Порядок объявления в федеральный розыск

Все ответы в статье: "Порядок объявления в федеральный розыск" с комментариями профессионалов. Задавайте свои вопросы дежурному специалисту.

Комментарий к СТ 210 УПК РФ

Статья 210 УПК РФ. Розыск подозреваемого, обвиняемого

Комментарий к статье 210 УПК РФ:

1. До приостановления дела следователь (дознаватель) производит розыскные следственные действия (обыск для установления скрывающихся лиц; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, адресованные связям обвиняемого; контроль и запись переговоров; допрос соседей, сослуживцев обвиняемого) или иные мероприятия, например направляет запросы в различные учреждения. После приостановления дела следователь вправе лишь истребовать и принимать представленные предметы и документы. См. ком. к ст. 209. Если, несмотря на принятые меры, местонахождение обвиняемого (подозреваемого) не удалось установить, то поручение о розыске дается органам дознания. Розыск обвиняемых является одним из основных направлений деятельности полиции (п. 4 ч. 1 ст. 2 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» ), для осуществления которой могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия. Для эффективного розыска предварительно необходимо выявить подробные данные о личности обвиняемого .

См.: Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел. Приложение N 1 к Приказу МВД России от 05.05.1993 N 213 // Вопросы расследования преступлений. М., 1996. С. 653 — 654.

2. По масштабам определяют виды розыска: местный, федеральный, межгосударственный, международный. Ведомственными нормативными актами устанавливаются условия объявления органом дознания федерального розыска (как правило, по тяжким преступлениям по истечении 2 — 6 месяцев безрезультатного местного розыска). Межгосударственный розыск проводится в пределах государств — участников СНГ, не подменяет международный розыск и может осуществляться параллельно с ним. Международный розыск производится на территории государств — членов Международной организации уголовной полиции (Интерпол) через посредничество этой организации. Объявление в международный розыск регулируется подзаконными нормативными актами (Приказ МВД России N 786, Минюста России N 310, ФСБ России N 470, ФСО России N 454, ФСКН России N 333, ФТС России N 971 от 06.10.2006 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»). Основанием для объявления международного розыска является достоверная информация о выезде разыскиваемого (намерении выехать) за пределы РФ, о наличии связей за пределами РФ. Для объявления в международный розыск необходимо выполнение следующих условий:

— разыскиваемое лицо имеет статус обвиняемого (см. ст. 47 УПК России);

— обвиняемый объявлен (или одновременно объявляется) в федеральный розыск;

— разыскиваемый обвиняется в совершении одного или нескольких преступлений средней тяжести, тяжких либо особо тяжких, которые не носят политический, военный, религиозный или расовый характер.

Международный розыск объявляется постановлением органа, осуществляющего ОРД, на основании уголовно-процессуального решения о розыске (постановления, вынесенного в соответствии со ст. 210 УПК, или указания прокурора, данного по поручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 УПК). Постановление об объявлении международного розыска выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего ОРД, и заверяется печатью. Данное постановление с необходимыми документами направляются в НЦБ Интерпола. Если судьей будет принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется, и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Интерпола. Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля ФСБ РФ направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

3. Часть 3 ком. статьи в редакции Закона от 04.07.2003 положила начало формированию нового уголовно-процессуального института — задержанию обвиняемого, которое по смыслу закона должно проводиться по аналогии с задержанием подозреваемого на срок до 48 часов. Однако задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Об этом см. ком. к ст. 91. Предназначение нового института состоит в обеспечении «запрета заочного ареста». См. ком. к ч. ч. 4 — 5 ст. 108. В случае обнаружения разыскиваемого лица оно может быть задержано, после чего незамедлительно должно быть возобновлено производство по делу.

4. Порядок задержания обвиняемого, находящегося в розыске

Дозволение законодателем задержания разыскиваемого обвиняемого в порядке, предусмотренном главой 12 УПК РФ дает возможность обратиться к технологии задержания подозреваемого. С этой целью, по аналогии с порядком задержания подозреваемого, следует выделить структурные элементы, образующие порядок задержания обвиняемого:

1) вынесение постановления о задержании обвиняемого;

2) обнаружение обвиняемого;

3) захват и доставление разысканного обвиняемого в служебное помещение;

4) уведомление инициатора розыска об обнаружении и проверка оснований задержания обвиняемого;

5) составление протокола;

6) досмотр и (или) личный обыск задержанного;

7) допрос обвиняемого;

8) сообщение прокурору о задержании обвиняемого;

9) уведомление семьи (родственников) о задержании;

10) окончание задержания.

Далее целесообразно сконцентрировать внимание на анализе особенностей процессуальной формы рассматриваемой меры принуждения. К моменту объявления обвиняемого в розыск в распоряжении следователя имеется время для обдуманного и взвешенного решения о задержании обвиняемого, которое оформляется постановлением. При этом следует учитывать, что постановление направляется с поручением в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, в котором кроме задержания, следует предусмотреть производство следственных действий с участием обвиняемого (личный обыск, допрос обвиняемого). Следует признать неправомерной практику, когда постановление не выносится, а ограничиваются составление поручения о задержании.

До недавнего времени не был урегулирован законом момент непосредственного ограничения свободы (захват и доставление) разысканного обвиняемого. Данный пробел устранен благодаря закону «О полиции». Необходимо обратимся к п. 13 ч. 1 ст. 13, согласно которого полиция вправе доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда.

Читайте так же:  Как оформляется перепланировка квартиры

Факт доставления в служебное помещение оформляется протоколом, составленным в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 закона «О полиции». Дальнейшие действия с разысканным обвиняемым будут зависеть от места его обнаружения. При обнаружении обвиняемого по месту расследования особых трудностей, связанных с процедурой задержания, не возникает. Обвиняемый доставляется в дежурную часть, о чем уведомляется следователь, в производстве которого находится уголовное дело, который и в свою очередь и составляет протокол задержания.

Сложности возникают при обнаружении обвиняемого не по месту расследования. Разбирательство с разысканным обвиняемым в соответствии с ведомственными приказами должно осуществляться оперативным дежурным и сотрудниками дежурной смены. Вместе с тем рассмотрение вопроса о дальнейшем удержании обвиняемого целесообразно поручать следователю. Это оправдано исходя из следующих соображений. Во-первых, следователем более взвешенно будет рассмотрен вопрос о потребности реализации постановления о задержании, так как у него имеется опыт принятия подобных решений. Во-вторых, ему же в последующем придется поддерживать ходатайство об аресте в суде. Проводимая по факту обнаружения обвиняемого проверка состоит в совершении комплекса действий: необходимо уведомить инициатор розыска, оценить по имеющимся сведениям результаты отождествления личности обвиняемого, проверить его по учетам, получить от него объяснения.

При рассмотрении вопроса о субъектах правомочных принять решение о задержании необходимо обратиться к закону «О полиции». В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 14 закона сотрудники полиции в праве задерживать разысканных лиц, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений. Если в случае задержания подозреваемого в законе «О полиции» обозначено, что оно осуществляется по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством РФ (п. 1 ч. 1. ст. 14), относительно задержания разысканного лица подобной законодательный прием не применен. И это, полагаем, не случайно. В этой связи интересным представляется вопрос о том, являются ли задержание, произведенное полицией и задержание, предусмотренное ч. 3 ст. 210 УПК РФ разными видами ограничения свободы передвижения или разными этапами одноименной меры принуждения.

Задержание — это не одномоментный акт, а комплекс правоотношений, реализация которых обусловлена созданием необходимых гарантий, направленных на обеспечение его правомерности. Анализ ст. 14 Закона «О полиции» позволяет предположить, что порядок задержания лица носит неоконченный характер, в нем нашли регулирование первоначальные действия по ограничению свободы передвижения. В частности, не обозначен допрос задержанного, сообщение прокурору, в свою очередь, данные процессуальные действия предусмотрены главой 12 УПК РФ.

Кроме того, следует учитывать, что задержание разысканного лица, согласно п. 4 ч. 2 ст. 14 закона «О полиции», длиться до передачи его соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений. Однако после доставления обвиняемого, к примеру, следователю, сохраняется потребность решения в отношении разысканного лица вопроса о мере пресечения в виде заключения под стражу. Соответственно, до получения судебного решения об аресте обвиняемого требуется его дальнейшее содержание под стражей. Таким образом, полицейское задержание направлено на доставление обнаруженного лица в правоохранительный орган, дальнейшее ограничение свободы его передвижения осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 210 УПК РФ.

При рассмотрении данного этапа задержания важно определиться с органом, которому сотрудник полиции передает разысканное лицо. При обнаружении обвиняемого по месту расследования каких-либо трудностей с решением данного вопроса не возникает. Сотрудник полиции доставляет его в дежурную часть или непосредственно к следователю (дознавателю) и составляет протокол задержания, в котором отражает обстоятельства обнаружения разысканного лица.

Однако, как быть при обнаружении обвиняемого в удаленном от места расследовании регионе, когда для его доставления требуется продолжительное время (превышающее 48 часов). Возникает вопрос, правомерно ли в данном случае его доставление в рамках полицейского задержания. Полагаем, ответ на данный вопрос должен быть отрицательным. В п. 4 ст. 14 закона «О полиции» не указан срок, на которое лицо может быть задержано, обозначено, что задержание может длиться до передачи подозреваемого (обвиняемого) соответствующим органам или учреждениям. Однако, общий срок задержания, согласно ст. 22 Конституции РФ, не может превышать 48 часов. Кроме того, как уже было отмечено ранее, после передачи разысканного обвиняемого к следователю, сохраняется потребность дальнейшего его удержания для решения вопроса о мере пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, под соответствующим органом, учреждением, до передачи которым задерживается обвиняемый, в случае его обнаружения в удаленном от места расследования регионе, следует понимать ближайший правоохранительный орган, должностное лицо которого правомочно решить вопрос о дальнейшем ограничении свободы лица, в порядке уголовно-процессуального законодательства.

Изложенное позволяет предположить, что задержание разысканного обвиняемого производиться в несколько этапов, выделение которых обусловлено характером деятельности правоохранительных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. Определенными полномочиями в этой сфере обладают сотрудники полиции, которые в предусмотренных законом случаях оказывают содействие следователю. Сотрудники полиции осуществляют розыск, соответственно, должны обладать процессуальными полномочиями, столь важными при обнаружении разыскиваемого обвиняемого.

Задержание разысканного лица представляет собой некий технологичный процесс, состоящий из нескольких этапов, в зависимости от ситуации, реализующиеся соответствующими субъектами. В идеале, когда следователь выполняет весь процесс задержания самостоятельно. Право сотрудников полиции на задержание возникает лишь в случаях исключающих его осуществление следователем. Эта вынужденная мера оперативного реагирования, реализуемая в ситуациях, когда необходимость задержание возникает внезапно. Обстоятельства, характеризующие момент обнаружения обвиняемого позволяет обосновать право сотрудников полиции задержать разысканное лицо в отсутствии на руках постановления следователя. Однако дальнейшее ограничение свободы обвиняемого в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 210 УПК РФ может осуществляться исключительно соответствующим субъектом (следователем, в производстве которого находиться уголовное дело или иное должностным лицом на основании его постановления).

В случае задержания в соответствии с законом «О полиции», а затем в соответствии с ч. 3 ст. 210 УПК РФ составляется два протокола задержания, первый из которых составляется в соответствии ч.ч. 14, 15 ст. 14 закона «О полиции». Второй составляется после передачи обвиняемого следователю в соответствии с ст. 92 УПК РФ. Протокол составляется в четырех экземплярах. Оригинал остается в уголовном деле. Копии должны быть вручены обвиняемому и его защитнику, направлены в ИВС.

Читайте так же:  Как подать жалобу на почтовое отделение

Следует признать неправомерными встречающиеся в правоприменительной практике случаи, когда следователь, инициирующий розыск, отсылает к месту обнаружения обвиняемого заполненный от своего имени протокол задержания. Сотруднику, обнаружившему обвиняемого, остается только вписать время задержания. Высказывается точка зрения, согласно которой протокол должен составляться не сотрудником органа дознания, исполняющим постановление, а следователем, его вынесшим 11 . Заочное составление протокола о задержании в отсутствии обвиняемого недопустимо. При возникновении таких ситуаций следует выносить постановление о задержании, а лицо, его реализующее, от своего имени составляет протокол, на основании которого администрация ИВС помещает задержанного в камеру для задержанных (ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») 12 .

В завершении следует отметить, что с введением задержания обвиняемого в систему мер принуждения не решаются все проблемы, возникающие при обнаружении разыскиваемого лица. Дальнейшее совершенствование уголовно-процессуального законодательства в этой части видится в детальном урегулировании задержания обвиняемого, смягчении запрета на заочный арест.

3. Розыск подозреваемого (обвиняемого). Порядок объявления в розыск

При приостановлении производства по п. 1 ч. 1 ст. 208 в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, следователь должен принять меры к его обнаружению. До приостановления производства расследования следователь должен дать поручение органу дознания о производстве оперативно-разыскных действий для установления лица, совершившего преступление. В случае приостановления производства но и. 2 ч. 1 ст. 208 УПК следователь для обнаружения обвиняемого обязан объявить в отношении него розыск.

Под розыском обвиняемого понимается одна из процессуальных функций следователя, представляющая собой деятельность, направленную на обнаружение обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, и создание условий для разрешения дела по существу.

Для объявления розыска обвиняемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления; данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления лица в розыск; орган дознания, котором>’ поручается осуществление розыска; избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения. Данные о личности обвиняемого должны быть собраны в ходе расследования.

После приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только разыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого. Порядок организации розыска обвиняемого регулируется приказами МВД России.

Поручая производство розыска обвиняемого, следователь не вправе определять методы, которые должен использовать орган дознания. Методы розыска и конкретные действия выбираются органом дознания самостоятельно, исходя из обстоятельств в каждом отдельном случае. Не позднее трех дней после принятия решения о розыске следователь должен передать органу дознания копию постановления и справки о личности обвиняемого. Первоначально разыскные мероприятия проводятся на территории субъекта РФ, где было совершено преступление (местный розыск). Если же проведение локальных разыскных мероприятий не дало положительного результата, тогда объявляется федеральный розыск обвиняемого, а поисковые мероприятия проводятся на всей территории РФ. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием, объявляются в федеральный розыск немедленно после вынесения об этом постановления органа расследования.

При наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого в случае его обнаружения может быть избрана одна из мер пресечения. Мера пресечения, не связанная с лишением свободы, может быть избрана в отношении обвиняемого, местонахождение которого было неизвестно, и при наличии сведений, что это лицо не примет активных действий с целью скрыться от органов расследования. В тех случаях, когда в уголовном деле есть данные, позволяющие полагать, что разысканный обвиняемый может вновь скрыться от органов расследования, в отношении него должна быть избрана мера пресечения в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК.

Решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, скрывшегося от органов расследования, принимается при объявлении лица в розыск. Согласно ч. 5 ст. 108 УПК избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого возможно только при объявлении его в международный розыск. В остальных случаях заочное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого не допускается законом.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в разыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения, не связанной с лишением свободы, если она была избрана.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, которому поручался розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

4. Приостановленное дознание возобновляется на основании постановления дознавателя после того, как отпали основания его приостановления, предусмотренные ст. 208 УПК, или возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого или обвиняемого (ч. 2 ст. 211 УПК).

Приостановленное дознание может быть возобновлено также на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в связи с отменой соответствующего постановления дознавателя (ч. 2 ст. 211 УПК). В этом случае дознаватель выносит постановление о принятии уголовного дела к своему производству и приступает к производству дознания.

При возобновлении уголовного дела, приостановленного в связи с неустановлением лица, совершившего преступление, время возобновления определяется дознавателем и зависит от характера поступившей к нему информации о лице, совершившем преступление. Если эта информация носит официальный характер (например, заявление о явке с повинной и др.), то дознаватель обязан немедленно возобновить дознание по уголовному делу. Если информация носит неофициальный характер (анонимное заявление, оперативные данные), то дознаватель должен поручить проверку данной информации органу дознания. Только после этого с учетом результатов проверки дознаватель принимает решение о возобновлении производства по приостановленному уголовному делу.

Читайте так же:  Как происходит увольнение при непрохождении испытательного срока: особенности процедуры

Дознание по уголовным делам, приостановленным в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого, возобновляется в случае такого улучшения состояния его здоровья, которое позволит ему участвовать в производстве следственных действий.

Иногда подозреваемый или обвиняемый выписывается из больницы в связи с улучшением состояния здоровья, но имеет на руках листок о временной нетрудоспособности. В этой ситуации дознаватель должен запросить справку от лечащего врача о возможности участия подозреваемого или обвиняемого по состоянию здоровья в производстве следственных действий. В спорных случаях дознаватель после возобновления дознания имеет право назначить для решения этого вопроса судебно-медицинскую экспертизу.

Решение о возобновлении дознания дознаватель принимает самостоятельно и выносит об этом постановление. Постановление дознавателя о возобновлении приостановленного дознания состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть содержит: наименование документа, время и место его составления; наименование органа дознания; специальное звание дознавателя, его фамилию, имя и отчество; фамилию подозреваемого или обвиняемого, его имя и отчество; статью УК, по которой он обвиняется или подозревается; номер уголовного дела.

Видео (кликните для воспроизведения).

В описательно-мотивировочной части постановления кратко излагаются; сущность обвинения или подозрения; обстоятельства, повлекшие приостановление дознания; дата приостановления; основания возобновления дознания; ссылка на статью УПК, в соответствии с которой принимается решение.

В резолютивной части постановления дознаватель указывает принятые им по уголовному делу решения, в том числе: о возобновлении приостановленного дознания; о направлении копии постановления прокурору; о сообщении о принятом решении по делу подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу или их представителям (ч. 3 ст. 211 УПК).

Одновременно с возобновлением приостановленного дознания дознаватель должен решить вопрос о продлении срока дознания по делу в установленном законом порядке.

Если приостановление дознания по п. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК имело место до истечения первоначального срока, т.е. до истечения 30 суток, то при возобновлении продолжается та часть срока, которая осталась неиспользованной. При приостановлении дознания по истечении 30-суточного срока по вышеуказанным основаниям или по п. 1.2 ч. 1 ст. 208 УПК возобновление срока дознания продлевается у прокурора до 30 суток. Дальнейшее продление срока дознания производится по правилам, предусмотренным ст. 223 УПК.

Условия и основания объявления в международный розыск обвиняемых и осужденных

117. Международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер, не осуществляется.

При несоблюдении этого условия государством — инициатором объявления международного розыска обвиняемого, осужденного Генеральным секретариатом Интерпола может быть в одностороннем порядке принято решение об отказе в международном розыске и исключении сведений о розыске лица из учетов Интерпола.

118. Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск при условии, что они обвиняются в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких.

119. Осужденные, уклоняющиеся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершившие побег из мест лишения свободы, объявляются в международный розыск при условии, что они осуждены к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее четырех месяцев.

120. В организации международного розыска может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности.

121. Обязательным условием объявления в международный розыск обвиняемых и осужденных при наличии сведений, указывающих на то, что это лицо скрывается от уголовного преследования или наказания за пределами Российской Федерации, является постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об объявлении лица в международный розыск (приложение 23), вынесенное на основании:

121.1. Постановления о розыске обвиняемого либо постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания), содержащего поручение о розыске, предусмотренных ч. 1 ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

(в ред. Приказа МВД РФ N 727, Минюста РФ N 302, ФСБ РФ N 480, ФСО РФ N 570, ФСКН РФ N 425, ФТС РФ N 1739 от 22.09.2009)

121.2. Указания прокурора, данного по поручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

122. Решение об объявлении лица в международный розыск по основаниям, предусмотренным п. п. 121.1 и 121.2 настоящей Инструкции, принимается органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, которому поступило на исполнение постановление о розыске обвиняемого или указание прокурора, соответственно.

123. Решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.

Один экземпляр постановления об объявлении лица в международный розыск должен быть вручен следователю или прокурору для обращения в суд в порядке ч. 5 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с целью получения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого.

Если судьей будет принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств — членов Интерпола в порядке, установленном главой III настоящей Инструкции.

124. Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в установленном порядке направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Читайте так же:  Оформление перепланировки частного дома

На протяжении всего периода международного розыска обвиняемого, осужденного запросы о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обновляются по мере истечения срока контроля.

125. Постановление об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск и другие материалы, необходимые для объявления розыска обвиняемого, осужденного, направляются в НЦБ Интерпола через филиалы либо через подразделения, указанные в пунктах 108.4, 111, 112 настоящей Инструкции, которыми осуществляется проверка на предмет обоснованности объявления международного розыска, достаточности сведений и правильности оформления документов.

Копия постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск приобщается к материалам розыскного дела.

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Комментарий к Ст. 210 УПК РФ

1. Розыск в контексте комментируемой статьи — это деятельность, направленная на установление места нахождения подозреваемого, обвиняемого. Если лицо не привлечено в качестве подозреваемого, обвиняемого, то меры по его установлению не входят в понятие розыска.

2. Приостановление расследования не означает полного прекращения работы по уголовному делу, особенно если производство приостановлено ввиду того, что подозреваемый или обвиняемый скрылся или по иным причинам неизвестно его местопребывание, и в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Если место нахождения обвиняемого неизвестно, следователь принимает меры к его розыску. Следователь вправе и обязан поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении предварительного следствия или выносится особое постановление. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

3. Следователь может направлять запросы в органы полиции по месту возможного нахождения подозреваемого, обвиняемого, в места лишения свободы, где может оказаться разыскиваемый, будучи осужденным за другое преступление, установить круг родных и знакомых обвиняемого и т.д.

4. Органы дознания ведут розыск специальными средствами. Местный розыск ведется в отношении всех лиц, скрывающихся от следствия и суда; федеральный розыск объявляется, как правило, только в отношении тех лиц, которым за совершенное преступление может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Федеральный розыск объявляется по истечении двух месяцев местного розыска, если последний окажется безуспешным.

5. При наличии данных о том, что обвиняемый скрывается от следствия и суда за пределами Российской Федерации, он может и должен быть объявлен в международный розыск, который осуществляется силами Международной организации уголовной полиции — Интерпола, в деятельности которой Россия принимает участие с 1996 г. (см.: Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» // СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3895). Следственные поручения о розыске лица принимаются, обрабатываются и направляются в Генеральный секретариат Интерпола и национальные бюро Интерпола иностранных государств. Российское национальное центральное бюро Интерпола — подразделение криминальной полиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ (см. пункты 1 и 12 Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 // СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916).

6. В отношении подозреваемого и обвиняемого, объявленных в международный розыск, может быть избрана и при обнаружении разыскиваемого применена любая мера пресечения, а в отношении объявленного в местный или даже федеральный розыск — любая, кроме заключения под стражу, потому что для применения этой меры пресечения необходимо судебное решение, а согласно части пятой статьи 108 УПК принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления его в международный розыск. Однако в случае обнаружения подозреваемого, обвиняемого, объявленных в местный или федеральный розыск, они могут быть задержаны в общем порядке, предусмотренном законом (часть третья комментируемой статьи), а затем в таком же общем порядке в течение 48 часов задержанный должен предстать перед судьей по месту задержания, который на общих основаниях, но с учетом того, что перед ним — скрывающийся от следствия и правосудия, решает вопрос о заключении его под стражу.

Порядок объявления в федеральный розыск

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Комментарий к статье 210

1. Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов расследования либо место его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение неизвестно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержания под стражей и т.п.

Читайте так же:  По каким причинам могут не дать ипотеку

2. Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления; данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления лица в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска; избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения. Данные о личности обвиняемого, подозреваемого должны быть собраны в ходе расследования. Закон предоставляет органу расследования право выбора объявить розыск обвиняемого, подозреваемого как в отдельном постановлении, так и одновременно с вынесением решения о приостановлении производства по уголовному делу. В случае объявления розыска обвиняемого, подозреваемого во время расследования выносится отдельное постановление.

3. После приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, подозреваемого, используя только розыскные и организационные средства. Процессуальные и следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого, подозреваемого. Порядок организации розыска обвиняемого регулируется приказами МВД России.

4. Поручая производство розыска обвиняемого, следователь не вправе определять методы, которые должен использовать орган дознания. Методы розыска и конкретные действия выбираются органом дознания самостоятельно, исходя из обстоятельств в каждом отдельном случае. Не позднее трех дней после принятия решения о розыске следователь должен передать органу дознания копию постановления и справки о личности обвиняемого, подозреваемого.

5. В справках, прилагаемых к поручению о розыске обвиняемого, подозреваемого, должны быть указаны данные, которые будут способствовать скорейшему розыску. В перечень этих данных входят: фамилия, имя, отчество обвиняемого, подозреваемого, время и место его рождения, национальность, образование, место жительства, место работы, семейное положение, наличие судимостей. Если у лица несколько фамилий, то указываются все. В случае проживания лица в разных регионах должны быть указаны все прежние места проживания и работы, место проживания родственников и лиц, у которых обвиняемый может находиться. В справках приводятся и иные данные о личности: наличие особых примет, черты характера, привычки, хронические заболевания, физические недостатки. Если лицо ранее судимо, указывается место отбывания наказания, круг общения при отбытии наказания и место проживания этих лиц. Сообщается о лицах, которые помогли или могут помочь скрыться обвиняемому. Обязательно должно быть указано о способности обвиняемого, подозреваемого владеть оружием, приемами самообороны и о вероятности оказания лицом сопротивления при задержании. К справкам прилагается фотография обвиняемого, подозреваемого или подробное описание его внешности, словесный портрет, копии дактилокарт.

6. Первоначально розыскные мероприятия проводятся на территории субъекта РФ, где было совершено преступление (местный розыск). Если же проведение локальных розыскных мероприятий не дало положительного результата, тогда объявляется федеральный розыск обвиняемого, а поисковые мероприятия проводятся на всей территории Российской Федерации. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием, объявляются в федеральный розыск немедленно после вынесения об этом постановления органа расследования.

7. Согласно международным соглашениям и в порядке, установленном ведомственными нормативными актами, в отношении лиц, обвиняемых, подозреваемых в совершении преступления, может быть объявлен международный розыск. Основанием для международного розыска является официальный запрос в органы внутренних дел, направляемый в Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в Российской Федерации. Ответственность за объявление обвиняемого, подозреваемого в международный розыск несут розыскные подразделения МВД России и НЦБ Интерпола в России.

8. При наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого, подозреваемого в случае его обнаружения может быть избрана одна из мер пресечения. Мера пресечения, не связанная с лишением свободы, может быть избрана в отношении обвиняемого, подозреваемого, местонахождение которого было неизвестно, и при наличии сведений, что это лицо не примет активных действий с целью скрыться от органов расследования. В тех случаях, когда в уголовном деле есть данные, дающие основания полагать, что разысканный обвиняемый, подозреваемый может вновь скрыться от органов расследования, в отношении него должна быть избрана мера пресечения в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, подозреваемого, скрывшегося от органов расследования, принимается при объявлении лица в розыск.

9. При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения, если она была избрана.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, подозреваемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, которому поручался розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

Источники


  1. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.

  2. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

  3. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
  4. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  5. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
Порядок объявления в федеральный розыск
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here