, пограничных состояний, легких и серьезных расстройств психики.
Клинический психолог – это специалист с высшим медицинским образованием, который, не прибегая к медикаментозному лечению, работает с нарушениями не только воли и внимания, но и мышления, а также спектра эмоций. Чаще всего этот специалист имеет дело с лечением неврозов, которые присущи людям с относительно здоровой психикой.
Востребованность специалистов с этими смежными профессиональными направлениями с каждым годом не теряет своей актуальности и находится на довольно высоком уровне.
Плюсы и минусы
Данная профессия имеет свои плюсы и минусы. Положительными ее сторонами являются:
- возможность научиться хорошо понимать людей, разбираться в их психологических нюансах поведения и реагирования на различные ситуации;
- определять, насколько человек искренен, говорит ли он правду, какие мотивы им движут, что заставляет его реагировать на то или иное событие определенным образом;
- способность оказывать людям психологическую помощь и поддержку, видеть результаты своей работы;
- использовать знания и навыки не только для помощи другим людям, но и для себя самого;
- возможность заниматься частной практикой или работать совместно с врачом в государственных лечебных или иных социальных учреждениях.
Однако помимо плюсов профессиональная деятельность клинического психолога имеет и свои отрицательные нюансы:
- психологическое вовлечение в эмоции и проблемы пациента, совместное их проживание;
- разочарование в случае неудач из-за невозможности оказать помощь пациенту;
- ежедневная высокая психоэмоциональная нагрузка, необходимость контакта с людьми, чья психика неуравновешенна;
- длительная работа в профессии приводит к эмоциональной истощаемости и так называемому выгоранию.
Помимо плюсов и минусов стоит отметить, что клиническим психологом можно стать, только если вы не являетесь вирусоносителем какого-либо заболевания, не страдаете неврологическим или психическим расстройством, а также мигренью, ваши речь, слух и зрение на уровне нормы, в анамнезе нет сердечно-сосудистых болезней и нарушений памяти.
Должностные обязанности
Профессиональные стандарты должности клинического психолога подразумевают следующие трудовые обязанности:
- ознакомление с данными медицинских обследований, сбор жалоб пациента и получение информации в процессе беседы об уровне его познавательных возможностей, его эмоционально-личностной ориентированности, взаимодействии с семьей и социумом;
- оценка полученных сведений и оформление заключения с указанием методов оказания клинико-психологической помощи по существующим стандартам;
- при наличии необходимости – направление пациента для консультации к нейропсихологу или врачам иной специализации;
- разработка индивидуального плана реабилитационных мероприятий и рекомендаций, а также психологическое сопровождение на всех этапах их исполнения;
- совместная работа по вопросам оказания клинико-психологической помощи с представителями социальных служб, медицинских и образовательных учреждений, педагогическими комиссиями и другими социальными организациями.
Данный перечень должностных обязанностей подразумевает наличие определенных теоретических базовых знаний и практических навыков, а также опыта работы.
Особенности обучения и переподготовки
Согласно положениям профессионального стандарта, специальность клинического психолога предусматривает наличие одного из вариантов образования:
- высшее образование по специальности «Клиническая психология» или «Психология» с дополнительной специализацией «Клиническая психология»;
- высшее образование с получением специальности «Психология служебной деятельности» и наличие переподготовки по направлению «Клиническая психология»;
- бакалавриат или магистратура по специальности «Психология» и профессиональная переподготовка по направлению «Клиническая психология».
Помимо указанного базового образования каждый специалист должен стремиться к росту профессионализма и получать новые квалификации:
Получить образование для работы клиническим психологом можно в следующих высших учебных заведениях:
- Казанский федеральный университет;
- Южный федеральный университет;
- Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина;
- Московский государственный университет им. А. И. Евдокимова;
- Пермский государственный национальный исследовательский институт;
- Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина;
- Московский государственный психолого-педагогический университет;
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Стоит заметить, что профессиональную подготовку по направлению «Клиническая психология» следует проходить только в тех учебных учреждениях, которые имеют государственную аккредитацию.
На рынке труда клинический психолог имеет высокий уровень востребованности. Специалист, только что окончивший вуз и не имеющий опыта работы по специальности, в некоторых регионах России может зарабатывать 15000-17000 руб. Средний уровень заработной платы для работников государственных учреждений составляет около 25000 руб. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты выше и составляют они примерно 47000-50000 руб. В Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге заработная плата может быть на уровне 30000-37000 руб.
Где работать?
Психолог-клиницист может осуществлять свою трудовую деятельность в медицинских клиниках, центрах реабилитации, частных медицинских учреждениях. Имея базовую медицинскую и психологическую подготовку, он может хорошо разбираться в причинах психосоматических нарушений, неврозах, работать в паре с врачом-психиатром. Клинический психолог может проводить групповую диагностику и психотерапию, принимать участие в медицинских освидетельствованиях, осуществлять гештальт-терапию, работать в центрах оказания помощи при чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, этот специалист может реализовать себя в оказании психологической помощи детям и подросткам, взрослым людям и старикам.
Он может специализироваться на семейной психотерапии, а также заниматься частной практикой.
Где может работать психолог?
Особенности работы психолога
Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.
Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься. Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь — это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.
Все эти направления — очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.
Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред — они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.
В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.
Окончив обучение, молодой специалист может работать:
-
• психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
• в больницах и поликлиниках;
• преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
• в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
• в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).
Получение диплома для психолога — только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Где может работать клинический психолог?
В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера — это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога — это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец — это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.
Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.
Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).
Практический психолог — специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.
Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:
Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».
В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :
-
• улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
• изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
• способность принять решение;
• способность осуществить принятое решение;
• подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
• получение поддержки;
• приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
• поиск и изучение альтернатив;
• получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
• развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
• получение информации;
• реагирование на действия других людей и ситуацию.
Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.
Где работать психологу
- Где работать психологу
- Куда можно поступить на психолога
- Как стать детским психологом
Образовательные учреждения
Психолог – один из основных специалистов в сфере образования. Он необходим в детских образовательных учреждениях. Деятельность психолога позволяет осуществлять психолого-педагогический контроль образовательного процесса.
Работать психологом в детских дошкольных учреждениях предпочтительно женщине. Мужчине будет сложно долгое время находиться на такой работе. Для психологов-мужчин более подходящим станет профессиональная деятельность в школе.
Психологам-мужчинам, возможно, станет проще найти общий язык с детьми подросткового возраста. Их авторитет позволит решить сложные ситуации.
Профессия психолога может пригодиться при устройстве на работу в средне-специальные и высшие учебные заведения. Там психолог помогает учащимся освоить особенности той или иной специальности. Кроме того, деятельность психолога найдет спрос в коллективе педагогов.
Крупные организации
Можно устроиться на работу в крупную организацию. Такие предприятия, которые серьезно относятся к состоянию сотрудников, имеют в своем штате психолога. Он ведет наблюдение за психологическим состоянием коллектива. Кроме того, с такой должности молодой специалист сможет начать свою карьеру.
В случае необходимости психолог вмешивается в ситуацию, происшедшую в коллективе. Кроме того, психолог дает советы руководству по выбору более эффективных способов управления.
В организациях, где есть психолог, сотрудники имеют возможность обратиться к нему по личным проблемам. Его совет пригодится в решении семейных неурядиц, а также может спасти от необдуманных решений.
Медицинские учреждения
Не обойтись без психолога в медицинских учреждениях различного профиля. Причем его услуги будут необходимы как пациентам, так и докторам. Персоналу будет полезно время от времени снимать напряжение от их нелегкого труда.
В отделениях для тяжелобольных беседы с психологом смогут принести облегчение пациентам. Помимо этого, психологическая помощь окажется полезной их родственникам.
Большую пользу деятельность психологов приносит в службах спасения. Они принимают непосредственное участие в операциях по спасению людей, одни из первых принимая пострадавших.
Общаясь с детьми в больницах, психологи устанавливают взаимосвязь межу маленькими пациентами и лечащими врачами. Дети не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Психологические приемы помогают выяснить, что именно чувствуют детишки.
В женской консультации деятельность психолога играет не последнюю роль. Порой только он сможет остановить женщину в ее решении сделать аборт. Также помощь психолога станет необходимым в вопросах планирования семьи.
Где может работать практический психолог
Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.
Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Но лицо может отразить переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности. [1] .
Направления деятельности
В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».
Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:
Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей (Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000)
Психологическое просвещение предусматривает деятельность:
-
- получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
- выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
- определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
- Психологическая реабилитация
Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:- психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
- конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей. (См. также: Реабилитация психологическая)
Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.
Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.
Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям» [2] .
Правовой статус педагога-психолога
На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.
Журналы, ориентированные на практического психолога:
- «Журнал практического психолога» (индекс 71808 по каталогу «Роспечать»)
- «Психолог в детском саду» (индекс 81927 по каталогу «Роспечать»)
- «Психология и школа» (индекс 81928 по каталогу «Роспечать»)
- «Психологическая диагностика» (индекс 82159 по каталогу «Роспечать»)
- «Журнал практической психологии и психоанализа»
- «Московский психотерапевтический журнал»
- «Психология на каждый день»
- «Школьный психолог» (газета)
- ↑Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.
- ↑ Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 501.
Литература
- Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
- Положение о психологической службе.
- Практическая возрастная психология / А. Г. Лидерс // Психология развития. Словарь. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — ISBN 5-9292-0145-5.
- Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 97-106.
- Этические стандарты психолога // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 158—161.
Нормативные документы
- Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
- Приказ Минобразования России от 22.10.99 г. № 636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Нормативно-правовые документы и рекомендации, регламентирующие труд психолога.
- Кодекс психолога.
Аналогичные документы в СНГ:
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 N 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
Где работают психологи? 7 вариантов помимо школы
Присматриваешься к специальности «Психология», но пока смутно представляешь, где будешь трудиться после вуза и на какой «хлеб» рассчитывать? А ведь психологи могут работать минимум в восьми сферах. Изучай свои возможности, чтобы выбрать профессиональный путь.
Образование
Первая ступенька в карьерной лестнице психолога — образовательные и дошкольные учреждения. Школьный психолог работает с детьми, родителями или преподавателями, проводит диагностику и консультирует по сложным вопросам. Например, он может следить за адаптацией ребёнка в саду или школе и работать с проблемными детьми. Квалификацию «педагог-психолог» получают в БГПУ имени Максима Танка , БГУ , БрГУ имени А. С. Пушкина , ГрГУ имени Янки Купалы , БарГУ , ПГУ .
Если видишь себя в будущем преподавателем, обрати внимание на специальности « Психология », «Практическая психология» и «Педагогическая психология» в БГПУ имени Максима Танка , БГУ , БГЭУ , БрГУ имени А. С. Пушкина , ВГУ имени П. М. Машерова , ГГУ имени Франциска Скорины , ГрГУ имени Янки Купалы , БИП , МИУ , МГУ имени А. А. Кулешова . С квалификацией «преподаватель психологии» ты сможешь работать в вузах, ссузах и птузах.
Здравоохранение
В психиатрических больницах и реабилитационных центрах нередко обращаются к услугам психолога. Он определяет нарушения в психике пациента (тревожность, зависимость, расстройства пищевого поведения и так далее) и выясняет, каким образом организовать реабилитацию. То есть он помогает человеку прийти в норму без таблеток и вернуться к здоровой жизни. За медикаментозное лечение отвечает психиатр. Специальности «клинический психолог» в белорусских вузах нет, но получить квалификацию «психотерапевт» можно в БГМУ , ВГМУ , ГГМУ , ГрГМУ .
Социальная сфера
Если обычный психолог разбирается в эмоциях и чувствах клиента, то социальный психолог делает то же, но с учётом влияния на человека социальных групп (семьи, класса, друзей ). Поэтому он может помогать как отдельным людям, так и работникам целых организаций. Социальный психолог работает со взрослыми и детьми, которые оказались в проблемной ситуации . А также проводит опросы населения и диагностики, чтобы отслеживать психологический климат в обществе.
Социальные психологи чаще всего работают в службах психологической поддержки, научно-исследовательских центрах и школах. Получить эту специальность можно в БГПУ имени М. Танка , БГУ , БрГУ имени А. С. Пушкина , ВГУ имени П. М. Машерова , ГГУ имени Франциска Скорины , ГрГУ имени Янки Купалы , ГГТУ имени П. О. Сухого .
Военное дело
Военный психолог — достаточно молодая и редкая для стран Восточной Европы профессия (в России она появилась в начале 90-х). Специалист помогает солдатам справляться с психологической нагрузкой, наблюдает за их поведением в стрессовых ситуациях, проводит анкетирование и собеседование личного состава, следит за адаптацией новобранцев в армии. Он также читает лекции и проводит тренинги. Место работы военных психологов — соответствующие военные учреждения. Специальность «Практическая психология в военном деле» есть только в Военной академии Республики Беларусь .
Юриспруденция
Юридические психологи работают в тюрьмах, юридических организациях или государственных органах. Попасть в эту сферу можно после окончания экономико-правового факультета БИП .
Если раньше на себя нагрузку психолога брал тренер, то всё чаще в команды приглашают спортивного психолога. Ведь во многом успех в соревнованиях зависит от «боевого настроя» и психологической подготовки участника. Психолог помогает мотивировать спортсмена, учит контролировать эмоции и справляться со страхом или паникой перед соревнованиями. Спортивных психологов (по совместительству и тренеров) готовит только БГУФК . Выпускники этой специальности могут работать в спортивно-оздоровительных и реабилитационных центрах, клубах, в высших и средних специальных учебных заведениях.
Для того, чтобы работать в научно-исследовательских институтах, нужно окончить магистратуру, аспирантуру, провести собственное исследование и защитить диссертацию, получить учёную степень. Поэтому лучше заранее продумывать шаги своего послевузовского образования и понемногу вникать в научную работу ещё на первых курсах вуза.
Нередко специалисты становятся организационными психологами и находят работу в престижных компаниях. Обычно такие фирмы большое внимание уделяют подбору персонала (HR-менеджер), поэтому передают кадровые вопросы психологам. Профессионал собеседует кандидата и смотрит, насколько человек готов к работе на определённой должности с психологической точки зрения и подходит ли он.
Опытные и предприимчивые психологи открывают собственный бизнес и проводят индивидуальное, семейное или групповое консультирование. Они помогают человеку справляться с проблемами, организуют коучинги [тренинги, в ходе которого психолог помогает клиентам достичь жизненной или профессиональной цели — прим. ред.] и образовательные курсы, пишут книги. Зная, в чём ты силён, можешь пробовать себя в личном бизнесе.
Специальность «Психология предпринимательской деятельности» смотри в БГПУ имени Максима Танка и БГЭУ , специальность «Психология в бизнесе» есть в магистратуре БГУ .
Мы расписали тебе восемь сфер, где может работать психолог. Если ты пока не определился, каким специалистом хочешь стать, не переживай. Психолог общей практики способен проявить себя в разных отраслях. Чтобы ты убедился в правильности своего выбора, советуем пройти тесты на предмет деятельности и профессиональный тип личности . Удачи в поисках себя!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Источники
Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.- Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
- Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.